1. Организационный
момент
Цель:
включить детей в урок, создать два условия:
а) я
хочу это делать
б) я
могу и буду это делать
|
Объяснительный
диктант: правописание не с различными частями речи.
Что вам
известно о правописании не с существительными, прилагательными,
местоимениями и глаголами?
|
Учащиеся
записывают, объясняя написание не с различными частями речи.
Ничего
не забудьте, не терпит неправды, не широкая, а узкая река; неширокая, но
рыбная река, невысокий дом, говорил не правду, а ложь, ничуть не интересный
фильм, неласковая осень, не с кем поговорить
Рассказывают
правила правописания не с различными частями речи
|
Слайд 1
|
2.
Актуализация знаний Цель: организовать создание затруднения.
Требования
к этапу:
1. Воспроизведение
в памяти знаний необходимых для восприятия нового
материала. 2. Создание затруднения.
|
Какую
часть речи мы с вами изучали на последних уроках?
На
слайде выведены словосочетания: негодующий взгляд, ненавидящий тон, нерешенная
задача; не прибранные, а разбросанные вещи; давно не работающий телевизор.
|
Ответ
учащихся:
Причастие
Записать
слова по двум группам (слитно и раздельно)
|
Слайд 2
|
3.Постановка
проблемы
Цель:
Сформулировать проблему, которую будем решать
|
Какие
это части речи?
Как
пишутся не с причастиями?
Какова
тема нашего урока?
Какой же
возникает вопрос? Что предстоит
выяснить?
Как будем действовать?
Какую
проблему мы будем решать?
|
Причастия
Слитно и
раздельно
Слитное
и раздельное написание не с причастиями.
Выяснить
условия выбора слитного и раздельного написания не с причастиями.
|
Слайд 3
|
4.
Открытие нового знания детьми
Цель:
организовать решение проблемной ситуации.
Требования:
используя побуждающий или подводящий диалог решить поставленную проблему.
|
Читаем
словосочетания, чем они отличаются?
негодующий
взгляд, ненавидящий тон.
Возможно
ли употребление причастия без не?
Подберите
однокоренные слова других частей речи.
Невыраженный
признак, нерешенная задача,
Есть ли
при причастиях зависимые слова?
очень
неподготовленное выступление, весьма неотработанная речь.
Какое
значение имеют наречия очень, весьма?
неприбранные,
а разбросанные вещи.
Найдите
причину раздельного написания не с причастиями.
давно не
работающий телевизор, не прибранные вовремя вещи.
Есть ли
у причастий зависимые слова, т.е. образуют ли они причастные обороты?
реки еще
не скованы льдом, обед не приготовлен
В чем
особенность этих причастий?
Каким
членом предложения они являются?
|
Нет
Вывод: если
причастие без не не употребляется, то пишется слитно
Негодование,
негодовать
Нет.
Вывод: если
причастие не имеет при себе зависимых слов, то пишется с не слитно
Значения
степени.
Вывод: если
причастие имеет при себе наречие степени(очень, весьма, совершенно и т. п.) ,
то пишется с не слитно.
Есть
противопоставление.
Вывод: если
причастие имеет противопоставление, то пишется с не раздельно.
Есть
зависимые слова, т.е. образуют причастный оборот.
Вывод: если
причастие имеет зависимые слова, т.е. образуют причастный оборот), то пишется
с не раздельно
Они
краткие.
Это
краткие причастия
Сказуемым.
Вывод: краткие
причастия пишутся с не раздельно
|
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
|
5.
Первичное закрепление.
Выполнение
упражнений в учебнике.
Работа с
перфокартой
|
\
Поляна
освещена, рассеянный мальчик, дорога длинна, книга интересна, исправленная
работа, посеянная трава, комиссия образована, замешенное тесто, построенное
здание, размешанные краски прочитана, краски, разбросанные вещи, бесценная
вещь, кожаный портфель, раненный пулей, выкрашенные скамейки, здание
построено, груженный кирпичами вагон, выполненное поручение, исписанный лист,
некрашеный пол, полированный стол, сломанный стул, заметки собраны, тканный
золотом узор, заплетенная коса, стены украшены
|
|
|
6.
Рефлексия. Итоги урока
Домашнее
задание. Параграф учебника
Упр. из
учебника
|
Организовать
анализ учебной деятельности на уроке.
Вопросы:
1. С помощью какого задания была создана проблема?
2. Какая возникла проблема?
3. Как
её разрешили?
4. Какие
цели были поставлены?
5.
Достигли ли мы цели?
|
Наблюдение
над словосочетаниями
От чего
зависит слитное и раздельное написание не с причастиями.
Рассматривали
причастия в контексте, выясняли какая форма причастия перед нами, имеется ли
противопоставление, используется ли причастие без не.
Научиться
правильно писать не с причастиями.
Выводы
обучающихся.
Да.
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.