Технологическая
карта урока по окружающему миру в 4 классе
Ф.И.О. Бочкова Татьяна Васильевна
Тема. Как деятельность человека
изменяет поверхность суши
Цель: формирование
у младших школьников представление об изменениях поверхности суши под
воздействием деятельности человека
Задачи:
·
Показать характер воздействия человека на формы поверхности
·
Сравнить это воздействие с процессами, которые происходят по
естественным причинам
·
Формировать ответственное отношение к окружающей среде
·
Обобщить знания по теме «Формы поверхности суши»
Планируемые результаты:
Личностные:
·
Устойчивый интерес к изучению природы
Предметные :
·
Давать характеристику погоды
·
Объяснять, как изменяется поверхность суши в результате
деятельности человека
Метапредметные:
Регулятивные:
·
Планировать свои действия в соответствии с поставленной
целью
Познавательные
·
Находить необходимую информацию в учебнике, справочной
литературе и Интернете
·
Устанавливать причинно- следственные связи изменений в
природе
Коммуникативные
·
Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре
Тип урока:
О.Н.З.
Используемые ресурсы:
Учебник «Окружающий мир». Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. 4
класс, 2014 года, УМК «Планета знаний»
Рабочая тетрадь к учебнику Г.Г.Ивченковой, И.В.Потапова,
Е.В.Саплиной, А.И.Саплина «Окружающий мир», 4 класс, 2014г.
Физическая карта России, карта Хабаровского края, таблицы с
изображением форм поверхности, возникшие в результате деятельности человека
(курганы, насыпи, дамбы, карьеры)
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая
Этапы
урока
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
Универсальные
учебные
действия
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Мотивация
к учебной деятельности
·
Узнаем, что ещё влияет на изменение поверхности суши
|
Включение в деловой ритм урока.
Мотивирует на работу на уроке
|
Подготовка класса к работе.
|
Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками.
|
2. .
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
·
Назовите основные формы поверхности
·
Укажите сходство и различие в схеме холма и горы
·
Составьте рассказ об овраге по плану
План
1.
Образование оврагов
2.
Вред от оврагов
3.
Борьба с оврагами
·
Как можно определить, в какую сторону горизонта имеет
уклон равнина?
·
Какие формы поверхности образуются в результате
деятельности Солнца, воды и ветра?
·
Как человек взаимодействует с природой? (положительно и
отрицательно)
·
Что изменяется в природе?
|
Выявляет уровень знаний о формах поверхности земли,
подводит детей к теме урока
|
Повторяют пройденный материал, чтобы понять тему урока
|
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками;
познавательные: логические – анализ объекта с целью
выделения признаков.
|
3. Выявление
места и причины затруднения
·
В чём причина затруднения?
·
Почему вы не можете дать полную характеристику
деятельности человека на природу?
|
Подводит детей к теме урока
|
Выделяют проблему
|
Регулятивные: целеполагание; познавательные: постановка
вопросов; общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование
познавательной цели; логические: формулирование проблемы
|
4. Построение проекта выхода из затруднения
·
Постановка цели урока
·
Сформулируйте тему урока
·
Где можно найти необходимую информацию?
|
Подключает учащихся к постановке задач на уроке
|
Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
|
Регулятивные: планирование, познавательные– моделирование,
логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений,
доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное
сотрудничество в поиске и выборе информации.
|
5. Реализация
построенного проекта
·
Рассказ учителя об изменении поверхности земли под
воздействием деятельности человека. Изменяется поверхность земли, исчезают
одни формы поверхности, появляются другие:
-курганы
-могильные
холмы
-исторические
памятники
-земляные
валы, рвы
В
наши дни:
-осушение
болот
-выравнивание
поверхности для построек
-строительство
дамб, насыпей при строительстве дорог
-при
добыче полезных ископаемых- карьеры, холмы искусственные
|
Учитель
рассказывает: как человек изменяет поверхность земли
|
Знакомятся
с новым материалом по таблицам и слайдам
|
Познавательные:
Выдвижение гипотез и их обоснование , поиск необходимой
информации
Коммуникативные:
Выражение своих мыслей, своего мнения
|
6 . Первичное
закрепление нового материала
·
Работа по учебнику на с. 42
·
Как образовались курганы?
·
Где можно встретить их?
·
Что возводили вокруг городов для защиты в древности?
·
Как в наши дни человек преобразует земную поверхность?
|
Направляет работу на закрепление новых знаний по учебнику
|
Работа с текстом: нахождение нудного материала,
выборочное чтение текста
|
Регулятивные: контроль, оценка
познавательные: общеучебные – умение структурировать
знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание,
коммуникативные: управление поведением партнёра
|
7.Самостоятельная
работа в парах (ответить на вопросы)
·
Почему воздействие человека на земную поверхность теперь
значительно сильнее, чем в прошлом7
·
Можно ли сравнить результаты воздействия воды и ветра на
поверхность суши с результатом воздействия на неё деятельности людей?
|
Организует самостоятельную работу по вопросам
|
Работают в парах: Почему в настоящее время человек
изменяет поверхность земли больше, чем в прошлом
|
Регулятивные: выделение и осознание того, что уж усвоено
и что ещё подлежит усвоению, личностные: самоопределение
|
8.Включение
в систему знаний и повторение
Работа
над текстом «Находки в кургане»
·
Какие находки нашли учёные в кургане?
|
Направляет работу детей: нахождение ответа на вопрос в тексте
учебника
|
Объясняют , делают выводы, рассуждают
|
Познавательные:
Сравнение, обобщение
Коммуникативные:
Постановка вопросов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9.Рефлексия
·
Как человек изменяет поверхность суши?
·
Домашнее задание (с. 41-43, найти дополнительный материал
по теме «Полезные ископаемые»)
|
Организует рефлексивное обсуждение и самооценку
результатов работы на уроке.
Создаёт условия для самостоятельной домашней работы
|
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности,
соотносят цель и результаты, степень их соответствия
|
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли; познавательные: рефлексия;
личностные: смыслообразование
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.