Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыТехнологическая карта урока литературы на тему: «…этот самый народ» (рассказ В.М. Шукшина «Срезал»)

Технологическая карта урока литературы на тему: «…этот самый народ» (рассказ В.М. Шукшина «Срезал»)

Скачать материал

                                             без лого шапка

 

                                                                ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

                                                                 урока литературы

                                                                        на тему:

                                                            «…этот самый народ»

                                                      (рассказ В.М. Шукшина «Срезал»)

 

 

                                      Разработала преподаватель  русского языка и литературы

                                                                                                           АкпамбетоваТ.М.

                                                                           

        ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

Дисциплина «Литература»

Тема урока:   «…этот самый народ»  (рассказ В.М. Шукшина «Срезал»)

Акпамбетова Тамара Мауленовна – преподаватель русского языка и литературы ГБОУ КОЛЛЕДЖА СВЯЗИ №54

          

         ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательные:

Познакомить  обучающихся с творчеством В.М. Шукшина; определить своеобразие жанра рассказа в творчестве писателя; рассмотреть ряд особенностей «деревенской прозы» писателя на примере рассказа «Срезал».

Развивающие:

Формировать навыки анализа художественного текста, развивать устную монологическую речь, формировать мотивацию к учебно-познавательной деятельности (самостоятельному чтению и анализу художественных произведений, исследовательской работе).

Воспитательные:

Воспитывать чуткость, доброту, гуманное отношение к людям, чувство справедливости, честности, совести через восприятие произведений В. М. Шукшина.

 

Методика обучения: развивающее обучение.

Методы обучения: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, самостоятельная работа.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: рассказ В. М. Шукшина «Срезал»;   презентация,  фотография писателя; карточки с заданиями.

Технические средства обучения: компьютер, телевизор  

          Задание к уроку:    прочитать рассказ «Срезал» и статью Шукшина «Как я понимаю рассказ», записать её осно ные положения; дать толкование незнакомым словам из рассказа.

Индивидуальные задания

Три ученика готовят сообщение о В.М. Шукшине, его творчестве и особенностях русской деревни в 1960-1970-е годы (историческая справка)

 

№ по порядку

Наименова

ние этапа.

Формы работы

Время, затраченное на этап

Цели

Деятельностьпреподавателя

Деятельность ученика

Формы контроля

1этап

 Организационный момент

3 мин

Объявление темы. Постановка целей и задач

Приветствие учащихся. Объявление темы. Постановка целей и задач

Построение, приветствие. Подготовка к уроку

 

2 этап

Слово учителя.

Актуализа

ция знаний.

Информа

ционная, коммуникативная компетенции

5 минут

Повторить теоретический материал о рассказе, выяснить, что знают ученики о В.М. Шукшине

Актуализация знаний,задаются вопросы.

Отвечают на вопросы

Фронтальный опрос.

Контроль ответов

3 этап

Проверка индивидуальных заданий

Информа

ционная компетенция

15

минут

 Познакомить  обучающихся с творчеством В.М. Шукшина; развивать устную монологичес

кую речь

Корректирующая и контролирующая

Выступление трех учеников с сообщениями.

Остальные слушают и записывают

Индивидуальный.

Записи в тетради

4 этап

Анализ статьи Шукшина  «Как я понимаю рассказ».

Информа

ционная, коммуникативная компетенции

Приложение 1

5 минут

Определить своеобразие жанра рассказа в творчестве писателя

Корректирующая и контролирующая

Отвечают на вопрос, составляют схему

Фронтальный опрос, записи в тетради

 

 

 

5 этап

Составление словаря ключевых слов из рассказа «Срезал»

Информа

ционная, коммуникативная компетенции

Приложение 2

5 минут

Изучение языка писателя

Корректирующая и контролирующая

Сообщения

Фронтальный опрос, записи в тетради

 

6 этап

Беседа с учениками о содержании и композиции рассказа «Срезал»

Информа

ционная, коммуникативная компетенции

Приложение 3

5минут

Формировать навыки анализа художественного текста

Корректирующая и контролирующая

Отвечают на вопросы

Фронтальный опрос

 

 

 

 

 

 

 

7этап

Анализ рассказа «Срезал»

Коммуни

кативная компетенция

Приложение 4

40 мин

Формировать мотивацию к учебно-познаватель

ной деятельности (самостоятельному чтению и анализу художествен

ных произведений, исследовательской работе).

 Организует работу с текстом рассказа по нахождению главных деталей, выразительных средств, учит делать выводы .

 Работа в малых группах, анализ и обсуждение основных особенностей рассказа, дискуссия

Устные ответы лидеров малых групп

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 этап

Закрепление материала .

Выводы.

Коммуни

кативная компетенция

Приложение 5

5 мин

Учить делать выводы, высказывать и отстаивать свое мнение о героях

Корректирующая и контролирующая.

Задает вопросы

Отвечают на вопросы, делают выводы

Фронтальный опрос

 

 

 

 

 

9 этап

Итоги урока

Коммуни

кативная компетенция

5 мин

Воспитывать чуткость, доброту, гуманное отношение к людям, чувство справедливости, честности, совести через восприятие произведений В. М. Шукшина.

Подводит итог занятия, объявляет оценки

Делают обобщения, записывают в тетради вывод урока

Фронтальный и индивидуальный опрос

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10 этап

Домашнее задание

2 мин

 Написать эссе

Объясняет домашнее задание

Записывают в тетради

 

 

 ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

- Каковы основные положения статьи В.М. Шукшина  «Как я понимаю рассказ» ?

Статья В.М. Шукшина  «Как я понимаю рассказ». 

 Хорошие фильмы и рассказ “сработаны” по одним и тем же законам. В них не должно быть лжи, выдуманной психологии, сочинённых в кабинетах ситуаций. И фильм, и рассказ — отражение жизни “в её стремительном, необратимом движении”. В хорошем рассказе должны быть деловитость, собранность.   Рассказ должен увлекать читателя. Автору не надо специально заботиться о стиле, не нужен вывод,   своё отношение к героям не следует высказывать, потому что оно проявляется в том, как изображены герои, как они поступают.тДела человеческие должны быть в центре внимания, “когда они не выдуманы, вечно в движении...” И тот рассказ хорош, “который чудом сохранил это движение, не умертвил жизни, а как бы «пересадил» её, не повредив, в наше читательское сознание”.  “…  Нельзя писать, если не иметь в виду, что читатель сам «досочинит» многое”.

Принято считать, что в рассказах Шукшина практически отсутствуют портретные и пейзажные описания, характеры героев раскрываются в их речи.

 

Своеобразие шукшинских рассказов

1.Отражение жизни в движении.

2.Деловитость, собранность.

3.Начало простое, уверенное, динамичное.

4.Почти отсутствуют портретные и пейзажные описания.

5.Характеры героев раскрываются через речь, в диалогах.

6.Постоянная сюжетная ситуация — встреча.

7.Концовка рассказа открыта.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Кандидат — младшая учёная степень, а также лицо, имеющее эту степень.

Филология — совокупность наук, изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве.

Философия — одна из форм общественного сознания — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Натурфилософия — общее название существовавших вплоть до XIX века философских учений о природе, не опиравшихся на строгие естественно-научные знания.

Диалектика — теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Шаманизм — ранняя форма религии, основывавшаяся на представлении о сверхъестественном общении служителя культа — шамана — с духами во время ритуала.

Траектория — путь движения какого-нибудь тела или точки.

Демагогия — рассуждения или требования, основанные на грубо одностороннем осмыслении, истолковании чего-нибудь.

Кляузник — человек, занимающийся мелочными ссорами, дрязгами из-за сплетен, интриг.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Беседа по вопросам:

1) О каком   событии мы узнаем в начале рассказа? 

2) Какую   информацию о Константине  Ивановиче дает автор ?

3)Что мы узнаём о Глебе Капустине?

4) Как описана внешность Глеба Капустина?

5) Какое важное средство для создания характера использует автор?

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Работа в группах по карточкам

Группа №1.

Как Глеб  Капустин   оценивает свои способности?   Оцените его эрудицию. Чего так боится Глеб? Какими чувствами сопровождаются его высказывания?

Группа №2.

 Как ведёт себя Глеб Капустин? Есть ли логика в поставленных им вопросах? 

Группа №3.

Найдите ошибки в речи Глеба Капустина, книжные слова и обороты,  канцеляризмы.  Что создаёт комический эффект?

Группа №4.

Прочитайте высказывание Шукшина.  Как сам писатель объяснял психологию людей, подобных Глебу Капустину:

«Человек при дележе социальных богатств решил, что он обойден, и принялся мстить, положим, ученым. Это же месть, в чистом виде, ничуть не прикрашенная; а если прикрашенная, то для одурачивания своих товарищей. А в общем –это злая месть за то, что он на пиршестве, так сказать, обойден чарой полной. Отсюда такая вот зависть и злость. …Он напичкан сведениями отовсюду: из газет, радио, телевидения, книг, плохих и хороших, и все это у него перемешалось. Но направлено все на то, чтобы просто напакостить».

 Далее Шукшин дает очень важное пояснение:

«Может быть, мы отчасти виноваты, что слишком много к нему обращались как к господину, хозяину положения, хозяину страны, труженику. Мы его вскормили до размеров, так сказать, алчности  уже. Он такой стал – все ему надо. А чтобы самому давать – почему-то забыл об этом»

 

Может быть зависть толкает Глеба «срезать» знатных людей ? 

 Группа №5.

Проанализируйте заключительную речь Капустина в адрес кандидата. Есть ли здесь ошибки, комизм? Почему?   Каким видим мы здесь Глеба Капустина?

Группа №6.

Почему кандидат Журавлев оказывается не на высоте? Почему кандидаты наук оказались побеждёнными в глазах мужиков? Как оценивает уровень своих, деревенских, Глеб Капустин? Как деревня относится к Глебу Капустину и к тем, кого он “срезает”?

 Группа №7.

  Найдите в тексте   рассказа  авторскую  оценку поведения  Глеба Капустина. 

 - В чём суть авторского “исследования”?

 -Осудил ли Шукшин Глеба Капустина? 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Беседа по вопросам:

-Позицию какого героя вы разделяете? На чьей вы стороне?

-О чём заставило вас задуматься произведение Шукшина?

Итог урока

1.Особенность рассказа Шукшина — возможность его неоднозначного прочтения. Финал рассказа открыт .

2.На первый план в рассказе  выходят глубокие нравственные проблемы.

3.Глеб Капустин — характер довольно сложный, не исчерпывающийся понятием «социальной демагогии».

4. Шукшин высмеивает поток информации из Москвы, а также предупреждает, что провинция не должна быть  объектом для манипуляций, «объегоривания», экспериментов.

В этом отношении Глеб Капустин выступает как бы заступником деревни, отражает время в его противоречиях, «срезает» один за другим «нарост догм и лжи».

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Технологическая карта урока литературы на тему: «…этот самый народ» (рассказ В.М. Шукшина «Срезал»)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Ландшафтный дизайнер

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

Дисциплина «Литература»

Тема урока:   «…этот самый народ»  (рассказ В.М. Шукшина «Срезал»)

Акпамбетова Тамара Мауленовна – преподаватель русского языка и литературы ГБОУ КОЛЛЕДЖА СВЯЗИ №54

          

         ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательные:

Познакомить  обучающихся с творчеством В.М. Шукшина; определить своеобразие жанра рассказа в творчестве писателя; рассмотреть ряд особенностей «деревенской прозы» писателя на примере рассказа «Срезал».

Развивающие:

Формировать навыки анализа художественного текста, развивать устную монологическую речь, формировать мотивацию к учебно-познавательной деятельности (самостоятельному чтению и анализу художественных произведений, исследовательской работе).

Воспитательные:

Воспитывать чуткость, доброту, гуманное отношение к людям, чувство справедливости, честности, совести через восприятие произведений В. М. Шукшина.

 

Методика обучения: развивающее обучение.

Методы обучения: словесные, наглядные, проблемно-поисковые, самостоятельная работа.

Тип урока: комбинированный урок.

Оборудование: рассказ В. М. Шукшина «Срезал»;   презентация,  фотография писателя; карточки с заданиями.

Технические средства обучения: компьютер, телевизор  

          Задание к уроку:    прочитать рассказ «Срезал» и статью Шукшина «Как я понимаю рассказ», записать её осно ные положения; дать толкование незнакомым словам из рассказа.

Индивидуальные задания

Три ученика готовят сообщение о В.М. Шукшине, его творчестве и особенностях русской деревни в 1960-1970-е годы (историческая справка)

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 258 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Конспект урока для обучающихся с ОВЗ "Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнения"
  • Учебник: «Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
  • Тема: § 27 Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия, меры и степени и сравнительными
  • 06.10.2020
  • 460
  • 10
«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 692
    • DOCX 190.3 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Акпамбетова Тамара Мауленовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Акпамбетова Тамара Мауленовна
    Акпамбетова Тамара Мауленовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 13284
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 19 человек

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 481 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 5 624 человека

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 87 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 253 человека

Мини-курс

Современные тренды в физкультуре и спорте: организация обучения и методика тренировок

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Путь к осознанным решениям и здоровым отношениям

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 104 человека из 39 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Воспитание будущего поколения: от педагогики до игровых технологий

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 17 человек