Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыТехнологическая карта по обучению грамоте 1 кл

Технологическая карта по обучению грамоте 1 кл

Скачать материал

1 класс

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ. ЧТЕНИЕ

Технологическая карта № 2

Тема «Слово. Знак»

Тема

Слово. Знак (8 часов)

Цель темы

Познакомить учащихся с правилами позитивного общения, вербальными и невербальными способами общения, учить понимать язык жестов, мимику, движения. Уметь пользоваться знакамисимволами. Распознавать условные знаки, составлять предложения и рассказ с заданным количеством слов.

Основное содержание темы, термины и понятия

Понятия «слово» и «предмет». Роль предмета и слова в общении. Значение знаков в общении. Слово, знак, знак символ.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Сформировать первичное представление о знаковосимволической системе «Слово, знак».

Личностные:      осознание             важности              использования                 знаков символов при взаимодействии с окружающим миром.

Регулятивные: формирование способов использования знаков. Познавательные: осмысление связи между словом и знаком (в частности, их взаимозаменяемости).

Коммуникативные: использование знаков и символов как спо собов взаимодействия с окружающим миром.

 

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Математика, ч. 1. Окружающий мир, ч. 1. Технология (умение различать и прочитывать ус ловные знаки, символы).

Фронтальная, индивидуальная.

Азбука, ч. 1, с. 24—41.

Прописи № 1.

Кукла, мяч, пирамидка, мелок, дорожные знаки, вывески, большой конверт, схемы слов и предложений.

 

 

 

 

 

 

 

I этап. Мотивация к деятельности

Цель — мотивировать учащих ся на изучение темы «Слово.

Знак».

Проблемная ситуация

Расшифруйте послание. (Кукла, мячик, пирамидка, мелок.) Что хотела сказать девочка Аня? (Что она выросла, пошла в школу и ей некогда играть в любимые игрушки.) Покажите с помощью предметов ваши любимые заня тия. Все вы любите играть на компьютере. А можно ли показать его? Или показать катание на лыжах? Как легче об щаться — с помощью предметов или словназваний? Можно ли общаться без слов? А можно ли учиться без слов?

 

II этап. Учебно4познавательная деятельность

Последовательность изучения

Обучающие и развивающие задания и упражнения на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Диагностические задания

 

1. Слова и предметы

Цель ввести понятия «сло во» и «предмет», уточнить роль предметов и слов в общении.

Задание 1 (З)

Азбука, ч. 1, с. 24.

Для каждого предмета есть своё слово. Рассмотрите картинку «Два мудреца». Рядом с ними лежит много предметов. Для чего эти предметы? (Мудрецы приехали из разных стран, они не понимают друг друга и общаются с помощью предметов.) Удобно ли общаться с помощью предметов? Задание 2 (П)

Азбука, ч. 1, с. 25.

Для некоторых групп предметов можно дать одно название. Посмотрите на картин ку и дайте общее название изображённых на ней предметов. Обоснуйте свой ответ.

Задание 3 (У)

А для каждого ли слова можно найти предмет, его изображающий?

Придумайте слова, для обозначения которых невозможно найти предмет.

Азбука, ч. 1, с. 33.

  Назовите предметы. Дайте название группе предметов.

 

2. Рисунки и знаки в общении

Цель раскрыть значение знаков, учить школьников пользоваться знакамисимво лами.

Задание 1 (З)

Аня и Ваня гуляли в парке. Они встретили своего друга Серёжу. Серёжа никак не мог найти дорогу на собачью площадку.

Помогите Ане и Ване показать дорогу. Достаточно ли слов направо, налево?

Какие слова нам помогут? Знакомо вам слово ориентиры? Объясните его значение. Помогите Ане и Ване объяснить дорогу до школы, пользуясь ориентирами. Азбука, ч. 1, с. 31.

Задание 2 (П)

Азбука, ч. 1, с. 28.

Азбука, ч. 1, с. 35.

               Помогите Незнайке прочитать знаки на домах коро тышек.

               Помогите Незнайке отнести письмо на почту.   Дорисуйте знак почты.

               Дорисуйте вывески на домах коротышек.

 

 

Может ли возникнуть ситуация, когда слово неправильно понимается или не по нимается вообще? Рассмотрите иллюстрацию. Что помогло героям выйти из слож ной ситуации? (Знаки, нарисованные инопланетянином.) Азбука, ч. 1, с. 30—32.

Где ещё используются знаки? Прочитайте цифры. Что они обозначают? (Телефон «скорой помощи», пожарной охраны, милиции.) Посмотрите на условные знаки на вещах. Что обозначают эти символы?

Можно предложить аналогичные задания по чтению условных обозначений.

Азбука, ч. 1, с. 36—37.

Задание 3 (У)

Придумайте свои условные знаки и объясните их назначение.

 

3. Условные знаки

Цель учить школьников рас познавать условные знаки; со ставлять предложения и рассказ с заданным количеством слов.

Задание 1 (З)

Азбука, ч. 1, с. 38.

Составьте рассказ по картинкам.

Азбука, ч. 1,  с. 38—39.

Сможем ли мы прочитать рассказ, если не умеем читать условные знаки?

Что помогло нам догадаться о настроении героя? (Рисунки, сделанные художни ком.)

Задание 2 (П)

Долго ли бегал мальчик за бабочкой? Почему мы не можем ответить на этот вопрос? Объясните. (Мы не можем ответить на этот вопрос, потому что художник не смог передать временные рамки.) Мы поняли смысл, но не уловили деталей. Нужно ли учиться читать или мы сможем обойтись без этого? (Нужно учиться читать.) 

Задание 3 (У)

Азбука, ч. 1, с. 40.

В класс пришло письмо от коротышек из Цветочного города. Помогите понять, что хотели сказать коротышки.

Составление предложений по картинкам. Работа в парах. При составлении предложений учитель обращает внимание учащихся на знаки препинания: большая буква в начале предложения и точка в конце. Дети озвучивают предложения, которые у них получились. (Знайка читает. Незнайка поёт. Незнайка поливает кактус. Пилюлькин идёт к больному. Буратино и Мальвина смотрят телевизор.)

У кого получилось самое длинное предложение? Сколько слов в этом предложе нии?

               Составьте свой рассказ в картинках.

               Составьте рассказ о том, что случилось у Буратино, используя указанное коли чество слов.

               Нарисуйте свой рассказ.

4. Диагностика качества учебно4познавательной деятельности

 

Напишите записку маме о том, что вы ушли гулять, используя рисунки или знаки. Понятна ли будет маме записка?

 

III этап. Интеллектуально4преобразовательная деятельность

Цель учить школьников са моорганизации при выполне нии учебного задания.

Репродуктивное задание (по образцу) Расшифруйте дорожные знаки, вывески. Импровизированное задание Расшифруйте послание Незнайки.

Эвристическое задание

Используя свои знакисимволы для жителей страны Азбука, составьте записку своему другу.

Самоорганизация в деятельности

Подготовьтесь к выполнению задания; выполните, представьте и оцените свою работу.

IV этап. Контроль и оценка результатов деятельности

Формы контроля; контрольное задание

Оценка результатов деятельности

                Самооценка учителя                           Оценка присутствующего

Беседа с учащимися о слове, знаках, знаках-символах.

Придумайте и нарисуйте историю о том, как вы ходили гулять в парк. Составьте предложение по схеме:

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Технологическая карта по обучению грамоте 1 кл"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Администратор баз данных

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема «Слово. Знак»

Тема

Слово. Знак (8 часов)

Цель темы

Познакомить учащихся с правилами позитивного общения, вербальными и невербальными способами общения, учить понимать язык жестов, мимику, движения. Уметь пользоваться знакамисимволами. Распознавать условные знаки, составлять предложения и рассказ с заданным количеством слов.

Основное содержание темы, термины и понятия

Понятия «слово» и «предмет». Роль предмета и слова в общении. Значение знаков в общении.

Слово, знак, знак

символ.

Предметные умения

УУД

Планируемый результат

Сформировать первичное представление о знаковосимволической системе «Слово, знак».

Личностные: осознание важности использования знаковсимволов при взаимодействии с окружающим миром.

Регулятивные: формирование способов использования знаков.

Познавательные: осмысление связи между словом и знаком (в частности, их взаимозаменяемости).

Коммуникативные: использование знаков и символов как способов взаимодействия с окружающим миром.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 650 395 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 363
    • PDF 92.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ерошкина Светлана Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ерошкина Светлана Николаевна
    Ерошкина Светлана Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 27316
    • Всего материалов: 19

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Инструменты в преподавании кубановедения в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 162 человека

Курс повышения квалификации

Финансовая грамотность для обучающихся начальной школы в соответствии с ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 568 человек из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 471 человек

Курс повышения квалификации

Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 60 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 1 844 человека

Мини-курс

Медико-педагогические аспекты обучения и тренировки

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

От Зейгарника до Личко: путь к пониманию человеческой психологии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 15 регионов

Мини-курс

Нейропсихология в школе: путь к успеху и благополучию детей

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 77 человек из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 53 человека