МОУ «Гулинская
основная общеобразовательная школа»
Белозерский район
ТЕМА УРОКА:
ЖИЗНЬ ПТИЦ ЗИМОЙ
Тип урока:
формирование
новых знаний.
УМК:
«Начальная школа 21 века», 1 класс
Урок разработан и проведён
для аттестации на высшую категорию
январь 2014г.
Котовой Наталией Германовной,
учителем начальных классов,
высшей квалификационной категории
Технологическая
карта урока
Цель:
|
Формирование у обучающихся целостного
представления о зимующих птицах посредством интеграции знаний в области естествознания,
литературного чтения.
|
Задачи:
Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
·
знакомить
детей с зимующими птицами, учить различать их;
·
раскрыть
важность заботы о птицах зимой и заинтересовать учащихся в решении этой
проблемы ;
·
научить
подбирать корм для птиц.
·
развитие
умения сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации;
·
развитие
умения анализировать и находить пути решения поднимаемой проблемы;
·
воспитание
гуманного отношения к природе;
·
экологическое
и нравственное воспитание;
·
пополнение
словарного запаса детей.
|
УУД:
Предметные
УУД:
Регулятивные
УУД:
Коммуникативные
УУД:
Познавательные
УУД:
Личностные
УУД:
|
1)знакомиться
с зимующими птицами;
2)рассматривать
особенности внешнего вида и определять голоса зимующих птиц;
3
устанавливать зависимость способа питания от строения клюва.
1)
планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации;
2)
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью
обнаружения отклонений и отличий от эталона;
3)
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учёта сделанных ошибок;
4)саморегуляция.
1)
определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
2)
строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
1)
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
2)
осуществлять смысловое чтение;
3)
находить ответы на вопросы .
1)
осознавать необходимость саморазвития;
2)
проявлять уважительное отношение к иному мнению
|
Основные
понятия:
|
Зимующие
птицы: название, особенности внешнего вида, голосов.
|
Межпредметные
связи:
|
Литературное
чтение.
|
Ресурсы:
·
основные
дополнительные
|
Печатные пособия:
учебники Н.Ф.
Виноградова «Окружающий мир», учебник для 1 класса, карточки с описанием
птиц.
Технические
средства обучения: ноутбуки, Smart доска, мультимедийный проектор.
|
Дидактическая
структура
урока
(этапы
урока)
|
Планируемые результаты
|
Задания для учащихся, выполнение
которых приведёт к достижению запланированных результатов
|
Деятельность
учеников
|
Деятельность
учителя
|
I.
Активизация внимания
|
-
организационный
настрой на урок
|
|
Слушают
учителя, настраиваются на работу.
|
Активизирует детей.
|
II.
Вводно –мотивационный этап
|
-
формирование мотивационной основы учебной деятельности
|
- Вспомните материал прошлого урока.
-О каких растениях мы говорили? Чем они интересны? Как
называются их листья? Опадают ли хвоинки ?
Давайте перенесёмся в зимний лес. Что изменилось в лесу? Каких
звуков не хватает? Почему?
А все ли птицы улетают от нас зимой? Как называют птиц, которые
улетают от нас? А тех, которые остаются?
- Послушайте стихотворение.
- Предположите, о чём будем говорить на уроке.
ТЕМА урока: Зимующие птицы.
|
Участвуют в беседе.
Слушают учителя, рассуждают, отвечают на вопросы, формулируют
тему урока
|
Учитель читает стихотворение, подводит к формулировке темы
урока.
СЛАЙД 1.
|
III.Планирование
деятельности
|
-
овладение
логическими действиями сравнения, анализа.
умение
полно и точно выражать свои мысли.
-
планирование деятельности
|
Подумайте, как мы построим нашу работу. К какой цели
мы придём?
|
Планируют действия: познакомимся с птицами,
определим, чем они питаются, как мы им поможем зимой
|
Ведёт
беседу с учениками, уточняет ответы детей.
|
IV.Первичное
восприятие и усвоение нового теоретического и учебного материала
4.1Работа
в парах
4.2.Работа
по учебнику
Физминутка
4.3. .
Работа по слайду «Корм для птиц»
5.Применение
теоретических положений
6.
Работа со Smart доской
|
-
овладение
логическими действиями сравнения, анализа.
- поиск
и выделение информации,
- анализ
с целью выделения признаков,
- выбор
оснований и критериев для сравнения,
-
установление причинно-следственных связей,
-
самостоятельное
создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
- нравственно
- этическое оценивание
- самостоятельное
создание способов решения проблем поискового характера.
|
Сейчас вы
поработаете в парах. У каждого из вас небольшой текст. Прочитав его, вы
должны сказать своему соседу, какую птицу вы представили и доказать своё
предположение. Затем договориться, кто будет отвечать.
1 пара –
снегирь
- Давайте
закроем глаза, послушаем песню снегиря
2 пара
–синички
3пара –
дятел
_ Обо
всех ли зимующих птицах мы поговорили?
Хотите
узнать о других и послушать их голоса?
Стая
птиц летит на юг.
Небо
синее вокруг.
Чтоб
скорее прилетать,
Надо
крыльями махать.
В небе
ясном солнце светит.
Космонавт
летит в ракете.
А
кругом леса, поля
Расстилается
земля.
Птички
начали спускаться.
На
поляне все садятся.
Предстоит
им долгий путь .
Надо
птичкам отдохнуть.
И
опять пора в дорогу.
Пролететь
им надо много.
Вот и
юг! Ура! Ура!
Приземляться
нам пора.
_
Вспомните цель нашего урока.
Какую
задачу мы уже выполнили?
Каких
зимующих птиц вы запомнили?
Что ещё
нам предстоит?
_ Почему
улетают некоторые птицы?
Чем же
кормятся зимующие птицы?
-дятел –
Клёст-
Свиристели-
Синички
Воробьи
- С утра
до вечера ищут крохи пропитания, пуховые перья защищают от холода, но не от
голода. В суровые зимы из 10 синиц выживает только одна.
9 синиц
погибают. Вам их жалко?
Как же мы
с вами можем помочь?
Сначала
мы потренируемся кормить птиц на кормушке виртуальной. А дома вы сможете
применить свои знания.
|
Работа в парах.
Чтение
текста про песню снегиря
Слушают
пение снегиря
Чтение
про пение синиц
Слушают
пение синицы
Слушают
звуки дятла
Смотрят презентацию, слушают пение птиц.
Выполняют движения, отдыхают
Планируют работу
Рассказ о питании птиц.
Опираясь на собственный опыт, делятся предположениями.
Работа на Smart доске
На
кормушку двигают зимующих птиц, но сначала кладут корм (выбирая из
предложенных продуктов)
|
Помощь отдельным ученикам.
Слайд снегирь
Слайд синица
Слайд дятел
Слайды зимующих птиц
сорока
воробьи
ворона
клёст
сова
голубь
Корректирует высказывания
Слайд
Обобщает ответы детей.
Отмечает успехи ребёнка.
|
VСамостоятельное
творческое использование сформированных умений и навыков
|
- поиск
и выделение информации,
- анализ
с целью выделения признаков,
- выбор
оснований и критериев для сравнения,
-
установление причинно-следственных связей,
- самостоятельное
создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
поступков героев
|
В вашем конверте находятся заготовки для синквейна
Попробуйте составить в группах синквейн
– Найти
слово, которое отвечает на вопрос «кто?» и поставить рядом с цифрой 1.
– Найти
два слова, которые отвечают на вопрос «какие?» и поставить рядом цифрой 2.
– Найти
три слова, которые отвечают на вопрос «что делают?» и поставить рядом с
цифрой 3.
– Из
оставшихся четырёх слов составить предложение?» и поставить рядом с цифрой 4.
Начинать
со слова, напечатанного с заглавной буквы.
– На
пятой строке вам нужно одним словом передать свое отношение к тому, о ком
составляем наш рассказ.
Каждой
группе выдаётся плакат с набором слов: интересно, понравилось, удивило и
т.д.
Дети могут выбрать нужное слово.
|
Составление синквейна
На доске собирается синквейн
1. птицы
2. голосистые, разноцветные
3. чирикают, каркают, стрекочут
4.Птицам нужна наша помощь!
5. увлекательно
|
Индивидуальное консультирование
Корректирует работу
|
VI.Рефлексия
Проектное задание
|
-
способствовать
развитию критического мышления через формирование умений прогнозировать;
- оценивать
процесс и результат деятельности.
|
- Проанализируйте свою работу на уроке.
Достиг ли каждый из вас цели, которую мы ставили на уроке?
Выразите
ваше отношение к уроку, используя слова из презентации.
Если каждый из нас будет много знать о
птицах нашего края, знать особенности обитания разных птиц, уметь различать
их голоса, заботиться и охранять их, то: возможно, мы сможем сохранить
многие виды птиц от исчезновения их с лица Земли; станем относиться не
только к птицам добрее и внимательнее, но и к друг к другу.
|
Анализируют свою работу на уроке, с помощью слов – помощников
озвучивают.отноше-ние к уроку.
|
Подводит
итоги районной акции. Благодарит за активную
работу на уроке.
Обобщает ответы детей.
Проведите наблюдения за кормушкой.. Не забывайте кормить птиц!
|
Карточки для работы в парах.
Получил свое
название за то, что прилетает он к нам вместе со снегом и живет всю зиму, а
весной отправляется на север. Он -родственник воробью, только имеет
ярко-красную грудь, этим и отличается от воробья. Родина его– хвойные
леса, здесь птица устраивает гнезда и выводит потомство. Зимой часто появляется
в селах и городах. Зимой он кормится семенами ольхи, клена, сирени, поедает
семена трав. Особенно любит рябину. Зимой, когда птицы усаживаются на ветках
деревьев, то очень напоминают красные фонарики.
Это красивые
птички размером с воробья. У них белые щёчки и грудка, жёлтое брюшко, на голове
чёрная шапочка, спинка зелёная, а крылья серо-голубые.
Летом птица питается жучками, червячками, а зимой, в бескормицу,
ест все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но больше всего
охотница она до свежего несоленого сала
Если вы услышали в лесу отрывистый
стук, знайте – это работает в своей «кузнице» птица. Найдёт она в лесу дерево
с расщелиной и устроит в ней свою «кузницу». Таскает туда еловые и сосновые
шишки, засовывает их в расщелину, а потом раздалбливает шишки и достаёт языком
из – под чешуек семена. Питаются эти птицы и насекомыми, живущими в коре и под
корой деревьев, в древесине, на ветках. Их называют лесными докторами.
Заготовки
для синквейна
1.КТО?
_____________________
2. КАКИЕ?
_____________ ___________________
3.ЧТО
ДЕЛАЮТ?_________ ____________ ___________
4. __________
_________ __________ ____________
5. ______________________
Интересно,
любопытно, увлекательно, удивило, понравилось
ПТИЦЫ
ЧИРИКАЮТ КАРКАЮТ РАЗНОЦВЕТНЫЕ
ГОЛОСИСТЫЕ
СТРЕКОЧУТ
Птицам
нужна наша помощь!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.