МБОУ «Еланская СОШ № 2»
Открытый урок
русский язык
Тема урока:
«Склонение
имен существительных. Обобщение».
3 «Б» класс
УМК
«Перспективная начальная школа»
Салиенко
Любовь Николаевна
5декабря 2014г
Технологическая
карта урока
по
русскому языку в 3 классе (программа УМК «Перспективная начальная школа»)
Тема
урока: Склонение имен
существительных . Обобщение..
Цель
урока:
организовать
совместную деятельность учащихся с целью научиться
правильно определять склонение имен сущ.
Планируемые
результаты
Предметные:
-Знать
правило определения склонения сущ.;
-находить
отличительные признаки сущ 1 ,2 , 3 склонения;
-Формировать умение
определять склонение имён существительных в начальной форме
-Формировать универсальные
учебные действия:
-Ожидаемые результаты: Умение
определять тип склонения имён существительных.
Метапредметные:
регулятивные: ученик
получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу;
преобразовывать практическую задачу в познавательную; составлять простейший
план действий; осуществлять итоговый контроль по результату;
познавательные:
ученик получит возможность учиться добывать информацию; осуществлять сравнение
и классификацию, самостоятельно выбирая критерии; строить логическое
рассуждение, включающее причинно-следственные связи;
коммуникативные:
ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; учитывать и
координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать
необходимую помощь в сотрудничестве;
Личностные:
ученик получит возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и
ответы своих одноклассников
Тип урока - урок обобщения материала
с элементами уровневой дифференциации.
Основные методы -объяснительно-иллюстрированный, наглядный
,самостоятельная работа.
Формы организации познавательной деятельности- индивидуальная,
работа в парах, в группах, дифференцированная работа, учебный диалог,
фронтальная.
Средства обучения - учебник, презентация.
Оборудование:
таблица «Три склонения существительных», карточки со словами,
карточки с заданиями, мультимедийный проектор, экран, ноутбук,
учебник, тетрадь, карточки-знаки, лист самооценки.
Источники информации:
-программа дисциплины;
-технологическая карта урока;
-литература для учителя;
-учебники;
Методы
обучения
По характеру
учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковые.
По способу
организации и осуществления познавательной деятельности:
словесные, наглядные, практические.
По степени
педагогического управления со стороны учителя: методы
опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с
помощью источников информации.
Формы
организации учебной деятельности: фронтальная, групповая,
индивидуальная.
Ресурсы:
1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. «Русский
язык, 3 класс», учебник, ч.2; ч.3. Москва: Академкнига/ Учебник, 2010.
2. Байкова Т.А. «Русский язык, 3 класс. Тетрадь для
самостоятельной работы № 2». - Москва: Академкнига/Учебник, 2011.
3. Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского
языка». – Санкт- Петербург – Москва: «Астрель», 2006.
Тема урока:
|
«Склонение имен
существительных»
|
№
|
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Методический комментарий
|
1
|
Организационный
момент.
Мотивация учебной деятельности
Цель:
Организация
направленного
внимания на начало урока
|
Приветствие,
доброе пожелание, настрой на урок.
Всем,
всем - добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
Уточнить, как готовы дети к уроку.
- Оцените свою готовность к уроку.
-Ребята, вы любите сказки?
-Вам хотелось когда-нибудь побывать в
сказочной стране?
-
Вот сегодня, мы с вами отправляемся в сказочную страну
|
Подтвердить
свою готов-ность к уроку, проанализи-ровать, как готовы к уроку.
|
Личностные
результаты:
Самоопределение
к деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности
учебной деятельности.
|
2
|
Актуализация
знаний
Цель:
Мотивировать
учащихся на изучение темы
|
-Открываем тетрадь и записываем
Пятое
декабря
Классная
работа
1.Введение в тему (слайд3)
-В некотором царстве «Грамматика»
- В некотором государстве «Части речи»
(слайд 4)
- Стоял сказочный лес под названием
«Части речи» (слайд5)
- В этом сказочном лесу была поляна,
которая называлась «Склонение» (слайд6)
- И на этой поляне была опушка под
названием «Склонения имен существительных» (слайд 7)
- На этой опушке было три терема (слайд
9)
Учитель.
-И вот на эту опушку прибежала кто?
(Мышь) и поселилась в третьем тереме. (слайд 10)
- Пришел медведь и занял второй терем.
- Прибежала лиса и поселилась в первом
тереме. (слайд 11)
Стали звери жить поживать. (слайд 12,13)
И вот разнеслась новость по всему
сказочному лесу, что на сказочной поляне появились терема и там живут звери.
Собрались звери на поляне и стали думать гадать, какой терем им занять. (14
слайд)
|
Учащиеся
высказывают свои ответы:
-
Волшебницу зовут Анишит Йокоповна, так как она любит тишину и покой.
Слушая
внимательно друг друга, мы узнаем и изучим что-то новое на уроке.
Учащиеся
высказывают свои ответы:
- На
уроке мы сегодня будем говорить о склонениях имен сущ
Прослушиваем
высказывания учащихся.
|
Предметные: понимают
задание, как его надо выполнить, уметь работать с Толковым словарём.
Метапредметные:
Коммуникативные: сравнивают свои ответы с ответами одноклассников,
внимательно слушают друг друга; умеют выражать свои мысли в соответствии
с задачами и условиями коммуникации.
|
3
|
Постановка
учебной задачи
Цель:
Познакомить
учащихся с учебной задачей.
|
-И тут прилетела умная сова и сообщила всем… (слайд 15).
Целеполагание.
-Какую же цель вы поставите перед собой
на этот урок?(определить признаки склонений имен существительных, научиться
определять склонения слов). (слайд 16)
(ответы детей).
Самооценка
|
Высказывают
свои ответы:
- Мы
будем говорить о склонениях имен сущ
Значит,
тема заседания: «Склонения имен сущ»
Прослушиваем
высказывания учащихся.
|
Метапредметные:
Анализируют
учебную задачу и принимают её,
сравнивают
свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слушают друг друга; умеют
выражать свои мысли.
Познавательные:
Вспомнить
правило
Коммуникативные:
уметь
работать в парах; внимательно слушать друг друга; уметь выражать свои мысли
в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Предметные
результаты:
уметь
работать
обобщают
и выстраивают модель алгоритма
|
4
|
Первичное
восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил,
понятий,
алгоритмов)
Цель:
Учить
детей самостоятельно фор-мулировать правило и создавать
алгоритм
по определению склонения сущ
|
-
Продолжаем наше исследо-вание.
(Поиск решения проблемной ситуации.)
Учитель.
Прежде , чем мы с вами приступим к
работе, давайте вспомним правила работы в группах. (слайд18)
1.Самостоятельное изучение новой темы. ( Решение проблемы.)
-А какое склонение у наших слов, вы сами
скажете мне, открыв учебник на (странице 30).
2.Работа в группах.
- Самостоятельно изучите, какие
существительные относятся к 1склонению, ко 2 и к 3(ответы детей сначала
выслушивает учитель).
3.Распределение животных по теремам.
(слайд 20)
-Еще раз, на что необходимо обратить
внимание? ( на окончание и род). (слайд 21)
-По цепочке определяем склонение у наших
слов.
Вывод:
-Так какой вывод мы можем сделать?
-Попробуйте его сформулировать.
|
слова,
раскладывают кармашкам
Самопроверка
по слайду
(слайд
№ 15)
(слайд №
16)
Проговаривают
алгоритм:
- читаю
слово;
-
определяю род сущ
-
выделяю окончание
-вспоминаю
правило
-определяю
склонение сущ.
(слайд №
18)
Затем
учащиеся самостоятельно составляют правило об определении склонения сущ.
После
составления алгоритма и правила учащиеся обращаются к плакату Летучей Мыши
и делают соответствующие выводы.
|
Метапредметные:
Регулятивные:
оценивать
ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.
Познавательные: уметь
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
самостоятельное создание алгоритма определения склонения сущ
уметь
формулировать правило по определению ск. сущ
Предметные
результаты:
знать,
как определить склонение сущ
|
5
|
Динамическая
пауза
Цель: Дать возмож-ность
уч-ся отдохнуть
|
-Проведём
музыкальную физминутку
|
Учащиеся
выполняют движения под музыку
(слайд №
17)
|
|
6
|
Обобщение и систематизация знаний
Цель:
Обобщить
полученные
знания учащихся при выполнении учебного задания.
|
1. Работа со словами (в паре).
(слова на табличках названия деревьев
распределить по склонениям) слайд 23
-Посмотрите на слайд и докажите,
правильно ли расставлены слова по склонениям? Слайд 24.
Учитель.
-Запишите их в тетрадь.
-Поменяйтесь тетрадями.
-Аккуратно зачеркните ошибки карандашом,
если они есть.
-1 скл.
-2скл.
-3скл.
-А сейчас проверим
Учитель.
Вывод:
-По каким признакам мы группируем
существительные?
(Ответы детей: по роду и окончанию).
(Самооценка детей) –карточка.
Оказание
индивидуальной помощи тем учащимся, кото-рые испытывают затруднения в работе.
1. Работа по учебнику.
Учитель:
-А сейчас что за задание мы будем с вами
выполнять?
-Поможет вам…«Давай подумаем»
-Какие слова не выписали?
-Объясните свой выбор.
-А поможет …(карточка-
«Подсказка»).
.
Учитель.
- Вспомните ту цель ,которую вы
поставили вначале урока?
-Достигли ее?
- Зачем надо хорошо уметь определять
склонение имен существительных?
(ответы детей).
|
Самостоятельное
выполне-ние задания в тетради.
Начертить
луч самооценки.
Самоконтроль
и самооценка.
(выходят по одному, расставляют по склонениям- род записан с
обратной стороны).
|
Метапредметные:
Самоопределяются
в УД.
|
7
|
Рефлексия
деятельности
Цель: Сформировать
личную ответственность за результаты своего труда.
|
-Оцените результаты своего труда на уроке.
-Кто хочет показать их?
Прокомментируйте.(круги с цветами)
-А сейчас покажем результаты труда всего
класса.
- С каким настроением заканчиваем урок
|
Краткое
повторение нового содержания, оценка личного вклада в урок.
|
Личностные:
Самооценка
личного вклада в общий результат деятельности.
|
8
|
Домашнее
задание
Цель: Дать
инструктаж
выполнения домашнего задания.
|
Домашнее
задание:
в
учебнике.
- На
этом работа клубного
заседания
«Ключ и Заря»
завершена.
Волшебница
благодарит
за хорошую
работу
Машу и Мишу и всех участников клуба
«Ключ и
Заря».
-
Оцените свою работу на уроке.
|
Учащиеся
читают задание про себя.
Задают
вопросы по выполнению задания.
Понимают,
как надо выполнить домашнее задание.
|
Метапредметные
результаты:
Регулятивные:
оценивать
ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами
одноклассников.
|
Цель:
-определить
признаки склонений имен существительных,
-научиться
определять склонения
имен
существительных
Всем, всем - добрый
день!
Прочь с дороги, злая
лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.