Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыТехнологическая карта урока окружающего мира "Жуки и бабочки. Приглядись и удивись!" (1 класс) УМК "Гармония"

Технологическая карта урока окружающего мира "Жуки и бабочки. Приглядись и удивись!" (1 класс) УМК "Гармония"

Скачать материал

Никульникова Людмила Вячеславовна,

МБОУ СОШ №4 г. Ливны

 

Технологическая карта урока

 

Предмет: окружающий мир.

Класс: 1

Тип урока: урок усвоения новых знаний (УМК «Гармония»)

 

Тема урока

Жуки и бабочки. Пригляди и удивись!

Цель изучения темы

Создать условия для формирования представлений о жуках и бабочках, их разнообразии

Количество учебных часов

1 час

Задачи

Образовательные: формировать представление о жуках и бабочках, их разнообразии; обратить внимание на красоту редких видов жуков и бабочек, занесённых в Красную книгу.

Развивающие: развивать творческие способности учащихся, умение добывать информацию из разных источников.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к редким насекомым и окружающему миру.

Решаемые на уроке проблемы

Чем жуки и бабочки отличаются от других насекомых?

Чем полезны жуки и бабочки природе?

Почему стали редкими некоторые насекомые?

УУД

Личностные УУД: (Л)

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки;

- осознавать личный смысл учения и интерес к изучению окружающего мира;

- осваивать нормы общения и коммуникативного взаимодействия, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, уметь находить выходы из спорных ситуаций;

- спокойно относиться к ошибке как рабочей ситуации, требующей коррекции;

- развивать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе изучения разных видов насекомых.

Метапредметные УУД:

·         Регулятивные УУД: (Р)

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- адекватно воспринимать оценку учителя.

·         Познавательные УУД: (П)

 - осуществлять поиск необходимой информации из разных источников;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

·         Коммуникативные УУД: (К)

- работать в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

Предметные УУД:

- сравнивать жуков и бабочек на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию;

- проводить несложные наблюдения, используя лупу;

- объяснять роль насекомых в природе и жизни человека;

- воспитывать бережное отношение к редким видам насекомых.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать строение жука, бабочки, отличие насекомых от паука.
  • Уметь приводить примеры представителей насекомых.
  • Описывать, характеризовать виды насекомых, называя их существенные признаки.
  • Сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира.
  • Использовать дополнительную литературу с целью поиска ответов на вопросы, извлечения познавательной информации об образе жизни насекомых.
  • Уметь экологически грамотно вести себя в природе, бережно относиться к насекомым.

Личностные: наблюдать, выделять отличительные признаки насекомых, сравнивать и объединять их в группы.

Метапредметные: планировать свою работу; находить необходимую информацию из разных источников; осмысливать ее и делать выводы; участвовать в работе пары; договариваться друг с другом

Основной тезаурус урока

Энтомология, санитары леса, бабочка – адмирал, бабочка – агриппина, жук дровосек – титан, жук голиаф, жук – геркулес, скарабей.

Организация пространства

Межпредметные связи

Ресурсы, оборудование

Формы работы

Литературное чтение, русский язык

Учебник Поглазовой О. Т. «Окружающий мир», ч.. 2., с. 48 – 51.

Рабочая тетрадь Поглазовой О. Т. №2, с. 21 – 23.

Тест.

Лупы для каждого ученика.

Коллекция насекомых.

Карточки для самостоятельной работы в парах.

Карточки – подсказки.

Книги о насекомых.

Красная книга.

Презентация к уроку.

Компьютер, проектор, экран.

Фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа


Основные

этапы

учебной

деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

 Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формируемые УУД: личностные (эмоционально – положительный настрой на урок, создание ситуации успеха), регулятивные (обеспечение учащимися организации их учебной деятельности)

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Создание доброжелательной атмосферы.

Вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности.

Слайд 2

 

Учитель эмоционально настраивает детей на работу. Создает эмоционально – положительный настроя на урок, ситуацию успеха, доверия с помощью вопросов: «Каким бы вы хотели видеть наш урок? Что бы вы хотели пожелать друг другу?»

 

 

Проверяют готовность к уроку (Л)

Планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками (Р)

Отвечают на вопросы учителя, желают друг другу прочных знаний, правильных ответов, дружной работы (К)

Формируемые УУД: регулятивные (целеполагание, саморегуляция), познавательные (осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, постановка проблемы, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов, анализ объектов с целью выделения признаков) 

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

 

Организация подготовки обучающихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия. Фиксация индивидуального затруднения.

 

1. Беседа о насекомых. Игра «Найди лишнее».

 

Слайд 3

 

Учитель предлагает детям выбрать среди насекомых на слайде лишние по разным признакам.

·         Организует работу обучающихся.

·         Вовлекает класс в работу.

·         Подводит обучающихся под понятие «общественные насекомые».

 

 

 

 

 

Дети выделяют группу общественных насекомых. Других насекомых, которые не относятся к общественным, называют в любой последовательности, и они исчезают на слайде по щелчку.

  • Анализируют, сравнивают, обобщают (П)
  • Строят произвольные речевые высказывания (К)
  • Доказывают свой ответ научными сведениями (П)
  • Находят решение в ситуации затруднения (Р)
  • Учитывают разные мнения (К)
  • Аргументируют свое мнение и позицию (К)

2. ТРИЗ.

Учитель предлагает детям продолжить фразы: «Гусеница ползает, а бабочка … летает», «Комар пищит, а кузнечик … стрекочет».

 

  • Дети строят речевые высказывания, дополняя предложения (К)
  • Аргументируют свой ответ (К)

 

 

3. Игра «Узнай животных по описанию».

 

Слайд 4

 

  • Учитель читает описание насекомых: кузнечик, пчела, муравей.
  • Знакомит детей с дополнительными сведениями об этих насекомых.
  • Рассказывает о вреде и пользе, которые они приносят.

 

 

 

 

Дети угадывают, о ком идет речь. Находят в классе изображение этого насекомого и прикрепляют на доску (методика Базарного).

  • Выполняют учебные действия в соответствии с поставленной задачей (Р)
  • Осуществляют анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (П)

Физкультминутка для глаз (1 мин 30 с)

 

Слайды 5 - 11

Формируемые УУД: личностные (мотивационная основа учебной деятельности, ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности), познавательные (ориентация на разнообразие способов решения задач, построение логических рассуждений).

III. Выявление места и причины затруднения.

Организация выявления обучающимися места и причины возникшего затруднения на основе анализа проблемной ситуации.

1. Беседа.

  • Учитель спрашивает у детей, о ком пойдет речь на уроке.
  • Просит детей рассказать, что им известно о жизни насекомых, чем удивительная их жизнь.
  • Предлагает детям найти ответ на проблемный вопрос «Чем же жизнь насекомых так удивительна?»

 

Дети предполагают, что они будут изучать жизнь насекомых: жуков, бабочек. Возможно, затруднятся с ответом о жизни насекомых, так как у них еще недостаточно знаний по данной теме урока.

  • Осуществляют поиск необходимой информации (П)
  • Задают вопросы (К)
  • Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности (К)

2. Слайд-шоу «Жуки».

 

Слайды 12 - 21

 

Учитель читает стихотворение В. Берестова «Жуки», которое сопровождается показом слайдов.

 

 

 

 

Дети слушают стихотворение. Узнают новые сведения о жуках.

  • Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе стихотворения (Л)

Формируемые УУД: регулятивные (принятие и сохранение учебной задачи, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей), коммуникативные (формулировка собственного мнения и позиции).

IV. Построение проекта выхода из затруднения

Обдумывание проекта будущих учебных действий: постановка цели, формулировка темы, выбор способа, построение плана достижения цели и определение средств.

 

1. Формулировка темы и целей урока.

Учитель помогает детям сформулировать тему и цели урока с помощью вопросов: «Какова роль насекомых? Можно ли без них обойтись? Что можно сделать, чтобы лучше узнать мир насекомых?»

 

Дети формулируют тему и цели урока. Планируют свою работу на уроке. Предлагают разные способы получения информации по теме урока: чтение учебника, дополнительной литературы, поиск информации в сети Интернет.

  • Принимают учебную задачу (Р)
  • Различают способ и результат действия (Р)
  • Осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения учебной проблемы на уроке (П)

2. Сравнение ответов детей с эталоном.

 

Слайд 22

Формируемые УУД: регулятивные (самостоятельное учитывание выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале), познавательные (построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях).

V. Реализация построенного проекта.

Осуществление реализации построенного проекта: обсуждение различных вариантов, предложенных обучающимися, выбор оптимального варианта, Построение способа действий. Уточнение общего характера нового знания, и фиксация преодоления возникшего затруднения.

1. Возникновение проблемной ситуации. Ситуация поиска.

Учитель спрашивает у детей, как называется наука, которая занимается изучением насекомых.

 

Слайд 23

 

  • Обращает внимание детей на выставку книг.
  • На основе вопросов формулируется понятие «отряд жесткокрылых».
  • Предлагает детям с помощью лупы рассмотреть насекомых, которые изображены у учебнике на с. 49 и которые лежат у них на партах.
  • Задает вопрос «Почему жуки относятся к насекомым?»

 

 

Дети предлагают варианты названия науки, изучающей насекомых. Сравнивают свои ответы с эталоном – энтомология. С помощью лупы рассматривают жуков. Объясняют, почему они относятся к насекомым.

  • Осуществляют анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (П)
  • Устанавливают причинно-следственные связи (П)
  • Строят понятные для партнера высказывания (К)

2. Работа в парах. Формирование представления о жуках.

Учитель предлагает детям поработать в парах и ответить на вопросы (Карточка №1).

 

 

Дети читают текст учебника. Находят ответы на поставленные вопросы. Работают в парах.

  • Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы (П)
  • Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности (К)

 

 

3. Проверка работы в парах.

Учитель предлагает детям воспользоваться подсказкой в Карточке №1.

 

Дети рассказывают о вредных жуках. Приводят свои примеры.

  • Строят монологическое высказывание (К)
  • Проявляют учебно-познавательных интерес к новому учебному материалу (Л)
  • Адекватно понимают причины успешности (неуспешности) своей работы (Л)

Физкультминутка (двигательная)

 

Слайд 24

 

 

4. Самостоятельная работа в парах. Рассказ об удивительных жуках. С. 50.

 

Слайд 25

 

Учитель предлагает обучающимся посмотреть видеофрагмент о жуках.

 

 

 

 

 

Дети просматривают видеофрагмент и используют полученную информацию при выполнении работы в парах. Пользуются дополнительной информацией о жуках, работая с Карточкой №2 «Жуки – великаны». Готовят рассказ об одном из жуков по выбору. Самостоятельно изучают материал учебника, используя прием «инсерт».

  • Формирование понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов (Л)
  • Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (Р)
  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной литературы (П)
  • Контролировать действия партнера (К)

Формируемые УУД: личностные (формирование чувства прекрасного и эстетических чувств), познавательные (осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и дополнительной, научно-познавательной литературы), коммуникативные (адекватное использование речевых средств для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач).

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Решение типовых заданий в форме коммуникативного взаимодействия в парах.

 

1. Проверка работы в парах.

 

Слайды 26 – 31

 

  • Учитель предлагает детям рассказать, что они узнали нового о жуках.
  • Обращает внимание на то, что многие животные попадают в Красную книгу по разным причинам.
  • Читает стихотворение И. Плохих «Жуки».

 

 

 

 

Дети в парах решают, кто из них будет рассказывать о жуках. Дополняют ответы друг друга.

  • Договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности (К)
  • Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (К)

2. Знакомство с отрядом чешуекрылых – бабочек.

 

Слайд 32

 

  • Учитель рассказывает о природе как неисчерпаемом источнике красоты, о бабочках.
  • Задает детям вопрос «Почему бабочку называют летающим цветком?»
  • Читает стихотворение М. Яснова «Бабочка».

 

 

 

 

 

Дети отвечают на вопрос. Рассказывают, что они узнали из стихотворения – о превращении куколки в бабочку.

  • Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств при слушании стихотворения (Л)
  • Построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте (П)

3. Работа с текстом. С. 51.

  • Учитель после прочтения текста предлагает детям ответить на вопрос «Что интересного вы узнали о бабочках?»
  • Просмотр видеофрагмента о бабочках.

 

Слайд 33

 

  • Ответ на вопрос «Что вас особенно поразило и удивило?»

 

Дети смотрят видеофрагмент о превращении куколки в бабочку. Отвечают на поставленные учителем вопросы.

  • Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий (П)
  • Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе просмотра видеофрагмента (Л)

 

 

4. Насекомые – чемпионы.

 

Слайд 34

 

Учитель предлагает детям угадать:

  • Кто из насекомых самые красивые?
  • Кто лучший прыгун?
  • Какая бабочка самая крупная?
  • Кто чемпион по скорости полета?
  • Какое насекомое самое тяжелое?
  • Какое насекомое самое крупное?

 

 

 

 

Дети на слайде угадывают насекомых.

  • Осуществляют анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков (П)
  • Формулируют собственное мнение и позицию (К)

Формируемые УУД: регулятивные (учитывание выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации).

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Самостоятельное выполнение задания нового типа и осуществление их самопроверки, пошаговое сравнение с эталоном.

Учитель предлагает детям проверить полученные знания и выполнить работу в печатной тетради с последующей самопроверкой по эталону.

Дети выполняют работу в тетрадях. Проверяют свои работы, сравнивая ответы с эталоном.

  • Произвольное и осознанное владение новым материалом (П)
  • Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (Р)

Формируемые УУД: личностные (положительная адекватная дифференцированная самооценка на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»)

VIII. Включение в систему знаний и повторение.

Выявление границы применимости нового знания и выполнение заданий, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Формирование навыка применения изученных способов действий, введение в будущем следующих тем.

1. Выполнение теста. С. 23

 

Слайды 35 – 36

 

Учитель контролирует выполнение теста учениками.

 

 

 

 

 

 

Дети выполняют тест, после завершения работы встают возле своей парты.

  • Выполняют учебные действия (Р)

2. Самооценка.

Учитель предлагает детям оценить свою работу на уроке по критериям: «красиво», «быстро», «правильно».

 

Оценивают свою работу по предложенной шкале.

  • Оценивают правильность выполнения работы (Р)
  • Осуществляют самоконтроль (Р)
  • Адекватное понимание причин успешности (неуспешности) учебной деятельности (Л)

Формируемые УУД: регулятивные (внесение необходимых коррективов в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок), коммуникативные (использование речи для регуляции своего действия).

IX. Рефлексия учебной деятельности.

Организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности. Соотношение поставленной цели и результата, фиксирование степени их соответствия, планирование дальнейших целей деятельности.

Слайд 37

 

Учитель задает вопросы:

  • Над какой темой работали?
  • Что вас особенно удивило и поразило на уроке?
  • С какими трудностями встретились?
  • О чем самом главном должны помнить?

Читает стихотворение Ю. Капотова «Мы любим луга…»

 

 

Дети отвечают на поставленные вопросы.

  • Формулируют собственное мнение и позицию (К)
  • Строят понятные для партнера высказывания (К)

X. Задание на дом (по желанию).

Предоставление выбора действий обучающимся.

  • Учитель предлагает детям по желанию взять книгу о насекомых с выставки книг, в библиотеке, прочитать о насекомых дополнительные сведения.
  • Благодарит детей за дружную совместную работу.
  • Осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета (П)

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Технологическая карта урока окружающего мира "Жуки и бабочки. Приглядись и удивись!" (1 класс) УМК "Гармония""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Психолог-перинатолог

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема урока: «Жуки и бабочки. Приглядись и удивись».

Цель урока: создание условий для формирования представления о жуках и бабочках, их разнообразии через исследовательскую деятельность обучающихся.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки;

- осознавать личный смысл учения и интерес к изучению окружающего мира;

- осваивать нормы общения и коммуникативного взаимодействия, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, уметь находить выходы из спорных ситуаций;

- спокойно относиться к ошибке как рабочей ситуации, требующей коррекции;

- развивать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе изучения разных видов насекомых.

 

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- адекватно воспринимать оценку учителя.

 

Познавательныеуниверсальные учебные действия:

- осуществлять поиск необходимой информации из разных источников;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

 

Коммуникативныеуниверсальные учебные действия:

- работать в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

 

Предметные результаты:

- сравнивать жуков и бабочек на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию;

- проводить несложные наблюдения, используя лупу;

- объяснять роль насекомых в природе и жизни человека;

- воспитывать бережное отношение к редким видам насекомых.

 

Оборудование:

·      медиапроектор;

·      ноутбук;

·      интерактивная доска;

·      презентация к уроку.

 

Дидактические материалы: учебник «Окружающий мир», рабочая тетрадь №2 (авторы О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин); лупы на каждого обучающегося; коллекция насекомых; карточки для самостоятельной работы в парах; карточки-подсказки; книги о насекомых; Красная книга; сигнальные карты.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 761 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 852
    • DOCX 140.5 кбайт
    • 14 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Никульникова Людмила Вячеславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 8 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 4118
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Инструменты в преподавании кубановедения в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности введения и реализации обновленного ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1151 человек из 81 региона

Курс профессиональной переподготовки

Методика организации образовательного процесса в начальном общем образовании

Учитель начальных классов

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 2646 человек из 84 регионов

Мини-курс

Жизненный цикл продукта и методология управления проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Робототехника в школе: конструирование и программирование

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 42 человека из 20 регионов

Мини-курс

Управление рисками и финансовое моделирование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе