Применение социокультурного подхода к организации
исследовательской деятельности старшеклассников
Современное информационное общество требует
новых молодых людей, которые были бы способны быстро и грамотно работать с информацией,
самостоятельно осуществлять инновационную и исследовательскую деятельность, оперативно
принимать решения в различных жизненных и рабочих ситуациях. Соответственно, перед
школой возникают новые задачи, одной из основных является развитие творческих способностей
детей и стремление их к самореализации.
Перед современной системой образования
ставятся задачи и по формированию у школьников устойчивых нравственных ориентиров,
ценностно-нормативных представлений, которые бы способствовали сохранению целостности
социума. Данные задачи ставятся школе, так как она является открытой педагогической
системой и активно взаимодействует с ближним и дальним социумом, а в процессе его
освоения сама становится средством социализации представителей определенного социума.
В результате современную школу можно рассматривать в качестве культурно-воспитательного
центра в конкретном микрорайоне, который может расширить свое влияние за счет активизации
контактов с культурно-досуговыми учреждениями и другими службами.
Культурно-досуговая деятельность имеет
непосредственное отношение к воспитательной работе и является ее основой. Именно
от уровня ее организации зависит образ школьной жизни и все воспитательное пространство,
в котором функционирует конкретная воспитательная система. Благодаря внеклассной
воспитательной работе школа может существенно расширить свое влияние на детей, так
как после уроков они уходят не на улицу, а возвращаются обратно в школу, где им
предлагают интересный и познавательный досуг, а также возможности по самореализации.
Культурно-образовательный ресурс школы
должен активно использоваться для решения проблем социального развития обучающихся
и гуманизации социокультурной сферы. На уровне школы социокультурная деятельность
выступает в качестве средства системной организации воспитательного процесса, поэтому
она выполняет ряд системообразующих и управленческих функций, включая:
- информирование, что предполагает передачу
подрастающему поколению социальных норм, духовно-нравственных традиций и ценностей
общества. В результате этого удается решать различные задачи, включая правовое,
экологическое, нравственно-эстетическое воспитание и т.д.;
- интеграция. Общественная направленность
деятельности школы и комплексный характер содержания обуславливает формирование
обобщенных (интегративных) качеств ученика, в том числе гражданскую позицию, политическое
самосознание, общественную активность, стремление к самосовершенствованию;
- координация деятельности различных институтов,
заинтересованных в воспитании подрастающего поколения и повышения уровня культуры
взрослого населения;
- структурирование и объединение подвидов
социокультурной деятельности (политико-просветительской, культурно-досуговой, культмассовой
и др.), в результате чего можно выстраивать полноценную систему воспитательной работы
различных школьных центров.
Социокультурная деятельность проявляется
и в структуре единого воспитательного процесса, который организуется образовательным
учреждением посредством комплексного решения ряда задач:
- воспитание настоящих патриотов своей
страны, которые бы обладали высоким уровнем политической культуры и гражданского
самосознания;
- обеспечение высокой культуры организации
собственного свободного времени;
- постоянное расширение кругозора, познавательных
интересов учеников, стимулирование их творческого потенциала и развитие интеллектуальных
способностей;
- педагогизация окружающей микросреды,
что предполагает нейтрализацию негативных факторов формирования личности при одновременной
оптимизации позитивных факторов.
Социокультурный подход направлен и на
сохранение, развитие культуры общества, воспитание мультикультурности, гражданственности,
развитие творческих способностей, формирование разносторонне развитого человека.
Для реализации данных задач целесообразно
привлекать школьников к исследовательской деятельности, которая позволяет:
- на ранних этапах выявить профессиональные
склонности учеников;
- сформировать у школьников лидерские
качества;
- научить работать в команде;
- самостоятельно принимать решения в различных
ситуациях;
- научить детей аргументированно доказывать
свою точку зрения.
Именно данные навыки в последние годы
считаются ключевыми компетенциями личности.
Организация проектно-исследовательской
деятельности предполагает выполнение следующих этапов:
- Лекционно-практический курс, направленный
на ознакомление с понятием «проектно-исследовательская деятельность».
- Ценностно-ориентационный этап, который
предполагает выбор темы проектной и научно-исследовательской деятельности. Здесь
перед школьниками ставится задача осознать мотивы и цели будущего исследования.
У обучающихся также формируются представления о собственной значимости и практической
важности. На этом этапе выделяются приоритетные компоненты исследования, определяется
его содержание и характер.
- Конструктивный этап, в ходе которого
выполняется и оформляется работа. Одновременно производится планирование проектно-исследовательской
деятельности, распределяются обязанности и виды работ между всеми участниками проекта.
- Оценочно-рефлексивный этап, в рамках
которого производится оценка и коррекция проектно-исследовательской деятельности.
Этап напрямую связан с его самооценкой обучающимися либо же взаимооценкой промежуточных
и конечных результатов всей работы, также осуществляется коррекция деятельности.
- Презентация и защиты исследовательской
работы. Данный этап обычно осуществляется в рамках научно-практической конференции.
Порядок выполнения проектно-исследовательской
деятельности
Первоначально школьниками определяется
актуальная проблема, над которой они будут работать индивидуально или в группах.
Для повышения интереса обучающихся к проекту им самостоятельно предлагается выбрать
тему, что одновременно способствует развитию навыков выявления проблемы в различных
областях знаний.
Далее происходит постановка задачи и разработка
плана работы, благодаря чему развивается умение подбирать оптимальные пути решения
проблемы и определять объекты исследования. Обучающиеся на данном этапе собирают
и изучают имеющийся материал по их проблеме, готовят материальные средства и определяют
фронт экспериментальных работ. В задачи учителя-предметника входит консультирование
обучающегося по различным аспектам проекта, рекомендация источников информации,
оказание помощи при выборе средств, нужных для реализации исследования.
После этого обучающийся приступает к проведению
исследования. В ходе этой части мероприятия школьники учатся выдвигать гипотезы,
систематизировать материал, анализировать имеющуюся информацию. Обучающиеся проводят
разнообразные экспериментальные работы, лабораторные исследования, разрабатывают
различные схемы, алгоритмы, модели и конструкции.
В рамках презентации и подведения итогов
школьники учатся аргументированно отстаивать свои выводы, оформлять полученные задачи,
а также грамотно и профессионально презентовать свою работу. Во время подведения
итогов определяется научная новизна проблемы и практическая значимость полученных
результатов, также проводится разработка рекомендаций по дальнейшему изучению проблемы.
На всех этапах исследовательской работы
учитель оказывает всестороннюю помощь. При этом педагогу необходимо отказаться от
доминирующей роли и предоставить обучающемуся максимум свободы, в том числе при
выборе темы. В то же время задачей учителя является координация всех действий обучающегося
в целях грамотного решения поставленной перед ним задачи.
На этапе защиты обучающийся и учитель
должны быть равноправными партнерами, а не выступать в качестве антагонистов.
Применение социокультурного подхода предполагает
и формирование личности на основе ответственного и ценностного подхода к культуре,
традициям своего народа и окружающей среде. В то же время полноценное воспитание
обучающегося как человека и гражданина своей страны невозможно без установления
духовной связи с той культурной средой, в которой он начал осознавать себя как личность.
Использование социокультурного подхода
как раз и позволяет дать школьникам знания, которые были получены и комплекса социально-гуманитарных
наук, включая историю, культурологию, литературу, а также вооружить обучающихся
ценностно-практическим опытом и погрузить их в практику творческой деятельности.
Региональный компонент
Понятие «региональный или национально-региональный
компонент» стало использоваться в профессиональном языке педагогов после введения
федеральных государственных образовательных стандартов. В ФГОС региональный компонент
понимается как «часть содержания образования, в которой отражено национальное и
региональное своеобразие культуры». При этом если целостно рассматривать национально-региональный
и федеральный компоненты, то вместе они образуют государственный образовательный
стандарт.
Одним из ключевых принципов стандарта
является принцип комплексности и интегративности, что предполагает объединение различных
аспектов содержания образования и краеведческого материала по различным предметам
в единой целое. При этом в обязательном порядке осуществляется учет задач и потребностей
конкретного региона. В связи с этим для реализации данных принципов требуется проведение
дополнительных региональных курсов в разных предметных областях.
Данный принцип предполагает, что выпускник
основной школы получит базовые знания по экономике, истории, географии, литературе
и экологии своего региона. В старших же классах планируется активно привлекать обучающихся
к исследовательской деятельности, под которой в данном случае понимается «форма
построения межличностного взаимодействия исследователя и научного руководителя,
в ходе которого происходит трансляция культурных ценностей».
Одновременно в исследовательской деятельности
осуществляется и культурация личности, то есть происходит приобщение ребенка к культуре.
Это в свою очередь способствует тому, что социальное содержание становится индивидуальным,
происходит формирование индивидуальной культуры личности, человек начинает взаимодействовать
с различными пластами культуры.
Это означает, что при исследовательской
деятельности, основанной на региональном материале, осуществляется не только воспитание
чувств любви к родной земле, ее истории, культуре, экономике, но и происходит воспитание
социально активной личности.
При выборе источников для темы исследований
предпочтения могут отдаваться как предметным источникам (литературоведческим и лингвистическим),
так интегрированным с другими предметами. В старших классах социально-гуманитарного
профиля при организации исследовательской деятельности направления работы могут
касаться различных предметных областей, включая лингвистическую направленность.
Так, обучающиеся могут посвятить свои исследования изучению ошибок в устной речи
жителей своего родного города, диалектных слов области. При исследовании биографии
поэтов и писателей предпочтение стоит отдавать тем, которые имеют отношение к региону
проживания обучающегося.
Такой подход позволяет школьникам расширить
представления о культуре родного края и одновременно вписать региональную литературу
в общероссийскую литературу, увидеть связь авторов и их произведений с культурными
и историческими событиями страны. Одновременно с изучением местного материала, судеб
своих земляков способствует воспитанию любви к малой родине и приобщению к истокам.
Надо учитывать, что при изучении литературных
явлений часто приходится опираться на исторические факты, поэтому проведение исследований
предполагает применение историко-культурного подхода.
«Малая родина» для обучающегося выступает
в роли уникальной, поликультурной среды его проживания и одновременно личностного
роста. Однако она несет в себе и общечеловеческий опыт бытия, что объясняется ее
органичной связью с другими микрорегионами (горизонтальные связи). Кроме того, «малая
родина» выступает в качестве основы регионального пространства на макроуровне (вертикальные
связи).
При использовании данного подхода в культурологических
исследованиях обеспечивается формирование у обучающихся чувства принадлежности к
богатому общему культурно-историческому наследию и пространству, школьники учатся
уважительно относиться к культурным достижениям и традициям своего народа. Одновременно
происходит и «диалог культур», так как местные исторические реалии невозможно рассматривать
в отдельности от процессов, проходящих в масштабе всей страны.
Все направления исследовательской деятельности
обучающихся старших классов также способствуют выполнению одного из основных требований
ФГОС – сформировать у школьников единую картину мира, в том числе способность обучающегося
идентифицировать себя как жителя конкретного региона, носителя культуры определенной
нации и гражданина России. Достижение данной цели возможно только при целенаправленной
и систематической работе всех педагогов в единстве со всем педагогическим коллективом.
Список использованной литературы
1
Иванов Г.А. Интегративные основы организации научно-исследовательской
деятельности учащихся / Г. А. Иванов // Педагогические технологии. - 2006. - № 1.
- С. 22-28.
2
Поздняк С.Н. Исследовательская деятельность школьников
и метод проектов / С. Н. Поздняк // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006.
- № 3. - С. 52-56.
3
47. Сахарова Г. Исследовательская деятельность учащихся
по краеведению / Г. Сахарова // Учитель. – 2003. №5. С. 38.
4
Слободчиков В.И. Антропологический смысл исследовательской
работы школьников / В. И. Слободчиков // Школьные технологии. - 2006. - № 3. - С.
14-18.
5
Степанов В.Г. Основы исследовательской деятельности
школьника / В. Г. Степанов. - Псков: ПОИПКРО, 2004. - 96 с. - ПОИПКРО. - ISBN 5-75-22-0221-3.
6
Чудов В. Проектно-исследовательская деятельность школьников
/ В. Чудов, Н. Кашкарова, О. Лаврушко // Народное образование. – 2005. - №1. - С.
133.
7
Шаталова Н.В. Опыт краеведческой исследовательской работы
школьников / Н. В. Шаталова // Исследовательская работа школьников. - 2005. - №
1-2. - С. 46-54.
8
Шеленкова Н.Ю. Организация исследовательской деятельности
учащихся в школьном научном обществе / Н. Ю. Шеленкова // Завуч. – 2005. - №5. -
С. 82-87.
Тест для самоконтроля.
Вопрос №1
Какая
из системообразующих и управленческих функций школы предполагает передачу подрастающему
поколению социальных норм, духовно-нравственных традиций и ценностей общества?
А. информирование
Б. интеграция
В. координация деятельности различных институтов, заинтересованных в воспитании
подрастающего поколения и повышения уровня культуры взрослого населения
Г. структурирование и объединение подвидов социокультурной деятельности
Вопрос №2
Укажите
задачи, посредством которых в структуре единого воспитательного процесса проявляется
социокультурная деятельность.
А. обеспечение высокой культуры организации собственного свободного времени
Б. постоянное расширение кругозора, познавательных интересов учеников
В. стимулирование творческого потенциала и развитие интеллектуальных способностей
обучающихся
Г. все ответы верны
Вопрос №3
Что
понимается под педагогизацией окружающей микросреды?
А. сохранение, развитие культуры общества
Б. нейтрализация негативных факторов формирования личности при одновременной
оптимизации позитивных факторов+++
В. воспитание мультикультурности
Г. формирование разносторонне развитого человека
Вопрос №4
Какую
цель не преследует привлечение школьников к исследовательской деятельности?
А. сформировать у школьников лидерские качества
Б. научить работать единолично, рассчитывая только на себя
В. научить детей аргументированно доказывать свою точку зрения
Г. на ранних этапах выявить профессиональные склонности учеников
Вопрос №5
На
каком из этапов организации проектно-исследовательской деятельности производится
оценка и коррекция проектно-исследовательской деятельности?
А. лекционно-практический курс
Б. ценностно-ориентационный этап
В. оценочно-рефлексивный этап
Г. презентация и защита
Вопрос №6
Каково
содержание лекционно-практического курса как одного из этапов проектно-исследовательской
деятельности?
А. ознакомление с понятием «проектно-исследовательская деятельность»
Б. выбор темы проектной и научно-исследовательской деятельности
В. планирование проектно-исследовательской деятельности, распределение обязанностей
и видов работ между всеми участниками проекта
Г. защита в рамках научно-практической конференции
Вопрос №7
Укажите
умения и навыки, которые формируются у обучающихся в процессе постановки задачи
и разработки плана работы.
А. подбирать оптимальные пути решения проблемы
Б. определять объекты исследования
В. работать с различными источниками информации
Г. все ответы верны
Вопрос №8
Укажите
вид деятельности, который не входит в этап проведения исследования.
А. выдвижение гипотезы
Б. систематизация материала
В. определение темы исследования
Г. анализ имеющейся информации
Вопрос №9
Какую
функцию не должен выполнять педагог в процессе исследовательской деятельности?
А. доминирующая роль в проведении исследования
Б. предоставление обучающемуся максимума свободы, в том числе при выборе темы
В. координация всех действий обучающегося
Г. равноправное партнерство с обучающимся
Вопрос №10
Решению
каких задач способствует применение социокультурного подхода?
А. вооружение обучающихся ценностно-практическим опытом
Б. погружение обучающихся в практику творческой деятельности
В. установление духовной связи с той культурной средой, в которой он начал
осознавать себя как личность
Г. все ответы верны
Вопрос №11
Что
предполагает принцип комплексности и интегративности как один из ключевых принципов
стандарта.
А. разделение различных аспектов содержания образования и краеведческого материала
по различным предметам
Б. объединение различных аспектов содержания образования и краеведческого материала
по различным предметам в единой целое
В. различные аспекты содержания образования и краеведческого материала делятся
по направлениям
Г. все ответы верны
Вопрос №12
Укажите
верное утверждение.
Утверждение 1. Региональный или национально-региональный
компонент понимается как часть содержания образования, в которой отражено национальное
и региональное своеобразие культуры.
Утверждение 2. Региональный или национально-региональный
компонент понимается как часть содержания образования, в которой отражено федеральное
своеобразие культуры.
А. верно только утверждение 1
Б. верно только утверждение 2
В. оба утверждения верны
Г. оба утверждения неверны
Вопрос №13
«Малая
родина» выступает для обучающегося в ходе исследовательской деятельности в различных
ролях. Укажите, какая из ролей сформулирована неверно.
А. уникальная, поликультурная среда проживания обучающегося среда, в которой
происходит личностный рост обучающегося
Б. обучающийся приобретает общечеловеческий опыт бытия (горизонтальные
связи)
В. выступает в качестве основы регионального пространства на микроуровне (вертикальные
связи)
Г. все ответы верны
Вопрос №14
Какие
требования ФГОС выполняются в ходе организации исследовательской деятельности?
А. сформировать у школьников единую картину мира
Б. сформировать способность обучающегося идентифицировать себя как жителя конкретного
региона
В. сформировать способность обучающегося идентифицировать себя как носителя
культуры определенной нации и гражданина России
Г. все ответы верны
Вопрос №15
Какая
из перечисленных форм относится к литературоведческому направлению исследовательской
деятельности?
А. изучение ошибок в устной речи жителей своего родного города
Б. изучение диалектных слов области
В. исследование биографии писателя, который является уроженцем данного
региона
Г. исследование рельефа данной местности
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.