Основные
этапы
учебной
деятельности
|
Цель
этапа
|
Содержание
педагогического взаимодействия
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
обучающихся
|
Формируемые
УУД: личностные
(эмоционально – положительный настрой на урок, создание ситуации успеха), регулятивные
(обеспечение учащимися организации их учебной деятельности)
|
I. Мотивация (самоопределение) к
учебной деятельности
|
Создание
доброжелательной атмосферы.
Вхождение обучающихся
в пространство учебной деятельности.
|
Слайд
2
Учитель
эмоционально настраивает детей на работу. Создает эмоционально –
положительный настроя на урок, ситуацию успеха, доверия с помощью вопроса:
«Каким бы вы хотели видеть наш урок?»
|
Проверяют готовность
к уроку (Л)
Планируют
учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками (Р)
Отвечают на вопросы учителя,
желают друг другу прочных знаний, правильных ответов, дружной работы (К)
|
Формируемые
УУД: личностные
(учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, ориентация на
собственный жизненный опыт), познавательные (построение рассуждений в форме
связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях)
|
II. Актуализация и фиксирование
индивидуального затруднения в пробном действии.
|
Организация
подготовки обучающихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного
учебного действия. Фиксация индивидуального затруднения.
|
Слайд 3
1. Беседа.
Учитель беседует
с детьми об устройстве старинных и современных городов, деревень. Выясняет,
чем отличаются условия жизни селянина и горожанина.
|
Дети
перечисляют, чем различаются город и деревня: высокие и маленькие дома;
большое число магазинов, заправок, стадионы, школы; большое количество машин
в городах и тишина в деревне.
·
Построение
речевых высказываний в устной и письменной форме (П)
·
Выявление
существенных признаков (П)
·
Обоснование
собственных позиций (К)
|
2. Проверка
работы в тетрадях на с. 32.
Учитель в ходе
беседы выясняет, какую новую информацию получили дети из текста, пользуясь
приемом «Инсерт», что осталось непонятным.
|
Дети
рассказывают о том, какие раньше были улицы, чем отличались старинные города
от современных.
·
Смысловое
чтение художественных и познавательных текстов, выделение существенной
информацию из текстов разных видов (П)
·
Ориентация
на позицию партнера в общении и взаимодействии (К)
·
Преобразование
практической задачи в познавательную (Р)
|
|
|
Слайд
4
3.
Словарная работа.
Учитель спрашивает у детей,
где можно узнать непонятных слов, которые встретились в домашнем тексте.
|
Дети говорят,
что узнать значение слов можно из справочной литературы, в сети Интернет,
спросить у взрослых. В словаре В. И. Даля дети находят объяснение слов тес,
плетень, мощеные улицы, дрожки, сани, ремесло.
·
Осуществление
поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием
дополнительной литературы (П)
·
Проявление
познавательной инициативы в учебном сотрудничестве (Р)
|
Формируемые
УУД:
личностные (способность к самооценке на
основе критерия успешности учебной деятельности). регулятивные (самостоятельное
адекватное оценивание правильность выполнения действия и внесение необходимых
коррективов в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия)
|
III. Выявление места и причины
затруднения.
|
Организация
выявления обучающимися места и причины возникшего затруднения на основе
анализа проблемной ситуации.
|
Слайд
5
1. Беседа
о причинах загрязнения окружающей среды.
Учитель предлагает детям
рассмотреть фотографии на слайде и объяснить, почему они изображены вместе.
|
Дети объясняют,
что на всех фотографиях изображены экологические проблемы, загрязнение
окружающей среды.
- Установление
причинно-следственных связей (П)
|
2. Формулировка темы и целей
урока.
Слайд 6
Учитель просит детей
сформулировать тему урока и сравнить ответы с эталоном.
|
Дети предлагают свои варианты
темы урока, сравнивают свои высказывания с эталоном – тема урока записана на
слайде.
- Осуществление
подведения под понятие на основе распознавания объектов, выделения
существенных признаков и их синтеза (П)
|
Формируемые
УУД:
регулятивные (планировать свои действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями ее реализации)
|
IV. Построение проекта выхода из
затруднения
|
Обдумывание
проекта будущих учебных действий: постановка цели, формулировка темы, выбор
способа, построение плана достижения цели и определение средств.
|
Учитель помогает детям
сформулировать цели урока с помощью вопросов: «Чему будем учиться на уроке?»,
«Каким образом будем планировать свою работу?»
|
Дети отвечают,
что будут находить нужную информацию, узнают об экологических проблемах, которые
есть в современных городах. Получать информацию будут из разных источников.
- Учет
выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем (Р)
- Аргументация
своей позиции и координация ее с позициями партнеров в сотрудничестве
при выработке общего решения в совместной деятельности (К)
|
Формируемые
УУД:
познавательные (осуществление синтеза как составление целого из
частей), коммуникативные (допуск возможности существования у людей
различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
ориентировка на позицию партнера в общении и взаимодействии)
|
V. Реализация построенного
проекта.
|
Осуществление
реализации построенного проекта: обсуждение различных вариантов, предложенных
обучающимися, выбор оптимального варианта, Построение способа действий. Уточнение
общего характера нового знания, и фиксация преодоления возникшего затруднения.
|
1. Работа
с таблицей «Знаю, интересуюсь, узнал» (ЗИУ) (Приложение 2).
Учитель предлагает детям
заполнить таблицу «ЗИУ». В первой колонке обучающиеся могут записать всё, что
им известно о городах. Во второй колонке запишут то, о чем им хотелось узнать.
После заполнения таблицы нужно спросить у детей 2-3 ответа, записанные в
каждом столбике.
|
Дети заполняют
первые два столбика таблицы, затем коллективно обсуждают записанное.
- Осуществление
синтеза как составления целого из частей, самостоятельно достраивая и
восполняя недостающие компоненты (П)
- Осознанное
и произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной
форме (К)
|
2. Ситуация
поиска информации.
Слайд
7
Учитель
спрашивает у детей, какие зоны и специальные службы есть в городах.
Выясняет, какие
проблемы существуют в городах и как они называются.
|
Дети
рассказывают о том, что в городах есть промышленные и жилые зоны, места
отдыха, занятий спортом.
В городах есть снегоуборочные
машины, поливочные, дворники убирают территорию.
В городах много
проблем: загрязнение воздуха, мусор, загрязнение воды, снег вовремя не
чистят, плохие дороги. Все это экологические проблемы.
- Формулировка
собственного мнения и позиции (К)
- Построение
монологических высказываний, владение диалогической формой речи (К)
- Обобщение и
выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе
выделения сущностной связи (П)
|
3.
Словарная работа.
Слайд
8
Учитель
спрашивает у детей, что означает слово «экология»?
|
Дети
рассказывают, что слово экология произошло от двух греческих слов
«экос» - дом и «логос» - наука, учение. Это наука об отношениях человека с
окружающей средой.
- Построение
логических рассуждений, включающие установление причинноследственных
связей (П)
|
Физкультминутка (двигательная)
Слайд
9
|
|
|
4. Просмотр
видеофрагмента.
Слайд
10
Учитель
предлагает детям посмотреть видеофрагмент – «Новости», внимательно прослушать
и запомнить, какие проблемы существуют в городе, что надо делать для их
решения.
|
Дети смотрят
видеофрагмент. Полученная информация им понадобится при заполнении таблицы
«Проблемы современного города».
- Осуществление поиска
необходимой информации для выполнения заданий с использованием
дополнительных источников (П)
|
Формируемые УУД: коммуникативные
(адекватное использование речевых средств для решения различных
коммуникативных задач, построение монологических высказываний, владение
диалогической формой речи)
|
VI. Первичное закрепление с
проговариванием во внешней речи.
|
Решение типовых
заданий в форме коммуникативного взаимодействия в парах.
|
1. Работа
в парах. Заполнение таблицы. Приложение 3
Учитель предлагает детям поработать в парах, помнить о правилах
дружной совместной работы.
|
Дети называют
правила дружной работы – помогать друг другу, поддерживать друг друга, не
стесняться обращаться за помощью.
- Построение
понятных для партнера высказываний (К)
- Контролирование
действий партнера (К)
|
2. Проверка
работы в парах.
Учитель
спрашивает у детей, что они записали в таблицу.
|
Дети называют
проблемы города и указывают их причины.
- Выполнение
учебных действий в материализованной и умственной форме (Р)
- Планирование
своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации (Р)
- Ориентация
на понимание причин успеха в учебной деятельности (Л)
|
3. Поиск
решения проблем. Работа с текстом. Прием «Инсерт».
Учитель предлагает детям найти
ответ на вопрос, какую проблему они могли решить бы сами.
|
Дети объясняют,
что они могут решить проблему городских отходов, не оставлять после себя
мусор.
- Осознание
ответственности человека за общее благополучие (Л)
|
Формируемые
УУД:
личностные (основы
гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина
России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю,
осознание ответственности человека за общее благополучие)
|
VII. Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону.
|
Самостоятельное
выполнение задания нового типа и осуществление их самопроверки, пошаговое
сравнение с эталоном.
|
1. Проверка
работы над текстом.
Учитель ставит
перед детьми проблемные вопросы:
- Что было
непонятно в тексте?
- Что узнали
нового?
- Как же можно
решить экологические проблемы?
|
Дети называют
экологические проблемы и пути их решения.
- Основы
гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина
России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и
историю, осознание ответственности человека за общее благополучие (Л)
|
2. Коллективное
обсуждение прочитанного и записей в таблице.
|
Дети зачитывают свои ответы.
|
3. Игра
«Эколог».
Слайд
11
Учитель
предлагает детям побыть в роли экологов.
|
Дети наводить
порядок в своем городе, сортируют отходы, распределяют мусор по бакам: металл,
стекло, бумага, пластик.
- Проведение
сравнения и классификации по заданным критериям (П)
- Ориентация
в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и
окружающих людей (Л)
|
|
|
4. Чтение вывода. Учебник, с.
81.
|
Делают вывод,
сравнивают его с текстом в учебнике.
- Внесение
необходимых коррективов в действие после его завершения на основе его
оценки и учета характера сделанных ошибок (Р)
|
Формируемые
УУД:
личностные (формирование
учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам
решения новой частной задачи), регулятивные (оценивание правильности
выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; внесение
необходимых коррективов в действие после его завершения на основе его оценки
и учета характера сделанных ошибок)
|
VIII. Включение в систему знаний и
повторение.
|
Выявление границы
применимости нового знания и выполнение заданий, в которых новый способ
действий предусматривается как промежуточный шаг. Формирование навыка
применения изученных способов действий, введение в будущем следующих тем.
|
1.
Самостоятельная работа с тестом. Приложение 4.
Учитель контролирует
самостоятельное выполнение работы.
|
Дети выполняют
тест.
- Формирование
учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам
решения новой частной задачи (Л)
|
|
|
2. Проверка
теста.
Слайды 12 – 13
Учитель предлагает детям
сравнить их ответы с эталоном и исправить ошибки, если.
|
Дети сравнивают
свои ответы с ответами на слайде.
- Осуществление
итогового и пошагового контроля по результату (Р)
|
|
|
3.
Самооценка.
Учитель просит
детей оценить свою работу на уроке:
- «зеленый
кружок» - я работал правильно и самостоятельно;
- «желтый
кружок» - я работал правильно, но с помощью других;
- «красный
кружок» - я работал быстро, но неправильно.
|
Дети оценивают
свою работу по трем критериям.
- Оценивание
правильности выполнения действия на уроке (Р)
|
|
|
4. Работа
с таблицей ЗИУ.
Учитель предлагает детям
заполнить третий столбик таблицы.
|
Дети работают с
таблицей, заполняя третий столбик. Предлагают пути решения экологических
проблем.
- Обобщение,
т. е. осуществление общности для целого ряда или класса единичных
объектов на основе выделения сущностной связи (П)
|
Формируемые
УУД:
познавательные (осуществление
поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием
учебной литературы)
|
IX. Домашнее задание. Оценки за урок.
|
Предоставление выбора действий
обучающимся.
|
Слайд
14
Домашнее задание
предоставляется на выбор:
- Прочитать и пересказать
текст с. 79-82, по желанию провести опыт, описанный на стр. 82 учебника.
- Творческое
задание: повести опрос с родителями, и выяснить, какие проблемы, по их
мнению, существуют в нашем городе.
|
- Осуществление
поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с
использованием учебной литературы (П)
|
Формируемые
УУД:
регулятивные (внесение необходимых
коррективов в действие после его завершения на основе его оценки и учета
характера сделанных ошибок), коммуникативные (использование речи для регуляции
своего действия).
|
X. Рефлексия учебной
деятельности.
|
Организация рефлексии
и самооценки учениками собственной учебной деятельности. Соотношение
поставленной цели и результата, фиксирование степени их соответствия, планирование
дальнейших целей деятельности.
|
1. Заключительная
беседа.
Учитель проводит с детьми
беседу о Дне космонавтики, о первом космонавте.
Слайды 15 - 16
|
Дети отвечают на
вопрос, чем замечательна дата 12 апреля.
Рассказывают,
что они знают о первом человеке, побывавшем в космосе – Ю. А. Гагарине и о
космонавте своей области А. Мисуркине.
- Адекватно
использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач (К)
|
2. Рефлексия.
Слайды
17 - 18
Используется
методика неоконченных предложений.
Учитель предлагает
детям снять любую табличку и продолжить предложения:
- Я узнал,
что…
- Мне было
интересно…
- Мне было
сложно…
- Я уверен,
что…
- Я хочу
поделиться…
- Я никогда
не буду…
|
Дети по желанию
выбирают любую карточку и заканчивают предложение.
- Формулируют
собственное мнение и позицию (К)
- Строят
понятные для партнера высказывания (К)
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.