1. Мотивация к
учебной деятельности
Цели: Создание условий для возникновения у
учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
|
Звучит песня
«Мама – солнышко» Узнали, что за песня прозвучала? Давайте исполним.
Создает эмоциональный настрой на урок.
Создает условия для возникновения у учеников
внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Хорошее настроение.
|
Учащиеся настраиваются на урок и включаются
в деловой ритм урока.
|
|
Самоорганизация.
Уметь совместно исполнять произведение.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Умение слушать и понимать речь
других.
|
Волевая
саморегуляция
|
Уметь
управлять своим вниманием.
|
2. Постановка цели урока; подготовка учащихся к
восприятию нового учебного материала
|
Организует актуализацию знаний.
Предлагает задания
для пробного действия.
Организует
фиксирование индивидуального затруднения.
Организует
уточнение следующего этапа учебной деятельности.
Ребята, из
предыдущих уроков мы с вами знаем, что раньше мамы, женщины занимались домом,
воспитывали детей.
А чем занимались мужчины? Обратите внимание на слайд, что на нем изображено?
Что общего в этих
образах? У каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и
помнят. Их имена остаются в веках и не стираются из памяти потомков. А
портрет этого героя вам знаком? (А. Невский). Откройте учебник на стр. 42-43 и
прочитайте кто это.
На уроке мы будем
говорить об этом человеке.
|
Отвечают на
вопросы, выдвигают версии.
Защитники Родины
Работа с
учебником
|
Умение
структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.
Умение
находить информацию.
|
Уметь
оформлять свои мысли в устной форме.
|
Уметь
проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое
предположение
|
Уметь
управлять своим вниманием на уроке.
Формирование умения грамотно строить речевые
высказывания
Умение учащихся осмыслить свое эмоциональное
состояние
|
3. Совместное открытие новых знаний
Физкультминутка
4 Подведение итогов
5. Рефлексия
|
Образ который вы видите справа создал художник Павел
Корин (портрет) Расскажите мне, что вы видите на картине
А.Н. опирается на меч в ножнах, над головой воинская
хоругвь с образом Спаса Ярое око (наследный образ рода Ярославичей), на
заднем плане очертание церкви Софии Новгородской. А слева картина Михаила
Нестерова(портрет). На ней тоже изображён А.Н. Давай те внимательно
рассмотрим эту картину. Что делает князь А.Н? Что видите у него над головой? Что
это значит? Отложив щит и меч, князь молится перед иконой Божьей Матери,
вокруг головы его нимб – символ святости. От картины веет покоем.
Сравнение картин.
Более восьми веков живет память
народная о святом благоверном великом князе Александре Невском – национальном
герое, народном заступнике. Православная церковь причислила
благоверного князя Александра к лику святых (слайд Иконы Святой Благоверный князь
Александр Невский.) Мы с вами беседовали о картинах изображающих А.Н.. но у
нас урок музыки. Оказывается подвиги А.Н. вдохновляли не только художников.
Но и композиторов
(портрет)
Прокофьев посвятил А.Н. музыкальное
произведение – кантата(слайд)
Композитор создавал свою музыку к
художественному фильму «Александр Невский» снятому в 1938 году режиссёром
Эйзенштейном (портрет) Рассказ о битве на чудском озере
Слушаем 2 часть «А и было дело на
Неве-реке». Какие голоса? сколько частей? аккомпанемент – гусельный перебор
арф
Средняя часть более оживлённая слышны
звуки битвы. Какой вид колокольного звона можно использовать в этой
части?
А теперь
посмотрим ещё отрывок из фильма 4 часть «Вставайте, люди русские» текст,
подпевать. Эта часть кантаты начинается с колокольного звона. Почему? Сколько
частей услышали? Почему среднюю часть поёт женский хор?
Какой вид колокольного звона можно использовать в этой части? Этот звон
всегда призывал народ на защиту Отечества Давайте сравним эти фрагменты,
темп, регистр, тембр, мелодия, лад, интонация, динамика. При сравнении
будем употреблять выражения «1 песня» («А и было дело…») и «2 песня»
(«Вставайте, люди русские»).
Художники П.
Корин и М. Нестеров средствами изобразительности создали противоположные
образы одного и того же человека – А. Невского. А композитор С.
Прокофьев создал средствами выразительности разные музыкальные темы,
которые очень отличаются друг от друга. Это и будет называться контраст.
Еще раз посмотрите на портрет князя Александра, вспомните фильм и
музыку к нему. Скажите, за что помнит его русский народ? Даже называет его
святым князем?
-Кто такие святые? О каком святом говорили? С
каким новым жанром вы сегодня познакомились?
песня «Жизнь Родине» Надеюсь, эта песня подарит вам
ощущение гордости за свою Родину, радость. Её мы будем разучивать на след.
уроке
|
Описывают
увиденное на картине: образ воина
Сходство
– на обеих картинах у А. Невского оружие, святые образа, церковь вдали, как
символ веры; отличие – в картинах контрастная палитра, разное настроение героя,
изображения на иконах тоже отличаются.
Александр Невский – не мифологический герой, а реально существовавший
человек. Жил почти 800 лет назад.
Дети узнают и
называют композитора.
Дети записывают
Отрывок из фильма
Отвечают на
вопросы
Выбирают
характеристики музыки называют их
Исполнение
мелодии
Благовест.
Отрывок из фильма
Выбирают
характеристики музыки называют их
набат
1 песня 2
песня
Темп: медленный
быстрый
Регистр: низкий
высокий.
Тембр мягкий
пронизывающий.
Мелодия: плавная
отрывистая.
Лад: мажор
минор
Интонация:
народная
песня
тревожный марш.
Динамика:
пиано
форте
дети отвечают:
«Он был защитником русской земли».
|
Умение слушать и эмоционально откликаться
на музыку, умение сопоставить музыкальный материал, находить сходства и
различия в музыке
умение размышлять над содержанием
музыкального произведения,
определять средства музыкальной
выразительности
умение сопоставлять изобразительное и
выразительное в музыке
Развитие умения обобщить полученную
информацию, формирование умения анализировать и синтезировать свои знания
|
Умение
рассуждать, вести диалог
высказывать суждения о музыке
|
Принятие учебной цели
Осмысление музыкальных впечатлений
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.