Главная / Начальные классы / Конспект урока по русскому языку на тему "Значение суффиксов" (3 класс)

Конспект урока по русскому языку на тему "Значение суффиксов" (3 класс)

Идёт приём заявок на международный конкурс по математике "Весенний марафон" для учеников 1-11 классов и дошкольников

Уникальность конкурса в преимуществах для учителей и учеников:

1. Задания подходят для учеников с любым уровнем знаний;
2. Бесплатные наградные документы для учителей;
3. Невероятно низкий орг.взнос - всего 38 рублей;
4. Публикация рейтинга классов по итогам конкурса;
и многое другое...

Подайте заявку сейчас - https://urokimatematiki.ru

Скачать материал

hello_html_m607b0c60.gifhello_html_1c7e82f8.gifhello_html_m35ebda50.gifhello_html_19231e21.gifhello_html_m5d735925.gifhello_html_m6de71135.gifhello_html_m5eccf2c.gifhello_html_m5eccf2c.gifhello_html_m5051fe53.gifhello_html_30421945.gifhello_html_m41ce3df1.gifhello_html_m7ad5473d.gifhello_html_6a10e009.gifhello_html_m1d49a11d.gifhello_html_2d8f6cda.gifhello_html_m2a23924f.gifhello_html_m1033004a.gifhello_html_7eb7ce91.gifhello_html_7eb7ce91.gifhello_html_42125ef8.gifhello_html_1ef3d68c.gifhello_html_24adbfda.gifhello_html_m312b4cf5.gifhello_html_7eb7ce91.gifhello_html_mf6b8454.gifhello_html_15bf2dbe.gifhello_html_24a91d11.gifhello_html_m20419abd.gifhello_html_m161f44cf.gifhello_html_m20419abd.gifhello_html_m161f44cf.gifhello_html_mf6b8454.gifhello_html_68d56465.gifhello_html_73fdb764.gifhello_html_7ed7245e.gifhello_html_2111409.gifhello_html_m640271b.gifhello_html_mc7133e0.gifhello_html_m85959fb.gifhello_html_577e4108.gifhello_html_232fd6bd.gifhello_html_577e4108.gifhello_html_m85959fb.gifhello_html_m6cd1650b.gifhello_html_577e4108.gifhello_html_mf6b8454.gifhello_html_m225a28ab.gifhello_html_432ac7e2.gifhello_html_m7713deb8.gifhello_html_1c3819d.gifhello_html_577e4108.gifhello_html_3b562e49.gifhello_html_m1d1ab786.gifhello_html_2c655bc9.gifhello_html_3f119b9a.gifhello_html_289d66e8.gifhello_html_577e4108.gifhello_html_3b562e49.gifhello_html_5b91c0b9.gifhello_html_24f50097.gifhello_html_m19614633.gifhello_html_m78c8babf.gifhello_html_m7cd8c2b0.gifhello_html_24f50097.gifhello_html_70120af.gifhello_html_m19614633.gifhello_html_3cd95151.gifhello_html_623b3365.gifhello_html_m6f3a33df.gifhello_html_m37d4958c.gifhello_html_m16bfcd14.gifhello_html_m351caecf.gifhello_html_23c48570.gifhello_html_m347ca9be.gifhello_html_220fa2aa.gifhello_html_m3eb1d2a5.gifhello_html_m4ac5d449.gifhello_html_m4cdf4af4.gifhello_html_2a705035.gifhello_html_m3eb1d2a5.gifhello_html_m79ca4f9.gifhello_html_m7713deb8.gifhello_html_624b8fe0.gifhello_html_2c655bc9.gifhello_html_2974ce66.gifhello_html_2c655bc9.gifhello_html_m2eb3c775.gifhello_html_624b8fe0.gifhello_html_2a705035.gifhello_html_m4128a631.gifhello_html_14d865a7.gifhello_html_105ad195.gifhello_html_m585c63a0.gifhello_html_4244c40.gifhello_html_223d6c30.gifhello_html_m585c63a0.gifhello_html_223d6c30.gifhello_html_4244c40.gifhello_html_m3d2d710c.gifhello_html_7ceab5ce.gifhello_html_7ed7245e.gifhello_html_196f1c6e.gifhello_html_7ed7245e.gifhello_html_654f26b5.gifhello_html_28008f41.gifhello_html_m570fbfb1.gifhello_html_38bfc369.gifhello_html_m694eb8e5.gifhello_html_m4fed4044.gifhello_html_m1aeceb7c.gifhello_html_432c808d.gifhello_html_2c655bc9.gifhello_html_2974ce66.gifhello_html_69ed723a.gifhello_html_577e4108.gifhello_html_m4bf1b196.gifhello_html_2439afea.gifhello_html_m20419abd.gifhello_html_1bacc04d.gifhello_html_m6543074e.gifhello_html_232fd6bd.gifhello_html_m1f83af0b.gifhello_html_m19035e6f.gifhello_html_6fec5f11.gifhello_html_7df76d13.gifhello_html_30000d6d.gifhello_html_58d53235.gifhello_html_m6f622974.gifhello_html_7e4e0be1.gifТехнологическая карта урока русского языка

Класс: 3 «Б»

Тема: Значение суффиксов.

Изучение нового материала.

ЗАДАЧИ:

  1. Учить находить суффикс в слове;

  2. Учить образовывать однокоренные слова при помощи суффиксов;

  3. Обогащать словарный запас учащихся

Планируемые результаты

Предметные:

  1. выделять в словах суффиксы;

  2. образовывать однокоренные слова

при помощи суффиксов;

  1. на основе наблюдений выделять

значения суффиксов

Метапредметные:

1) понимать и принимать учебную задачу, решать её

под руководством учителя;

2) делать выводы по наблюдениям;

3) находить общий признак, выделять лишнее


Личностные:

1) проявлять интерес к русскому языку








Межпредметные связи: Чтение, тема «Работа со сказкой». Окружающий мир, тема «Разнообразие растений».

Технологии, используемые на уроке: проблемное обучение, развивающее обучение, ИКТ.

Ресурсы урока: учебник, тетрадь, рабочая программа, интерактивная доска, документ-камера.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Цель этапа

  1. Актуализация. Мотивация познавательной деятельности

Мотивация к учебной деятельности

включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.







Минутка чистописания.





















































Создание проблемной ситуации, в результате которого обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде вопросов или гипотез.











































Определение темы урока.

















Сорганизация подготовки и мотивации к изучению материала, необходимого для «открытия нового знания»;

выявление затруднения в деятельности каждого обучающегося.

Новое знание обучающиеся получают в результате самостоятельного исследования.





























































































Физкультминутка «Хомка»



Включение нового знания в систему знаний;

повторение и закрепление ранее изученного.

организация самостоятельного выполнения каждым обучающимся заданий на новый способ действий;

организация самопроверки обучающимися своих решений по эталону;

создание ситуации успеха для каждого;

Предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления.





















































Рефлексия.























Домашнее задание.






















































Приветствие. Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души прекрасными чувствами.

Проверка готовности к уроку.

Подготовим пальчики к работе на уроке:

(Массаж кисти рук с помощью ручки)

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу

- Откроем тетради, положим их под наклоном, запишем число, «Классная работа».

- Начнём урок с минутки чистописания. Попрошу определить Вас, с какой буквой мы будем сегодня работать, прочитав скороговорку:

Водовоз вёз воду из-под водопровода.

- А сейчас мы каллиграфически верно пропишем заглавную и строчную согласную букву «в» «в воздухе» и в тетради. А на следующей строчке запишем слово, лексическое значение которого я сейчас прочту: передвижение воздушных масс, символизирует живое дыхание Вселенной; словарное слово, состоящее из 5 букв и 5 звуков, 2 согласных звука мягкие, третий-твёрдый. (Ветер).

- Запишите транскрипцию слова ветер. [в*эт*эр].

- Подберите синоним к слову ветер. (Вихрь, буран, шторм, ураган.)

- Подберите антоним к слову ветер. (Безветрие, тишь.)

- Подберите фразеологизм со словом ветер. (Ветер в голове.)

- Подберите однокоренные слова к слову ветер. (Ветреный, ветрено.)

- Разберите по составу слово ветер.

ветер∩ - Что такое окончание, корень?

- Измените слово.

ветерок

- Каким образом Вы изменили слово ветер?

- Что такое суффикс?

- Как Вы определили суффикс в слове ветерок?







- Запишем эти слова в столбик, разберём по составу.

ветер



ветерок

ветрище

- Что особенного заметили в этих словах?

- Как Вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

- Давайте попробуем определить тему урока. О какой части слова мы будем сегодня говорить?

- Какую задачу нам сегодня предстоит решить?

Организация познавательной деятельности

-Для того, чтобы ответить на вопрос « Могут ли суффиксы влиять на значения слов?», предлагаю провести мини-исследование «Влияние суффиксов на значения слов».

Вы сейчас получите набор слов, которые Вам нужно разделить на группы, рассказать, почему так разделили, и сделать вывод о влиянии суффикса на значение слова.

I группа: домище, ветрище, зверюшки, полюшко, жарища, избушка.

II группа: мышонок, пожарник, медвежонок, лисёнок, сапожник, мясник, моряк.

III группа: сероватый, храбрец, красноватый, черноватый, упрямец, глупец.

Группы представляют классу результат своей работы. Рабочие листы размещаются на доске. В результате выступления каждой группы появляется вывод о влиянии суффикса на значение слова.

ЗНАЧЕНИЯ СУФФИКСОВ

УВЕЛИЧИТЕЛЬНОЕ УМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНОЕ

домище зверюшки

ветрище полюшко

жарища избушка

ПРОФЕССИЯ НАЗВАНИЕ МОЛОДЫХ ЖИВОТНЫХ

пожарник мышонок

мясник медвежонок

сапожник лисёнок

ОТТЕНОК ЦВЕТА ПРИЗНАК ЛИЦА

сероватый храбрец

красноватый упрямец

черноватый глупец

- А теперь попробуйте в парах составить предложение, используя одно из данных слов или двух и более одновременно. Выберите задание по своим возможностям.

Составление предложений.

- Давайте обобщим, что же у нас получилось?







Первичное закрепление новых знаний



1)- Откройте учебники на с. 92, прочтём задание к упражнению 171.

Это задание Вам предстоит выполнить самостоятельно.

Взаимопроверка.

- А теперь поменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг друга по эталону на доске:

Берёзка, стаканчик, ягодка, травинка, травка, погодка, ветерок, городок, гнёздышко,



карандашик, морковка, дождик, зёрнышко.

А теперь посчитайте количество правильных ответов и оцените работу друг друга, следуя критериям:

13 - 5

12-11 - 4

10-8 - 3

7 -1 - 2

2)Учебник с. 92 упр. 172. Первые два предложения.



Во поле берёзонька стояла.

сущ. гл.

С листьев дождинки скатываются на травинки.



3) -Игра «Хитрые вопросы»:

1) Как большой дом превратить в маленький? (Добавить – ик .)

2) Можно ли рыбы превратить в человека? (Добавить – ак.)

3) что нужно отбросить трактористу, чтобы получить машину? (- ист .)





  1. Составьте слова по схеме (кластеру):









Подведение итогов



- Итак, какой части слова был посвящён сегодняшний урок?

- Посмотрите, сколько суффиксов мы сегодня нашли.

- О какой новой роли суффикса мы сегодня говорили?







-Обратимся к кластеру. Вчера мы с Вами составили ряд вопросы, на которые мы с уверенностью можем дать ответ. А сможете ли Вы продолжить кластер?







Что такое суффикс?

Какое место в слове занимает суффикс?

Как обозначается суффикс?

Для чего служит суффикс?

Имеет ли значение суффикс?











- Мы нашли суффиксу много друзей. Но их поиск вы продолжите и на последующих уроках.



Подводя итоги урока, давайте попробуем продолжить следующие предложения:

- сегодня я вспомнил……….

- сегодня я узнал ……………

- сегодня я научился…………

- сегодня было интересно…….

- мне было скучно, потому что…..

- сегодня я могу себя оценить……..

- сегодня самым интересным заданием для меня было…….

- сегодня сложным заданием для меня было………………..

- мне ещё нужно поработать над……………………………..

- Ребята, предлагаю Вам домашнее задание на выбор

1)Учебник с.93 упр. 174. Работа со словарными слова на букву В.



2) Работа с русской народной сказкой «У страха глаза велики». Прочитайте сказку. Выпишите выделенные слова и обозначьте в них суффиксы. С какой целью автор данной сказки использует такие суффиксы? (Ответ запишите в тетрадь.)



3)Провести самостоятельное исследование, найти другие значения суффиксов.

Работа со словарными слова на букву В.











Массаж кисти рук.





Работа в тетради.

Записывают слова в тетрадь.



Чтение скороговорки.

-Сегодня мы пропишем заглавную и строчную букву Вв.



Письмо «в воздухе».

Письмо в тетради.



- Ветер.



































- Изменили слово с помощью суффикса –ок.

- Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

- Чтобы найти в слове суффикс, надо подобрать однокоренные слова без суффикса или с другими суффиксами. Часть слова, которая стоит после корня перед окончанием, и будет суффиксом.

ветер

ветерок

ветрище

Работа в тетради.















- Два разных суффикса изменили значения слова ветер.





- О суффиксах и их значениях.







- Нам предстоит определить, могут ли суффиксы изменить, уточнить значение слова.



















Работа в группах.























































































Работа в парах.





- Суффиксы по-разному влияют на значение слова. Выбор суффикса влияет не только на слово, но и на предложение и текст. Чтобы речь была точной, грамотной, нужно умело использовать суффиксы.







Работа с учебником. Самостоятельная работа.









Взаимопроверка по эталону через документ-камеру.

















Работа у доски, в тетради.





























- Суффиксы:

- учат видеть характер слов

- помогают ярче выразить эмоции

- точнее передают смысл высказывания





- Сможем. Мы сегодня узнали, что каждый суффикс несёт в себе определённое значение, а также выявили сами значения.



















Какие бывают суффиксы по значению?











































































Конспект урока по русскому языку на тему "Значение суффиксов" (3 класс)

Выберите специальность, которую Вы хотите получить:

Обучение проходит дистанционно на сайте проекта "Инфоурок".
По итогам обучения слушателям выдаются печатные дипломы установленного образца.

ПЕРЕЙТИ В КАТАЛОГ КУРСОВ

Скачать материал
  • Начальные классы
Описание:

     Технологическая карта урока является авторской и  полностью соответствует требованиям  Федерального государственного образовательного стандарта II поколения.Данная разработка составлена с опорой на уже имеющиеся знания детей о суффиксе. В разработке предлагается возможность актуализации знаний учащихся.Сквозной линией урока является исследовательская работа детей в малых группах. Домашнее задание предлагается на выбор, в том числе и творческого характера, что даёт  детям возможность подчеркнуть свою индивидуальность. 

  

Автор Хужина Гульнара Алфировна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1800
Номер материала 49985
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓