Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыТехнологическая карта по математике 1 кл

Технологическая карта по математике 1 кл

Скачать материал

1 класс

МАТЕМАТИКА

Технологическая карта № 1

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Тема «Сравнение и счёт предметов»

Тема

Сравнение и счёт предметов (11 часов)

Цель темы

Научить способам сравнения предметов по форме, величине, цвету;  ориентироваться в пространстве; прямому и обратному счёту в пределах 10.

Основное содержание темы, термины и понятия

Формы предметов. Разговор о величине. Расположение предметов. Количественный счёт предметов. Порядковый  счёт  предметов. Сравнение предметов. (Чем похожи? Чем различаются?) Расположение предметов по размеру. Сравнение предметов. (Больше. Меньше. Столько же.) Ориентирование. (Что сначала? Что потом?) Сравнение предметов. (На сколько больше? На сколько меньше?) Контроль освоения темы.

Форма предмета: квадрат, треугольник, четырёхугольник (прямоугольник), круг; величина (большой, маленький, средний), порядковый и количественный счёт; больше, меньше, столько же; счёт предметов в порядке увеличения (уменьшения), прямой и обратный счёт, предыдущее число, следующее число.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

Определять расположение предметов в пространстве, используя слова перед, за, между, справа, слева, на, над, под, в.

Сравнивать предметы по величине, по цвету, по форме.

Употреблять в речи понятия «больше», «меньше», «столько же».

Считать                в              пределах 10         в              прямой и                 обратной последовательности.

Правильно употреблять в речи математические понятия.

Личностные: осознание себя и предметов в пространстве (Где я? Какой я?).

Регулятивные:   освоение               способов               определения предметов в пространстве (включая порядковый счёт), способов сравнения предметов.

Познавательные: осмысление      себя        и              предметов                 в пространстве.

Коммуникативные: построение фраз с использованием математических терминов.

Организация пространства

Окружающий мир. Литературное чтение. Технология (умение установить логические связи между объектами; умение осознанного чтения).

Фронтальная,           в индивидуальная.

малых

группах,

в

парах,

Учебник «Математика», ч. 1.

Рабочая тетрадь № 1.

Методическое пособие.

Наглядный и раздаточный материал.

I           этап. Мотивация к деятельности

Цель мотивировать учащихся на изучение темы «Сравнение и счёт предметов».

Проблемная ситуация

Антоша пошёл в первый класс и пригласил домой друзей в честь этого события (см. учебник «Информатика», с. 58). На столе стояли ваза с 4 большими яблоками, ваза с 3 маленькими яблоками, пирог из 10 кусочков, 7 блюдец, 8 чашек, разных по цвету и величине, 3 чайные ложки. Друзья сели за стол и растерялись.

Чему удивились гости? Можем ли мы помочь Антоше исправить ситуацию? Какие нам необходимы знания?

 

II        этап. Учебно0познавательная деятельность

 

Последовательность изучения

Обучающие и развивающие задания и упражнения на «знание» (З),

«понимание» (П), «умение» (У)

Диагностические задания

 

1. Формы предметов

 

Цель научить школьников различать формы предметов: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник — и употреблять эти термины в речи.

Задание 1 (З) Наблюдение.

На доске круг, прямоугольник, квадрат, треугольник.

Рассмотрите эти предметы.

Что это? Можно ли считать их одинаковыми?

Укажите, чем они отличаются друг от друга. (Круг — форма без углов; треугольник, квадрат  имеют углы.)

Найдите в окружающей  нас обстановке предметы в форме круга, квадрата. Задание 2 (П)

Учебник, ч. 1, с. 5, № 1; с. 5, № 2 *.

Соедините линией предмет с фигурой. Узнайте эти фигуры по форме.

Раскрасьте        в       разные         цвета:

  квадрат — синим,

  круг — жёлтым,

  треугольник — красным.

Рабочая        тетрадь       № 1,        с. 5,

№ 3, 4 *; с. 11, № 3.

 

 

Задание 3 (У)

Рабочая тетрадь № 1, с. 4, № 1; с. 5, № 5 *.

Раскрасьте одинаковые по форме столы одним цветом.

 

2. Величина предметов

 

Цель научить школьников Задание 1 (З) различать предметы по Винни Пух и Пятачок собрались идти в школу и взяли с собой разные величине: предметы — два карандаша (длинный и короткий), две тетради (толстую и большой — маленький, тонкую), две закладки (широкую и узкую), два пенала (лёгкий и тяжёлый), две широкий — узкий, книги (большую и маленькую). толстый — тонкий,

высокий — низкий, Выясните, чем различаются эти предметы, и попытайтесь определить, кому из одинаковой величины. указанных героев какой предмет принадлежит. (Винни больше Пятачка, значит, он мог взять большие предметы).

Задание 2 (П)

Учебник, ч. 1, с. 6—7, № 1, 2.

Сравните предметы. Найдите ошибки художника. 

Задание 3 (У)

Рабочая тетрадь № 1, с. 6, № 1, 2.

Разложите и раскрасьте фигуры, разные по форме и величине.

Итог: игра «Скажи наоборот» (выше — ниже...).

Каждому ученику даётся карточка с изображением разных по величине фигур.

Раскрасьте: самую маленькую фигуру — синим цветом, самую широкую — красным, самую низкую — зелёным, фигуры одинаковой величины —  коричневым.

3. Расположение предметов

 

Цель научить школьников ориентироваться                в пространстве,     используя                 в речи слова вверху — внизу, выше — ниже,        слева — справа, близко — далеко, впереди — позади,             под,        у, над, перед, за, между, в и др.

Задание 1 (З)

«Найдите игрушку» (фрукт, фигуру):

она стоит справа от слона; эта слева от жирафа; эта между мишкой и зайкой (под, над, перед, за, позади).

«Ищем предмет» (в классе).

Учитель называет ориентиры — дети ищут предмет; ученик указывает — все ищут.

Ориентировка на листе (на магнитной доске) (например, в верхнем углу слева

Ориентировка на листе бумаги.

Рабочая тетрадь № 1, с. 9,

№ 4, 5 (по образцу: Учебник,

ч. 1, с. 9, № 3).

 

 

поставить точку, в правом нижнем углу нарисовать домик, перед ним — ель, в середине листа — солнышко, под ним — цветочек).

Учебник, ч. 1, с. 9, № 3.

Задание 2 (П)

Учебник, ч. 1, с. 8, № 1; с. 9, № 1, 2 *.

Объясните, где  кто спрятался.

Задание 3 (У)

Рабочая тетрадь № 1, с. 8, № 1, 3.

Найдите предмет и раскрасьте его.

 

4. Количественный счёт предметов


 

 

Цель научить школьников прямому и обратному счёту предметов в пределах 10.

Задание 1 (З)

Что должен сделать учитель, чтобы каждый ученик получил тетрадь? (Посчитать, сколько учеников в классе).

Что должен сделать учитель, чтобы девочкам дать красные карандаши, а мальчикам — синие? (Посчитать девочек и мальчиков.)

Правило: все предметы можно считать, используя слова один, два, три, четыре... и отвечая на вопрос сколько? Это прямой счёт. И наоборот (назад):

4, 3, 2, 1, 0. Это обратный счёт.

Заучивание с голоса учителя:

...и прекрасна и сильна математики страна.

Здесь везде идёт работа, все подсчитывают чтоFто.

Всюду можно услыхать — раз, два три, четыре, пять...

Задание 2 (П)

Учебник, ч. 1, с. 10, № 1 *, с. 11, № 1, 2 *.

Счёт предметов в прямом и обратном порядке:

Сколько  учеников сидит в первом, втором, в третьем ряду? Посчитайте *.

Сколько в классе девочек, сколько мальчиков? *

Сколько раз я хлопну в ладоши, сколько раз постучу карандашом? * Считайте про себя сколько овощей, книг... *.

Задание 3 (У)

Рабочая тетрадь № 1, с. 10, № 1.

Сосчитайте и отметьте на схеме по образцу.

Посчитайте от 1 до 10 в прямом и обратном порядке. (Хоровой счёт.)

Нарисуйте столько же кружков, сколько карандашей, грибов...

Рабочая тетрадь № 1,  с. 11, № 2.

5. Порядковый счёт предметов

 

Цель научить школьников порядковому       счёту предметов,           находить соответствие       между порядковыми      и количественными числительными.

Задание 1 (З)

Учитель предлагает детям одного ряда построиться у доски друг за другом.

Сколько ребят? Кто первый, кто второй, кто третий? Кто стоит за, перед, между?  

Первый ученик садится.

Сколько теперь ребят? Кто первый, кто второй?

Развернулись кругом. Кто теперь первый, кто второй, кто последний? Сколько всего учеников? (Если считать слева направо, то первым будет.., вторым — ...)

Вывод: по порядку предметы считают с помощью слов первый, второй, третий, четвёртый, пятый и т. д. Задание 2 (П)

Учебник, ч. 1, с. 12, № 1; с. 12, № 2 *.

Объясните, кто первый, кто второй... Сколько всего зверей?

Задание 3 (У)

Рабочая тетрадь № 1, с. 12, № 1.

Точками и стрелками на схеме покажите порядок движения.

Найдите третью по счёту игрушку в каждом чемодане, подчеркните её.

Рабочая тетрадь № 1, с. 13, № 3; № 1, с. 19, № 5.

6. Сравнение предметов: чем похожи? чем отличаются?

Цель научить школьников сравнивать предметы: по цвету, по форме, по величине, по назначению, по материалу и другим признакам.

Задание 1 (ЗП)

Сравните два яблока.

Назовите признаки, по которым можно сравнить предметы. (Цвет, форма, величина, материал.)

Правило: сравнить предметы — значит определить, чем они похожи и чем различаются по цвету, форме, величине, материалу, назначению.

Учебник, ч. 1, с. 14, № 1,  2 *.

Сравните предметы.

Рабочая тетрадь № 1, с. 15, № 5.

Дорисуйте фигуру.

Задание 2 (У)

Нарисуйте разные предметы и одинаковые предметы.

Рабочая тетрадь № 1, с. 15,

№ 4, 5; с. 17, № 4.

 

 

Рабочая тетрадь № 1, с. 14, № 1, 2.

Раскрасьте и соедините в пары одинаковые предметы.

 

 

7. Расположение предметов по размеру

Цель — научить школьников располагать предметы в порядке увеличения

(уменьшения).

Задание 1 (З)

На доске изображение неправильно собранной пирамиды.

Согласны ли вы, что пирамида собрана по порядку? Докажите.

Расположите книги по порядку.

Что значит расположить предметы по размеру? (В порядке увеличения, уменьшения размера.)

Вывод: числа и предметы можно располагать от большего к меньшему — в порядке уменьшения (убывания); от меньшего к большему — в порядке увеличения (возрастания).

Задание 2 (П)

Учебник, ч. 1, с. 16, № 1, 2 *.

Объясните, в каком порядке расположены предметы на рисунках.

Задание 3 (У)

Рабочая тетрадь № 1, с. 16, № 1; с. 16, № 2.

Расположите фигуры справа и слева в разном порядке.

Раскрасьте по образцу.

Нарисуйте предметы в порядке

уменьшения    ( размера.

Рабочая тетрадь № 1, с. 17, № 3. 

увеличения)

 

8. Сравнение предметов: больше, меньше, столько же

 

 

Цель научить школьников сравнивать       группы предметов, объединяя их в пары. 

Задание 1 (З) Наблюдение.

На доске в первом ряду пять кругов, во втором ряду пять квадратов.

Что заметили? Расскажите. Фигур поровну? (Их столько же.)

Убираем один круг. Что заметили? (Кругов меньше на один, а квадратов больше на один.)

Сколько пар получилось? Что такое пара предметов?

Вывод: предметы можно сравнивать путём их пересчитывания и путём

     Рассмотрите                         предметы,

посчитайте и 

нарисуйте яблок меньше, чем груш огурцов больше, чем груш,  а цветов столько же.

Рабочая тетрадь № 1, с. 17, № 3.

Учебник, ч. 1, с. 19, № 3.

Рабочая тетрадь № 1, с. 19,

 

 

объединения их в пары.

Задание 2 (П)

Учебник, ч. 1, с. 18, № 2; с. 19, № 1, 2 *.

Сравните предметы. Докажите.

Задание 3 (У)

Рабочая тетрадь № 1, с. 18, № 1—3.

Нарисуйте столько же, больше, меньше.

№ 4; с. 21, № 3.

 

9. Ориентирование: что сначала? что потом?

 

Цель — научить школьников распределять      события, действия               по                 времени, используя                 слова     сначала, потом, до, после, раньше, позже.

Задание 1 (З)

Исправьте ошибку.

Малыш утром спрашивает маму: «Что у нас на ужин?»

Скажите, как надо сказать правильно. (На завтрак.) Что было сначала (раньше), что потом (позже)?

Скажите, что раньше, что позже: зарядка или завтрак, обед или ужин, утро или вечер.

Задание 2 (П)

Учебник, ч. 1, с. 20, № 1, 2 *.

Расставьте рисунки по порядку: что сначала? что потом?

Задание 3 (У)

Рабочая тетрадь № 1,  с. 20, № 1(а) *.

Нарисуйте. Что строится в доме раньше: стены или крыша, окно или двери?

Рабочая тетрадь № 1, с. 20, № 1(б) *.

 

10. Сравнение предметов: на сколько больше? на сколько меньше?

 

Цель научить школьников сравнивать           и                 уравнивать множества                 разными способами. 

Задание 1 (З)

На доске стоят журналы и книги.

Согласны ли вы, что книг больше? Докажите.

Как сделать, чтобы книг и журналов стало поровну? (Надо добавить недостающий предмет или убрать лишний.)

Задание 2 (П)

Учебник ч. 1, с. 22, № 1, 2.

Нарисуйте кругов на один больше, чем квадратов, а треугольников на два меньше, чем квадратов.

Рабочая тетрадь № 1, с. 22, № 2*; с. 23, № 3*.

 

Чего на рисунке поровну? Больше? Меньше? Как узнать, на сколько больше стульев, чем тарелок? (Посчитать, поставить один предмет под другим.) Задание 3 (У)

Учебник, ч. 1, с. 23, № 1, 2*.

Рабочая тетрадь № 1,  с. 22, № 1*. Урок закрепления и самоконтроля Учебник, ч. 1, с. 24—27.

 

 

11. Диагностика качества учебно0познавательной деятельности

Цель закрепить усвоение учащимися темы «Сравнение и счёт предметов».

Самостоятельная работа. Слуховой диктант.

1.  Нарисуйте в ряд 4 квадрата в порядке возрастания.

2.  Под квадратами нарисуйте треугольники. Их на два меньше, чем квадратов.

3.  Выполните задания.

Учебник, ч. 1, с. 27, № 3 «Танины ленты».

Какую ленту купила Таня? Нарисуйте.

Какая лента между синей и красной? Нарисуйте.

Считая сверху вниз, определите, какая по счёту синяя лента. Выберите цифру, перерисуйте: 1, 2, 3.

Найдите ленты одинаковой длины и ширины. Нарисуйте их. 

 

III     этап. Интеллектуально0преобразовательная деятельность

 

Цель учить    школьников самоорганизации               при выполнении         учебного задания.

Учебник «Информатика», с. 58.

Помогите Антоше накрыть праздничный стол. Выберите любой вариант выполнения.

Антоша пошёл в первый класс и пригласил домой друзей в честь этого события. На столе стояли ваза с 4 большими яблоками, ваза с 3 маленькими яблоками, 10 кусочков пирога, 7 блюдец, 8 чашек разных по цвету и величине, 3 чайные ложки. Друзья сели за стол и растерялись.

Чему удивились гости?

Можем ли  мы помочь Антоше исправить ситуацию? Что нам нужно для этого знать?

Репродуктивное задание (по образцу)

 

Всего с Антошей 9 детей. Чашек с блюдцами одинаковых по величине и цвету — 9, ложек — 9, больших и маленьких яблок — по 9, пирога 9 кусочков.

Импровизационное задание  

Сделайте сервировку стола для 6  человек самостоятельно.

Эвристическое задание

Сделайте сервировку стола  для своего праздника, количество гостей определите сами. *Варианты  выполнения: малые группы.

Самоорганизация в деятельности

Подготовьтесь к выполнению задания; выполните, представьте и оцените свою работу. План действий Например:

1.  Посчитайте гостей.

2.  Подберите и посчитайте столовые приборы.

3.  Сделайте сервировку стола.

 

IV      этап. Контроль и оценка результатов деятельности

 

Формы контроля; контрольное задание

Оценка результатов деятельности

Самооценка учителя

Оценка присутствующего

Контрольная работа на карточках.

               Среди перечисленных  фигур подчеркните: — квадрат;

— самый большой предмет; — третий круг.

               Посчитайте, сколько точек. Найдите цифру по количеству точек, подчеркните её.

               Сравните круги и квадраты. Сделайте так, чтобы их стало поровну. 

 

 

 

Комментарий

Диагностические задания выполняются на листах или в тетрадях для проверочных работ.

Контрольные работы  выполняются в тетрадях для контрольных работ.

Задания со знаком (*) выполняются аналогично.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Технологическая карта по математике 1 кл"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Инструктор по гимнастике

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Технологическая карта № 1

Тема «Сравнение и счёт предметов»

Тема

Сравнение и счёт предметов (11 часов)

Цель темы

Научить способам сравнения предметов по форме, величине, цвету; ориентироваться в пространстве; прямому и обратному счёту в пределах 10.

Основное содержание темы, термины и понятия

Формы предметов. Разговор о величине. Расположение предметов. Количественный счёт предметов. Порядковый счёт предметов. Сравнение предметов. (Чем похожи? Чем различаются?) Расположение предметов по размеру. Сравнение предметов. (Больше. Меньше. Столько же.) Ориентирование. (Что сначала? Что потом?) Сравнение предметов. (На сколько больше? На сколько меньше?) Контроль освоения темы.

Форма предмета: квадрат, треугольник, четырёхугольник (прямоугольник), круг; величина (большой, маленький, средний), порядковый и количественный счёт; больше, меньше, столько же; счёт предметов в порядке увеличения

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 836 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 370
    • PDF 140.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ерошкина Светлана Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ерошкина Светлана Николаевна
    Ерошкина Светлана Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 27479
    • Всего материалов: 19

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 16 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Теория и методика обучения информатике в начальной школе

Учитель информатики в начальной школе

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 96 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 222 человека

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «Математика» в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 299 человек

Курс повышения квалификации

Проективные методики в начальной школе в соответствии с ФГОС

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 450 человек

Мини-курс

Индустриальный туризм

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Soft-skills современного педагога

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 26 человек

Мини-курс

Современные тенденции в искусстве: от постмодернизма до поп-культуры

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 13 человек