Тема
|
Культура общения. На дне
рождения.
|
Цель
темы
|
-
отрабатывать умения составлять текст по заданному плану;
- развивать речь;
- обогащать словарный запас;
- расширять представление о речевом этикете, правилах поведения.
|
Задачи урока:
|
1) дать детям представление о зависимости выбора речевых средств
от ситуации общения (коммуникативной обусловленности речи); 3) работать над
техникой устной речи учащихся: верной интонацией, передающей отношение
говорящего к предмету речи; 4) познакомить детей с пунктуационным правилом
оформления слов речевого этикета.
|
Оборудование:
|
- мультимедиа-проектор;
- презентация;
- карточки со словарными словами;
- учебники по русскому языку для 2-го класса Н. Ф. Виноградовой, рабочие
тетради.
|
|
|
|
|
|
Этапы урока:
|
Деятельность учителя
|
Время, мин
|
Деятельность учащихся
|
УУД
|
1.
Организация начала урока.
Приветствие.
|
Придумано
кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: "Доброе утро!"
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро доверчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым,
Доброе утро длится до вечера.
|
1
мин
|
Приветствуют
учителя, проверяют свою готовность к уроку.
|
Лич-ные: освоение личностного
смысла учения;
|
Сегодняшний
урок развития речи будет посвящен этикету. Мы будем составлять текст по
заданному плану, а также будем учиться составлять свой план.
-
Проверьте, все ли учебные предметы лежат на парте?
-
Откройте тетрадь, проверьте её положение, запишите число. Следите за своей
осанкой.
|
|
Проверяют
наличие учебных предметов у себя на парте.
Открывают
тетрадь, записывают число. Садятся правильно.
|
|
2.
Минутка чистописания.
|
Здр Здр
Здр
|
2
мин
|
Пишут
каллиграфическим подчерком.
|
|
3.
Словарная работа.
Актуализация
знаний.
Цель:
актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения
нового знания: внимание, мышление; организовать фиксацию актуализированных
способов действий в знаках: письмо букв, слогов (правильное соединение букв),
организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися задания
|
- Итак,
прежде чем перейти к теме урока, давайте вспомним, что означает слово этикет.
- Как вы
думаете, какого человека называют культурным?
- Знаете
ли вы « волшебные» слова? Проверим.
1) - Это
то, что люди говорят при встрече друг другу.
Карточка
с этим словом открывается на доске.
- Какая
орфограмма встретилась в этом слове?
- Можно
ли ее проверить?
Прочитаем
хором орфографически.
-
Значит, говоря, здравствуй, мы желаем здоровья друг другу.
Если
встреча произошла утром, то вежливый человек говорит: «Доброе утро», днем -
«Добрый день», вечером - «Добрый вечер».
2)- Это
слово означает выражение благодарности. Это слово произошло от старинного
выражения «спаси бог». Человек просил бога его спасти.
3) -
Пожелание при прощании.
Слово
свидание образовано от слова видеть. До свидания означает «до встречи».
-
Ребята! А как будут звучать эти же слова на английском языке?
|
5
мин
|
Этикет – культура
поведения и речи.
Того,
кто употребляет «волшебные» слова, своим поведением не обижает других.
Да.
Здравствуй.
Непроизносимая
согласная.
Здравие
– т. е. здоровье.
Читают
хором по слогам.
Спасибо.
Открывается
карточка со словом, дети читают хором, записывают в своих тетрадях.
До
свидания.
|
Предметные: знать, что этикет – культура поведения и речи. Знать
написание словарных слов: Здравствуй, спасибо, до
свидания.
Личностные
умения:
-
проявлять интерес к написанию вежливых слов из словаря.
Познавательные:
-формулировать
тему и задачу урока;
- выдвигать
предположения и доказывать их;
Регулятивные:
-
проводить взаимооценку;
сравнивать произношение
слов с их написанием;
-
объяснять, почему в данных словах присутствует орфограмма. Коммуникативные: -
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
- вступать
в учебный диалог; задавать вопросы.
|
4.
Составление текста по плану.
|
Работа
по учебнику с. 98, упр. 2.
- Сейчас
мы попытаемся составить текст. Он будет называться: «Как дарить подарки». В
этом нам поможет этикет. Внимание на экран.
(Слайд №7-9)
Гости к
зайчику пришли
И подарки принесли:
Медвежонок – меда банку,
Еж – болотных ягод склянку.
Белка – груду вкусных шишек,
Кошка – связку серых мышек,
Цапля – лапку лягушонка,
А лиса – крыло цыпленка.
(Слайд
№8-10)
Зайцу
стало очень грустно,
Ведь хотел он лист капустный…
Постарайтесь не забыть,
Что кому должны дарить,
Чтобы сделать всем приятно.
Это главное, понятно?
- Как
выбирать подарок?
Однако
одного подарка для поздравления мало: важно знать слова, с которыми принято
обращаться к имениннику. Вручение подарка обычно сопровождается поздравлением
и пожеланием здоровья, радости, успехов.
Именинник
должен поблагодарить гостей за подарки: «Спасибо за поздравления и подарки».
Если
подарок не понравился – не показывай виду. Не дорог подарок, а дорого
внимание.
-
Закончите предложения.
На
доске:
Подарок
нужно выбирать…
Когда даришь подарок, нужно говорить…
Желать…
|
12
мин
|
Дети
смотрят на экран.
Выбирай
подарок не для себя, а для хозяина.
…
не для себя, а для друга.
…
теплые пожелания.
…
успехов.здоровья, радости…
|
Пред-е: правила этикета:
Выбирай
подарок не для себя, а для хозяина. Подарок нужно выбирать не для себя, а для друга.
Когда даришь подарок, нужно говорить теплые пожелания. Желать успехов.
здоровья, радости.
Познавательные:
-
составлять текст по плану; знать правила этикета;
Коммуникативные:
отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
аргументировать свою точку зрения с помощью фактов; сознавать важность и
необходимость соблюдения речевого этикета.; участвовать в
диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события
и поступки.
Регул-е: понимать учебную задачу
урока и стремиться её выполнить; работать по плану; оценивать свои
достижения на уроке; осуществлять самопроверку.
|
5.
Релаксация.
|
Слайд 12
Молодцы!
А теперь
сядьте удобнее и закройте глаза.
Я хочу пригласить
вас в путешествие на облаке. (Звучит музыка. См. Приложение 1)
Прыгни
на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек.
Почувствуй, как твои ноги, спина удобно расположились на этой большой
облачной подушке.
Теперь
начинается путешествие. Твое облако медленно поднимается в синее небо.
Чувствуешь, как ветер овевает твоё лицо?
Здесь
высоко в небе всё спокойно и тихо.
Пусть
твоё облако перенесёт тебя сейчас в такое место, где ты будешь счастлив.
Постарайся
мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь ты чувствуешь себя
совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь волшебное и
прекрасное:.
Теперь
ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад, на твоё рабочее место в
классе. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя
покатало: Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе: Потянись,
выпрямись и снова будь бодрый, свежий и внимательный.
На
доске, по количеству детей в классе, открываются фотографии цветов. Первая
буква в названии цветов совпадает с первой буквой имени ребенка
Посмотрите,
где мы с вами очутились?
Хотите
узнать, что это за город?
Жители
этого города предлагают нам поработать в печатной тетради.
|
3
мин
|
Садятся
поудобнее и закрывают глаза. Пытаются представить описанную картину.
Потягиваются,
выпрямляются и садятся правильно за парту.
Смотрят
на цветы с фотографиями.
На
цветочной поляне цветочного города.
Да.
Открывают
печатную тетрадь. Упр.3
|
Познавательные
-анализировать,
сравнивать различные объекты, явления, факты
Личностные
-
освоение личностного смысла учения.
|
6.
Составление плана «Поведение в гостях».
|
Упражнение
№3
-
Сегодня моим помощником является Мудрый Филин из сказочного леса. Внимание на
экран.
(Слайд №13)
Мудрый
Филин, важно сидя на ветвях,
Рассказать решил при встрече,
Как вести себя в гостях.
(Слайд №14)
В гости,
милые друзья,
(Вам сказать обязан я),
Ходят, без сомнения,
Лишь по приглашению.
Если вы пришли незвано –
Для хозяев это странно!
Раз к себе не приглашали,
Значит, вас совсем не ждали!
- Какой
вывод можно сделать?
(Слайды
№16-18)
Пригласил
Щенок Утят,
Зайчика, Котенка…
Гости все давно сидят,
Ждут лишь Поросенка.
Если в гости звали вас,
Нужно не копаться
И в определенный час
Дружно всем собраться.
Вы, чтобы друзей не обижать,
Себя не заставляйте ждать.
(Слайд №19-20)
В гости
Лев с семьей пришел,
Угощенья – полный стол.
Львенок вдруг промолвил грустно:
- А салат у вас невкусный,
Что-то в нем совсем не то,
Я и сам не знаю что.
Как расстроилась хозяйка -
Пожилая тетя Чайка!
Чтоб со всеми жить в ладу
Не ругай в гостях еду!
(Слайд
№21)
Заяц был
в гостях у Мышки,
Разбросал повсюду книжки,
Разложил вокруг игрушки,
Скинул на пол все подушки.
За собою не убрал
И вприпрыжку убежал.
Так не надо поступать!
Игрушки надо ведь собрать
- Ваш
вывод?
(Слайд
№22-23)
Гости
волка посетили
Говорили, говорили.
Что, и как, и от чего.
Волк уже скучал, зевал -
От гостей совсем устал.
И не выдержал: под стул
Лег клубочком и уснул.
Что хочу сказать примером:
Нужно и в гостях знать меру.
(Слайд №24)
В
заключение, конечно,
Я напомню без утайки:
Не забудьте сердечно
Поблагодарить хозяев.
Посидели, поиграли,
А потом прощаться стали:
«Вам спасибо за прием
До свиданья! Мы пойдем!»
- Итак,
какой же мы можем сделать вывод? Как вести себя в гостях?
-
Составьте предложение по схеме.
-
Давайте запишем в тетради несколько предложений о том, как вести себя в
гостях. Что у нас получилось?
-
Докажите, что это текст.
(Слайд
25)
|
8
мин
|
Не
приходи без приглашения.
(Не
опаздывай!
Не
критикуй еду.
Не
разбрасывай чужие вещи!
Не
засиживайся!
Поблагодари
хозяев.
Выслушиваются
мнения детей. Составляется коллективный план.
Текст.
Несколько
предложений связанных по смыслу и выражают законченную мысль.
|
Лич-ные:
освоение личностного смысла учения; Познавательные умения:
уметь
передавать содержание в жатом, выборочном или развернутом виде.
Регулятивные
умения:
-
выполнять учебное задание в соответствии с целью; понимать учебную
задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения на уроке;
формулировать выводы из коллективного обсуждения; работать по
плану.
Коммуникативные
умения:
-
формулировать высказывание, отстаивать свою точку зрения.
|
7.
Первичное закрепление.
|
( Слайды
26-28)
1.Коротышками
их называли потому, что они были очень маленькие.
2. В
одном сказочном городе жили коротышки.
3.
Каждый был с небольшой огурец.
4. В
городе у коротышек было красиво.
- В
особенности Незнайка прославился после одной истории.
Может ли
это предложение
быть
следующим и почему?
______________________
В
городе у коротышек было красиво.
Вокруг
каждого дома росли цветы: маргаритки, ромашки,
одуванчики. Там даже улицы назывались
именами цветов: улица Колокольчиков, аллея Ромашек, бульвар Васильков.
А сам город назывался Цветочным городом.
-
Ребята, а кто написал приключения Незнайки и его друзей? (Слайд 29)
Николаю
Носову
23 ноября 2013 года
исполнилось
бы 105 лет.
|
10
мин
|
Восстанавливают
порядок слов в предложении.
2,
1, 3, 4.
Не
может.
Читают
текст. Раскрывают скобки. Озаглавливают текст.
Списывают,
раскрывая скобки.
Николай
Носов
|
Лич-ные:
освоение личностного смысла учения; Познавательные умения:
уметь
передавать содержание в жатом, выборочном или развернутом виде.
Регулятивные
умения:
-
выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Коммуникативные
умения:
-
формулировать высказывание, отстаивать свою точку зрения.
Предметные
умения:
-
строить предложение по схеме;
-
знать, что такое текст;
- определять главную
мысль текста.
|
8. Итог
урока.
|
Так что
же такое текст? (Слайд 30)
Встретил
Незнайка на улице прохожего и как закричит: «Скажите, сколько сейчас часов?»
Услышал
Незнайка ответ, повернулся и пошел дальше.
-
Сколько ошибок сделал Незнайка?
|
2мин
|
|
Комм-е: отвечать на итоговые вопросы.
Регул-е: формулировать выводы из коллективного обсуждения.
|
9.
Рефлексия.
|
Слайд 31-32
Если вы
согласны с высказыванием
Понял,
могу помочь другому - выбираете букет такой Слайд 33
Понял -
выбираете букет такой Слайд 33
Понял,
но нужна помощь - выбираете такой букет Слайд33
(В
каждой группе, по количеству учащихся, лежат карточки с букетами и карточки с
домашним заданием. См. Приложение)
Переверните
букеты, на обратной стороне вы видите цифру.
Возьмите
себе карточку с цифрой указанной на вашем букете. Это ваше домашнее задание.
(В
Приложении вы найдете карточки с
дифференцированным домашним заданием. )
Наш урок
подошел к концу. Согласно этикету, как мы должны попрощаться с вами?
Слайд 34 Спасибо
за урок.
Вы все
молодцы. А жители Цветочного города дарят вам цветы. Каждый из вас может
взять тот цветок, первая буква в названии которого совпадает с первой буквой
вашего имени.
|
2мин
|
Выбирают
букеты.
Знакомятся
с домашним заданием.
Прощаются
в соответствии с этикетом.
|
Регул-е: оценивать свои
достижения на уроке.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.