Муниципальное
бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 с
углубленным изучением отдельных предметов
Проект урока по теме: «
Л. Н. Толстой сказка «Два брата» »
Выполнил учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 3 Нижегородской обл.
города Кстово
ФИО Шалягина Александра Алексеевна
Квалификационная категория нет
Стаж
работы учителем начальных классов 2 года
Н.Новгород
2014 год
1.
Общие сведения о проекте
Учебный предмет —
литературное чтение
Класс — 3 «Г»
УМК — Начальная
школа 21 века под редакцией Н. Ф. Виноградовой
Программа по
учебному предмету — Л. А. Ефросинина
Фрагмент
календарно- тематического планирования
Стихи
русских поэтов: Ф.И.Тютчева, А.Н.Майкова, А.А.Фета (5 ч)
|
37
|
Урок-обобщение
по разделу. Рубрика «Проверьте себя» или контрольный урок
|
Самостоятельно работать со схемой «Родные поэты»: заполнить,
подтвердить примерами, прочитать выразительно одно
из стихотворений (по желанию).
Выполнять контрольную работу (пользуясь учебником, учебной хрестоматией,
словарём-справочником «Книгочей» и книгами).
Проверять выполнение заданий по
образцу или фронтально под руководством учителя.
Писать литературный
диктант (смешанный).
|
Произведения
Л.Н.Толстого (11 ч)
|
38
|
Произведения Л.Н. Толстого
Л.Н. Толстой
«Два брата» (сказка),
«Белка и волк» (басня)
Дополнительное чтение
Л.Н. Толстой.
«Ореховая ветка»
|
Знакомиться с новым разделом, определять учебную задачу.
Находить в учебнике информацию об авторе, знать фамилию, имя и
отчество писателя.
Воспринимать целостно художественное произведение: слушать чтение
учителя, высказывать своё впечатление, формулировать
ответы на вопросы, выполнять задания в учебнике и тетради.
Моделировать обложку (указывать фамилию автора и заголовок, определять
жанр и тему).
Выражать своё отношение к героям произведения, оценивать их
поступки с позиции нравственности. Определять главную мысль и подбирать
к ней пословицу. Самостоятельно работать с произведением
(памятка 8) (сказка Л.Н. Толстого «Ореховая ветка»): читать, определять
жанр и тему, моделировать обложку, определять особенности
авторской сказки.
Сравнивать сказки по жанру и теме.
Находить нужную информацию и заполнять таблицу.
|
39
|
Тема урока. Л. Н. Толстой сказка «Два брата»
Цель: познакомить с
творчеством великого русского писателя, учить делить на структурные части,
составлять план, обобщать читательский опыт учащихся.
Задачи: - учить делить текст на структурные части, составлять план
и пересказывать по готовому плану;
- обобщать читательский опыт, расширять круг чтения;
- отрабатывать навык чтения вслух и про себя.
Оборудование к уроку:
- компьютер, проектор, демонстрационный экран,
- информационные средства: УМК учителя (презентация фрагмента
урока в формате программы Power Point),
- раздаточный материал, листы-путеводители, листы самоконтроля.
План урока.
I. Организационный момент. (30 сек)
II. Формулирование темы урока. Постановка цели (3 мин)
III. Актуализация знаний (6 мин)
IV. Изучение нового материала (10 мин)
V. Физкультурная пауза (30 сек)
VI. Обобщение изученного (15 мин)
VII. Рефлексия.(5 мин)
VIII. Домашнее задание (1 мин)
Ход урока:
Этап урока
|
Деятельность учителя.
|
Деятельность учащихся.
|
Теоретическое
обоснование
|
I. Организационный момент.
|
-Сегодня замечательный день, я рада вас всех видеть. Давайте
подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне и
друг другу
|
Улыбки и положительный настрой на урок
|
Мотивация к деятельности
Личностные (жизненное самоопределение
),
формировать мотивацию к дальнейшей деятельности учащихся.
Регулятивные УУД (целеполагание
)
|
II. Формулирование темы урока. Постановка цели
|
Сегодня у нас необычный урок. Я приглашаю вас в литературную
гостиную. Как вы думаете, что такое гостиная?
А литературная?
А что обычно делают в литературной гостиной?
Мы с вами тоже сегодня будем читать произведение
одного великого русского писателя, которого хорошо знают во
всём мире.
|
-там, где встречают гостей
-знакомство с художественными произведениями
-читают произведения, обсуждают и т. д.
|
постановка учебной задачи. познавательные УУД
(уметь определять и формулировать цель урока, поиск
и выделение необходимой информации )
Коммуникативные УУД (умение оформлять свои мысли в устной форме)
|
III. Актуализация знаний
|
Мы его тоже знаем, и для того, чтобы понять, о ком идёт речь, я
попрошу вас вспомнить некоторые произведения , которые мы читали в 1 и 2
классах. Я приглашаю 3 человек, берём карточки. Ваша задача прочитать, узнать
и озаглавить прочитанное. Ребята, а кто ответил также? Оцените себя в
оценочных листах.
Молодцы ребята! (выставление оценок)
|
1- Котёнок
2- Косточка
3- Два товарища
обратная связь
самооценка
|
познавательные УУД (поиск и выделение необходимой информации )
Личностные ууд
|
IV. Изучение нового материала.
- работа над сказкой
|
Что же за автор написал эти произведения?А с жизнью и
творчеством Л. Н. Нас познакомит Надя.
(оценивание)
В литературной гостиной мы с вами познакомимся со сказкой Л. Н.
Толстого «Два брата». Для этого сначала внимательно послушаем сказку (чтение
учителя).
- Какая это сказка авторская или народная?
-Волшебная, о животных или бытовая?
Я даю вам 2 минуты на самостоятельное чтение.
А теперь проверим как внимательно вы читали- выполним задание №1
в рабочей тетради стр. 74.
Что у вас получилось?
Что нужно сделать в 4 задании?
Выполните это задание в тетрадях, а Настя расскажет нам у доски.
Кому сложно может использовать памятку.
Проверим, все ли справились с заданием? Оцените себя.
|
Л. Н. Толстой
Сообщение о Л. Н. Толстом
с презентацией
Авторская
Бытовая
чтение про себя
работа в тетради
-составить модель обложки
обратная связь
самооценка
|
Познавательные УУД(конкретизация учебной задачи, анализ и
синтез, сравнение, обобщение)
Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии
с этими критериями.
|
VI. Физкультурная пауза.
|
Давайте немного отдохнём! Встаньте и выйдите из-за парт.
1-подняться, потянуться
2-согнуться, разогнуться
3-в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка
На 4 руки шире
5-руками помахать
6-за парты тихо сесть.
|
|
|
V. Обобщение изученного
|
Для того, чтобы подробнее узнать для чего Л. Н. написал для нас
эту сказку, мы разделимся на группы: 1-4 группы будут работать по путевым
листам, а 5 со мной. 1 и 2 группам нужно составить план к сказке, записать
его на больших листочках, а 3 и 4- исправить уже готовый план.
Работа с 5 группой.
Есть ли в сказке волшебство? Почему старший брат решил помочь
младшему? Найдите ответ в тексте и прочитайте.
Почему младший брат решил помочь старшему?
Как раскрылась эта тайна? Прочитайте.
Как стали жить братья после этой истории?Найдите в тексте.
Нарисуйте иллюстрацию к этой сказке.
Пришло время проверить, как группы справились со своими
заданиями. Приглашаю представителей 3 и 4 групп. Нашли ошибки в плане? Что у
вас получилось? (верный ответ на доску) Какие пословицы подобрали?
1 и 2 группы: какие пословицы подобрали? Ребята, у этих групп
было самое сложное задание! Они должны были составить план сами, без
подсказок! Посмотрим, что же у них получилось!?(на доску) Давайте сравним.
Как вы думаете, какой план больше подходит к сказке? Почему? Какой вывод
сделаем? Почему крепче стала любовь между братьями? Оцените пожалуйста свою
работу на оценочных листах. Я думаю, что хорошие результаты получились у
групп, которые работали дружно, прислушивались друг к другу и были
внимательны.
Мы с вами познакомились с новым произведением Сказкой «Два
брата». Как вы думаете чему учит эта сказка?
|
Работа в группах
-Нет
- «У брата семья большая, ему на детей хлеба много надо.»
- «Мы- то с женой молодые; дети нам на помощь растут; а брат с
женой одинокие, постарше нас.»
- «И так несколько ночей братья друг другу хлаб перекладывали,
пока один другого на месте не застал.»
- «С тех пор ещё крепче стала любовь между братьями.»
самооценка
(доброте, взаимопомощи и т. д.)
|
формировать навыки работы с научной статьёй. Познавательные
(работа с информацией перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему, модель)
коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества )
Познавательные( умение применять полученные знания)
регулятивные УУД(уметь сравнивать свою работу с эталоном,
проводить самооценку и самоконтроль)
|
VII. Рефлексия.
|
Сегодня мы побывали в литературной
гостиной замечательного писателя Л. Н. Толстого.
-Что нового узнали на уроке?
-
Какое задание было самым интересным?
-
Самым важным?
-
Как мы будем использовать
знания, полученные на уроке?
Хотелось бы узнать о ваших впечатлениях, отметьте в своих
листочках как вы работали, было ли вам интересно? И какое у вас настроение.
Запишите пожалуйста что вам понравилось в себе на этом уроке?
Ребята, сейчас по новым правилам, выпускники, чтобы сдать
экзамен, должны написать эссе. Это небольшой рассказ, несколько предложений
о своих впечатлениях и мыслях. Давайте мы с вами тоже попробуем сегодня
написать эссе на тему: «Чем обогатил вас этот урок?», расскажите о том, что
вы полезного для себя взяли с сегодняшнего урока. (лучшие зачитать)
|
- узнали о Л. Н. Толстом, познакомились с новым произведением,
составляли план...
самооценка, самоанализ
написание эссе
|
Познавательные( умение применять полученные знания),
регулятивные УУД (контроль , умение сравнивать
свою работу с эталоном, проводить самооценку и самоконтроль)развивать рефлексивную деятельность учащихся.
Регулятивные УУД (контроль и оценка)
Необходимо расширить этот этап
личностные
( нравственно-этическая ориентация )
|
VIII. Домашнее задание
|
Пришло
время домашнего задания. Открываем дневники, запишем стр. 131-132 пересказ
сказки по плану(памятка 5)
Спасибо всем за урок(все встали). Урок
окончен, отдыхайте.
|
|
|
Самоанализ урока
№ п/п
|
Порядковый
№ в схеме, данной в ч.3
|
Параметр
оценки
|
Балл
(3,2,1)
|
|
|
Самооценка
учителя
|
Оценка
преподавателя НИРО
|
1
|
1
|
Сложность содержания, его
соответствие возможностям учащихся
|
2
|
|
2
|
2
|
Реализация компетентностного
подхода
|
2
|
|
3
|
3
|
Творческий или репродуктивный
характер учебных заданий, их целесообразность и обоснованность
|
2
|
|
4
|
4
|
Развивающая направленность
заданий
|
2
|
|
5
|
6
|
Логика построения урока
|
3
|
|
6
|
7
|
Формы учебной работы, их
разнообразие и оптимальность выбора
|
2
|
|
7
|
8
|
Методы обучения и методические
приемы, целесообразность их выбора
|
2
|
|
8
|
9
|
Характер используемой наглядности
|
2
|
|
9
|
10
|
Целесообразность и
функциональность используемых средств обучения
|
2
|
|
10
|
12
|
Осуществление дифференцированного
подхода к учащимся, учет их индивидуальных особенностей
|
3
|
|
11
|
13
|
Формирование мотивационного
компонента учебной деятельности
|
2
|
|
12
|
14
|
Постановка учебных задач.
Организация целеполагания
|
2
|
|
13
|
15
|
Формирование познавательных УУД
|
2
|
|
14
|
16
|
Формирование регулятивных УУД
|
3
|
|
15
|
17
|
Формирование коммуникативных УУД
|
3
|
|
Всего
баллов
|
34
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение.
Листы самооценки
1. Узнал ли я произведения?
|
|
|
|
2. Как я составил модель обложки?
|
|
|
|
3. Работа в группах
|
|
|
|
4.
Впечатления от урока
|
|
|
|
Что тебе понравилось в себе на этом уроке?
|
|
|
|
|
|
|
|
Листы- путеводители
Группа
1,2
Задание
1.Прочитай
ещё раз текст.
Задание
2. Раздели
сказку на части. Составь план. Запиши.
Задание
4.Выбери в
учебнике на с. 27 пословицу к сказке и запиши её .
……………………………………………………………………………………………………………………………….
Задание
5. Сделай
вывод по сказке. Допиши предложение:
Братья
жили долго и счастливо потому, что…………………………………
…………………………………………………………………………………………..
Группа
2,3
Задание
1.Прочитай
внимательно сказку.
Задание 2.Есть ли ошибки в плане? Если
есть, исправь их.
Забота братьев друг о друге
|
Дружная жизнь братьев
|
Помощь сестре
|
Счастливая жизнь братьев
|
Задание
3. Выбери в
учебнике на с. 27 пословицу к сказке и запиши её .
……………………………………………………………………………………………………………………………….
Задание
4. Сделай
вывод по сказке. Допиши предложение:
Братья
жили долго и счастливо потому, что…………………………………
…………………………………………………………………………………………..
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.