Технологическая
карта
ФИО педагога: Шамаева Марина
Юрьевна
Предмет: русский язык
Класс: 5
Тип урока: урок
"открытия" нового знания
Тема: "Буквы и
- ы после ц"
Цель: формирование
функциональной грамотности через изучение орфограммы "Буквы и - ы
после ц".
Задачи:
·
личностные:
формировать
устойчивую мотивацию к обучению, к самосовершенствованию;
·
метапредметные:
а) коммуникативные: использовать
адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний с
целью планирования, контроля и самооценки;
б) регулятивные: проектировать
маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды
деятельности и формы сотрудничества;
в) познавательные: объяснять
языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования
текста, в котором присутствуют слова на данное правило;
·
предметные:
научиться
применять правило написания букв и - ы после ц, владеть
терминологией, методами проверки.
Основные понятия:
орфограмма, морфема.
Ресурсы:
·
учебник
"Русский язык. 5 класс" (2 часть). Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т.
Баранов, Л.А. Тростенцова и др. - М.: Просвещение, 2014;
·
компьтер;
·
проектор;
·
Интернет;
·
презентация;
·
толковый
словарь С.И. Ожегова;
·
видеоурок
"Буквы и - ы после ц" от проекта "Инфоурок"
(http://infourok.ru/)
·
ЭОРы:
·
"Буквы
И - Ы после Ц" (http://fcior.edu.ru/card/23603/y-i-i-posle-c-v-kornyah-suffiksah-i-okonchaniyah.html);
·
"Гласные
буквы после Ц" (http://fcior.edu.ru/card/2143/bukvy-e-o-posle-shipyashih-v-korne-bukvy-y-i-posle-c-p.html).
Формы урока: коллективная,
индивидуальная, в парах, самостоятельная.
Дидактическая структура урока
|
Деятельность
учеников
|
Деятельность
учителя
|
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к
достижению планируемых результатов
|
Планируемые результаты
|
Орг.
момент (1 мин.)
|
Слушают
учителя и отвечают на его на вопросы
Выбирают
смайлик и показывают классу свое настроение
Готовятся
к уроку, сдают учителю тетради с домашним заданием, записывают число и
классную работу в выданных тетрадях
|
Читает стихотворение
Предлагает
учащимся выбрать смайлик
Проверяет
готовность рабочих мест учащихся, просит одного ученика собрать тетради с
домашним заданием, а другого ученика раздать тетради с проверенным домашним
заданием
|
·
Здравствуйте,
ребята!
Вот
звонок нам дал сигнал, поработать час настал.
Прозвенел
уже звонок?
Только
начался урок?
А хотите
вы учиться?
Значит
можно всем садиться!
·
Ребята,
у вас на партах лежат смайлики. Выберите тот, который соответствует вашему
настроению на начало урока.
·
(Имя
ученика), собери, пожалуйста, тетради с домашним заданием, а (имя ученика),
раздай, пожалуйста, классу тетради с проверенным домашним заданием.
|
Уметь внешне и внутренне подготовиться к уроку
|
Актуализация
знаний (5 мин.)
|
Просматривают
в выданных тетрадях проверенные домашние задания. Задают вопросы.
Принимают
участие в повторении изученного материала: рассказывают правило
Выполняют
тест и комментирует классу свой выбор
|
Комментирует
выполненные учащимися домашние задания и отвечает на вопросы учащихся
Создает учащимся
условия для повторения изученного материала
Создает учащимся
условия для выполнения теста в Интернете
|
·
Ребята,
просмотрите свои домашние работы. У кого есть вопросы?
·
Ребята,
с каким орфографическим правилом вы познакомились на прошлом уроке?
·
Расскажите
о правописании букв ё - о после шипящих в корне.
·
Кто
желает выполнить тест с попутным комментарием? (Приложение 1)
|
Уметь задавать вопросы учителю, отвечать на
вопросы учителя,
работать с тестом
|
Мотивация
к учебной деятельности (3 мин.)
|
По
очереди вслух читают стихотворение по строчке
Зачитывают
лексическое значение слова цимбалы в толковом словаре. Смотрят на
экране изображение этого предмета.
|
Создает
учащимся условия для прочтения стихотворения
Показывает
на экране изображение этого предмета
|
·
Ребята,
посмотрите на экран и прочитайте стихотворение.
Ц…пленок в ц…рке выступал,
Играл он на ц…мбалах,
На мотоц…кле разъезжал
И ц…фр он знал немало.
Он из ц…линдра доставал
Морковь и огурц…
И только одного не знал
Где И, а где же Ы.
·
Лексическое
значение какого слова вам было непонятно во время чтения стихотворения?
Загляните в толковый словарь. Цимбалы - музыкальный инструмент в виде
ящика со струнами, по которым ударяют деревянными молоточками (из словаря
С.И. Ожегова)
|
Уметь
работать с толковым словарем
|
Формулирование
темы и цели урока (2 мин.)
|
Формулируют
тему и цель урока
|
Создает учащимся
условия для формулирования темы и цели урока
|
·
Ребята,
судя по стихотворению, сформулируйте тему сегодняшнего урока.
·
Какую
цель перед собой поставите?
|
Уметь формулировать
тему и цель урока
|
Открытие
нового знания (5 мин.)
|
Прослушивают
видеоурок
Составляют
в парах схему-опору и записываю ее в тетрадь с правилами
Вспоминают
фразу со словами-исключениями и записывают ее в тетрадь с правилами
|
Создает
учащимся условия для прослушивания видеоурока
Создает
учащимся условия для составления схемы-опоры
Выводит
на экран фразу со словами-исключениями
|
·
Ребята,
прослушайте видеоурок "Буквы и - ы после ц" (Приложение
2)
·
Ребята,
используя правило в учебнике на стр. 39, составьте схему-опору и запишите ее
в тетрадь с правилами
·
Ребята,
чтобы легче было запомнить слова-исключения, в видеоуроке прозвучала фраза.
Кто ее запомнил? Запишите в тетрадь с правилами предложение Цыган
на цыпочках подошел к цыпленку и цыкнул: «Цыц»!
|
Уметь
самостоятельно понимать новый материал
Уметь
составлять схему-опору и работать в парах
|
Применение
нового знания (10 мин.)
|
По цепочке
заполняют пропуски в стихотворении на экране и объясняют свой выбор
По
цепочке выходят к доске и выполняют упражнение 462 с обозначением условия
выбора букв и - ы после ц
Выполняют
упражнения
Самостоятельно
выполняют упражнение
|
Создает учащимся
условия для заполнения пропусков в стихотворении на экране
Создает учащимся
условия для выполнения упражнения
Создает
учащимся условия для проведения физкультминутки
Создает учащимся
условия для выполнения упражнения
|
·
Ребята,
пользуясь схемой-опорой, устно заполните пропуски в стихотворении на экране и
объясните условия выбора букв и - ы после ц
·
Используя
упр. 462, попробуйте каждый элемент правила проиллюстрировать двумя примерами
и обозначить условия выбора букв и - ы после ц. Если каких-то
примеров не будет в упражнении, то попробуйте подобрать свои
·
Ребята,
предлагаю немного отдохнуть. (Приложение 3)
·
Ребята,
после буквы Ц может писаться и буква Е. Из упражнения 464 выпишите такие
случаи по образцу в учебнике
|
Уметь
применять правило в практической деятельности, слушать и понимать друг друга
Уметь
графически обозначать условия выбора изучаемой орфограммы
Уметь
слушать и выполнять упражнения, заботиться о своем здоровье
Уметь
самостоятельно работать по образцу
|
Закрепление
нового знания (7 мин.)
|
Узнают
слова по их значениям и объясняют их правописание
Выполняют
задания в ЭОР с попутным комментарием
Выполняют
задания в ЭОР с попутным комментарием
|
Создает
учащимся условия для проведения дидактической игры "Узнай слово"
Создает
учащимся условия для работы с ЭОР
Создает
учащимся условия для работы с ЭОР
|
·
Ребята,
а сейчас немного поиграем. Вам нужно по лексическим значениям узнать слова с
правописанием букв и - ы после ц (презентация)
·
ЭОР
(№ 3,4) с попутным комментарием (приложение 4)
·
ЭОР
(№ 5) с попутным комментарием
(приложение 5)
|
Уметь
объяснять изученную орфограмму в устной форме, слушать и понимать речь других
|
Домашнее
задание (2 мин.)
|
Слушают
инструктаж по выполнению домашнего задания, делают выбор и записывают домашнее
задание в дневник
|
Формулирует
домашнее задание и проводит инструктаж по его выполнению
|
Ребята,
домашнее задание будет состоять из двух частей:
1) для
всех - по параграфу 87 составить алгоритм правописания букв и - ы
после ц
2) на
выбор -
·
упр.
463
· кроссворд
со словами на изученную орфограмму
|
Уметь
объективно оценивать свои результаты и соответственно им выбирать домашнее
задание
|
Рефлексия
учебной деятельности на уроке (5 мин.)
|
Оценивают
свою работу на уроке
Принимают
участие в рефлексии
Выбирают
смайлик и показывают классу свое настроение
|
Комментирует поставленные учащимися оценки
Создает условия для рефлексии
Предлагает
учащимся выбрать смайлик
|
·
Ребята, вспомните, как
вы работали на уроке, и оцените работу друг друга
·
Прозвучал
для вас, ребята,
Наш урок про ЦЫ и ЦИ.
Кто не понял, те цыплята,
Кто запомнил, молодцы!
По окончании урока мне хотелось бы взять
у вас небольшое интервью. Перед вами на экране незаконченные предложения. Я
предлагаю вам выбрать любые из них и закончить.
сегодня я
узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
·
Ребята,
предлагаю вам снова обратиться к смайликам и выбрать тот, который
соответствует вашему настроению на конец урока.
·
Ребята,
наш урок закончен. Спасибо за работу на уроке и до свидания!
|
Уметь устанавливать связь между
целью деятельности и её результатом
Уметь давать оценку своей деятельности на
уроке
Уметь выражать свои мысли
|
Приложение
1.
Тест
по русскому языку
«Морфемика
и орфография. Буквы О и Ё после шипящих в корне». Вариант 1 для 5 класса
от Захарьиной Елены Алексеевны http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test35.xml
1. В каком
слове на месте пропуска пишется буква О?
1) ч...рточка
2) сильный
ож...г
3) щ...лка
4) ч...тное
число
2. В каком
слове на месте пропуска пишется буква Ё?
1) ш...рох
2) ш...в
3) ч...рствый
4) пиж...н
3. В каком
слове на месте пропуска пишется буква О?
1) анч...ус
2) пош...л
3) деш...вый
4) поч...тный
4. В каком
слове на месте пропуска пишется буква Ё?
1) ш...рты
2) ш...фёрский
3) пш...нка
4) капюш...н
5. В каком
слове на месте пропуска пишется буква Ё?
1) ш...кировать
2)
ж...нглировать
3) прищ...лкивать
4) ч...кнулся
6. В каком
слове на месте пропуска пишется буква О?
1) подсч...т голосов
2) ш...рник
3) молодож...ны
4) реш...тка
7. В каком
слове на месте пропуска пишется буква О?
1) ч...боты
2) дж...нка
3) ч...лн
4) беч...вка
8. В каком
слове на месте пропуска пишется буква О?
1) ж...кей
2) расч...тливый
3)
гладкош...рстный
4) щ...голь
9. В каком
слове на месте пропуска пишется буква О?
1) ж...лудь
2) ш...пот
3) леч...
4) тяж...лый
10. В
каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1) ж...сткий
2) ж...лтый
3) щ...тка
4) трещ...тка
Ваше имя:
Приложение
2.
Видеоурок
"Буквы и - ы после ц" (2 мин.) от проекта "Инфоурок" http://infourok.ru/
Приложение
3.
Физкультминутка
от проекта "Инфоурок" http://infourok.ru/
Приложение
4.
ЭОР
"Буквы И - Ы после Ц" (№ 3, 4)
http://fcior.edu.ru/card/23603/y-i-i-posle-c-v-kornyah-suffiksah-i-okonchaniyah.html
Приложение
5.
ЭОР
"Гласные буквы после Ц" (№ 5)
http://fcior.edu.ru/card/2143/bukvy-e-o-posle-shipyashih-v-korne-bukvy-y-i-posle-c-p.html
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.