Самоанализ
урока учителем.
(
по Шамовой Т.И. )
1.
Характеристика класса. В классе обучается 25 человек, из
них большинство девочек. Класс отличается трудоспособностью и активностью на
уроках. Всегда с желанием выполняют дополнительные, творческие задания.
Качество знаний в данном коллективе превышает 70%. Но есть группа учащихся со
слабой мотивацией к учению.
2.
Данный урок является первым
в теме "Тепловые явления", на изучение темы тепловые двигатели
отводиться 2 урока. Основной целью урока является содействие воспитанию
экологического сознания обучающихся. В
соответствии с требованиями Стандарта, системой планируемых результатов
являются - личностные, метапредметные и предметные результаты. Данная цель
достигается через различные формы проведения урока -
индивидуальую, парную и фронтальную (наблюдения, исследовательскую работу) и методы:
репродуктивный (объяснительно- иллюстративный) - изучение принципа
действия теплового двигателя; продуктивный- частично- поисковый и
исследовательский (раскрывается роль тепловых двигателей в жизнедеятельности
человека). Фактически личностные, метапредметные и предметные планируемые
результаты устанавливают и описывают ряд обобщённых классов
учебно-познавательных и учебно-практических задач, предъявляемых обучающимся.
3. Триединая
цель урока
Воспитательная воспитание нравственных качеств
личности, взглядов и убеждений, экологическое воспитание на примере
рассмотрения вопросов охраны окружающей среды.
|
Образовательная Формирование навыков
самостоятельного поиска и обработки информации при изучении темы «Тепловой
двигатель, принцип его действия», формирование представления о видах тепловых
двигателей и их влияния на окружающую среду; совершенствование метапредметных
умений и навыков (умение выделять главное, анализировать,
систематизировать), практических навыков работы с приборами.
|
Развивающая: развитие у учащихся научного
мировоззрения, проектной, коммуникативной и информационной компетентностей;
развитие у учащихся познавательного интереса, творческих способностей,
познавательных способностей (речь, память, внимание, воображение, восприятие).
|
Развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес,
творческие способности, эмоции, познавательные способности - речь, память,
внимание, воображение, восприятие. Сформировать понятие «тепловой двигатель»,
принцип его действия; сформировать представление о видах тепловых двигателей и
их влияние на окружающую среду.
Образовательная: вооружить учащихся системой знаний,
умений и навыков. Развивать навыки самостоятельного поиска и обработки
информации, совершенствовать общепредметные умения и навыки (умение выделять
главное, анализировать, систематизировать), практические навыки работы с
приборами; способствовать формированию проектной, коммуникативной и
информационной компетентностей.
Воспитательная: формирование универсальных учебных действий (УУД) учащихся,
формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности,
взгляды и убеждения. Способствовать экологическому воспитанию на примере
рассмотрения вопросов охраны окружающей среды; способствовать культуре
межличностного общения, через умение слушать друг друга, задавать вопросы,
анализировать ответы; способствовать познаваемости мира на примере научно-
технических открытий.
Данный урок относится к типу изучения нового материала,
закрепление новых знаний, форма - проблемно- поисковая беседа. Урок
состоит из 7 основных элементов:
1. Организация начала занятия. Вступительное слово учителя.
2. Актуализация (повторение).
Подготовка к основному этапу.
Тема урока не объявляется, но в начале урока обучающимся
предлагается начать работу с экспериментов. Вопросы, которые возникают после
этого: Почему? К чему это может привести? На данном этапе
необходимо повторить раннее изученный материал, обратить при этом внимание на
формулы, написанные на доске и энергетические превращения при данных процессах.
3. Объяснение нового материала.
Усвоение новых знаний и способов действия.
Учитель демонстрирует опыт по
превращению энергии пара в механическую энергию. Далее предлагает обучающимся
вновь объяснить наблюдаемые явления.
4. Первичное усвоение, проверка
понимания.
На этом этапе подошли к теме урока "Тепловые
двигатели". Было дано определение теплового двигателя. На доске
появляется тема, но точка в конце предложения не ставится. Далее учитель
обращает внимание на несколько слайдов, на которых отражена история развития
паровых двигателей, даёт информацию о других видах тепловых двигателей (ДВС,
паровая газовая турбина, реактивный двигатель перечисляются и записываются на
доске и в тетради).
5. Осознание, осмысление.
На данном этапе учитель предлагает выступить обучающимся со своим
домашним заданием. За неделю им было предложено провести исследование на вопрос
загрязнения окружающей среды. На доске дописывается тема урока "
Тепловой двигатель и роль в жизнедеятельности человека". Предлагается
найти положительные и отрицательные стороны вопроса о тепловом двигателе.
Ключевым вопросом урока, проблемой урока будет: Может ли человек повлиять
своим вмешательством на состояние окружающей среды? А можем ли мы с
вами повлиять на состояние окружающей среды? Часть предложений были
выдвинуты на уроке, а остальное на домашнее задание. Рассмотрев влияние
тепловых двигателей на окружающую среду, отметить, что в состав табачного дыма
тоже входит угарный газ, негативно влияющий на состояние здоровья. Далее
учитель вновь обращает внимание на эксперименты, проведённые в начале урока.
Определяется основная причина, влияющая на ход протекания процессов. Основная
роль отводится деятельности человека, связанная с применением, эксплуатацией
тепловых двигателей.
6. Подведение итогов занятия.
7. Информация о домашнем задании.
4.
Главный этап - Осознание, осмысление.
На этом этапе учитель предлагает выступить обучающимся со своим
домашним заданием по исследованию окружающей среды по факту наличия примесей.
Исследовательская деятельность способствует развитию творческих способностей,
инициативы, стремления к самореализации, что является основной задачей
современной школы. За неделю им было предложено провести исследование на вопрос
загрязнения окружающей среды. Необходимо было самостоятельно спроектировать
свою работу (обратиться за помощью к учителю химии - межпредметная связь,
родителям). На основе полученных результатов дома, на уроке сформулировать
выводы, проблемы и найти пути их решения. Вопросы: Может ли человек повлиять
своим вмешательством на состояние окружающей среды? А можем ли мы с
вами повлиять на состояние окружающей среды? стали ключевыми вопросами
этого урока. Решается учебно- практическая задача направленная на оценку
навыка рефлексии, синтеза: тепловой двигатель - "хорошо" или
"плохо"? На данном этапе используются формы и приёмы, отражающие
метапредметный подход (знание и информация, роль и позиция) и межпредметные
связи (химия, экология, физика).
5. Показать,
как другие этапы работали на главный этап. Подготовительный
этап даёт
возможность обучающимся повторить основные моменты, необходимые к уроку.
Изменение температуры плавления льда при введении примесей, изменение скорости
протекания диффузии и испарения в водоёмах, на поверхности которых имеется
масляная плёнка- это те последствия, которые появляются в ходе использования тепловых
двигателей в промышленности, транспорте, даже может и быту. К этому выводу
приходят учащиеся после информации, полученной в ходе исследования.
Экспериментальные доказательства данных изменений, позволяют сформировать некую
систему знаний в области экологии, загрязнения окружающей среды. Этап Первичное усвоение, проверка понимания и этап осознание, осмысление, на которых обучающиеся
знакомятся с принципом действия тепловых двигателей, историей развития данной
отрасли промышленности, даёт им возможность задуматься, а что же будет дальше?
возможность расширить свой кругозор в области научно- технического прогресса. А
также опять вернуться к проблеме защиты окружающей среды.
6. Оценку
успешности достижения ТДЦ урока, обосновать показатели РР (реального
результата). Реализация целей урока была достигнута на основе овладения
новой информацией через развитие у обучающихся общеучебных и специальных умений
и навыков работы с разными источниками информации, самостоятельное добывание
знаний на основе использования информационных технологий, проведения
исследования и фронтального эксперимента. Обучающимися была получена информация
о реальных результатах деятельности человека, думаю, что после данного урока
они однозначно задумаются о том, что будущее действительно в опасности!
7.
Перспективы совершенствования своей деятельности. На следующем
уроке данная тема будет продолжена. Обучающимся предложено подготовить
сообщения на тему развития транспорта, использование энергии топлива, экологические
проблемы Земли. Исследования, проведённые в домашних условиях, станут началом к
созданию исследовательского проекта, с которым в дальнейшем будет предложено
выступить на районном конкурсе исследовательских и творческих работ по физике.
Соответствие
ФГОС
Фактически личностные, метапредметные и предметные планируемые
результаты устанавливают и описывают ряд обобщённых классов
учебно-познавательных и учебно-практических задач, предъявляемых обучающимся:
1) учебно-познавательные задачи, направленные на
формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению
систематических знаний, в том числе:
— первичному ознакомлению- ознакомление с принципом
действия теплового двигателя
— выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых
объектов, процессов и явлений действительности - процессы, существующие в
природе были смоделированы на уроке и доступным языком доведены до ума учащихся
сложные природные и технические процессы
— выявлению и анализу существенных и устойчивых связей
и отношений между объектами и процессами- в течении урока неоднократно
возвращались к рассмотренным раннее явлениям и искали причинно- следственную
связь;
2) учебно-познавательные задачи, направленные на
формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и
интеграции знаний как результата использования логических операций
сравнения, анализа, обобщения, оценки, требующие от обучающихся более
глубокого понимания изученного и выдвижения новых для них идей, иной точки
зрения, создания или исследования новой информации. На уроке и дома была
организована исследовательская работа.
3) учебно-практические задачи, направленные на
формирование и оценку навыка разрешения проблем/проблемных ситуаций,
требующие принятия решения в ситуации неопределённости. В конце урока был задан
вопрос, "а можем ли мы повлиять на состояние окружающей среды?" и в
ходе обсуждения были предложены некоторые пути её решения.
4) учебно-практические задачи, направленные на
формирование и оценку навыка сотрудничества, требующие
совместной работы в парах или группах с распределением ролей/функций и
разделением ответственности за конечный результат- в ходе проведения
исследования организована работа в группах;
5) учебно-практические задачи, направленные на
формирование и оценку навыка коммуникации, требующие создания
письменного или устного текста/высказывания : например, сообщения, комментария,
пояснения, формулировки и обоснования гипотезы, устного или письменного
заключения, отчёта, оценочного суждения. По итогам домашнего исследования
учащиеся выступили с отчётом. При наблюдении за процессами, происходящими в
ходе эксперимента были выдвинуты гипотезы, даны комментарии и объяснения.
6) учебно-практические и учебно-познавательные задачи,
направленные на формирование и оценку навыка рефлексии, что
требует от обучающихся самостоятельной оценки или анализа собственной
деятельности с позиций соответствия полученных результатов, выявления
позитивных и негативных факторов (например, "плохо" и
"хорошо", что надо изменить, выполнить по-другому, дополнительно
узнать и т. п. чтобы изменить окружающий мир, сохранить собственное
здоровье);
7) учебно-практические и учебно-познавательные задачи,
направленные на формирование ценностно-смысловых установок,
что требует от обучающихся выражения ценностных суждений и своей позиции по
обсуждаемой проблеме
8) учебно-практические и учебно-познавательные
задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ-компетентности обучающихся,
собственно навыков использования ИКТ при изложении результатов опыт.
Данное
занятие соответствует требованиям стандарта второго поколения, согласно
которому
В структуре
планируемых результатов выделяются:
1) Ведущие целевые установки и основные ожидаемые
результаты основного общего образования
2) Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных
программ
планируемые результаты освоения учебных и
междисциплинарных программ выпускника основной школы это-
...
ОСНОВЫ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (два блока)
Выпускник научится:
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект,
используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой
проблеме;
• выбирать и использовать методы;
• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут
быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования,
формулировать вытекающие из исследования выводы;
• использовать такие естественно-научные методы и приёмы,
как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы»,
эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое
обоснование, установление границ применимости модели/теории;
• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически
относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;
• видеть и комментировать связь научного знания и
ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и
применении научного знания.
Выпускник получит возможность
научиться:
• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять
учебное исследование, учебный и социальный проект;
• использовать догадку, озарение, интуицию;
...
ФИЗИКА.
Тепловые явления
(два блока)
Выпускник научится:
• распознавать тепловые явления и объяснять на основе
имеющихся знаний основные свойства или условия протекания этих явлений:
диффузия; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление,
кристаллизация, кипение, различные способы теплопередачи;
• описывать изученные свойства тел и тепловые явления,
используя физические величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура,
удельная теплоёмкость вещества, удельная теплота плавления и парообразования,
удельная теплота сгорания топлива; при описании правильно трактовать физический
смысл используемых величин, их обозначения и единицы измерения, находить
формулы, связывающие данную физическую величину с другими величинами;
• анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы,
используя закон сохранения энергии;
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать знания о тепловых явлениях в повседневной
жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими
устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического
поведения в окружающей среде; приводить примеры экологических последствий
работы двигателей внутреннего сгорания (ДВС), тепловых и гидроэлектростанций;
• приводить примеры практического использования физических
знаний о тепловых явлениях;
• приёмам поиска и формулировки доказательств выдвинутых гипотез
и теоретических выводов на основе эмпирически установленных фактов;
• находить адекватную предложенной задаче физическую
модель, разрешать проблему на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях .
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.