Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Столичный учебный центр 8-800-7777-300 (звонок бесплатный)
Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 038767 от 26 сентября 2017 г.
Дистанционные курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации
Курсы профессиональной переподготовки
112 курсов по цене от 8 260 руб.
Смотреть
Курсы повышения квалификации
268 курсов по цене от 1 960 руб.
Смотреть
Главная / Русский язык и литература / технологическая карта урока "Что говорит сердце... Нравственные уроки рассказа В. Астафьева "Уроки французского""

технологическая карта урока "Что говорит сердце... Нравственные уроки рассказа В. Астафьева "Уроки французского""

V Международный дистанционный конкурс «Старт»

Низкий оргвзнос 30р

Идёт приём заявок

16 предметов

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Наградные и подарки

Принять участие

Технологическая карта

подготовлена учителем русского языка и литературы МКОУ «СОШ №1», г. Сосенский Волковой О.И.

Класс: 6

Предмет: литература

Учебник: Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2013 г

Тема

 «Что говорит сердце… ». Нравственные уроки по рассказу В. Распутина "Уроки французского"

Цели


Деятельностная - формирование у учащихся умение выделять существенную информацию, систематизировать ее, представлять в графическом виде, обобщать, развивать творческое воображение.


Содержательная – повторить учебные действия учащихся по применению полученных знаний в ходе работы


Образовательные цели: помочь учащимся понять нравственные уроки повести, накапливать наблюдения над ролью детали и средств выразительности в создании художественного образа


Развивающие цели: Стимулирование творчества обучающихся, развитие их способности к анализу информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству своих идей и взглядов


Воспитательные цели: Повышение коммуникативной активности учащихся, их эмоциональной включенности в учебный процесс; создание благоприятных условий для проявления индивидуальности и самоопределения в существующих точках зрения на определенную проблему, выбора своей позиции, формирование умения аргументировано и спокойно отстаивать свою точку зрения и стараться убедить оппонентов, используя имеющуюся информацию по проблеме ; воспитывать на примере главного героя нравственные качества по отношению к самому себе: чувство собственного достоинства, честность, ответственность.


Термины и понятия

Нравственность, доброта, зло, сострадание, дружба, преданность, милосердие


Технологии

технология дебатов

технология коллективного сотрудничества,

технология личностно-ориентированного образования,

компьютерные технологии

Планируемый результат

Личностные умения:


Учатся умению вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения


Метапредметные умения

Познавательные:

Развивают навыки познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, овладевают навыками решения проблем

Регулятивные:

Учатся самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей

Коммуникативные:

Развивают умение участвовать в дискуссии; ясно, точно и логично излагать свою точку зрения; эффективно разрешать конфликты


Предметные умения


Научиться выполнять индивидуальное задание в составе группы.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы



Информационный материал

Учебник .

Демонстрационный материал

SMART Notebook

Система голосования Turning Point

фильм «Уроки французского»

Интерактивный материал

Раздаточный материал:

Карточки с учебными заданиями.


Фронтальная,

Индивидуальная,

парная ,



ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Результат деятельности

мотивировать учащихся к изучению темы; стимулировать эмоционально-ценностное отношение к ситуации, в которой оказались герои,

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося


- Личностные умения:

формирование навыков исследовательской деятельности, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в ней взаимопонимания




Звучит песня ( начало урока)

Просмотр отрывка из фильма «Уроки французского».

А что значит чувствовать вину?



В тетрадях напишите слова, противоположные слову «вина» :


Что мы понимаем, кода говорим о человеке «ДОБРЫЙ»

ВИНА ж. начало, причина, источник, повод, предлог.. Провинность, проступок, преступление, прегрешение, грех (в знач. проступка), всякий недозволенный, предосудительный поступок. )


совесть добро ,доброта.


(Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому человеку и делать это не ради выгоды, не напоказ, не в расчете на похвалу, а бескорыстно, по убеждению.


II этап. Учебно-познавательная деятельность

А кто в рассказе совершает добро? (Лидия Михайловна)

Формулировка цели урока.


Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала другую жизнь, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества.

Итак , сформулируйте тему урока: Нравственные уроки по рассказу В. Распутина "Уроки французского" . Нравственные потому, что это внутренняя установка человека  действовать согласно своей совести и свободной воле .(Нравственность - это внутренняя установка человека действовать согласно своей совести и свободной воли. Особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (нравственные отношения); предмет специального изучения этики.)

Цели: раскрыть духовные ценности, которые делают человека богаче и добрее. Прояснить мотивы поведения героя рассказа;

Раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои повести В.Г. Распутина;

Показать, какую роль в произведении играет доброта, и что означает это понятие;



Познавательные: самостоятельно делать выводы.

Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа.

Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения.

Творческая работа. Синквейн.

Составьте синквейн, характеризующий нравственные понятия. Попытайтесь учесть всё, что мы говорили.

Добро

Красивое , вечное

Прощает, помогает , удивляет

Есть в нём души красота.

Покой

Зло

Страшное , темное

Предает, смиряется, трусит.

Все от него страдает .

Пустота



Просмотр сцены отъезд матери.

Люди несут ответственность не только за себя, но и за всех, с кем связаны. Вы, наверное, не раз замечали, что ваши ошибки, скверные поступки огорчают всех ваших близких. И наоборот -доброе дело одного приносит радость всем окружающим.

Добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила. Правильно ли поступает Лидия Михайловна, играя с учеником в замеряшки?

Согласны ли вы с таким утверждением?


Первоначальное голосование.



III.Технология Дебаты


II

Введение в дискуссию

Фронтальное обсуждение

Разделение на группы

Озвучивает обсуждаемую проблему.

Предлагает участникам несколько точек зрения на проблему (например, разные подходы к ее решению, точки зрения разных социальных или профессиональных групп, политических партий и т.д.)

Выбирают свою позицию в дебатах (какую точку зрения будут отстаивать). Объединяются в микрогруппы (МГ). Численный состав МГ может быть разным. Разные МГ могут отстаивать одну и ту же точку зрения (каждая по-своему)

Видеофильмы

Изображения

Аудиозаписи

Таблицы

III

Организационный этап

Фронтальное обсуждение

Знакомит учащихся с регламентом проведения дискуссии (продолжительность обсуждения в группе, количество выступлений каждой группы и их продолжительность, максимальное количество вопросов к каждому из выступающих)

Выдвигают предложения об изменении регламента (если они есть)

Раздаточный материал: правила ведения дебатов, бланки для записей

IV

Обсуждение проблемы в микрогруппах

Работа в группах

Наблюдает за поведением участников , отмечает для себя трудности, которые они испытывают . Следит за соблюдением регламента, при необходимости дает краткие советы или делает замечания

Распределяют роли между членами группы; выстраивают систему аргументов для убеждения оппонентов; продумывают ответы на возможные вопросы

Все имеющиеся информационные ресурсы по теме

V

Дебаты

Фронтальная, одна группа выступает, остальные слушают

По очереди предоставляет группам слово

Аудитория задает вопросы выступающим (количество лимитировано). Выступающие аргументировано и спокойно отстаивают свою точку зрения, стараются убедить аудиторию в своей правоте, используя подготовленную информацию.

Материалы, подготовленные участниками дебатов

VI

Подведение итогов

Групповая

Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе и радость, избавлять от одиночества. Он узнал, что на свете есть доброта, отзывчивость, милосердие и любовь. Это и есть духовные ценности. Уроки французского оказываются уроками доброты и милосердия



VII

Рефлексия

Групповая рефлексия

Фронтальное обсуждение

Организует совместный анализ результатов дискуссии. Обозначает аспекты противостояния и точки соприкосновения. Настраивает учеников на дальнейшее осмысление проблемы и поиск путей ее решения

Заполняют опросник

Оценивают эффективность дискуссии в решении обсуждаемой проблемы.

Опросник

Повторное голосование







IV этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность


Цель деятельности


научить школьников:

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат учебной деятельности

Просмотр финальной сцены с макаронами

Лидия Михайловна – необыкновенно добрый и отзывчивый человек. Она перепробовала все обычные способы помочь своему талантливому ученику, но он не захотел получать помощь.

Он считал это унизительным для себя, а вот выигрывать не отказывался. И тогда учительница сознательно, принося в жертву свою репутацию, нарушила все школьные, традиционные правила – стала играть со своим учеником на деньги. Мальчику это было необходимо, чтобы купить молока, выжить в голодные послевоенные годы.


Познавательная: уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа.

Регулятивная: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.

Коммуникативная: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения.

.

Уроки жизни :

Уроки доброты и душевной щедрости, внимательного и чуткого отношения друг к другу, бескорыстия, что более всего остается в нашей душе и памяти и перерастает в духовный опыт. Это вечные ценности.

Познавательная: уметь искать и выделять необходимую информацию

Регулятивная: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы), планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.

Коммуникативная: строить монологические высказывания, овладевать умениями диалогической речи


Притча о добром Самарянине

Рассказывает ученик


V этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика


Научить школьников:

  • соотносить полученный результат с поставленной целью;

  • оценивать результат своей деятельности;

  • оценивать результат учебной деятельности

Рефлексия урока.

Добрым быть совсем, совсем не просто.

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта – не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем не просто.

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

Н. Тулупова «Доброта»


Музыка: Детская песня о дружбе



Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию

















VI. Дом. Зад.

Написать сочинение. Темы в учебнике стр. 123 №3,4,5



  • Русский язык и литература
Описание:

Дебаты в 5-6 классе- это все-таки игра, но игра, позволяющая развивать интеллектуальный уровень ребят. При помощи технологии дебаты, ребята учатся мыслить,у  ребят появляется желание принять участие в уроке, высказать и отстоять свое мнение, передать информацию, полученную в ходе подготовки.Первым произведением,  на котором можно использовать технологию «Дебаты» стало произведение  Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», затем  сказка-быль К. Паустовского «Теплый хлеб» . И уже ребята ждали таких уроков, потому что они позволяли высказать свою точку зрения, повышают коммуникативную активность учащихся, их эмоциональную  включенность в учебный процесс; создаются  благоприятные условия для проявления индивидуальности и самоопределения в существующих точках зрения на определенную проблему, выбора своей позиции, формирование умения аргументировано и спокойно отстаивать свою точку зрения и стараться убедить оппонентов, используя имеющуюся информацию по проблеме. В 6 классе был проведен урок по произведению В.Астафьева «Уроки французского». На уроке были использованы  и компьютерные технологии (система голосования), музыка, просмотр фильма. Все это вместе сделало урок познавательным, а главное , ребята прочли рассказ.

 

 

 

Скачать материал
Автор Волкова Ольга Ивановна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 3127
Номер материала 2752
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы