Технологическая
карта открытого занятия.
Преподаватель: Евсеева
Татьяна Георгиевна
Учащийся: Урханов
Алексей I
класс.
Дисциплина: специальный
инструмент (фортепиано).
Тема: Изучение
гамм в младших классах.
Форма урока: практическое
занятие.
Вид урока:
индивидуальный.
Тип урока: новая
тема
Цель урока: Знакомство
с ладотональной системой квинтовогокруга мажорных диезных гамм, с
позиционно - аппликатурными гаммовымиформулами (в пределах одной октавы).
Задачиурока:
- Обучающая -
научить применять полученные теоретические знания и аппликатурные навыки в
процессе исполнения различных гамм.
-Развивающая-
развитие мелкой пальцевой техники посредством исполнения гамм, формирование
моторных навыков; развитие навыковслухового контроля; развитие метроритмической
устойчивости.
- Воспитательная - воспитание у
учащихся самостоятельности, инициативности, любознательности, профессиональной
культуры пианиста-исполнителя.
Методы реализации цели:
- объяснительно- иллюстративный метод
(изображение, показ);
- наводящих вопросов;
- сравнения и обобщения;
- практических действий;
- закрепления;
Урок состоит из 3-х частей:
1. Вводная часть: повторение
подготовительных упражненийдляигры гамм, знакомство с новой темой - 2 минуты
2.Основная часть:
а) чертеж,
рисунок квинтового круга - 1минута
б) выявление
закономерностей в построении квинтового круга, в появлении знаков альтерации в
гаммах- 5 минут;
в)знакомство
с гаммовыми аппликатурнымипозициями, используя разные приемы звукоизвлечения,
разные динамические знаки. При этом необходимо добиваться качества работы над
интонацией, выравненностью звучания– 15 минут;
г)
игра разных ритмических рисунков на примере гаммы До мажор, добиваясь
ощущения ровного пульса, ритмической устойчивости- 10минут;
д) игра
Этюда №1 К.Черни – Г. Гермер - транспонирование в тональности Соль , Ре мажор.
– 5 минут
3.Заключительная часть: Оценка
работы учащегося на уроке. Анализ исполнения основных приемов звукоизвлечения,
ритмических рисунков отработанных на уроке, являются руководством к
самостоятельным занятиям. - 2 минуты
Домашнее задание: повторить пройденную
тему, закрепить аппликатурные формулы исполнения гамм, придумать новые
ритмические рисунки исполнения гамм.
Самоанализ урока.
Дисциплина: фортепиано
Тема урока: Изучение гамм в младших
классах.
Преподаватель: Бояркина Елена Леонидовна
Вид
урока:индивидуальный с учащимся 1 класса
Урхановым Алексеем(7лет).
Характеристика
на учащегося: Обучается игре на фортепиано
с 7 лет. Музыкальные данные хорошие, самостоятельный, быстрая реакция, цепкая
музыкальная память, 100% заинтересованность в учёбе, работает на уроках с
полной отдачей.
Цель урока:Знакомство
с гаммами, освоение аппликатурных гаммовых формул, посредством изучения
квинтовогокругамажорныхтональностей,
закрепление начальных
художественно-исполнительских навыков игры на инструменте.
Тип урока:урок,
направленный на получение и приобретение новых знаний, навыков.
Урок связан с
особенностями строения квинтового круга, повторением и закреплением знаний об
интервалах, о главных ступенях лада (тоника, доминанта, субдоминанта)-это дает
хорошие знания в области теории музыки. Продолжается работа над дальнейшим
развитием и закреплением основных игровых приемов звукоизвлечения, простых
ритмических рисунков на примере гаммы До мажор. Для подготовки игрового
аппарата используем подготовительные упражнения для игры гамм. Чертим круг
и находим тональности (гаммы) на основе кварто-квинтовых соотношений между
ними. Играем гаммы по квинтовому кругу, выстраивая пальцы в нужном порядке (по
позициям).Играя гаммы, обращаем внимание на звук, используя конкретные образы,
что позволяет ребенку играть с большим интересом , увязывая звучание с
конкретной звуковой задачей, поэтому играем гаммы с разнообразной динамикой ,
также с добавлениемпростых ритмических рисунков с использованием четвертных
и восьмых длительностей.
Знакомимся с этюдом К.Черни №1 и
анализируем нотный текст, находя в нем гамму До-мажор, транспонируем в разные
тональности (соль, ре, ля мажор). Это дает хорошее ощущение
клавиатуры и ориентирование в тональностях.
На уроке Алеша был внимателен, увлечен, реагировал на поставленные задачи, был
психологически настроен на выполнение заданий.
Цели и
задачи урока были достигнуты.Изучены особенности строения квинтового круга,
освоены навыки позиционно-аппликатурных гаммовых формул. Состоялось повторение
ранее пройденных основных приемов звукоизвлечения, простейших ритмов.Алешей
были применены полученные теоретические знания в процессе исполнения гамм.
В ходе урока более развились технические возможности, достигли более уверенного
исполнения приемов игры, приобретены художественно-эмоциональные навыки, развитие
творческой инициативы. Былииспользованыметоды:
§ объяснительно
– иллюстративный;
§ метод наводящих вопросов;
§ метод
стимулирования и мотивации обучающихся;
§ метод сравнения
и обобщения;
§ метод практических действий;
§ метод закрепления;
Главным
этапом урока было исполнение гаммы До мажор в разных вариантах- как
исполнительских, так и в ритмических. Все этапы урока были проведены в
соответствии намеченного плана урока.
Контроль
за усвоением знаний, умений и навыков был после каждого этапа проводимого
урока.
Психологическая
атмосфера на уроке была доброжелательной, располагающей к открытому контакту
преподавателя с учеником.
Оценивая свой урок, я могу, сказать, что, намеченный план урока был выполнен
в полном объёме. Я считаю, что учащийся 1 класса Урханов Алексей – способный
ребенок, имеющий хорошую память, цепкий ум.
Придальнейшемпрофессиональномобучении может стать хорошим, разносторонним
музыкантом.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.