Русский
язык
3
класс
Трухачева Наталья Николаевна
Тема. Непроизносимые согласные в корне слова.
Тип урока: урок предъявления новых знаний.
Дидактическая
цель урока: организовать совместную деятельность
учащихся с целью знакомства с новым орфографическим правилом.
Задачи:
- Личностные:
формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного
отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный
интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи;
способность к самооценке на основе критерия успешности учебной
деятельности.
- Предметные:
учить писать слова с непроизносимыми согласными, способам проверки
непроизносимых согласных в корне.
- Метапредметные:
·
познавательные:
развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить
сравнение и квалификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи;
делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; применять наблюдение
для информационного поиска; моделировать информацию.
·
коммуникативные:
формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных
позиций в сотрудничестве.
·
регулятивные: учить
ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и
сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу
действия.
Методы обучения
По характеру
учебно-познавательной деятельности: проблемно- поисковые.
По способу
организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные практические.
По степени
педагогического управления со стороны учителя: методы
опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью
источников информации.
Формы
организации учебной деятельности: фронтальная,
групповая, парная.
Средства обучения
·
Зеленина Л.М. Хохлова Т.Е. Русский язык. Учебник
для 3 класса. В 2-х частях. М, Просвещение, 2010г.
·
компьютерная презентация
Планируемые
результаты
Личностные: ученик
получить возможность для формирования умения оценивать свою деятельность;
адекватного понимания причин успешности (неуспешности) учебной деятельности;
устойчивого учебно-познавательного интереса к способам решения новых орфографических
изадач.
Предметные: на
уроке ученик получит знания о правописании непроизносимых согласных в корне
слова.
Метапредметные:
- познавательные:
ученик получить возможность учиться добывать информацию; создавать модель
для решения орфографической задачи; осуществлять сравнение и
классификацию, самостоятельно выбирать критерии; строить логическое
рассуждение, включающее причинно-следственные связи.
- коммуникативные:
ученик получить возможность учиться выслушивать различные точки зрения;
учитывать и координировать в сотрудничестве с другими позиции других
людей, отличные от собственной; аргументировать свою позицию; осуществлять
взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;
- регулятивные:
ученик получит возможность учиться: составлять простейший план действий;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Ход урока
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
УУД
|
Организационный
момент
|
Организация проверки рабочего места
учащихся.
Создание положительного эмоционального
настроя в классе:
-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и
мысленно передайте пожелание удачи.
|
Проверка готовности рабочего места к уроку.
Создание положительного эмоционального
настроя в классе: учащиеся желают друг другу удачи.
|
Личностные
|
Этап
мотивации и целеполагания
|
Организация фронтальной работы.
-Что мы с вами проходили на предыдущих
уроках русского языка?
Чтоб ошибок избежать,
Зоркость будем развивать.
В игре проверить можешь сам
Свое внимание к словам.
Игра. Слайды 2-11
1 ряд ловит рыбок, на которых написаны слова
с приставками.
2-й ряд ловит рыбок, на которых написаны
слова с разделительным ъ знаком.
3-й ряд ловит рыбок, на которых написаны
слова с предлогами.
Мысленно раскрывайте скобки и записывайте
слова в тетрадь.
Проверка. Слайд 12
-Рыбку с каким словом не выловил ни один
ряд?
-Почему вы не записали это слово. Мы эту
орфограмму знаем?
-Произнесите это слово четко и посмотрите на
запись.
Иногда согласные
Играют с нами в прятки.
Они не произносятся
Но пишутся в тетрадке.
-Сформулируйте тему. О каких словах будем
сегодня говорить?
-Поставим перед собой цель.
|
Ответы детей.
Злостный
Здесь какая-то
другая орфограмма.
Определяют тему урока.
Определяют цель урока.
|
Предметные
Метапредметные
Регулятивные
|
Этап
актуализации знаний.
|
-Где можно найти информацию о правописании
непроизносимых согласных в корне?
-Мы сегодня попробуем самостоятельно сделать
открытие на основе наблюдения.
|
Учебник, словарь, взрослые, статья в Интернете
|
Регулятивные
Метапредметные
|
Этап
первичного восприятия и усвоения нового теоретического учебного материала
|
На ваших столах лежат карточки с таблицей.
Обратите внимание, на слайде памятка для
наблюдений.
Будем наблюдать за словами и составлять правило
самостоятельно.
Оформите свои наблюдения в таблице.
-Все ли понятно? Начните работу.
|
Работают в парах.
Учащиеся анализируют, наблюдают, сравнивают,
планируют.
|
Коммуникативные
|
Организация выступлений учащихся
-Кто хочет рассказать о своих наблюдениях?
Выводы оформляются на доске.
Организация самостоятельной работы.
-Проверим ваши наблюдения по учебнику.(с.
28)
Прочитайте правило. Какая информация не
прозвучала в этом правиле?
-Как мы сформулируем правило?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Рыбки плавали, ныряли
В чистой светленькой воде.
То сойдутся-разойдутся,
То зароются в песке.
|
Презентация результатов самостоятельной
работы учащихся.
Выступает одна пара, а задача остальных –
дополнить.
|
Предметные
Метапредные
|
Этап
первичного закрепления
|
- Какие необходимо выполнить действия, чтобы
не ошибиться в написании слов с непроизносимой согласной в корне?
-Попробуйте вместе со своим соседом по парте
составить алгоритм проверки и написания слов с непроизносимыми согласными. Слайд
17
|
Учащиеся взаимодействуют друг с другом.
|
Предметные
|
Этап
встраивания нового материала в систему знаний
|
-Посмотрите на картинки и попробуйте угадать
какое слово – существительное или прилагательное они обозначают. Подпишите
картинки обращая внимание на непроизносимые согласные (выделите
непроизносимую согласную маркером). Укажите проверочное слово.
-А какие проверочные слова можно подобрать к
слову ПРАЗДНИК?
ОПАСЕН?
Это слова, в которых нельзя проверить
непроизносимую согласную и слова, в которых непроизносимая согласная не пишется.
С такими словами мы познакомимся на
следующих уроках.
|
Работа в группах
Словарное слово
|
Предметные
Метапредметные
|
Этап
подведения итогов урока. Рефлексия.
|
-Предлагаю дома потренироваться в решении
известных орфографических задач.
Выберите домашнее задание:
- упр.52
- выписать из словаря слова с
непроизносимыми согласными в корне.
- придумать сказку о непроизносимых
согласных
Организация
индивидуальной работы. Рефлексия.
-Оцените
собственную работу на уроке, раскрась рыбку.
-Кто хочет проанализировать
свою деятельность на уроке.
Атмосфера на
сегодняшнем уроке мне напомнила глубины моря - спокойные, размеренные, но
в то же время интересно какая рыбка проплывет, что там блестит на дне.
Давайте заселим глубины рыбками.
- Всем спасибо за
работу!
|
|
Регулятивные
|
Приложение1.
Слово
|
Транскрипция
|
Какой звук не произносится
|
?
|
|
Солнце
|
|
|
|
Сердце
|
|
|
|
Здравствуй
|
|
|
|
Местный
|
|
|
|
Проездной
|
|
|
|
У: Какую особенность вы заметили?
Д: Мы заметили, что в каждом слове букв
больше, чем звуков.
У: А как вы думаете, что это значит?
Д: Один какой-то звук выпадает, не
произносится.
У: Какой сделаем
вывод?
Сделаем вывод: в
наших словах букв больше, чем звуков, потому что некоторые звуки не
произносятся
Какие звуки не
произносятся?
У: Какие мы с вами нашли непроизносимые
звуки?
Д: [л], [т],[в], [д]
В какой части слова они находятся?
Какие это звуки, гласные или согласные?
Д: согласные
У: Какими буквами обозначаются звуки [л],
[т],[в], [д]?
Д: Д, в, т, л
Какие буквенные сочетания вы подчеркнули,
в которых появляются непроизносимые согласные.
[нц]
[рц]
[ств]
[сн]
[зн]
А как узнать, есть непроизносимый согласный
в слове или нет?
Предположения
детей.
Проверим ваши наблюдения по учебнику.(с. 28)
Прочитайте правило. Какая информация не прозвучала
в этом правиле?
-Как мы
сформулируем правило?
Приложение 2.
Приложение 3.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.