Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Технология «Портфолио» как эффективный инструмент оценки успешности обучающихся и деятельности педагогов

Технология «Портфолио» как эффективный инструмент оценки успешности обучающихся и деятельности педагогов

Применение социокультурного подхода к организации исследовательской деятельности старшеклассников

Современное информационное общество требует новых молодых людей, которые были бы способны быстро и грамотно работать с информацией, самостоятельно осуществлять инновационную и исследовательскую деятельность, оперативно принимать решения в различных жизненных и рабочих ситуациях. Соответственно, перед школой возникают новые задачи, одной из основных является развитие творческих способностей детей и стремление их к самореализации.

Перед современной системой образования ставятся задачи и по формированию у школьников устойчивых нравственных ориентиров, ценностно-нормативных представлений, которые бы способствовали сохранению целостности социума. Данные задачи ставятся школе, так как она является открытой педагогической системой и активно взаимодействует с ближним и дальним социумом, а в процессе его освоения сама становится средством социализации представителей определенного социума. В результате современную школу можно рассматривать в качестве культурно-воспитательного центра в конкретном микрорайоне, который может расширить свое влияние за счет активизации контактов с культурно-досуговыми учреждениями и другими службами.

Культурно-досуговая деятельность имеет непосредственное отношение к воспитательной работе и является ее основой. Именно от уровня ее организации зависит образ школьной жизни и все воспитательное пространство, в котором функционирует конкретная воспитательная система. Благодаря внеклассной воспитательной работе школа может существенно расширить свое влияние на детей, так как после уроков они уходят не на улицу, а возвращаются обратно в школу, где им предлагают интересный и познавательный досуг, а также возможности по самореализации.

Культурно-образовательный ресурс школы должен активно использоваться для решения проблем социального развития обучающихся и гуманизации социокультурной сферы. На уровне школы социокультурная деятельность выступает в качестве средства системной организации воспитательного процесса, поэтому она выполняет ряд системообразующих и управленческих функций, включая:

- информирование, что предполагает передачу подрастающему поколению социальных норм, духовно-нравственных традиций и ценностей общества. В результате этого удается решать различные задачи, включая правовое, экологическое, нравственно-эстетическое воспитание и т.д.;

- интеграция. Общественная направленность деятельности школы и комплексный характер содержания обуславливает формирование обобщенных (интегративных) качеств ученика, в том числе гражданскую позицию, политическое самосознание, общественную активность, стремление к самосовершенствованию;

- координация деятельности различных институтов, заинтересованных в воспитании подрастающего поколения и повышения уровня культуры взрослого населения;

- структурирование и объединение подвидов социокультурной деятельности (политико-просветительской, культурно-досуговой, культмассовой и др.), в результате чего можно выстраивать полноценную систему воспитательной работы различных школьных центров.

Социокультурная деятельность проявляется и в структуре единого воспитательного процесса, который организуется образовательным учреждением посредством комплексного решения ряда задач:

- воспитание настоящих патриотов своей страны, которые бы обладали высоким уровнем политической культуры и гражданского самосознания;

- обеспечение высокой культуры организации собственного свободного времени;

- постоянное расширение кругозора, познавательных интересов учеников, стимулирование их творческого потенциала и развитие интеллектуальных способностей;

- педагогизация окружающей микросреды, что предполагает нейтрализацию негативных факторов формирования личности при одновременной оптимизации позитивных факторов.

Социокультурный подход направлен и на сохранение, развитие культуры общества, воспитание мультикультурности, гражданственности, развитие творческих способностей, формирование разносторонне развитого человека.

Для реализации данных задач целесообразно привлекать школьников к исследовательской деятельности, которая позволяет:

- на ранних этапах выявить профессиональные склонности учеников;

- сформировать у школьников лидерские качества;

- научить работать в команде;

- самостоятельно принимать решения в различных ситуациях;

- научить детей аргументированно доказывать свою точку зрения.

Именно данные навыки в последние годы считаются ключевыми компетенциями личности.

Организация проектно-исследовательской деятельности предполагает выполнение следующих этапов:

- Лекционно-практический курс, направленный на ознакомление с понятием «проектно-исследовательская деятельность».

- Ценностно-ориентационный этап, который предполагает выбор темы проектной и научно-исследовательской деятельности. Здесь перед школьниками ставится задача осознать мотивы и цели будущего исследования. У обучающихся также формируются представления о собственной значимости и практической важности. На этом этапе выделяются приоритетные компоненты исследования, определяется его содержание и характер.

- Конструктивный этап, в ходе которого выполняется и оформляется работа. Одновременно производится планирование проектно-исследовательской деятельности, распределяются обязанности и виды работ между всеми участниками проекта.

- Оценочно-рефлексивный этап, в рамках которого производится оценка и коррекция проектно-исследовательской деятельности. Этап напрямую связан с его самооценкой обучающимися либо же взаимооценкой промежуточных и конечных результатов всей работы, также осуществляется коррекция деятельности.

- Презентация и защиты исследовательской работы. Данный этап обычно осуществляется в рамках научно-практической конференции.

Порядок выполнения проектно-исследовательской деятельности

Первоначально школьниками определяется актуальная проблема, над которой они будут работать индивидуально или в группах. Для повышения интереса обучающихся к проекту им самостоятельно предлагается выбрать тему, что одновременно способствует развитию навыков выявления проблемы в различных областях знаний.

Далее происходит постановка задачи и разработка плана работы, благодаря чему развивается умение подбирать оптимальные пути решения проблемы и определять объекты исследования. Обучающиеся на данном этапе собирают и изучают имеющийся материал по их проблеме, готовят материальные средства и определяют фронт экспериментальных работ. В задачи учителя-предметника входит консультирование обучающегося по различным аспектам проекта, рекомендация источников информации, оказание помощи при выборе средств, нужных для реализации исследования.

После этого обучающийся приступает к проведению исследования. В ходе этой части мероприятия школьники учатся выдвигать гипотезы, систематизировать материал, анализировать имеющуюся информацию. Обучающиеся проводят разнообразные экспериментальные работы, лабораторные исследования, разрабатывают различные схемы, алгоритмы, модели и конструкции.

В рамках презентации и подведения итогов школьники учатся аргументированно отстаивать свои выводы, оформлять полученные задачи, а также грамотно и профессионально презентовать свою работу. Во время подведения итогов определяется научная новизна проблемы и практическая значимость полученных результатов, также проводится разработка рекомендаций по дальнейшему изучению проблемы.

На всех этапах исследовательской работы учитель оказывает всестороннюю помощь. При этом педагогу необходимо отказаться от доминирующей роли и предоставить обучающемуся максимум свободы, в том числе при выборе темы. В то же время задачей учителя является координация всех действий обучающегося в целях грамотного решения поставленной перед ним задачи.

На этапе защиты обучающийся и учитель должны быть равноправными партнерами, а не выступать в качестве антагонистов.

Применение социокультурного подхода предполагает и формирование личности на основе ответственного и ценностного подхода к культуре, традициям своего народа и окружающей среде. В то же время полноценное воспитание обучающегося как человека и гражданина своей страны невозможно без установления духовной связи с той культурной средой, в которой он начал осознавать себя как личность.

Использование социокультурного подхода как раз и позволяет дать школьникам знания, которые были получены и комплекса социально-гуманитарных наук, включая историю, культурологию, литературу, а также вооружить обучающихся ценностно-практическим опытом и погрузить их в практику творческой деятельности.

Региональный компонент

Понятие «региональный или национально-региональный компонент» стало использоваться в профессиональном языке педагогов после введения федеральных государственных образовательных стандартов. В ФГОС региональный компонент понимается как «часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры». При этом если целостно рассматривать национально-региональный и федеральный компоненты, то вместе они образуют государственный образовательный стандарт.

Одним из ключевых принципов стандарта является принцип комплексности и интегративности, что предполагает объединение различных аспектов содержания образования и краеведческого материала по различным предметам в единой целое. При этом в обязательном порядке осуществляется учет задач и потребностей конкретного региона. В связи с этим для реализации данных принципов требуется проведение дополнительных региональных курсов в разных предметных областях.

Данный принцип предполагает, что выпускник основной школы получит базовые знания по экономике, истории, географии, литературе и экологии своего региона. В старших же классах планируется активно привлекать обучающихся к исследовательской деятельности, под которой в данном случае понимается «форма построения межличностного взаимодействия исследователя и научного руководителя, в ходе которого происходит трансляция культурных ценностей».

Одновременно в исследовательской деятельности осуществляется и культурация личности, то есть происходит приобщение ребенка к культуре. Это в свою очередь способствует тому, что социальное содержание становится индивидуальным, происходит формирование индивидуальной культуры личности, человек начинает взаимодействовать с различными пластами культуры.

Это означает, что при исследовательской деятельности, основанной на региональном материале, осуществляется не только воспитание чувств любви к родной земле, ее истории, культуре, экономике, но и происходит воспитание социально активной личности.

При выборе источников для темы исследований предпочтения могут отдаваться как предметным источникам (литературоведческим и лингвистическим), так интегрированным с другими предметами. В старших классах социально-гуманитарного профиля при организации исследовательской деятельности направления работы могут касаться различных предметных областей, включая лингвистическую направленность. Так, обучающиеся могут посвятить свои исследования изучению ошибок в устной речи жителей своего родного города, диалектных слов области. При исследовании биографии поэтов и писателей предпочтение стоит отдавать тем, которые имеют отношение к региону проживания обучающегося.

Такой подход позволяет школьникам расширить представления о культуре родного края и одновременно вписать региональную литературу в общероссийскую литературу, увидеть связь авторов и их произведений с культурными и историческими событиями страны. Одновременно с изучением местного материала, судеб своих земляков способствует воспитанию любви к малой родине и приобщению к истокам.

Надо учитывать, что при изучении литературных явлений часто приходится опираться на исторические факты, поэтому проведение исследований предполагает применение историко-культурного подхода.

«Малая родина» для обучающегося выступает в роли уникальной, поликультурной среды его проживания и одновременно личностного роста. Однако она несет в себе и общечеловеческий опыт бытия, что объясняется ее органичной связью с другими микрорегионами (горизонтальные связи). Кроме того, «малая родина» выступает в качестве основы регионального пространства на макроуровне (вертикальные связи).

При использовании данного подхода в культурологических исследованиях обеспечивается формирование у обучающихся чувства принадлежности к богатому общему культурно-историческому наследию и пространству, школьники учатся уважительно относиться к культурным достижениям и традициям своего народа. Одновременно происходит и «диалог культур», так как местные исторические реалии невозможно рассматривать в отдельности от процессов, проходящих в масштабе всей страны.

Все направления исследовательской деятельности обучающихся старших классов также способствуют выполнению одного из основных требований ФГОС – сформировать у школьников единую картину мира, в том числе способность обучающегося идентифицировать себя как жителя конкретного региона, носителя культуры определенной нации и гражданина России. Достижение данной цели возможно только при целенаправленной и систематической работе всех педагогов в единстве со всем педагогическим коллективом.



Список использованной литературы


  1. Иванов Г.А. Интегративные основы организации научно-исследовательской деятельности учащихся / Г. А. Иванов // Педагогические технологии. - 2006. - № 1. - С. 22-28.

  2. Поздняк С.Н. Исследовательская деятельность школьников и метод проектов / С. Н. Поздняк // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2006. - № 3. - С. 52-56.

  3. 47. Сахарова Г. Исследовательская деятельность учащихся по краеведению / Г. Сахарова // Учитель. – 2003. №5. С. 38.

  4. Слободчиков В.И. Антропологический смысл исследовательской работы школьников / В. И. Слободчиков // Школьные технологии. - 2006. - № 3. - С. 14-18.

  5. Степанов В.Г. Основы исследовательской деятельности школьника / В. Г. Степанов. - Псков: ПОИПКРО, 2004. - 96 с. - ПОИПКРО. - ISBN 5-75-22-0221-3.

  6. Чудов В. Проектно-исследовательская деятельность школьников / В. Чудов, Н. Кашкарова, О. Лаврушко // Народное образование. – 2005. - №1. - С. 133.

  7. Шаталова Н.В. Опыт краеведческой исследовательской работы школьников / Н. В. Шаталова // Исследовательская работа школьников. - 2005. - № 1-2. - С. 46-54.

  8. Шеленкова Н.Ю. Организация исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе / Н. Ю. Шеленкова // Завуч. – 2005. - №5. - С. 82-87.





Тест для самоконтроля.

Вопрос №1

Какая из системообразующих и управленческих функций школы предполагает передачу подрастающему поколению социальных норм, духовно-нравственных традиций и ценностей общества?

  1. информирование

  2. интеграция

  3. координация деятельности различных институтов, заинтересованных в воспитании подрастающего поколения и повышения уровня культуры взрослого населения

  4. структурирование и объединение подвидов социокультурной деятельности

Вопрос №2

Укажите задачи, посредством которых в структуре единого воспитательного процесса проявляется социокультурная деятельность.

  1. обеспечение высокой культуры организации собственного свободного времени

  2. постоянное расширение кругозора, познавательных интересов учеников

  3. стимулирование творческого потенциала и развитие интеллектуальных способностей обучающихся

  4. все ответы верны

Вопрос №3

Что понимается под педагогизацией окружающей микросреды?

  1. сохранение, развитие культуры общества

  2. нейтрализация негативных факторов формирования личности при одновременной оптимизации позитивных факторов+++

  3. воспитание мультикультурности

  4. формирование разносторонне развитого человека

Вопрос №4

Какую цель не преследует привлечение школьников к исследовательской деятельности?

  1. сформировать у школьников лидерские качества

  2. научить работать единолично, рассчитывая только на себя

  3. научить детей аргументированно доказывать свою точку зрения

  4. на ранних этапах выявить профессиональные склонности учеников

Вопрос №5

На каком из этапов организации проектно-исследовательской деятельности производится оценка и коррекция проектно-исследовательской деятельности?

  1. лекционно-практический курс

  2. ценностно-ориентационный этап

  3. оценочно-рефлексивный этап

  4. презентация и защита

Вопрос №6

Каково содержание лекционно-практического курса как одного из этапов проектно-исследовательской деятельности?

  1. ознакомление с понятием «проектно-исследовательская деятельность»

  2. выбор темы проектной и научно-исследовательской деятельности

  3. планирование проектно-исследовательской деятельности, распределение обязанностей и видов работ между всеми участниками проекта

  4. защита в рамках научно-практической конференции

Вопрос №7

Укажите умения и навыки, которые формируются у обучающихся в процессе постановки задачи и разработки плана работы.

  1. подбирать оптимальные пути решения проблемы

  2. определять объекты исследования

  3. работать с различными источниками информации

  4. все ответы верны

Вопрос №8

Укажите вид деятельности, который не входит в этап проведения исследования.

  1. выдвижение гипотезы

  2. систематизация материала

  3. определение темы исследования

  4. анализ имеющейся информации

Вопрос №9

Какую функцию не должен выполнять педагог в процессе исследовательской деятельности?

  1. доминирующая роль в проведении исследования

  2. предоставление обучающемуся максимума свободы, в том числе при выборе темы

  3. координация всех действий обучающегося

  4. равноправное партнерство с обучающимся

Вопрос №10

Решению каких задач способствует применение социокультурного подхода?

  1. вооружение обучающихся ценностно-практическим опытом

  2. погружение обучающихся в практику творческой деятельности

  3. установление духовной связи с той культурной средой, в которой он начал осознавать себя как личность

  4. все ответы верны

Вопрос №11

Что предполагает принцип комплексности и интегративности как один из ключевых принципов стандарта.

  1. разделение различных аспектов содержания образования и краеведческого материала по различным предметам

  2. объединение различных аспектов содержания образования и краеведческого материала по различным предметам в единой целое

  3. различные аспекты содержания образования и краеведческого материала делятся по направлениям

  4. все ответы верны

Вопрос №12

Укажите верное утверждение.

Утверждение 1. Региональный или национально-региональный компонент понимается как часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры.

Утверждение 2. Региональный или национально-региональный компонент понимается как часть содержания образования, в которой отражено федеральное своеобразие культуры.

  1. верно только утверждение 1

  2. верно только утверждение 2

  3. оба утверждения верны

  4. оба утверждения неверны

Вопрос №13

«Малая родина» выступает для обучающегося в ходе исследовательской деятельности в различных ролях. Укажите, какая из ролей сформулирована неверно.

  1. уникальная, поликультурная среда проживания обучающегося среда, в которой происходит личностный рост обучающегося

  2. обучающийся приобретает общечеловеческий опыт бытия (горизонтальные связи)

  3. выступает в качестве основы регионального пространства на микроуровне (вертикальные связи)

  4. все ответы верны

Вопрос №14

Какие требования ФГОС выполняются в ходе организации исследовательской деятельности?

  1. сформировать у школьников единую картину мира

  2. сформировать способность обучающегося идентифицировать себя как жителя конкретного региона

  3. сформировать способность обучающегося идентифицировать себя как носителя культуры определенной нации и гражданина России

  4. все ответы верны

Вопрос №15

Какая из перечисленных форм относится к литературоведческому направлению исследовательской деятельности?

  1. изучение ошибок в устной речи жителей своего родного города

  2. изучение диалектных слов области

  3. исследование биографии писателя, который является уроженцем данного региона

  4. исследование рельефа данной местности

9

  • Другое
Скачать материал
Автор Пирязева Наталья Владимировна
Дата добавления 29.01.2019
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 428
Номер материала MA-084016
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы