Инфоурок Биология Другие методич. материалыТехнологическая карта урока для 5 класса

Технологическая карта урока для 5 класса

Скачать материал

Урок № 8 «В живых организмах одни вещества превращаются в другие»

Дата: 21.10.2013

Цели: Личностные:  формировать познавательный мотив на основе интереса к изучению новых для учащихся объектов

Метапредметные:  - формировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки (регулятивные УУД);

- формировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (познавательные УУД; работа по анализу схем и иллюстраций из учебника)

Предметные: - формировать умение сравнивать схемы строения молекул;

- формировать умение обнаруживать превращения веществ;

- формировать умение понимать смысл биологических терминов: жиры, белки, углеводы, неорганические и органические вещества

Задачи  урока:

- сформировать понятия «атом» и «молекула», «органические» и «неорганические вещества», превращение веществ

- продолжить формирование умения работать в парах;

- продолжить формирование умения выполнять практические задания, находить сходства и отличия простых и сложных веществ, схематически изображать строение простых и сложных молекул.

Оборудование: демонстрационный набор на столе учителя, пластилин, бумага, влажные салфетки на столах учеников; рисунки и макеты важнейших молекул, компьютер, проектор, CD- диск «Биология, 5 – 9 класс. Образовательная система 2100»

Технологии: системно-деятельностный подход,  проблемного обучения, дифференцированного обучения, информационно-коммуникативные

 

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Проблемная ситуация и актуализация знаний

Распределяю роли Биолога и Антошки

Задаю вопрос: «Давайте обсудим вопрос нашего сегодняшнего урока»

двое читают по ролям, остальные следят по учебнику. Обсуждают версии и на доске записываем лучшую

Задаю вопрос: «Что вы уже знаете о веществах и их превращениях из своего жизненного опыта и начальной школы?»

На доске фиксирую сведения, названные учениками, комментирую их связь с темой урока

ученики рассказывают знание, накопленные из жизненного опыта и полученные из начальной школы

Совместное открытие знаний. Мотивация к учебной деятельности    

Задаю вопрос: «Назовите примеры веществ, образцы которых вы видите в школе, на кухне, на улице. Много ли существует веществ? Все ли они входят в состав живых  организмов? Почему так много веществ в природе?»

ученики отвечают на поставленные вопросы, выявляют причину многообразия веществ в природе – разнообразные сочетания немногих атомов

Организация познавательной деятельности

1.Работа  с рисунком 8.1на стр. 55. Демонстрация этого же рисунка на экране

с помощью рисунка учебника определяют, что изображены молекулы. Записывают определение «Молекула» в биологический словарь

Проведение демонстрационного опыта «Окрашивание пламени в цвет» В ложке для сжигания веществ поочередно сжигаем вещества: хлорид натрия, хлорида меди и хлорида железа

наблюдают окрашивание пламени в различные цвета, записывают данные в тетрадь: соль натрия – желтый цвет, соль меди – сине-зеленый, соль железа - коричневый

2. Задаю вопрос: «Всегда ли молекулы состоят их одинаковых атомов?»

Работа с рисунком 8.2 на стр.55. Демонстрация на экране

рассматривают рисунок, записывают в биологический словарь определение «Атом»

Выполнение практической работы – задание: изготовить в паре с одноклассником модель простого, а затем сложного вещества

изготавливают сначала шарики пластилина одного цвета и размера, соединяют их вместе (простое вещество), а затем, меняясь друг с другом, изготавливают модель сложного вещества. Записывают в биологический словарь определение «простое и сложное вещество» 

3. Задаю вопрос: «Как себя ведут молекулы, если на них воздействовать, например, повышая температуру?»

Работа с рисунком 8.3 на стр. 55. Демонстрация на экране

анализируют рисунок, отвечают на вопрос, что молекулы распадаются на атомы, приходят к выводу, что произошла химическая реакция. Записывают определение в биологический словарь

Провожу демонстрационный опыт: пропускание углекислого газа через известковое молоко

учащиеся наблюдают изменение цвета раствора с прозрачного на мутный. Записывают химическую реакцию: известковое молоко + углекислый газ = мутный раствор

4. Задаю вопрос: «Какие организмы могут сами производить органические вещества?»

отвечают на вопрос: «производители». Пытаются назвать и другие классы органических соединений и выявить общие черты:

класс делится на три группы по рядам и работают с материалом учебника «Органические вещества»

5. Задаю вопрос: «Где в организме протекают превращения молекул, т.е. химическая реакция? Почему именно там?»

отвечают на вопрос и тем самым приходят к главному выводу (ответу на проблемный вопрос). Запись на доске найденного ответа

Самостоятельное применение знаний

Провожу демонстрационный опыт с привлечением двух – трех учеников к демонстрационному столу. Даю сравнить запах дыма после задувания восковой и парафиновой свечи

работают над вопросами на стр. 57. Дают самооценку по алгоритму.

Подведение итогов

 

обмен мнениями по заданиям. Делают вывод по уроку

Рефлексия

Ну, а теперь подведём итог. Вы выберите начало высказывания и продолжите его.

 

 

Закончите предложения и оцените работу товарища по парте:

 

Мне было интересно…                        Мне было трудно…

Сегодня я узнал…                                 Я научился...

У меня настроение…

 

Больше всего мне понравилось...            Сегодня на уроке я почувствовал

Домашнее задание

Записываю на доске задание

записывают задание в дневнике: § 8, задание 3 письменно. Изготовить из любого подручного материала модели простого и сложного вещества (по возможности найти его название).

Индивидуальное: задачи из задачника: 8.1, 8.4 – 8.6 на выбор (вместе с родителями)

              

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Технологическая карта урока для 5 класса"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по переработке нефти и газа

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок разработан для 5 класса по программе "Школа 2100". В нем используются  различные универсальные учебные действия, которые требуются современными образовательными стандартами.

Для проведения данного урока  был использован  учебно-методический комплекс Вахрушева А. А., Ловягина С. Н.: CD-диск "Биология 5 - 9 класс",  учебник "Биология - 5" , а также методические рекомендации и задачник к урокам биологии

Данная технологическая катра поможет учителям самим разрабатывать технологические карты уроков. Желаю творческих успехов всем учителям, работающим по новым стандартам

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 609 708 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку биологии в 11 классе (по учебнику «Биология. 11 класс : углубленный уровень / под ред. В.К. Шумного и Г.М. Дымшица. – М. : Просвещение, 2019)
  • Учебник: «Биология (углублённый уровень)», Бородин П.М., Саблина О.В. и др./Под ред. Шумного В.К., Дымшица Г.М.
  • Тема: § 10. Сравнительно-анатомические и эмбриологические свидетельства эволюции
  • 04.10.2020
  • 1141
  • 37
«Биология (углублённый уровень)», Бородин П.М., Саблина О.В. и др./Под ред. Шумного В.К., Дымшица Г.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 410
    • DOCX 52 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Горячева Гузалия Мухтасибовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Горячева Гузалия Мухтасибовна
    Горячева Гузалия Мухтасибовна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 21667
    • Всего материалов: 22

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов биологии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 18 регионов

Курс повышения квалификации

Методика подготовки к ЕГЭ по биологии в соответствии с новой структурой и содержанием КИМ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 23 регионов

Курс повышения квалификации

Нанотехнологии и наноматериалы в биологии. Нанобиотехнологическая продукция

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Карьера и развитие в современном мире

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Маркетинг и продажи: стратегии и инструменты для успешного бизнеса

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные подходы к преподаванию географии: методика, технологии и практика

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе