Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Столичный учебный центр 8-800-7777-300 (звонок бесплатный)
Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 038767 от 26 сентября 2017 г.
Дистанционные курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации
Курсы профессиональной переподготовки
112 курсов по цене от 8 260 руб.
Смотреть
Курсы повышения квалификации
268 курсов по цене от 1 960 руб.
Смотреть
Главная / Русский язык и литература / Технологическая карта по русскому языку на тему "Второстепенные члены предложения. Определение" (5 класс, ФГОС)

Технологическая карта по русскому языку на тему "Второстепенные члены предложения. Определение" (5 класс, ФГОС)

V Международный дистанционный конкурс «Старт»

Низкий оргвзнос 30р

Идёт приём заявок

16 предметов

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Наградные и подарки

Принять участие

Технологическая карта урока в 5 классе по теме: «Определение».

Учитель русского языка и литературы МБОУ Реченской ООШ

Бабыкина Марина Александровна

Тема

Второстепенные члены предложения. Определение.

Цель

Цель: актуализировать знания об определении, сформировать представление о согласованном и несогласованном определении.

Планируе-мый

результат

Предметные умения

Формировать УУД


Знать определение второстепенного члена «определение»; графическое его обозначение как члена предложения;

Уметь находить определения в предложениях.

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Уважительное отношение к родному языку, гордость за него.


Уметь использовать определения для более выразительной передачи содержания высказывания

Способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; оценивать свою речь с точки зрения её содержания; стремление к речевому самосовершен-

ствованию

Уметь находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Основные понятия

Определение, эпитет.


Межпредметные связи

Литература, изобразительное искусство

Ресурсы:

Методическое пособие (Поурочное планирование уроков русского языка в 5 классе), наглядный материал, учебник, презентация

Тип урока

Урок актуализации знаний

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты

Материально-техническое обеспечение (слайды)

I. Орг. Момент

Цель

- Здравствуйте! Садитесь.

Откройте тетради, запишите число.

Записывают

Оформление тетради

Слайд 1

II.Мотивация к учебной деятельности

Цель-воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях

- Начнем работу с того, что погадаем на ромашке. Знаете, как гадают?

Тот, кто гадает, отрывает лепесток и говорит: “Любит, не любит”.

Мы же с вами сейчас узнаем, кто знает, а кто не знает. (Вопросы записаны на обратной стороне ромашки)

- Грамматическая основа предложения – это …

- Подлежащее – это …

- Сказуемое – это…

- Какие члены предложения называются второстепенными?

- Что такое дополнение?

- Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?

- Чем отличаются распространенные предложения от нераспространенных?





2) Синтаксический разбор предложения.

Осеннее солнце скупо осветило своими лучами лесную поляну.


Отвечают на вопросы. Выходят к доске, отрывают лепесток и отвечают на вопрос ромашки





















Подлежащее и сказуемое



Главный член предложения

Главный член предложения

























Нераспространённое предложение состоит только из главных членов. В распространённом предложении есть второстепенный член.























1-й учащийся работает у доски, вставляя пропущенные буквы, называя орфограмму

2-й учащийся подчёркивает известные члены предложения, характеризует предложение. Остальные работают в тетрадях.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи; использовать знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Слайд № 2























































































Слайд 3
























III.Целеполагание- раскрытие сущности новых понятий

1) Проблемная ситуация

А теперь подчеркните в данном предложении определение.

Получилось? Почему не получилось?

2) Объявление темы урока

Итак, тема нашего урока так и будет звучать “Определение”.

3) Постановка учебных задач.

- А теперь поставьте перед собой задачи, над которыми будем работать.


Высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.













Учащиеся самостоятельно проговаривают задачи

Личностные: осознают свои возможности в учении;

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывани.





















Слайд 4





















Слайд 4

IV.Усвоение и закрепление нового материала.

Цель- находить определения в предложениях.

1) Диалог

- Давайте ещё раз вспомним, сколько главных членов?

Значит, определение – это второстепенный член предложения. (На доску прикрепляю напечатанные слова “второстепенный член предложения”)

- Подумайте, от какого слова произошло слово “определение”?

- Как вы понимаете значение слова “определять”?

- Можно ли сказать, определять, значит характеризовать предмет по цвету, форме, массе и т. д?

- Определение отвечает на вопросы: какой? чей? который? (На доску прикрепляю напечатанные слова “какой? чей? который?”)

2) Работа с предложением.

- Найдём в нашем предложении слова, которые отвечают на данные вопросы и подчеркнём их волнистой чертой. (- Слово “скупо” будет определением?

- А теперь обозначим, какой частью речи выражены определения и ответим на вопрос, что они обозначают?

(После ответов учащихся прикрепляю на доску слова “признак предмета”)

3. Подведение итога.

- Итак, определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: какой? чей? который? и обозначает признак предмета. (Используя напечатанные слова, учащиеся, практически, самостоятельно делают вывод)

- Скажите, чем же отличается определение от других членов предложения?

- Мы узнали, что такое определение? Значит, мы справились с 1-й задачей.

- Переходим к решению следующей задачи. Вы должны научиться находить определения в тексте и правильно задавать к ним вопросы.

4. Работа по учебнику.

Упр.132 стр.104

- Получается находить определения в тексте?

- Значит, мы справились и со 2-й задачей.

5. Релаксация.

- Сядьте поудобнее и послушайте музыку.

- Отдохнули, а теперь поделитесь своими впечатлениями от прослушанной мелодии. Слова, которыми вы будете характеризовать музыку, должны отвечать на вопрос какая?

- Мы с вами плавно подошли к решению третьей задачи и сейчас выясним, зачем нужны определения?

-Я предлагаю вам рассмотреть фотографии и подобрать к существительным определения.

- Что лучше: одно существительное или словосочетание, в состав которого входит определение?

- Какую роль выполняют определения в речи?

- Как вы думаете, кто в своей речи больше всего использует определений?

- Найдите в стихотворении Сергея Есенина определения. Как называются такие определения в литературе?
















Отвечают на вопросы, под руководством учителя формулируют правило.























Выполняют задание, отвечают на вопросы.



(Осеннее, своими, лесную)



Отвечают на вопросы (именем прилагательным, местоимением; признак предмета)











Самостоятельно делают вывод.







Отвечают на вопросы















(Звёзды ясные, звёзды прекрасные, сказки чудные, лепестки атласные, листки изумрудные, кудрявый лес, шапкой тёмною, в золотом огне.)











Слушают музыку, смотрят презентацию.









Работают с наглядными пособиями, отвечают на вопросы.

Словосочетания записывают в тетради.









(Писатели, поэты)



Отвечают на вопросы, находят и называют определения (белая, моим, пушистых, снежною, белой, сонной, в золотом, новым )

Отвечают (эпитеты)

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению;

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя;

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения















































































Слайд № 5























































Слайд №6































Слайд № 7





























Слайд №8-11









































Слайд 12-21

























Слайд №22











Слайд №23

V.Итог урока.

Зафиксировать новое содержание.

1) Тестирование

  • Что нового узнали на уроке?

  • Справились ли мы с поставленными задачами?

  • Есть ли у вас ко мне вопросы по данной теме?

  • А я для вас припасла несколько вопросов.

2) Рефлексия.

  • В одной из сказок Мороз спрашивает: “Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?

  • А я хочу узнать, хорошо ли вам было на уроке?

  • Что вам понравилось?

  • Какие задания были для вас трудными?


Записывают ответы в тетрадях.





Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

Слайд №25

















Слайд №24








VI. Домашнее задание.

Рассмотрите репродукции картин И.Э. Грабаря «Зимнее утро» и В.Н. Бакшеева «Иней». Сопоставьте описание зимы в тексте упр.131 и изображение зимы на репродукциях художников. Что общего в описании зимы писателем и художниками? Напишите по выбору сочинение «Зимнее утро» или «Иней». Можете использовать в нём прилагательные из упр.133.




Слайд №26



Слайд №27



























Слайд №28





  • Русский язык и литература
Описание:

Так как сейчас идёт внедрение в образование новых стандартов, мною была разработана технологическая карта урока,  русского языка по теме "Определение", сопровождаемая презентацией. Технологическая карта - это поурочный план, только гораздо подробнее, и технологическая карта, как я считаю, требует больше усердия и времени.

  Технологическую карту я составляла по новому учебнику русского языка. Я думаю, она поможет многим педагогам, которые уже работают по новым стандартам в 5 классе.

  Карта представляет собой 5 разделов: этап урока, деятельность учителя, деятельность учащихся, результаты и материально-техническое обеспечение.

Скачать материал
Автор Бабыкина Марина Александровна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 6912
Номер материала 2165
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Нет результатов.