ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ
КАРТА
урока
литературы
на
тему:
«…этот
самый народ»
(рассказ
В.М. Шукшина «Срезал»)
Разработала
преподаватель русского языка и литературы
АкпамбетоваТ.М.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ЛИТЕРАТУРЫ
Дисциплина «Литература»
Тема урока:
«…этот самый народ» (рассказ В.М. Шукшина «Срезал»)
Акпамбетова Тамара
Мауленовна – преподаватель русского языка и литературы ГБОУ КОЛЛЕДЖА СВЯЗИ №54
ЦЕЛИ УРОКА:
Образовательные:
Познакомить обучающихся с творчеством
В.М. Шукшина; определить своеобразие жанра рассказа в творчестве писателя; рассмотреть
ряд особенностей «деревенской прозы» писателя на примере рассказа «Срезал».
Развивающие:
Формировать навыки анализа художественного
текста, развивать устную монологическую речь, формировать мотивацию к
учебно-познавательной деятельности (самостоятельному чтению и анализу
художественных произведений, исследовательской работе).
Воспитательные:
Воспитывать чуткость, доброту, гуманное
отношение к людям, чувство справедливости, честности, совести через восприятие
произведений В. М. Шукшина.
Методика
обучения: развивающее обучение.
Методы
обучения: словесные, наглядные, проблемно-поисковые,
самостоятельная работа.
Тип
урока: комбинированный урок.
Оборудование:
рассказ В. М. Шукшина «Срезал»; презентация, фотография писателя; карточки с
заданиями.
Технические
средства обучения: компьютер, телевизор
Задание к уроку:
прочитать рассказ «Срезал» и статью Шукшина «Как я понимаю рассказ», записать
её осно ные положения; дать толкование незнакомым словам из рассказа.
Индивидуальные
задания
Три ученика готовят сообщение о В.М.
Шукшине, его творчестве и особенностях русской деревни в 1960-1970-е годы
(историческая справка)
№ по
порядку
|
Наименова
ние
этапа.
Формы
работы
|
Время,
затраченное на этап
|
Цели
|
Деятельностьпреподавателя
|
Деятельность
ученика
|
Формы
контроля
|
1этап
|
Организационный
момент
|
3 мин
|
Объявление
темы. Постановка целей и задач
|
Приветствие
учащихся. Объявление темы. Постановка целей и задач
|
Построение,
приветствие. Подготовка к уроку
|
|
2 этап
|
Слово
учителя.
Актуализа
ция
знаний.
Информа
ционная,
коммуникативная компетенции
|
5 минут
|
Повторить
теоретический материал о рассказе, выяснить, что знают ученики о В.М. Шукшине
|
Актуализация
знаний,задаются вопросы.
|
Отвечают
на вопросы
|
Фронтальный
опрос.
Контроль
ответов
|
3 этап
|
Проверка
индивидуальных заданий
Информа
ционная
компетенция
|
15
минут
|
Познакомить
обучающихся с творчеством В.М. Шукшина; развивать
устную монологичес
кую речь
|
Корректирующая
и контролирующая
|
Выступление
трех учеников с сообщениями.
Остальные
слушают и записывают
|
Индивидуальный.
Записи в
тетради
|
4 этап
|
Анализ
статьи Шукшина «Как я понимаю рассказ».
Информа
ционная,
коммуникативная компетенции
Приложение
1
|
5 минут
|
Определить
своеобразие жанра рассказа в творчестве писателя
|
Корректирующая
и контролирующая
|
Отвечают
на вопрос, составляют схему
|
Фронтальный
опрос, записи в тетради
|
5 этап
|
Составление
словаря ключевых слов из рассказа «Срезал»
Информа
ционная,
коммуникативная компетенции
Приложение
2
|
5 минут
|
Изучение
языка писателя
|
Корректирующая
и контролирующая
|
Сообщения
|
Фронтальный
опрос, записи в тетради
|
6 этап
|
Беседа с
учениками о содержании и композиции рассказа «Срезал»
Информа
ционная,
коммуникативная компетенции
Приложение
3
|
5минут
|
Формировать
навыки анализа художественного текста
|
Корректирующая
и контролирующая
|
Отвечают
на вопросы
|
Фронтальный
опрос
|
7этап
|
Анализ рассказа
«Срезал»
Коммуни
кативная
компетенция
Приложение
4
|
40 мин
|
Формировать
мотивацию к учебно-познаватель
ной
деятельности (самостоятельному чтению и анализу художествен
ных
произведений, исследовательской работе).
|
Организует
работу с текстом рассказа по нахождению главных деталей, выразительных
средств, учит делать выводы .
|
Работа
в малых группах, анализ и обсуждение основных особенностей рассказа,
дискуссия
|
Устные
ответы лидеров малых групп
|
8 этап
|
Закрепление
материала .
Выводы.
Коммуни
кативная
компетенция
Приложение
5
|
5 мин
|
Учить
делать выводы, высказывать и отстаивать свое мнение о героях
|
Корректирующая
и контролирующая.
Задает
вопросы
|
Отвечают
на вопросы, делают выводы
|
Фронтальный
опрос
|
9 этап
|
Итоги
урока
Коммуни
кативная
компетенция
|
5 мин
|
Воспитывать
чуткость, доброту, гуманное отношение к людям, чувство справедливости,
честности, совести через восприятие произведений В. М. Шукшина.
|
Подводит
итог занятия, объявляет оценки
|
Делают
обобщения, записывают в тетради вывод урока
|
Фронтальный
и индивидуальный опрос
|
10 этап
|
Домашнее
задание
|
2 мин
|
Написать
эссе
|
Объясняет
домашнее задание
|
Записывают
в тетради
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
- Каковы основные положения статьи В.М. Шукшина «Как я понимаю рассказ» ?
Статья В.М. Шукшина «Как я понимаю
рассказ».
Хорошие фильмы и рассказ “сработаны” по
одним и тем же законам. В них не должно быть лжи, выдуманной психологии,
сочинённых в кабинетах ситуаций. И фильм, и рассказ — отражение жизни “в её
стремительном, необратимом движении”. В хорошем рассказе должны быть
деловитость, собранность. Рассказ должен увлекать читателя. Автору не надо
специально заботиться о стиле, не нужен вывод, своё отношение к героям не
следует высказывать, потому что оно проявляется в том, как изображены герои,
как они поступают.тДела человеческие должны быть в центре внимания, “когда они
не выдуманы, вечно в движении...” И тот рассказ хорош, “который чудом сохранил
это движение, не умертвил жизни, а как бы «пересадил» её, не повредив, в наше
читательское сознание”. “… Нельзя писать, если не иметь в виду, что читатель
сам «досочинит» многое”.
Принято считать, что в рассказах Шукшина
практически отсутствуют портретные и пейзажные описания, характеры героев
раскрываются в их речи.
Своеобразие шукшинских рассказов
1.Отражение жизни в движении.
2.Деловитость, собранность.
3.Начало простое, уверенное, динамичное.
4.Почти отсутствуют портретные и пейзажные
описания.
5.Характеры героев раскрываются через
речь, в диалогах.
6.Постоянная сюжетная ситуация — встреча.
7.Концовка рассказа открыта.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Кандидат — младшая учёная степень, а также
лицо, имеющее эту степень.
Филология — совокупность наук, изучающих
культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве.
Философия — одна из форм общественного
сознания — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и
мышления.
Натурфилософия — общее название
существовавших вплоть до XIX века философских учений о природе, не опиравшихся
на строгие естественно-научные знания.
Диалектика — теория и метод познания
явлений действительности в их развитии и самодвижении, наука о наиболее общих
законах развития природы, общества и мышления.
Шаманизм — ранняя форма религии,
основывавшаяся на представлении о сверхъестественном общении служителя культа —
шамана — с духами во время ритуала.
Траектория — путь движения какого-нибудь
тела или точки.
Демагогия — рассуждения или требования,
основанные на грубо одностороннем осмыслении, истолковании чего-нибудь.
Кляузник — человек, занимающийся мелочными
ссорами, дрязгами из-за сплетен, интриг.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Беседа по вопросам:
1) О каком событии мы узнаем в начале
рассказа?
2) Какую информацию о Константине
Ивановиче дает автор ?
3)Что мы узнаём о Глебе Капустине?
4) Как описана внешность Глеба Капустина?
5) Какое важное средство для создания
характера использует автор?
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Работа в группах по карточкам
Группа №1.
Как Глеб Капустин оценивает свои
способности? Оцените его эрудицию. Чего так боится Глеб? Какими чувствами
сопровождаются его высказывания?
Группа №2.
Как ведёт себя Глеб Капустин? Есть ли
логика в поставленных им вопросах?
Группа №3.
Найдите ошибки в речи Глеба Капустина,
книжные слова и обороты, канцеляризмы. Что создаёт комический эффект?
Группа №4.
Прочитайте высказывание Шукшина. Как сам
писатель объяснял психологию людей, подобных Глебу Капустину:
«Человек при дележе социальных богатств
решил, что он обойден, и принялся мстить, положим, ученым. Это же месть, в
чистом виде, ничуть не прикрашенная; а если прикрашенная, то для одурачивания
своих товарищей. А в общем –это злая месть за то, что он на пиршестве, так
сказать, обойден чарой полной. Отсюда такая вот зависть и злость. …Он напичкан
сведениями отовсюду: из газет, радио, телевидения, книг, плохих и хороших, и
все это у него перемешалось. Но направлено все на то, чтобы просто
напакостить».
Далее Шукшин дает очень важное пояснение:
«Может быть, мы отчасти виноваты, что
слишком много к нему обращались как к господину, хозяину положения, хозяину страны,
труженику. Мы его вскормили до размеров, так сказать, алчности уже. Он такой
стал – все ему надо. А чтобы самому давать – почему-то забыл об этом»
Может быть зависть толкает Глеба «срезать»
знатных людей ?
Группа №5.
Проанализируйте заключительную речь
Капустина в адрес кандидата. Есть ли здесь ошибки, комизм? Почему? Каким
видим мы здесь Глеба Капустина?
Группа №6.
Почему кандидат Журавлев оказывается не на
высоте? Почему кандидаты наук оказались побеждёнными в глазах мужиков? Как
оценивает уровень своих, деревенских, Глеб Капустин? Как деревня относится к
Глебу Капустину и к тем, кого он “срезает”?
Группа №7.
Найдите в тексте рассказа авторскую
оценку поведения Глеба Капустина.
- В чём суть авторского “исследования”?
-Осудил ли Шукшин Глеба Капустина?
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Беседа по вопросам:
-Позицию какого героя вы разделяете? На
чьей вы стороне?
-О чём заставило вас задуматься
произведение Шукшина?
Итог урока
1.Особенность рассказа Шукшина —
возможность его неоднозначного прочтения. Финал рассказа открыт .
2.На первый план в рассказе выходят
глубокие нравственные проблемы.
3.Глеб Капустин — характер довольно
сложный, не исчерпывающийся понятием «социальной демагогии».
4. Шукшин высмеивает поток информации из
Москвы, а также предупреждает, что провинция не должна быть объектом для
манипуляций, «объегоривания», экспериментов.
В этом отношении Глеб Капустин выступает
как бы заступником деревни, отражает время в его противоречиях, «срезает» один
за другим «нарост догм и лжи».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.