1.
А
теперь весёлый урок Радионяни.
(Кто с
правилами дружит, тот твёрдо убеждён,
Фарфор
нам очень нужен, а фарфор не нужён.
Нельзя
сказать алфавит, а можно алфавит.
Кто
говорит алфавит, неверно говорит.
Не
говори каталог, а только каталог.
А творог?
Можно творог, а можно и творог.
А если в
магазин вдруг портфели завезли,
То не
ходи в магазин, не купишь портфели.
Когда мы
на машине летим во весь опор,
То нас
везёт не шофер, а нас везёт шофёр.
Шофёр,
он любит дело, профессию свою,
А с шофером
мы сразу влетим в аварию.
И пусть
теперь не будет секретом для ребят,
Что в
парке не статуи, а статуи стоят.
А если
вы в театр придёте, например,
То вас
не пустят в партер,
Пожалуйте
в партер.
Ты,
школьник, с удареньем внимательнее будь
И наши
наставленья, мы просим, не забудь.
А будешь
несерьёзно их ставить кое-как,
Рано или
поздно ты попадёшь впросак).
Запишите
слово, в котором возможна двоякая постановка ударения.
(Это
слово «творог». В нём можно поставить ударение как на первый, так и на второй
слог).
Дополняем
кластер.
ОРФОЭПИЯ
Изучает
постановку Изучает произношение
ударения слов
Ударение зависит
от Сочетания букв
лексического
значения слова чн в ряде слов звучит,
как шн. Буква е не
всегда смягчает
предыдущий согласный
В
некоторых словах воз-
можна
двоякая постановка
ударения
2.
Закрепление
изученного материала.
Задание 4
Лексический диктант. Отгадайте слово по
лексическому значению, правильно произнесите его, запишите, объясняя
орфограммы.
1. Мастерская по пошиву одежды. (Это
слово «а[тэ]лье». Звук [т] в нём произносится твёрдо).
2. Раздел науки, изучающий звуки речи. (Это
слово «фо[нэ]тика». Звук [н] в нём произносится твёрдо).
3. Широкая асфальтированная дорога. (Это
слово «шос[сэ]». Звук [с] в нём произносится твёрдо).
4. Знак препинания. ( Это слово «ти[рэ]».
Звук [р] в нём произносится твёрдо).
5. Плавучая
гора, отколовшаяся от родника. (Это слово «айс[б`э]рг». Звук [ б`] в нём
произносится мягко).
6. Высшее достижение мастерства. (
Это слово «и[д`э]ал». Звук [ д`] в нём произносится мягко).
7. Нижние места для зрителей в театре. (
Это слово «пар[тэ]р». Звук [т] в нём произносится твёрдо).
8. Спортивная игра с мячиком. ( Это
слово «[тэ]ннис». Звук [т] в нём произносится твёрдо).
9. Название научного понятия. (Это слово
«[т`э]рмин». Звук [ т`] в нём произносится мягко).
10. Шарф, шейный платок. ( Это слово
«каш[нэ]». Звук [н] в нём произносится твёрдо).
11. Гостиница. ( Это слово «о[тэ]ль».
Звук [т] в нём произносится твёрдо).
Эталон: чтобы правильно произнести
слово, нужно обратить внимание на его лексическое значение, затем проверить,
есть ли в нём сочетание букв, произносящихся не так, как пишутся. Исходя из
этого, ставим ударение и выбираем правильное произношение.
Чему
мы учились, выполняя задание? Куда можем обратиться в случае затруднения?
(Мы
учились правильно произносить слова. В случае затруднения мы можем обратиться
к Орфоэпическому словарю).
А теперь запишем в тетрадь метаграммы.
Кто скажет, что это такое?
(Метаграмма
— это загадка, по условиям которой из загаданного слова, путем замены
одной
буквы другой, получается новое слово).
·
Когда меня ты открываешь,
Обычно воду наливаешь.
Но н на б смени скорей -
И обитатель я морей.
(Получились слова «кран – краб»).
·
С буквой щ - на самом деле
Я на службе у Емели.
м поставь на это место:
Без меня не будет теста.
( Получились слова «щука
– мука»).
·
Не найдёшь ли ты такого
Удивительного слова:
Если буква в нём меняется,
Птица в рыбу превращается.
( Получились слова «фазан – сазан»).
·
С з - нужна в бильярде я,
С ж я - след после дождя,
С п - я видеть помогаю,
С н - путь ночью освещаю.
( Получились слова «луза - лужа -
лупа – луна»).
2. Спишите, поставьте ударение в
выделенных словах. Укажите, в каких примерах перенос ударения создает новое
слово, а в каких – только изменяет их форму (падеж, число).
Столяр сделал книжные полки.
По дороге двигались вооруженные полки.
Открыты все окна. Я стою у окна.
Я мою руки. Дай мою книжку.
(В словах «полки» и « полки»,
«мою» и «мою» ударение создаёт новые слова, а в паре «окна
– окна» меняется лишь форма слова).
3. Произнесите правильно выделенные
слова. Спишите, обозначьте правильное произношение звуков.
На выставке в музее мы видели модель нового самолета. Портрет Пушкина работы художника
Кипренского. С самолета был выброшен парашютный десант. Мечта каждого – иметь
персональный компьютер. Детектив исследовал место происшествия.
Чтобы не ошибиться в постановке ударения, можно использовать
весёлые подсказки. (Свёкла- Фёкла)
Тётка Фёкла ела свёклу.
(ЦемЕнт- инструмент)
Я беру свой инструмент,
Быстро развожу цемЕнт.
(КвартАл - устал)
Брёл я долго и устал,
Перешёл седьмой квартАл.
Что за странный носорог
Ел и твОрог , и творОГ.
Слышен в классе диалог:
Обсуждают каталОг.
Детей не нужно баловАть,
Чтоб зубки не пломбировАть.
ДремОта и зевОта уходят за ворота.
(потягивание)
Если прикоснёшься к иве,
Станешь ты ещё красИвей.( наклоны)
У меня в ушах звенит,
Телефон опять звонИт.
Дополняем
кластер.
ОРФОЭПИЯ
Изучает
постановку Изучает произношение
ударения слов
Ударение зависит
от Сочетания букв
лексического
значения слова чн в ряде слов звучит,
как шн. Буква е не
всегда смягчает
предыдущий согласный
В
некоторых словах воз-
можна
двоякая постановка
ударения
Чтобы не ошибиться
в Для правильного
постановке ударения,
можно произношения можно
использовать весёлые
под- использовать словарь
сказки
СЦЕНКА.
Стоит
мальчик. Он держит в руках бутылочку с лекарством. Читает: «Три раза в неделю
по столовой ложке. После приёма пищи».
Начинает
пищать. Вбегает мама.
-
Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?
-
А я лекарство принял. А здесь написано…(читает)
-
Ах ты, глупыш. Ведь ты неверно прочитал. Три раза после приёма пИщи, а не пищИ.
-
Ой, мамочка. Нам в школе учительница говорила, что от перестановки ударения
может меняться смысл, а я об этом забыл…
Что
же случилось от перестановки ударения?
(Изменился
смысл слова, и с мальчиком произошла смешная история).
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.