формирования познавательных
универсальных
учебных действий
учащихся начальной школы
В
свете требований федерального государственного образовательного стандарта
второго поколения подвергаются переосмыслению цели обучения и воспитания,
которые сегодня предполагают овладение не суммой знаний,
умений и навыков, а совокупностью характеристик сформированности у выпускника
школы познавательных и личностных способностей. В соответствии с этим, основные
образовательные результаты определяются многообразием и характером видов
универсальных учебных действий, определяющих способность личности самостоятельно
и успешно усваивать новые знания, формировать умения и сотрудничать
в познании и преобразовании окружающего мира.
Очень важно, чтобы система обучения начинала меняться уже в
начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика,
его мировоззрение, желание учиться. Именно начальная ступень школьного обучения
должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и
способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать
основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и
окружающими людьми. В то время как задача основного общего образования развить
и усовершенствовать те универсальные учебные действия, которые будут заложены в
начальной школе.
Учителя начальной школы в ходе подготовки к педсовету
продемонстрируют фрагменты уроков с использованием универсальных учебных
действий.
Тема: Часть слова.
Корень. 2 урок
Цель: развитие
умений анализировать однокоренные слова, выделять корень, определять
лексическое значение корня и общее значение однокоренных слов.
Задачи:
·
Развить
умение находить однокоренные слова;
·
Развивать
умение выделять в однокоренных словах корень;
·
Понимать
лексическое значение однокоренных слов и корня в них.
Планируемые
результаты урока:
Сформируется
базовый уровень умений работать с информацией по теме;
Сформируется
умение выстраивать речевые высказывания, работать самостоятельно и в паре,
уважительное отношение к иной точке зрения ;
Сформируются у
обучающихся навыки исследования, логических рассуждений;
Сформируются
начальные формы рефлексии;
Сформируется
базовый уровень умений:
– Анализировать однокоренные
слова: называть общее лексическое значение корня.
– Выделять корень в
слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова.
– Отличать однокоренные
слова от слов с похожим корнем (горе, гора, гореть).
Универсальные
учебные действия (УУД)
Познавательные:
·
Развивать умение извлекать информацию из схем,
иллюстраций, текстов.
·
Представлять информацию в виде схемы.
·
Выявлять сущность, особенности объектов.
·
На основе анализа объектов делать выводы.
·
Обобщать и классифицировать по признакам.
·
Ориентироваться на развороте учебника.
·
Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные:
·
Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
·
Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с
материалом учебника.
·
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
·
Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
·
Осуществлять познавательную и личностную
рефлексию.
Коммуникативные:
·
Развиваем умение слушать и понимать других.
·
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными
задачами.
·
Оформлять свои мысли в устной форме.
·
Умение работать в паре.
·
Личностные:
·
Выполнять правила этикета.
·
Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои
эмоции.
·
Оценивать поступки в соответствии с
определённой ситуацией.
·
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной
познавательной деятельности.
Этап урока
|
Ход урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Формируемые УУД
|
I
Актуализация знаний.
|
–
Чему удивился Петя?
Слайд-2
– Что такое корень?
Обратимся к словарю и посмотрим значения этого слова.
Слайд-3
Итак, корень – это подземная часть
растения, внутренняя находящаяся в теле часть зуба. Что общего в значениях
слова корень? (Важная часть чего-либо)
А ещё в словаре
говорится, что корень – это основная значимая часть слова.
Как по-другому
можно сказать о корне слова?
–
Оказывается, у слова корень несколько
значений. Вспомните, как называются такие слова. (Многозначными.)
–
Как вы думаете, какое значение слова корень нам
больше всего интересно на уроке русского языка? (Корень слова.)
|
Организует
самостоятельную работу детей, побуждает к высказыванию собственного мнения.
Выясняет,
что дети знают по теме урока.
Активизирует
деятельность обучающихся через наводящие вопросы.
|
Отвечают
на вопросы учителя.
Отвечают
на вопросы учителя.
Высказывают
собственное мнение.
Делают
вывод, опираясь на уже имеющиеся знания.
|
Регулятивные
Коммуникативные
Познавательные
Личностные
|
II
Формулирование проблемы, планирование деятельности
|
–
Сформулируйте тему урока и укажите, какие вопросы можно рассмотреть в этой
теме. Составим план работы.
После
ответов учеников на доске появляется план:
1.
Что такое корень слова?
2.
Роль корня в слове.
3.
Как выделить корень в слое? Слайд-4
– Что мы
сейчас делали? (Планировали свою деятельность.) Итак
,корень это главная часть слова.
|
Актуализируют
учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового
материала.
|
Формулируют
тему урока, составляют общий план работы.
Выслушивают
иное мнение, делают выводы, высказывают свое мнение.
|
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
|
III
Развитие
умений применение знаний
IVЗакрепление
знаний
|
1.
Наблюдение над однокоренными словами, значением корня Слайд-5
Работа
на доске.
Жил-был корень (сад). Один догадливый человек решил его посадить. Выросло необыкновенное
словесное дерево. Вместо ветвей росли на нём слова. У всех была общая часть,
та, что человек посадил сначала.
На
доске появляется «дерево», на нём однокоренные слова: сад, садик, пересадить, посадка, садовник, садовый, рассада.
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым
Был он только словом.
(Е. Измайлов)
–
Запишите эти слова. Как они называются? (Однокоренными.)
–
Какова роль корня в слове? (В корне заключён общий смысл однокоренных слов.) Слайд-6
–
Выделите корень значком.
Как выделить корень в слове?
Обсуждаем
третий пункт плана. Слайд 9
Посмотрите
на фотографию. Как вы думаете, кто на ней изображен? (Семья, родственники).
А это
кто? (фотография семьи зебр). Это тоже семья.
Вы
знаете, раз уж мы сегодня на уроке ведём разговор о семьях слов, то я
приглашаю вас побывать ещё в одной семье, даже в двух. Итак, жил-был тигр.
У него была тигрица, а у неё маленький сынок тигрёнок..
Вот мы и получили две семьи: в одной живут звери, а в другой – слова, которые
их называют. Какие это слова?
В семье
слов выделите корень. Как выделить корень?
Вывод: Надо
подобрать однокоренные слова и выделить у них одинаковую часть – корень.
–
Что мы сейчас делали?
–
Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
|
Побуждает
обучающихся к общей работе на доске, к наблюдению и самостоятельной записи
однокоренных слов в тетрадь.
Выявляет
имеющиеся знания.
Побуждает
к самостоятельным действиям.
Побуждает
к многократному проговариванию филологических терминов.
Тренирует
детей в выделении корня слова.
Побуждает
к высказыванию собственного мнения.
Развивает
умение находить общую часть однокоренных слов.
Формирует
способность к выявлению места и причины затруднений в собственной
деятельности.
Побуждает
к выполнению самостоятельной работы.
Побуждает
обучающихся к выдвижению гипотез, высказываний, к анализу и синтезу
однокоренных слов.
Побуждает
обучающегося к проведению самоанализа
Закрепляет
умение делать вывод.
|
Наблюдают
за работой на доске.
Самостоятельно
записывают полученную информацию в тетрадь.
Выслушивают
иное мнение.
Тактично
высказывают собственное мнение.
Проводят
исследовательскую работу, в ходе которой делают выводы, с использованием
филологических терминов.
Самостоятельно
сравнивают свой вывод с источником информации (учебником).
Находят
в тексте информацию, понятие
Объясняют
свой выбор, опираясь на найденную информацию, высказывают общее мнение групп
Делают
общий вывод.
|
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Личностные
Регулятивные
Коммуникативные
Познавательные
|
V
Итог урока, рефлексия.
|
–
Слайд-13
Как вы думаете, на какую оценку вы
знаете материал о корне и однокоренных словах? Оцените себя.
1 ступенька - не знаю
2 ступенька - требуется помощь
3 ступенька - знаю на 4
4 ступенька – знаю на 5
|
Организует
самостоятельную работу по нахождению нужной информации.
Побуждает
к умозаключениям по теме урока.
Побуждает
к анализу урока, к самоанализу.
|
Высказывают
собственное мнение
Проводят
самоанализ собственной деятельности на уроке
|
Познавательные
Регулятивные
Личностные
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.