Технологическая карта урока в 5 классе по теме: «Определение».
Учитель русского языка и литературы МБОУ Реченской ООШ
Бабыкина Марина Александровна
Тема
Второстепенные члены предложения. Определение.
Цель
Цель: актуализировать знания об определении, сформировать представление о согласованном и несогласованном определении.
Планируе-мый
результат
Предметные умения
Формировать УУД
Знать определение второстепенного члена «определение»; графическое его обозначение как члена предложения;
Уметь находить определения в предложениях.
Личностные
Регулятивные
Коммуникативные
Познавательные
Уважительное отношение к родному языку, гордость за него.
Уметь использовать определения для более выразительной передачи содержания высказывания
Способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; оценивать свою речь с точки зрения её содержания; стремление к речевому самосовершен-
ствованию
Уметь находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Основные понятия
Определение, эпитет.
Межпредметные связи
Литература, изобразительное искусство
Ресурсы:
Методическое пособие (Поурочное планирование уроков русского языка в 5 классе), наглядный материал, учебник, презентация
Тип урока
Урок актуализации знаний
Организация пространства
Работа фронтальная, индивидуальная
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Результаты
Материально-техническое обеспечение (слайды)
I. Орг. Момент
Цель
- Здравствуйте! Садитесь.
Откройте тетради, запишите число.
Записывают
Оформление тетради
Слайд 1
II.Мотивация к учебной деятельности
Цель-воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях
- Начнем работу с того, что погадаем на ромашке. Знаете, как гадают?
Тот, кто гадает, отрывает лепесток и говорит: “Любит, не любит”.
Мы же с вами сейчас узнаем, кто знает, а кто не знает. (Вопросы записаны на обратной стороне ромашки)
- Грамматическая основа предложения – это …
- Подлежащее – это …
- Сказуемое – это…
- Какие члены предложения называются второстепенными?
- Что такое дополнение?
- Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?
- Чем отличаются распространенные предложения от нераспространенных?
2) Синтаксический разбор предложения.
Осеннее солнце скупо осветило своими лучами лесную поляну.
Отвечают на вопросы. Выходят к доске, отрывают лепесток и отвечают на вопрос ромашки
Подлежащее и сказуемое
Главный член предложения
Главный член предложения
Нераспространённое предложение состоит только из главных членов. В распространённом предложении есть второстепенный член.
1-й учащийся работает у доски, вставляя пропущенные буквы, называя орфограмму
2-й учащийся подчёркивает известные члены предложения, характеризует предложение. Остальные работают в тетрадях.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности
Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи; использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Слайд № 2
Слайд 3
III.Целеполагание- раскрытие сущности новых понятий
1) Проблемная ситуация
А теперь подчеркните в данном предложении определение.
Получилось? Почему не получилось?
2) Объявление темы урока
Итак, тема нашего урока так и будет звучать “Определение”.
3) Постановка учебных задач.
- А теперь поставьте перед собой задачи, над которыми будем работать.
Высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.
Учащиеся самостоятельно проговаривают задачи
Личностные: осознают свои возможности в учении;
Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывани.
Слайд 4
Слайд 4
IV.Усвоение и закрепление нового материала.
Цель- находить определения в предложениях.
1) Диалог
- Давайте ещё раз вспомним, сколько главных членов?
Значит, определение – это второстепенный член предложения. (На доску прикрепляю напечатанные слова “второстепенный член предложения”)
- Подумайте, от какого слова произошло слово “определение”?
- Как вы понимаете значение слова “определять”?
- Можно ли сказать, определять, значит характеризовать предмет по цвету, форме, массе и т. д?
- Определение отвечает на вопросы: какой? чей? который? (На доску прикрепляю напечатанные слова “какой? чей? который?”)
2) Работа с предложением.
- Найдём в нашем предложении слова, которые отвечают на данные вопросы и подчеркнём их волнистой чертой. (- Слово “скупо” будет определением?
- А теперь обозначим, какой частью речи выражены определения и ответим на вопрос, что они обозначают?
(После ответов учащихся прикрепляю на доску слова “признак предмета”)
3. Подведение итога.
- Итак, определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: какой? чей? который? и обозначает признак предмета. (Используя напечатанные слова, учащиеся, практически, самостоятельно делают вывод)
- Скажите, чем же отличается определение от других членов предложения?
- Мы узнали, что такое определение? Значит, мы справились с 1-й задачей.
- Переходим к решению следующей задачи. Вы должны научиться находить определения в тексте и правильно задавать к ним вопросы.
4. Работа по учебнику.
Упр.132 стр.104
- Получается находить определения в тексте?
- Значит, мы справились и со 2-й задачей.
5. Релаксация.
- Сядьте поудобнее и послушайте музыку.
- Отдохнули, а теперь поделитесь своими впечатлениями от прослушанной мелодии. Слова, которыми вы будете характеризовать музыку, должны отвечать на вопрос какая?
- Мы с вами плавно подошли к решению третьей задачи и сейчас выясним, зачем нужны определения?
-Я предлагаю вам рассмотреть фотографии и подобрать к существительным определения.
- Что лучше: одно существительное или словосочетание, в состав которого входит определение?
- Какую роль выполняют определения в речи?
- Как вы думаете, кто в своей речи больше всего использует определений?
- Найдите в стихотворении Сергея Есенина определения. Как называются такие определения в литературе?
Отвечают на вопросы, под руководством учителя формулируют правило.
Выполняют задание, отвечают на вопросы.
(Осеннее, своими, лесную)
Отвечают на вопросы (именем прилагательным, местоимением; признак предмета)
Самостоятельно делают вывод.
Отвечают на вопросы
(Звёзды ясные, звёзды прекрасные, сказки чудные, лепестки атласные, листки изумрудные, кудрявый лес, шапкой тёмною, в золотом огне.)
Слушают музыку, смотрят презентацию.
Работают с наглядными пособиями, отвечают на вопросы.
Словосочетания записывают в тетради.
(Писатели, поэты)
Отвечают на вопросы, находят и называют определения (белая, моим, пушистых, снежною, белой, сонной, в золотом, новым )
Отвечают (эпитеты)
Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению;
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя;
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
Слайд № 5
Слайд №6
Слайд № 7
Слайд №8-11
Слайд 12-21
Слайд №22
Слайд №23
V.Итог урока.
Зафиксировать новое содержание.
1) Тестирование
Что нового узнали на уроке?
Справились ли мы с поставленными задачами?
Есть ли у вас ко мне вопросы по данной теме?
А я для вас припасла несколько вопросов.
2) Рефлексия.
В одной из сказок Мороз спрашивает: “Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?
А я хочу узнать, хорошо ли вам было на уроке?
Что вам понравилось?
Какие задания были для вас трудными?
Записывают ответы в тетрадях.
Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.
Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность
Регулятивные: оценивают свою работу.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.
Слайд №25
Слайд №24
VI. Домашнее задание.
Рассмотрите репродукции картин И.Э. Грабаря «Зимнее утро» и В.Н. Бакшеева «Иней». Сопоставьте описание зимы в тексте упр.131 и изображение зимы на репродукциях художников. Что общего в описании зимы писателем и художниками? Напишите по выбору сочинение «Зимнее утро» или «Иней». Можете использовать в нём прилагательные из упр.133.
Слайд №26
Слайд №27
Слайд №28
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
Так как сейчас идёт внедрение в образование новых стандартов, мною была разработана технологическая карта урока, русского языка по теме "Определение", сопровождаемая презентацией. Технологическая карта - это поурочный план, только гораздо подробнее, и технологическая карта, как я считаю, требует больше усердия и времени.
Технологическую карту я составляла по новому учебнику русского языка. Я думаю, она поможет многим педагогам, которые уже работают по новым стандартам в 5 классе.
Карта представляет собой 5 разделов: этап урока, деятельность учителя, деятельность учащихся, результаты и материально-техническое обеспечение.
Автор | |
---|---|
Дата добавления | 18.11.2014 |
Раздел | Русский язык и литература |
Подраздел | Другое |
Просмотров | 5342 |
Номер материала | 2165 |
Оставьте свой комментарий:
Комментарии: