Образовательная программа «Школа 2100».
Учебник «Математика» Козлова С.А.
1 класс
Власенко
Елена Александровна,
учитель начальных
классов
МОУ «Горютинская СОШ»
Калининский
район, Тверская области.
Тема: «Задачи на разностное сравнение»
Цель урока: помочь усвоить правила разностного
сравнения чисел, совершенствовать вычислительные навыки в пределах первого
десятка, формировать умение разбивать объекты на
группы по выделенному основанию.
Тип урока: Изучение нового материала.
Планируемые результаты (универсальные учебные
действия):
Познавательные универсальные учебные действия:
- ориентироваться в информационном материале учебника,
использовать рисуночные, математические записи. Усвоить
новое правило
разностного сравнения чисел, строить логические цепочки
при решении математических задач. Уметь записывать
условие и вопрос задачи на схеме, считывать информацию со схемы;
- проводить под руководством учителя классификацию
изучаемых объектов (самостоятельно выделять основание классификации, находить
разные основания для классификации);
- давать характеристики изучаемым математическим
объектам на основе их анализа.
Личностные универсальные учебные действия:
- проявлять положительное отношение к школе и учебной
деятельности, к изучению математики;
- иметь общее представление о моральных нормах поведения;
- осуществлять оценку работ и ответов
одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую
этапу обучения;
- осуществлять первоначальный контроль в различных видах
познавательной деятельности; оценивать результат своих действий, вносить
соответствующие коррективы под руководством учителя, в сотрудничестве с
учителем находить варианты решения учебной задачи;
- выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить
несколько вариантов решения учебной задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- воспринимать различные точки зрения, сотрудничать
с товарищами. Выражать свою точку зрения;
- формулировать выводы по уроку;
использовать простые речевые средства для передачи своего мнения.;
- адекватно относиться к мнению одноклассников,
взрослых, принимать их позицию.
Основные понятия:
«столько же», «на сколько больше», «на сколько меньше»,
условие задачи, вопрос задачи, значение выражения задачи, компоненты при
сложении, компоненты при вычитании.
Межпредметные
связи: «Окружающий мир».
Ресурс: интерактивная доска, ноутбук, учебник «Моя математика» (1 кл., авт. –
Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких), карточки для работы в паре, презентация,
рабочая тетрадь, снеговики, для каждого на парте: схемы двух отрезков, схемы к
задаче, лист для оформления эталона, планшеты с маркером, «Радуга успеха» для
самоанализа учебной деятельности.
Технологическая карта урока:
Этапы урока
время
|
Содержание урока
|
Деятельность
учащегося
|
Формируемые
УУД
|
Целеполагание и мотивация. Введение в тему урока. 1 минута |
У: Сегодня мы не
просто будем считать и решать, мы отправимся в путешествие. И сопровождать нас будет….
Человечек
непростой:
Появляется зимой,
А весною исчезает,
Потому что быстро тает.
Снеговик
У нас сегодня урок – ознакомления с новыми знаниями. А
для того чтобы хорошо усвоить новые знания нам нужно…..
Д: повторить все, что уже знаем и пригодится на уроке.
У: Молодцы!
|
Дети проявляют
психологическую готовность к познавательной деятельности.
|
Личностные УУД
(Осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного
отношения к уроку)
Регулятивные УУД
(Самоорганизация и организация своего рабочего места)
|
Актуализация
и проверка опорных знаний
Работа
с числовым отрезком
Решение
задач
Классификация
объектов
|
У: Тогда в путь!
Закрывайте глазки
(звучат волшебные звуки метелицы).
На доске
сказочная полянка со снеговичками.
У: Снеговик пришел к нам не один, посмотрите, сколько их и все они
разные…!!!
На картинке снеговики.
У: Ребята, снеговики чем - то расстроены.
Они решили заняться зарядкой, но никак не могут разобраться, кому за кем
построиться. Давайте им поможем.
Поставьте всех снеговиков в порядке возрастания. Я загадываю
порядковый номер, ваша задача отгадать его и поставить снеговичка на место.
- Какое
число стоит между числами 5 и 7? А какое число меньше 5 или 7? Как
узнали?
Д: Число 5 при счете стоит раньше, чем 7,
значит оно меньше.
- За
числом 2 следует число..? Как по другому назвать это число по отношению
к 2? Следующее.
- Число
на 1 меньше, чем 5? (предыдущее)
- Число
на 1 больше, чем 6?
- Какое
число стоит впереди числа 2?
- Предыдущее
число числа 3? А какое число больше? Почему
Д: Число 4 больше, чем 3, потому что оно при
счете стоит после 3.
У: Послушайте мою задачу, все ли в ней правильно?
На полянке у елочек собралось 7 снеговичков. Несколько решили
спрятаться за елочки. Им было весело.
Д:. Не хватает вопроса к задаче.
У: Хорошо, давайте поставим вопрос к задаче.
Д: Сколько снеговичков спрятались за елочки или сколько снеговичков
осталось на полянке.
У: На полянке у елочек собралось 7 снеговичков. Несколько решили
спрятаться за елочки. Сколько снеговичков осталось на полянке?
Д: Не хватает данных.
У: Исправьте условие и решите задачу.
Д: На полянке у елочек собралось 7 снеговичков. Четверо решили
спрятаться за елочки. Сколько снеговичков осталось на полянке?
7-4=3
Ответ: три снеговика остались на полянке.
У: А давайте поиграем со снеговиками.
Д: Охотно соглашаются.
У: Объясните, что
обозначают выражения: 6 + 1?
Д: Количество
снеговиков больших и одного маленького.
У: 4 + 3?
Д: Количество
снеговиков с ведрами на головах и в шляпах.
У: 2 + 5?
Д: Снеговики с
санками и без санок.
У: 7 – 1?
У: Можем мы
решить задачу с этим выражением? Почему?
Д: Мы еще не
решали такие задачи.
У: Как вы
думаете, случайно ли снеговички нам дали это выражение?
Д: Мы
предполагаем, что на этом уроке мы научимся решать задачи с таким выражением.
Учитель
предлагает детям вернуться к этому выражению позже, а пока выражение фиксируется
на доске, рядом с ним появляется знак вопроса.
Вы справились
с заданием снеговичков, успешно повторили все, что нам пригодится на уроке и
теперь оцените свои действия в «Радуге успеха»
|
Д: Работают у интерактивной доски: ставят снеговиков в порядке
возрастания (путем перетаскивания в режиме редактирования)
Повторяют последовательность частей в задаче, указывают на эталон.
Выделяют основание классификации, находят
разные основания для классификации.
Д: Высказывают разные предположения,
останавливаются на том, что пока не могут Ребята не могут объяснить, каким
образом это выражение соотносится с рисунком.
Самооценивание своих действий.
Ребята в «Радуге успеха» закрашивают нужным цветом квадратик,
соответствующий данному этапу урока.
(у нас:
красный цвет – все получилось, я справился;
зеленый цвет – встретил затруднения, но, получив помощь учителя и
одноклассника справился с заданием;
желтый цвет – встретил затруднение, помощь учителя или одноклассника не
помогла мне справиться с заданием, нужно поработать с этим видом задания).
|
Познавательные УУД
-Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных
операций.
Личностные УУД
-Осознание своих эмоций, интереса к изучению математики.
Регулятивные УУД
-Учатся работать по предложенному учителем плану.
|
Открытие новых знаний.
Работа в тетрадях
|
У: Самый маленький
и любознательный снеговичок приготовил нам сюрприз. Закрывайте глазки, мы
продолжаем путешествовать. Посмотрите, к кому в гости мы с вами попали? Зиму
любят не только снеговики. Кого вы видите на картинке?
Рисунок №1
У: Что можете
рассказать о них? Где живут Белые медведи и моржи? Чем они питаются?
Придумайте
условие задачи про этих жителей Севера.
Давайте мы
откроем тетрадки и нарисуем, а потом раскрасим зеленым цветом столько кружочков,
сколько белых мишек, под зелеными кружочками нарисуйте красным цветом
столько квадратиков, сколько моржей.
У: Поставьте
вопрос к задаче.
Д: Сколько белых
медведей и моржей на льдине.
Выберите из
предложенных схем ту, которая подойдет к этой задаче (отражает условия
задачи). Обоснуйте свой выбор.
6 4
а)
?
?
б)
4
6
У: Кого больше на
льдине белых медведей или моржей?
Как будете
сравнивать?
Д: При
счете 4 встречается раньше 6, значит, 4 меньше 6. Следовательно, красных
квадратиков меньше, чем зеленых кружочков.
У. Как еще
можно сравнить?
Д. Нужно каждый красный квадратик соединить с зеленым кружочком. Какие
предметы остались без пары, тех и больше. Два зеленых кружочка остались без
пары, значит, их больше.
У: Хорошо, с этим
заданием вы справились. Оцените свои действия.
И я хочу вас
познакомить с другими жителями Севера,
но Снеговичок нам
предлагает перед путешествием зарядиться энергией.
|
Ребята выбирают нужную схему
и вкладывают ее в тетрадь
Схема а), так как в схеме б) неизвестна часть, а в нашей задаче
части известны и нужно найти целое.
Самооценивание своих действий.
Ребята в «Радуге успеха» закрашивают нужным цветом квадратик,
соответствующий данному этапу урока.
|
Познавательные УУД
-Актуализация изученных способов действий, достаточных для
построения новых знаний;
-Кодирование с помощью знаков и символов условия
поставленной задачи, считывание информации со схем.
Коммуникативные УУД.
-Формирование умение
слушать и понимать других, сохранять доброжелательное отношение друг к другу в учебной
деятельности.
|
Физминутка.
2
минуты
|
Зарядка со
снеговиком под «Марш снеговиков»
|
Под волшебную музыку усаживаются на места
|
Личностные УУД
-Умение применять правила охраны своего здоровья.
|
Выход
на проблемную ситуацию.
|
Путешествие продолжается:
У: Посмотрите на
другой рисунок. Что изменилось на льдинах?
Д: Появились
тюлени и пингвины.
У: Все ли
правильно, ничего вас не удивило?
Д: Пингвинов и
тюленей стало очень много. (Пингвины живут не на Севере, а в Антарктиде)
У: Скажите, кого
больше – пингвинов или тюленей? Как
будем сравнивать?
Можно составить
пары, но это долго и можно ошибиться.
– Можно посчитать, но и тут можно ошибиться: звезды очень мелкие.
– Я когда готовила вам картинку, уже посчитала и знаю, что тюленей 32, а
пингвинов 47.
Числа появляются под рисунками.
– Тюленей меньше, чем пингвинов, потому что 32 < 47.
У. На сколько
тюленей меньше, чем пингвинов?
Д: Пытаются
предложить свои варианты решения задачи.
У: Для того,
чтобы сравнить большое количество предметов сможем ли мы воспользоваться
способом составления пар?
Д: Нет.
У: В этом случае тоже
можно узнать, какое число предметов больше, а какое меньше, но другим
способом. Способом вычисления.
Этот способ, как узнать, на сколько больше или на сколько меньше предметов с
помощью вычислений, вы сами сегодня на уроке выведите.
Это и есть
цель сегодняшнего урока.
У: Давайте
вернемся к нашему рисунку в тетрадях. Закройте рукой те предметы, которые
образовали пары.
Д: Остались без
пары кружочки.
У:Это целое число
или часть от всех кружочков?
Д: Остались
кружочки, которые составляют часть от всех кружочков.
У: Расскажите,
каким действием вы нашли разницу, разность между квадратиками и кружочками?
Д: Из целого
(большего числа предметов) убрали меньшую часть, равную числу квадратиков, и получили
разность между большим и меньшим числом.
Из большего
вычли меньшее.
У: Давайте теперь
нашу задачу изобразим на схеме.
У вас на парте
лежат два отрезка. Возьмите в руки и положите перед собой тот отрезок, который
соответствует числу кружочков.
У: Сколько в нем
единиц?
Д: В данном
отрезке 5 е
У: Возьмите в
руки и положите перед собой отрезок, который соответствует числу квадратиков.
Сколько в нем единиц?
Д: В данном
отрезке 3 е.
У: Расскажите,
как найти разность между отрезками?
Д: От числа единиц длинного отрезка нужно отрезать отрезок, равный
числу единиц короткого отрезка.
У: Какой вывод мы
можем сделать?
Д: Чтобы
узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо
из большего числа вычесть меньшее.
У: Давайте теперь
обратимся к научному источнику – учебнику и проверим, к правильному ли мы
пришли выводу.
|
Д: Путем наложения отрезков друг на друга
определяют, какой из них длиннее, какой короче и на сколько единиц.
|
Познавательные УУД
- Активизация мыслительной деятельности через проблемное
задание.
Регулятивные УУД
-Определение и формулирование цели деятельности на
уроке с помощью учителя.
Коммуникативные УУД
-Оформление своих мыслей согласно заданным рамкам
обсуждения, аргументация своих суждений.
|
Фиксация
новых знаний в виде блок-схемы, эталона.
1
минута
|
|
Дети работают
на листах в папке эталонов параллельно с доской.
|
Познавательные УУД
- Построение цепи рассуждений, доказательство.
|
Первичное
закрепление новых знаний.
Работа
в парах.
Работа
с эталоном.
|
Учебник
страница , задача под номером .
Действие
учеников:
- читают условие
задачи;
- коллективно
решают, какую схему нужно начертить к задаче. (чертим два отрезка, один под
другим, чертой определяем, какой из них больше, ставим знак вопроса в той
части большего отрезка, которая обозначает разность);
- проговаривают
запись выражения;
- самостоятельно оформляют
решение задачи в тетрадь.
Сверяют свою
работу с эталоном, оценивают свои действия в «Радуге успеха».
|
Самооценивание своих действий.
Ребята в «Радуге успеха» закрашивают нужным цветом квадратик,
соответствующий данному этапу урока.
|
|
Вторичное
закрепление новых знаний
Самостоятельное решение задачи
3
минуты
Работают
в парах, сверка с эталоном
1
минута
Оценивание
работы партнера
0,5
минуты
Самооценивание
при самостоятельной работе у доски
|
У: Составьте
задачу про пингвиненка Лоло и медвежонка Умку
Они на разных
полюсах: медвежонок на Северном полюсе, а пингвиненок на Южном полюсе. Каждый
украшал свою елочку перед Новым годом игрушками (на доске изображения
мультипликационных героев, 2 елочки и 5фонариков) так, чтобы в вопросе
были слова «на сколько больше» или «на сколько меньше».
У: А теперь
давайте вернемся к снеговикам. Что же обозначает выражение
7 – 1?
Д: На сколько
больших снеговиков больше.
|
Д: Дети первого варианта составляют
решение задачи с вопросом «На сколько больше?»
Дети второго
варианта составляют решение задачи с вопросом «на сколько меньше?»
Работа идет
на планшетах. Ребята маркером на планшете
рисуют схему, записывают решение и ответ своей задачи. По окончании работы в
парах проверяют друг друга.
У доски работает ученик:
- чертит схему к задаче;
-записывает решение задачи и ответ;
- объясняет свое решение задач;
- сравнивает решение с эталоном;
- оценивает свою работу по схеме.
Ученики сравнивают свою работу с эталоном
и выполняют самооценивание.
|
Регулятивные УУД
-Проявление самостоятельности и инициативы в разных видах
деятельности.
Познавательные УУД
-Умение следовать образцу и правилу.
- Понимание смысла задания; возможность применить
первоначальные способы поиска информации.
Коммуникативные УУД
-Участие в работе пары, осуществление взаимоконтроля по ходу
выполнения задания, коррекция действия партнера.
|
Подведение
итога урока. Рефлексия.
0,5
минуты
|
У: Что же нового
мы с вами узнали сегодня на уроке математики? Что вы расскажете сегодня дома
о новых задачах?
У: Сегодня на уроке математики мы побывали с вами на Севере.
Познакомились с жителями Севера, играли со снеговиками.
Сейчас я предлагаю вам разместить на лесенке успеха нашего самого
маленького и веселого снеговичка.
Ребята уже знают, как работать с лесенкой успеха, поэтому на уроке
правила не вспоминаем.
|
Те дети, кому
на уроке было все понятно, ставят снеговичка на верхнюю ступеньку. Дети,
которые испытали затруднения, на среднюю ступеньку. Те, кто не справился с
затруднением и не понял, как решать задачи на разностное сравнение или ему
было грустно на уроке, ставит своего снеговичка на нижнюю ступеньку.
|
Личностные УУД
- Оценивание своей деятельности на уроке.
Регулятивные УУД
- Формирование умение адекватно оценивать свою
деятельность.
|
|
Спасибо за работу на уроке. Молодцы!
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.