Основные
этапы
учебной
деятельности
|
Цель этапа
|
Содержание педагогического
взаимодействия
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
обучающихся
|
Формируемые
УУД: личностные
(эмоционально – положительный настрой на урок, создание ситуации успеха), регулятивные
(обеспечение учащимися организации их учебной деятельности)
|
I. Мотивация (самоопределение) к
учебной деятельности
|
Создание
доброжелательной атмосферы.
Вхождение
обучающихся в пространство учебной деятельности.
|
Слайд
2
Учитель
эмоционально настраивает детей на работу. Создает эмоционально –
положительный настроя на урок, ситуацию успеха, доверия с помощью вопросов:
«Каким бы вы хотели видеть наш урок? Что бы вы хотели пожелать друг другу?»
|
Проверяют
готовность к уроку (Л)
Планируют
учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками (Р)
Отвечают на
вопросы учителя, желают друг другу прочных знаний, правильных ответов,
дружной работы (К)
|
Формируемые
УУД: регулятивные
(целеполагание, саморегуляция), познавательные (осознанное и
произвольное построение речевого высказывания в устной форме, постановка
проблемы, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели,
выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов, анализ
объектов с целью выделения признаков)
|
II. Актуализация и фиксирование
индивидуального затруднения в пробном действии.
|
Организация
подготовки обучающихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного
учебного действия. Фиксация индивидуального затруднения.
|
1. Беседа
о насекомых. Игра «Найди лишнее».
Слайд
3
Учитель
предлагает детям выбрать среди насекомых на слайде лишние по разным
признакам.
·
Организует
работу обучающихся.
·
Вовлекает
класс в работу.
·
Подводит
обучающихся под понятие «общественные насекомые».
|
Дети выделяют
группу общественных насекомых. Других насекомых, которые не относятся к
общественным, называют в любой последовательности, и они исчезают на слайде
по щелчку.
- Анализируют,
сравнивают, обобщают (П)
- Строят произвольные
речевые высказывания (К)
- Доказывают
свой ответ научными сведениями (П)
- Находят
решение в ситуации затруднения (Р)
- Учитывают
разные мнения (К)
- Аргументируют
свое мнение и позицию (К)
|
2. ТРИЗ.
Учитель
предлагает детям продолжить фразы: «Гусеница ползает, а бабочка … летает»,
«Комар пищит, а кузнечик … стрекочет».
|
- Дети строят
речевые высказывания, дополняя предложения (К)
- Аргументируют
свой ответ (К)
|
|
|
3. Игра
«Узнай животных по описанию».
Слайд
4
- Учитель
читает описание насекомых: кузнечик, пчела, муравей.
- Знакомит
детей с дополнительными сведениями об этих насекомых.
- Рассказывает
о вреде и пользе, которые они приносят.
|
Дети угадывают,
о ком идет речь. Находят в классе изображение этого насекомого и прикрепляют
на доску (методика Базарного).
- Выполняют
учебные действия в соответствии с поставленной задачей (Р)
- Осуществляют
анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (П)
|
Физкультминутка
для глаз (1
мин 30 с)
Слайды
5 - 11
|
Формируемые
УУД:
личностные (мотивационная основа учебной
деятельности, ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности), познавательные
(ориентация на разнообразие способов решения задач, построение логических
рассуждений).
|
III. Выявление места и причины
затруднения.
|
Организация выявления
обучающимися места и причины возникшего затруднения на основе анализа
проблемной ситуации.
|
1. Беседа.
- Учитель
спрашивает у детей, о ком пойдет речь на уроке.
- Просит
детей рассказать, что им известно о жизни насекомых, чем удивительная их
жизнь.
- Предлагает
детям найти ответ на проблемный вопрос «Чем же жизнь насекомых так
удивительна?»
|
Дети
предполагают, что они будут изучать жизнь насекомых: жуков, бабочек.
Возможно, затруднятся с ответом о жизни насекомых, так как у них еще
недостаточно знаний по данной теме урока.
- Осуществляют
поиск необходимой информации (П)
- Задают
вопросы (К)
- Договариваются
и приходят к общему решению в совместной деятельности (К)
|
2.
Слайд-шоу «Жуки».
Слайды
12 - 21
Учитель читает
стихотворение В. Берестова «Жуки», которое сопровождается показом слайдов.
|
Дети слушают
стихотворение. Узнают новые сведения о жуках.
- Формирование
чувства прекрасного и эстетических чувств на основе стихотворения (Л)
|
Формируемые
УУД:
регулятивные (принятие и сохранение учебной
задачи, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей), коммуникативные
(формулировка собственного мнения и позиции).
|
IV. Построение проекта выхода из
затруднения
|
Обдумывание проекта
будущих учебных действий: постановка цели, формулировка темы, выбор способа, построение
плана достижения цели и определение средств.
|
1.
Формулировка темы и целей урока.
Учитель помогает
детям сформулировать тему и цели урока с помощью вопросов: «Какова роль
насекомых? Можно ли без них обойтись? Что можно сделать, чтобы лучше узнать
мир насекомых?»
|
Дети формулируют
тему и цели урока. Планируют свою работу на уроке. Предлагают разные способы
получения информации по теме урока: чтение учебника, дополнительной
литературы, поиск информации в сети Интернет.
- Принимают
учебную задачу (Р)
- Различают
способ и результат действия (Р)
- Осуществляют
выбор наиболее эффективных способов решения учебной проблемы на уроке (П)
|
2.
Сравнение ответов детей с эталоном.
Слайд
22
|
Формируемые
УУД: регулятивные
(самостоятельное учитывание выделенных учителем ориентиров действия в
новом учебном материале), познавательные (построение рассуждений в форме
связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях).
|
V. Реализация построенного
проекта.
|
Осуществление
реализации построенного проекта: обсуждение различных вариантов, предложенных
обучающимися, выбор оптимального варианта, Построение способа действий. Уточнение
общего характера нового знания, и фиксация преодоления возникшего затруднения.
|
1.
Возникновение проблемной ситуации. Ситуация поиска.
Учитель
спрашивает у детей, как называется наука, которая занимается изучением
насекомых.
Слайд
23
- Обращает
внимание детей на выставку книг.
- На основе
вопросов формулируется понятие «отряд жесткокрылых».
- Предлагает
детям с помощью лупы рассмотреть насекомых, которые изображены у
учебнике на с. 49 и которые лежат у них на партах.
- Задает
вопрос «Почему жуки относятся к насекомым?»
|
Дети предлагают
варианты названия науки, изучающей насекомых. Сравнивают свои ответы с эталоном
– энтомология. С помощью лупы рассматривают жуков. Объясняют, почему они
относятся к насекомым.
- Осуществляют
анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (П)
- Устанавливают
причинно-следственные связи (П)
- Строят
понятные для партнера высказывания (К)
|
2. Работа
в парах. Формирование представления о жуках.
Учитель
предлагает детям поработать в парах и ответить на вопросы (Карточка №1).
|
Дети читают
текст учебника. Находят ответы на поставленные вопросы. Работают в парах.
- Осуществляют
поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы (П)
- Договариваются
и приходят к общему решению в совместной деятельности (К)
|
|
|
3.
Проверка работы в парах.
Учитель
предлагает детям воспользоваться подсказкой в Карточке №1.
|
Дети
рассказывают о вредных жуках. Приводят свои примеры.
- Строят
монологическое высказывание (К)
- Проявляют
учебно-познавательных интерес к новому учебному материалу (Л)
- Адекватно
понимают причины успешности (неуспешности) своей работы (Л)
|
Физкультминутка
(двигательная)
Слайд
24
|
|
|
4.
Самостоятельная работа в парах. Рассказ об удивительных жуках. С. 50.
Слайд
25
Учитель
предлагает обучающимся посмотреть видеофрагмент о жуках.
|
Дети
просматривают видеофрагмент и используют полученную информацию при выполнении
работы в парах. Пользуются дополнительной информацией о жуках, работая с
Карточкой №2 «Жуки – великаны». Готовят рассказ об одном из жуков по выбору.
Самостоятельно изучают материал учебника, используя прием «инсерт».
- Формирование
понимания необходимости учения, выраженного в преобладании
учебно-познавательных мотивов (Л)
- Самостоятельно
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале (Р)
- Осуществлять
поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной и дополнительной литературы (П)
- Контролировать
действия партнера (К)
|
Формируемые
УУД: личностные
(формирование чувства прекрасного и эстетических чувств), познавательные
(осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной и дополнительной, научно-познавательной литературы), коммуникативные
(адекватное использование речевых средств для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач).
|
VI. Первичное закрепление с проговариванием
во внешней речи.
|
Решение типовых
заданий в форме коммуникативного взаимодействия в парах.
|
1.
Проверка работы в парах.
Слайды
26 – 31
- Учитель
предлагает детям рассказать, что они узнали нового о жуках.
- Обращает
внимание на то, что многие животные попадают в Красную книгу по разным
причинам.
- Читает
стихотворение И. Плохих «Жуки».
|
Дети в парах
решают, кто из них будет рассказывать о жуках. Дополняют ответы друг друга.
- Договариваются
и приходят к общему решению в совместной деятельности (К)
- Осуществляют
взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (К)
|
2.
Знакомство с отрядом чешуекрылых – бабочек.
Слайд
32
- Учитель
рассказывает о природе как неисчерпаемом источнике красоты, о бабочках.
- Задает
детям вопрос «Почему бабочку называют летающим цветком?»
- Читает
стихотворение М. Яснова «Бабочка».
|
Дети отвечают на
вопрос. Рассказывают, что они узнали из стихотворения – о превращении куколки
в бабочку.
- Формирование
чувства прекрасного и эстетических чувств при слушании стихотворения (Л)
- Построение
рассуждений в форме связи простых суждений об объекте (П)
|
3. Работа
с текстом. С.
51.
- Учитель
после прочтения текста предлагает детям ответить на вопрос «Что
интересного вы узнали о бабочках?»
- Просмотр
видеофрагмента о бабочках.
Слайд
33
- Ответ на
вопрос «Что вас особенно поразило и удивило?»
|
Дети смотрят
видеофрагмент о превращении куколки в бабочку. Отвечают на поставленные
учителем вопросы.
- Осуществление
поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий (П)
- Формирование
чувства прекрасного и эстетических чувств на основе просмотра
видеофрагмента (Л)
|
|
|
4.
Насекомые – чемпионы.
Слайд
34
Учитель
предлагает детям угадать:
- Кто из
насекомых самые красивые?
- Кто лучший
прыгун?
- Какая
бабочка самая крупная?
- Кто чемпион
по скорости полета?
- Какое
насекомое самое тяжелое?
- Какое
насекомое самое крупное?
|
Дети на слайде
угадывают насекомых.
- Осуществляют
анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (П)
- Формулируют
собственное мнение и позицию (К)
|
Формируемые
УУД: регулятивные
(учитывание выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем, планирование своих действий в соответствии
с поставленной задачей и условиями ее реализации).
|
VII. Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону.
|
Самостоятельное
выполнение задания нового типа и осуществление их самопроверки, пошаговое
сравнение с эталоном.
|
Учитель
предлагает детям проверить полученные знания и выполнить работу в печатной
тетради с последующей самопроверкой по эталону.
|
Дети выполняют
работу в тетрадях. Проверяют свои работы, сравнивая ответы с эталоном.
- Произвольное
и осознанное владение новым материалом (П)
- Осуществлять
итоговый и пошаговый контроль по результату (Р)
|
Формируемые
УУД: личностные
(положительная адекватная дифференцированная самооценка на основе критерия
успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»)
|
VIII. Включение в систему знаний и
повторение.
|
Выявление границы
применимости нового знания и выполнение заданий, в которых новый способ
действий предусматривается как промежуточный шаг. Формирование навыка
применения изученных способов действий, введение в будущем следующих тем.
|
1.
Выполнение теста. С.
23
Слайды
35 – 36
Учитель
контролирует выполнение теста учениками.
|
Дети выполняют
тест, после завершения работы встают возле своей парты.
- Выполняют
учебные действия (Р)
|
2. Самооценка.
Учитель
предлагает детям оценить свою работу на уроке по критериям: «красиво»,
«быстро», «правильно».
|
Оценивают свою
работу по предложенной шкале.
- Оценивают
правильность выполнения работы (Р)
- Осуществляют
самоконтроль (Р)
- Адекватное
понимание причин успешности (неуспешности) учебной деятельности (Л)
|
Формируемые
УУД: регулятивные
(внесение необходимых коррективов в действие после его завершения на
основе его оценки и учета характера сделанных ошибок), коммуникативные
(использование речи для регуляции своего действия).
|
IX. Рефлексия учебной
деятельности.
|
Организация рефлексии
и самооценки учениками собственной учебной деятельности. Соотношение
поставленной цели и результата, фиксирование степени их соответствия, планирование
дальнейших целей деятельности.
|
Слайд
37
Учитель задает
вопросы:
- Над какой
темой работали?
- Что вас
особенно удивило и поразило на уроке?
- С какими
трудностями встретились?
- О чем самом
главном должны помнить?
Читает
стихотворение Ю. Капотова «Мы любим луга…»
|
Дети отвечают на
поставленные вопросы.
- Формулируют
собственное мнение и позицию (К)
- Строят
понятные для партнера высказывания (К)
|
X. Задание на дом (по желанию).
|
Предоставление
выбора действий обучающимся.
|
- Учитель
предлагает детям по желанию взять книгу о насекомых с выставки книг, в
библиотеке, прочитать о насекомых дополнительные сведения.
- Благодарит
детей за дружную совместную работу.
|
- Осуществление
расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета (П)
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.