Инфоурок Биология Другие методич. материалыТехнологическая карта урока по биологии "Диффузия - основа жизни"

Технологическая карта урока по биологии "Диффузия - основа жизни"

Скачать материал

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 

Ф. И. О. преподавателя  Шалаева  Татьяна Владимировна

Дата проведения занятия  03.12.2014.

Тема занятия  Диффузия – основа жизни

Тип учебного занятия  Изучение и первичное закрепление нового материала (по классификации Т.И.Шамовой)

Задачи УЗ 

Развивающий аспект – активизировать мышление обучающихся, умение сравнивать, анализировать, умение самостоятельно формулировать выводы, способствовать развитию логического мышления, познавательной активности обучающихся.

Воспитательный аспект – повышение мотивации изучения биологии и физики, повышение интереса к предметам естественнонаучного цикла, используя разнообразные приёмы деятельности, показать, что познание свойств живого организма возможно только при интеграции знаний, полученных различными науками.

Образовательный аспект: в результате УЗ обучающиеся должны

 

на минимальном уровне

на базовом уровне

знать

Смысл значений понятий «диффузия», «плазмолиз», «деплазмолиз».

Строение, свойства и функции внутреннего слоя клеточной оболочки – плазматической мембраны, развитие понятия о соответствии строения выполняемым функциям. Определение понятий: «диффузия», «осмос», «плазмолиз», «деплазмолиз».

уметь

Перечислить основные структурные компоненты плазматической мембраны.

Перечислить свойства и функции плазматической мембраны.

Выявлять сущность явления: зависимость диффузии от агрегатных состояний вещества, температуры вещества.

Показывать взаимосвязь между строением плазматической мембраны и выполняемыми ею функциями.

Проводить опыты, анализировать, сравнивать, рассуждать и делать выводы по данной теме, отвечать на проблемные вопросы, выдвигать гипотезы.

 

 

 

 

 

 

Этапы

урока

Формы

Методы

Содержание деятельности

Основные задачи этапа

Деятельность

педагога

Деятельность обучающихся

репродуктивный уровень

конструктивный уровень

творческий уровень

 Организационный

 Фронтальная

 Словесный

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку (внешний вид, наличие тетрадей и т.д.). Использует прием обратной связи "Корзина с мандаринами".

Смотреть на эти плоды одно удовольствие, яркие «оранжевые мячики» дарят нам ощущение радости, восторга и душевного подъема!

Приветствуют преподавателя, проверяют свою готовность к уроку, настраиваются на работу.

 

 

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

 Мотивация обучающихся

 Фронтальная

 

Словесный, частично-поисковый,

наглядный

1. Читает эпиграф «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удается связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые»

Д. Хевеши

и предлагает ответить им на вопрос «Как Вы понимаете эти слова?»

2. Приём «Корзина идей»

Предлагает обучающимся почистить мандарин.

Вопрос: «Что изменилось в аудитории?»

Вопрос: «А почему это произошло?»

Вопрос: «А как Вы думаете, какое явление лежит в основе этих процессов?»

Ответы обучающихся преподаватель складывает (образно) в «корзину идей»

Подводит итог.

 

 

1. Воспринимают задание. Слушают эпиграф занятия, анализируют его, рассуждают, обсуждают. В процессе обсуждения обучающиеся приходят к выводу, что человек знает и наблюдает много разных фактов и явлений, но показать взаимосвязь между ними не всегда может.

2. «Корзина идей» Обучающиеся выдвигают гипотезы, идеи и   «сбрасывают идеи в корзину». Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими.

 

 

Повышение мотивации обучения, познавательного интереса к данному занятию

 Целеполагание

 Фронтальная, индивидуальная.

Словесный, частично-поисковый

Корректирует тему занятия: «Диффузия – основа жизни».

Помогает обучающимся с формулировкой цели занятия.

Формулирует задачи занятия: расширить знания о строении, свойствах и функциях цитоплазматической мембраны, показать взаимосвязь таких дисциплин, как «Физика» и «Биология» на данном уроке, и доказать, что диффузия – это основа жизни.

 

 Записывают тему занятия. Слушают преподавателя.

Обучающиеся формулируют тему занятия.

Формулируют цель занятия.

 

 Формулирование темы и целей урока.

Актуализация знаний

Фронтальная,

индивидуальная

Словесный, репродуктивный

Сообщает обучающимся, что материал темы сегодняшнего занятия базируется на знаниях, полученных ими ранее при изучении биологии.

Кроссворд на повторение ранее изученного материала (кроссворд изображён на слайде мультимедийной презентации)

Кроссворд «Основные клеточные структуры»

Последнее слово в кроссворде «оболочка».

Вопрос: «А какая клеточная структура расположена под оболочкой?»

Показывают основные части клетки на схеме «Строение клетки». Формулируют выводы, что, действительно, знания, полученные ими ранее на уроках биологии, пригодятся для изучения новой темы.

Разгадывают кроссворд.

 

 

Актуализация опорных знаний.

Изучение нового материала

 Фронтальная

Групповая

Словесный, репродуктивный, частично-поисковый, наглядный.

1. Задаёт вопрос: «Вспомните, какие вещества входят в состав плазматической мембраны?»

2. Рассказ о строении плазматической мембраны (схема строения мембраны показана на слайде)

3. Вопросы: «Чем объясняется, с точки зрения физики, одно из свойств жидкости – текучесть?», «В каком случае наблюдается это явление?»

4. Объяснение свойств мембраны.

Предлагает обучающимся заполнить схему по ходу объяснения материала и демонстрации опытов обучающимся

 

5.Проблемный вопрос: «Почему мы взяли мыльный пузырь?»

Демонстрация схемы строения мыльного пузыря

Помогает обучающимся демонстрировать опыты.

Вопрос: «В каком случае, с точки зрения физики,  наблюдается взаимное притяжение между молекулами?»

6. Физкультминутка

(здоровьесберегающие технологии)

7. Демонстрация опыта “Наблюдение плазмолиза  и деплазмолиза растительной клетки” (видеофрагмент)

Вопросы:

  1. Что такое плазмолиз?
  2. Какое явление называют деплазмолизом?
  3. Что такое осмос?

Делает выводы вместе с обучающимися.

8. Функции мембраны

Вопрос: Опарин Александр Иванович сказал, что после того как появились мембраны…из супа, варившегося в морях могли сформироваться первые живые организмы. На основании чего ученый пришел к такому утверждению?

Вопрос: «Вспомните, какие основные функции выполняет мембрана клетки?»

Показ флеш анимации «Функции мембраны»

 

Организация работы обучающихся в группах

Задание 1. Представьте, что вы подошли к стене, к забору, к преграде, которую вам необходимо преодолеть. Каким способом вы будете пытаться попасть внутрь? Группе дается 2 минуты на размышление. Студенты должны предложить как можно больше способов проникновения и записать их в левый столбик листка.

Задание 2. Представьте, что преодолеть преграду необходимо не человеку, подошедшему к забору или стене, а веществу, находящемуся рядом с живой клеткой. Ему необходимо попасть внутрь клетки. Попытайтесь найти аналогии к каждому из способов, предложенных вами для преодоления препятствий. Запишите их в правой части листа бумаги.

Подводит итоги работы групп и объясняет вместе с обучающимися механизмы транспорта через мембрану.

Видеофрагмент «Диффузия в мембране»

9. Вопрос: «Мы говорим в опытах о диффузии.  Я вас опять возвращаю в неживую природу и прошу вспомнить, а что же такое диффузия с точки зрения физики?»

Вопрос: «Каковы особенности протекания диффузии в живой и неживой природе? От чего зависит скорость протекания диффузии?»

Вопрос: «Итак, Вы считаете, что скорость протекания диффузии зависит от температуры и от агрегатного состояния вещества? Почему?»

Проверка гипотезы на опыте.

Наблюдает за проведением опыта обучающимися.

Слушают, записывают, отвечают на вопросы. Смотрят презентацию, видеофрагменты. Наблюдают за процессами, происходящими при демонстрации опытов. Делают выводы. Анализируют, рассуждают.

Физкультминутка

 

 Отвечают на проблемные вопросы. Приводят примеры.

Заполняют схему «Свойства мембраны».

Работа обучающихся в группах, выполнение заданий.

Обсуждают, выдвигают гипотезы.

Демонстрация опыта (один оучающийся): демонстрирует перетекание жидкости в стенке мыльного пузыря, висящего на пластмассовой трубочке.

Демонстрация опыта (один оучающийся): демонстрирует, как при протыкании мыльного пузыря и последующего извлечения иглы целостность его стенки сразу же восстанавливается

 

 Проверяют гипотезу на опыте.

Показать взаимосвязь дисциплин «Физика» и «Биология», углубить и расширить знания обучающихся о строении, свойствах и функциях плазматической мембраны; активизация мышления обучающихся. Развитие логического мышления.

Первичная проверка понимания изученного материала

 Фронтальная

Словесный, частично-поисковый.

Возвращается к вопросу, заданному в начале занятия: «Скажите, так почему же запах мандарина, после того, как мы стали его чистить, распространился по всей аудитории?»

Вопрос: «Какое физическое явление лежит в основе механизма транспорта веществ в клетку через цитоплазматическую мембрану?»

 

 Отвечают на вопрос.

 Рассуждают, размышляют, делают выводы.

 

 

 Проверить понимание изученного материала; активизировать умение самостоятельно формулировать выводы.

Закрепление

Индивидуальная, групповая (работа в парах)

Словесный,

наглядный

Предлагает обучающимся выполнить тестовое задание (используя мультимедийную презентацию) на закрепление изученного материала.

1. Выберите основные функции плазматической мембраны

а) транспортная, барьерная, рецепторная

б) транспортная, энергетическая, барьерная

в) транспортная, энергетическая, каталитическая

 

2. Какие вещества входят в состав плазматической мембраны?

а) углеводы и белки

б) белки и липиды

в) белки и нуклеиновые кислоты

 

3. Какой процесс изображён  на данном рисунке?

а) осмос

б) диффузия

в) плазмолиз

 

4. Какой процесс изображен на данном рисунке?

 

а) плазмолиз

б) деплазмолиз

в) митоз

 

5. Обратимся к бобам фасоли, которые лежат у вас на столах. Одну фасоль мы заранее замочили в горячей воде, другая оставалась сухой. Думаю, что разница в размерах фасоли видна. Какой процесс Вы здесь наблюдаете?

Диффузия в природе и жизни человека экспериментально исследовательская работа

а) плазмолиз

б) осмос

в) рост

Взаимопроверка тестового задания

 

Выполняют тестовое задание.

Взаимопроверка тестового задания

 

Закрепить знания, полученные обучающимися на данном уроке.

Анализ

Фронтальная

Словесный, частично-поисковый.

Обращается к эпиграфу занятия «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удается связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые».

Задаёт вопрос: «Как Вы думаете, правильно ли я подобрала эпиграф к нашему занятию? Объясните, почему?»

Возвращается к теме занятия и задаёт вопрос: «Так почему же диффузия – это основа жизни?»

Какое явление связывает дисциплины «Физика» и «Биология» при изучении свойств и функций плазматической мембраны?

Вопрос:

"Как вы думаете, где (в жизни, в профессии) вам пригодятся знания о диффузии?" 

Делает выводы.

 

Рассуждают, отвечают на вопросы, формулируют выводы.

Доказывают, что диффузия – это основа жизни. Показывают взаимосвязь физики и биологии.

 

Определить, достигнута ли цель сегодняшнего урока

Домашнее задание

Фронтальная

Словесный

Сообщает обучающимся домашнее задание, объясняет выполнение.

1. Разгадать филворд «Буквенная неразбериха».

2. Создать буклет «Диффузия в моей профессии»

3. Подобрать несколько пословиц, в которых наблюдается явление диффузии.

4. Провести опыт.

Вырежьте из корня моркови или редьки две длинные полоски одинакового размера. Положите одну из них в воду, другую в плазмолизирующий раствор поваренной соли. Измерьте линейкой длину обеих полосок и запишите, на сколько уменьшились полоски в плазмолизирующем растворе и через сколько времени это произошло. Сделайте выводы.

Первое и второе задание – выполняют все обучающиеся.

Третье и четвёртое – по желанию.

Слушают, записывают.

 

 

 

Рефлексия

Фронтальная, индивидуальная

Словесный, творческий.

Предлагается обучающимся «нарядить» дерево мандаринами:

- если занятие понравилось, узнал много нового и интересного, то на дерево прикрепляется оранжевый мандарин;

- если занятие не понравилось, было скучно и неинтересно, то на дерево прикрепляется белый мандарин.

Предлагает обучающимся назвать самого активного студента урока, этому студенту вручается корзина мандаринов за активную работу на интегрированном занятии «Диффузия – основа жизни»

Подводят итоги урока.

«Наряжают» мандариновое дерево.

 

Подведение итогов урока

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Технологическая карта урока по биологии "Диффузия - основа жизни""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Ученый секретарь

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема занятия  Диффузия – основа жизни

Тип учебного занятия  Изучение и первичное закрепление нового материала (по классификации Т.И.Шамовой)

Задачи УЗ 

Развивающий аспект – активизировать мышление обучающихся, умение сравнивать, анализировать, умение самостоятельно формулировать выводы, способствовать развитию логического мышления, познавательной активности обучающихся.

 

Воспитательный аспект – повышение мотивации изучения биологии и физики, повышение интереса к предметам естественнонаучного цикла, используя разнообразные приёмы деятельности, показать, что познание свойств живого организма возможно только при интеграции знаний, полученных различными науками.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 832 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 499
    • DOCX 4.5 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кальян Татьяна Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кальян Татьяна Владимировна
    Кальян Татьяна Владимировна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 15548
    • Всего материалов: 15

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания биологии в условиях реализации ФГОС

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 63 человека из 35 регионов
  • Этот курс уже прошли 809 человек

Курс профессиональной переподготовки

Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель биологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 457 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 166 человек

Курс повышения квалификации

Организация элективного курса в рамках реализации проекта "Точка роста": методология биологического эксперимента

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психология развития личности: от мотивации к самопониманию

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 84 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 34 человека

Мини-курс

Прощение и трансформация: освобождение от родовых программ и травм

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 176 человек из 56 регионов
  • Этот курс уже прошли 45 человек

Мини-курс

Figma: основные принципы дизайна и композиции

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 106 человек из 40 регионов
  • Этот курс уже прошли 15 человек