Главная / Начальные классы / Технологическая карта урока окружающего мира по теме "В сосновом лесу" (2 класс)

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "В сосновом лесу" (2 класс)

Такого ещё не было!
Скидка 70% на курсы повышения квалификации

Количество мест со скидкой ограничено!
Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок"

(Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 5201 выдана ООО "Инфоурок" 20 мая 2016 г. бессрочно).


Список курсов, на которые распространяется скидка 70%:

Курсы повышения квалификации (144 часа, 1800 рублей):

Курсы повышения квалификации (108 часов, 1500 рублей):

Курсы повышения квалификации (72 часа, 1200 рублей):
Скачать материал

Название документа Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе.docx


Технологическая карта урока окружающего мира.


Класс: 2

Раздел: «Природа вокруг нас»

Тема: «В сосновом лесу»


  • Цель урока: познакомить детей с растениями и животными соснового леса.


  • Планируемые результаты:


1) Предметные результаты:

- проверить уровень усвоения знаний о лесном озере;

- изучить особенности растительного и животного мира соснового леса;

- развивать наблюдательность, внимание, воображение, мышление, память,

связную речь;

- воспитывать интерес к явлениям природы, формировать экологическую

культуру учащихся.


2) Личностные УУД:

- учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам

решения новой частной задачи;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной

деятельности.


  1. Метапредметные УУД:

Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.


Познавательные универсальные учебные действия:

- развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать;  
- помочь выделить и сформулировать познавательную цель; 
- развивать умение работать с разными видами информации; 
- способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.


Коммуникативные универсальные учебные действия:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- контролировать действия партнера.




  • Методическое оснащение урока:


Материально - техническая база:

- учебный кабинет;

- ИКТ (компьютер, проектор, экран)


Зрительный ряд:

- картинки с изображением соснового леса и его обитателей;

- компьютерная презентация, включающая следующие изображения:

  • изображение смешанного и соснового леса, берёзовой рощи;

  • изображения растений и животных, характерные для соснового леса;

  • загадки о животных.


Дидактическое обеспечение:

Учебник к УМК «Планета знаний» Окружающий мир Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов, 2 класс;

Рабочая тетрадь к УМК «Планета знаний» Окружающий мир Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов, 2 класс (2 часть)

  • Тип урока: усвоение новых знаний


  • Методы обучения:

- частично-поисковый;

- индивидуальная;

- фронтальная;

- работа в парах.

  • Формы организации познавательной деятельности учащихся:

- фронтальная;

- индивидуальная.                                            

  • План урока

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Актуализация знаний.

  4. Изучение нового материала.

  5. Физкультминутка.

  6. Первичное осмысление и закрепление

  7. Домашнее задание. Итог урока. Рефлексия.




Ход урока


Этапы урока

Деятельность
учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

УУД

I. Организационный момент


Цели:

-создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

-установить тематические рамки



Долгожданный дан звонок, начинается урок.

- Здравствуйте, ребята! Друг на друга посмотрите, улыбнитесь и садитесь.

На нашем уроке нас ожидает много нового и интересного.


Проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой.



Проявляют эмоциональное отношения в учебно-познава-тельной деятельности.




Личностные:

- понимают значение знаний для человека и принимают его;

- имеют желание учиться; - положительно отзываются о школе;

- стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; - правильно идентифицируют себя с позицией школьника

II. Проверка домашнего задания


Цели:

- выяснить степень усвоения заданного на дом материала;

- определить типичные недостатки в знаниях и их причины.

- Начнём наш урок с проверки домашнего задания. Я предлагаю вам ответить на вопросы.

- Откройте учебник на с. 45.- Какие растения дети увидели у лесного озера?

- Какие животные обитают в озере?

- Как эти животные приспособлены к жизни в воде?

- Какие рыбы еще встречаются в озерах?

- Откройте учебник на с. 46. Какие из этих птиц плавают, а какие ходят по воде? Объясните, как вы определили?

- Сравните клювы птиц. Как вы думаете, почему у цапли и журавля длинные клювы?

- Обратите внимание на рисунки на с.47. Кого поймал Петя? Сравните лягушку и жабу?

- Если бы у вас был подводный костюм, что бы вы увидели в лесном озере?

- Спасибо, вы хорошо усвоили материал о лесном озере.


Ответы детей.


Личностные УУД:

- повторение раннее изученного материала; - проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности.


Регулятивные УУД:

- контролируют правильность ответов обучающихся;

- адекватное восприятие оценки учителя.


Познавтельные УУД:

- развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.

 

Коммуникативные УУД:

- взаимодействуют с учителем во время опроса;

- продолжение развития умения использо-вать простые речевые средства для передачи своего мнения;

- умение полно и точно выражать свои мысли.

III. Актуализация знаний


Цели:

организовать актуализацию умений:

- в распознавании обитателей лесов;

- в определении существенных признаков того или иного леса.

Вместе с Машей, Петей и Николаем Ивановичем мы побывали у лесного озера.

Узнали о его обитателях. Но озеро находилось в лесу.

- И так лес. А что такое лес?

(Слайд 2)

- Как вы его себе представляете?

- А какие деревья растут в лесу?

- А как называется лес, где растут разные деревья?

(Слайд 3)

- Как называется лес, где растут березы?

(Слайд 4)

- Как называется лес, где растут одни ели? Какой это лес?

(Слайд 5)

- А как вы думаете, как будет называться лес, где растут одни сосны?

(Слайд 6)

Сегодня мы с вами отправимся в такой лес.








- В лесу много деревьев.

- Клен, осина, береза, ель, сосна.


- Смешанный лес.



- Березовая роща.



- Хвойный.



- Сосновый, сосновый бор.

Познавательные:

общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о различных видах деревьев;


логические - осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.)



Регулятивные:

Определение по внешнему виду, к какому виду относится тот или иной лес.

Личностные УУД:

  • активизация имевшихся ранее знаний;

  • активное погружение в тему.


IV. Изучение

нового материала


Цели:

- организовать поиск информации;

- анализировать и выделять главное.

Что же это за дерево?

(Слайд 7)































Беседа о лесной столовой

(Слайд 8)

- Сосна служит лесной столовой многим животным, обитающим в сосновом лесу.

Хвоей сосны - питаются птицы: рябчик, кедровка и глухарь.

(Слайд 9)

- Кору поедают лось, жук короед, заяц-беляк.

- Откройте учебник на с.49. Давайте прочитаем, кто же еще может найти пищу под корой сосны.

- Кто же питается насекомыми, обитающими под корой?

- Как дятел приспособлен к этому способу питания?

- Как можно назвать дятла?

- Какую пользу он приносит?


(Слайд 10)

- А еще под сосной и елью можно встретить небольшие кустарнички. Как они называются?

- Голубика, черника и брусника это еще и сладкая аптека. Ни одна ягода не сравнится с этими северными ягодами. Вот, например, черника помогает восстановить зрение. (Слайд 11)

А клюкву, растущую на болоте, даже называют северным лимоном. Клюквенный морс очень полезный, он спасает от гриппа.

(Слайд 12)

Еще здесь растет светолюбивое и засухоустойчивое растение – очиток. У него мелкие, но очень толстые и мясистые листья. Они долгое время сохраняют внутри себя запас воды. Влагу очиток запасает во время дождя.

- Какой гриб растет под сосной? (Слайд 13)

- Кто питается грибами?

- Кто же обедает в лесной столовой на сосне?

- Кто поедает хвою сосны?

- Кто питается корой сосны?

- Какую пользу приносят дятлы?

- Какие ягоды составляют сладкую аптеку?


Практическая работа

(Слайд 14)

- Рассмотрите веточки сосны и ели. Сравните хвоинки. Какие они у сосны?

- А какие хвоинки у ели?

Подойди ……., потрогай веточки, сравни их на ощупь.


- Давайте сравним шишки сосны и ели.

- Какая шишка у сосны?

- Какая шишка у ели?

- Какие животные питаются семенами еловых шишек?

- Ко времени созревания еловых семян в лесу собирается много лесных обитателей.

(Слайд 15)

Белка — большая лакомка этих семян. Любят еловые семена и клесты. С шумом, с песнями, нарушая покой зимнего леса, налетают они на вершины елок с гирляндами шишек. Клесты используют шишку частично, так как в мороз у них мерзнут лапки и они не в состоянии вылущить холодную шишку до конца. Весной, когда снег растает, белки и мыши находят и доедают то, что не доели клесты.

(Слайд 16)

Откройте учебник на с. 49. Рассмотрите сосну, выросшую в лесу, и сосну на опушке леса.

- Чем они отличаются? Почему?


СОСНА

(Доклад ученика)

Сосна - удивительное дерево. Растет она и на болотах, и на песках. Влаги потребляет немного, и самое главное умеет ею пользоваться, т.е. испаряет экономно. Растет она быстро, не боится ни заморозков, ни ветра, живет долго. Густая, длинная хвоя задерживает мириады снежинок. В снежной шубе веткам не холодно. Но иногда эта шуба приносит гибель соснам. Под тяжестью снега ствол дерева может сломаться, а иногда деревья выворачиваются с корнем. Достигает высоты 35-40м, продолжительность жизни дерева 150-200 (иногда 400)лет.

Сосна светолюбивое растение. Она быстро тянется к свету, поэтому ствол у нее ровный и гладкий. Ветки расположены на самой верхушке. Внизу ствол покрыт коричневой корой. Вверху кора красная. Хвоинки у сосны держатся на ветках 2-3 года, постепенно сменяя друг друга. Семена созревают в шишках.











Дети читают, находят ответы на вопросы.






- Лесной санитар.

- Он защищает лес от вредных насекомых.



- Голубика, черника, брусника.





















- Подосиновик.


- Белки, лоси.


Ответы детей









- Большие, колючие.


- Маленькие, мягкие.






- Маленькая, круглая.

- Длинная, овальная.


- Белки, клесты и т.д.



















- Сосны, выросшие на опушке леса, имеют длинный прямой ствол, их называют корабельными, так как раньше они шли на обшивку кораблей.


Познавательные:

общеучебные - извлечение необходимой информации из просмотренной презентации;


логические - дополнение и расширение имеющихся знаний.







Познавательные:

общеучебные - осуществляют поиск нужной информации;


логические - анализируют объект, выделяют главное.


Регулятивные:

действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя



Личностные:

- работа в парах; - умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать личный вклад.

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной форме.


Личностные УУД:

- учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам

решения новой частной задачи;





Познавательные УУД:

- развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать;  
- развивать умение работать с разными видами информации; 
- способствовать высказыванию своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.






Коммуникативные УУД:

- взаимодействуют с учителем во время опроса;

- продолжение развития умения использо-вать простые речевые средства для передачи своего мнения;

- умение полно и точно выражать свои мысли.





















Познавательные:

общеучебные - извлечение необходимой информации из просмотренной презентации;


логические - дополнение и расширение имеющихся знаний.



Регулятивные:

- определение по внешнему виду, к какому виду относится та или иная ветка, шишка.


V. Физкультминутка.

(Слайд 17)

Станем мы деревьями сильными, большими.

Ноги - это корни их расставим шире.

Чтоб держали дерево, падать не давали

Из глубин земли воду добывали.

Тело наше - ствол могучий.

И своей верхушкой острой в небо упирается.

Наши руки – это ветви.

Вместе им не страшно, когда ветры дуют.

Пальцы веточками будут, листья закрывают их.

Как придет за летом осень

разлетятся в миг.

Выполняют упражнения за учителем

Регулятивные: - осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем.
















VI. Первичное осмысле-

ние и закрепление


Цель:

организовать усвоение учениками нового матери-ала с проговариванием во внешней речи

1. Работа в рабочих тетрадях

- Ребята, откройте рабочие тетради на с.27, задание 46, 47,48.

2. Игра «Можно - нельзя»

- Я хочу прочитать одно стихотворение. Называется «Откуда стол пришёл?» Написал его С.Маршак. Послушаем:

Берете книгу и тетрадь

Садитесь вы за стол

А вы могли бы рассказать

Откуда стол пришел

Недаром пахнет он сосной

Пришел он из глуши лесной

Вот этот стол – сосновый стол

К нам из лесу пришел.

- Откуда стол к нам пришел?

- Из какого дерева он сделан?

- А теперь оглянитесь и посмотрите по сторонам и скажите, какие предметы пришли к нам из лесу?


- Вот видите, мы никак не можем жить без леса, без деревьев.

Нужно вспомнить правила, как вести себя в лесу.

Поиграем в игру «Можно - нельзя»

Ломать деревья и ветки (нельзя)

Сажать больше деревьев (можно)

Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя)

Ходить только по тропинкам (можно)

Рвать большие букеты цветов (нельзя)

Любоваться ими (можно)

Оставлять мусор в лесу (нельзя)

Собрать мусор в яму и закопать (можно)

Разжигать костры в лесу (нельзя)

Беречь лес от пожара (можно)

В лесу шуметь (нельзя)


- Как вы понимаете пословицу: «Много леса – не губи, мало леса -береги, нет леса – посади»?

(Слайд 18)


Выполняют задания в рабочей тетради.











- Из сосны.


- Стол, за которым мы сидим; кровать, на которой мы спим; тетради, на которых мы пишем; карандаши, которыми мы рисуем.




Дети отвечают хором.


















Ответы детей.

Коммуникативные:

принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.


Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу.


VII. Домашнее задание Итоги урока. Рефлексия


Цели:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Для Для того чтобы вы лучше усвоили

материал сегодняшнего урока, вы дома прочитаете текст учебника на с.48-49 и ответите на вопросы на с. 49.

(Слайд 19)


Проводит беседу по вопросам:

- Что нового вы узнали о лесах?

- Кто обедает в лесной столовой на сосне?

- Чем отличается сосновый лес от елового?

- Как мы с вами должны относиться к лесу?


Рисуем настроение.

Цветик - многоцветик.

- Сегодня на уроке я:

  • Научился …

  • было интересно…

  • было трудно… 2783

  • теперь я могу…

  • я научилась…

  • меня удивило…

  • мне захотелось…

(Слайд 20)


- Сегодня на уроке активно работали…. (оценки).


На этом наш урок окончен.







Отвечают
на вопросы.










Определяют свое эмоциональное состояние
на уроке.

Личностные:

- понимают значение знаний для человека и принимают его.


Регулятивные: - прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.







  • Коммуникативные УУД:

  • оценка и самооценка учебной деятельности;

  • обобщение и систематизация знаний;

  • формирование умений полно и точно выражать свои мысли.






Технологическая карта урока окружающего мира по теме "В сосновом лесу" (2 класс)
Скачать материал
  • Начальные классы
Описание:

    Урок  окружающего  мира  по теме  «В  сосновом  лесу»  во  2 классе по УМК «Планета знаний»  подготовлен в виде  технологической карты. Технологическая карта   урока  разработана  в соответствии с требованиями ФГОС ООО.  При планировании урока обеспечивается ориентация учащихся  на достижение личностных,  метапредметных и предметных результатов.                                          В материале подробно расписаны цели, задачи, ожидаемые результаты.  Урок включает различные виды работы: фронтальную и групповую. Интересен  урок тем, что  затронуто экологическое образование младших школьников. На последнем этапе урока проводится рефлексия учебной деятельности. Урок может использоваться в любой учебной программе.



Самые низкие цены на курсы переподготовки

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 25 октября. Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: https://infourok.ru

Скачать материал
Автор Кулешова Ольга Николаевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1837
Номер материала 38883
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓