Этапы занятия
|
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающего
|
|
|
Познавательная
|
Коммуникативная
|
Регулятивная
|
|
|
Осуществляемые
действия
|
Формируемые
способы
деятельности
|
Осуществляемые
действия
|
Формируемые
способы
деятельности
|
Осуществляемые
действия
|
Формируемые
способы
деятельности
|
1.Организационный
момент.
|
1. Создает
эмоциональный настрой:
Каждый день
– всегда, везде,
На занятиях, в игре –
Смело, чётко говорим
И тихохонько сидим.
2.Загадывает
загадку:
В домике
этом Красные двери
Рядом с дверями белые звери.
Любят зверюшки конфеты и плюшки.
|
Отгадывает
загадку.
|
Выделять
существенную информацию из текста загадки.
Осуществлять
актуализацию жизненного опыта.
|
Взаимодействует
с учителем во время отгадывания загадки.
|
Умение
слушать собеседника.
Выражать
свои мысли в соответствии с задачей.
|
Контролирует
правильность ответа.
|
Умение
слушать в соответствии с целевой установкой.
Принимать
и сохранять учебную цель и задачи.
|
2.Артикуляционная
гимнастика
|
«Сказка
о Веселом язычке»
1.Для
губ:
Этот
домик – рот. Двери в домике то открываются, то закрываются. Вот так: рот
открыт: “улыбочка”
Рот
закрыт: “трубочка”
“ребята-лягушата”
Тянуть
губки прямо к ушкам – очень нравится лягушкам,
Улыбаются,
смеются, а глаза у них как блюдца.
“ребята-слонята”
Подражаю
я слон, губки хоботком тяну.
Для
языка: В этом домике, дружок, живет веселый
язычок.
Ох,
и шустрый он мальчишка и немножко шалунишка
-
Вот он вышел погулять, на крылечке позагорать (язык лежит на нижней губе)
“лопата” -
язык лопатой положи немного удержи,
Он
тихонечко лежит и нисколько не дрожит.
-
Вот подул легкий ветерок и язычок поежился (язык “стрелочкой”), спрятался
в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть).
А
на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком
стучим в зубы, произносим “д-д-д-д”).
Язычок
не скучал дома, потолок побелил)
“Маляры” (мы
сегодня маляры - потолок побелим мы).
Язычок
посмотрел на часы, они тикали: “тик-так” (рот открыт, губы в улыбке, кончиком
языка дотрагиваемся до уголков рта) – “часики”
“Пора
и мне спать”, - подумал Язычок.
|
Выполняет
определённые
положения артикуляционных органов.
|
Использовать
знаково-символические средства.
|
Взаимодействует
с учителем во время выполнения артикуляционной гимнастики.
|
Умение
слушать собеседника.
Выражать
свои мысли, действия в соответствии с задачей.
|
Контролирует
правильность выполнения гимнастики.
По
мере необходимости уточняет, исправляет, дополняет.
|
Выработка
правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных
органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение
простых движений в сложные.
|
3.
Постановка учебной задачи
|
На доске несколько картинок: жук, паук, птица.
Логопед читает загадку:
Жу-жу-жу
Жу-жу-жу
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу
Букву ж все твержу
Зная твердо букву эту
Я твержу весной и летом.
- Кто это жужжит на ветке? Найдите картинку.
- Какой первый звук в слове “жук”? Этот звук напоминает жужжание
жука.
-Сегодня мы будем учиться произносить звук /ж/. Для этого надо,
чтобы губы и язычок хорошо работали.
|
Формулирует
тему занятия:
«Постановка
звука Ж»,
цель:
научиться правильно произносить звук Ж.
|
Самостоятельно
выделять и формулировать познавательную цель и задачи.
|
Называет
тему и цель занятия.
Взаимодействует
с учителем, отвечая на вопрос.
|
Умение
слушать вступать в диалог с учителем.
Формулировать
свои высказывания.
|
Производит
самоконтроль.
|
Принимать
и сохранять учебную цель и задачу.
|
4. Постановка
звука / Ж /)
|
(используется
прием постановки путем озвончения звука / ш /).
-
Приложите руку к горлышку. Произнесите звук /ш/, а теперь скажите его громко,
так, чтобы горлышко дрожало. Получается звук /ж/.
После
длительного произнесения уточняется, что так жужжит жук.
Логопед
поправляет и уточняет артикуляцию звука.
|
Произносит
звук /ш/, далее с включением голоса.
|
Устанавливает связь между движением
артикуляционных мышц и их ощущением.
Осуществляет
анализ и сравнение при произношении звуков.
|
Слушать
учителя.
Отвечать
на вопрос учителя.
|
Умение слушать
и вступать в диалог.
Планировать
сотрудничество с учителем.
Контролировать,
коррегировать, оценивать действия партнёра.
Умение
выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и
условиями коммуникации.
|
Самоконтроль
выполнения задания.
|
Планировать
и составлять план, последовательность действий.
Выработать
правильные, полноценные движения артикуляционных органов, необходимых для
правильного произношения.
|
5.
Динамическая пауза.
|
Выполняет
движение вместе с детьми.
Ёж
готовится к рекордам,
Будет
заниматься спортом.
Ёжик
лапки напрягает,
Штангу
кверху поднимает.
Держит
1, 2, 3, 4, 5,
Можно
штангу опускать.
Ёжик
низко приседает,
И по
камушкам шагает,
Возвращается
обратно.
Расслабление
приятно.
|
|
|
|
|
Самоконтроль
выполнения задания.
|
|
6.
Уточнение артикуляции / ж/ (перед
зеркалом)
|
-
Произнесем еще раз звук /ж/. В каком положении находятся губы?
-
В каком положении находятся зубы – сомкнуты или раскрыты?
-
Где находится кончик языка?
Кончик
языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов. Кончик языка и боковые
края загнуты и имеют форму чашечки.
Логопед
показывает положение языка с помощью кисти руки.
-
Что напоминает язычок? (чашечку).
|
Отвечает
на вопросы учителя.
Анализирует
артикуляционный уклад органов.
|
Устанавливает связь между движением
артикуляционных мышц и их ощущением.
|
Отвечает
на вопросы учителя.
|
Умение
слушать и вступать в диалог.
Умение
выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами.
|
Самоконтроль
выполнения задания.
|
Уметь
слушать в соответствии с целевой установкой.
Принимать
и сохранять учебную цель и задачу.
Дополнять,
уточнять.
Выработать
правильные, полноценные движения артикуляционных органов, необходимых для
правильного произношения.
|
7.
Закрепление изолированного звука / ж/ в
звукоподражании
|
Пропой «песенку
жука»: произнеси звук
ж-ж-ж длительно на
одном выдохе.
|
Произносит звук
ж-ж-ж.
|
Устанавливает связь между движением
артикуляционных мышц и восприятием звука на слух.
|
Слушать
учителя.
|
Умение
воспроизвести звукоподражание.
|
Самоконтроль
выполнения задания.
|
Выработать
правильные, полноценные движения артикуляционных органов, необходимых для
правильного произношения.
|
8.
Развитие фонематического анализа
|
А)
Игра “Поймай звук” (хлопни в ладоши, когда услышишь звук /ж/)
Из
ряда звуков: М, Ж, В, Р, Ж, Л,Ж….
Из
ряда слогов: жа, ва, ло, жо, ду, жу…
Из
ряда слов: жаба, стакан, прыжок, лопата, телевизор, жираф ….
Б)
Распредели картинки под схемы:
Ж_____________
(в
начале слова)
______Ж_______
(в
середине слова)
Предварительно
дети характеризуют звук / ж/: согласный, твердый, звонкий.
На
доске картинки: лыжи, жираф, желуди, пиджак, жилет, пижама, ежи, журнал.
Надо
распределить картинки под схемы: под первой схемой картинки, в названии
которых звук /ж / в начале слова, под второй схемой - /ж/ в середине слова.
В)
Определение места звука /ж/ в слове по цифровому ряду: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7,
8, 9, 10.
Логопед
произносит слова: ужин, кожа, пожар, сапожки, пружина.
|
Хлопает
в ладоши, когда слышит звук.
Даёт
характеристику звуку. Распределяет картинки под схемами.
Определить
место звука в цифровом ряду.
|
Восприятие
звука на слух.
Анализ
звука.
Определение
звука в словах.
Определение
звука в словах.
|
Слушать
учителя.
Отвечать
на вопрос учителя.
|
Умение
слушать и вступать в диалог.
Планировать
сотрудничество с учителем.
|
Самоконтроль
выполнения задания.
По
мере необходимости уточняют, исправляют, дополняют.
|
Уметь
слушать в соответствии с целевой установкой.
Принимать
и сохранять учебную цель и задачу.
Дополнять,
уточнять.
|
9.
Закрепление связи между звуком и буквой “Ж”.
|
-
Покажите букву “ж”. На что она похожа?
-
Сложите из палочек букву.
-
Подберите картинки со звуком /ж/.
|
Соотносит
звук с буквой.
|
Установление
связи между звуком и буквой.
|
Слушать
учителя.
Отвечать
на вопрос учителя.
|
Умение
строить монологические высказывания.
|
Самоконтроль
выполнения задания.
По
мере необходимости уточняют, исправляют, дополняют.
|
Уметь
слушать в соответствии с целевой установкой.
Принимать
и сохранять учебную цель и задачу.
Дополнять,
уточнять.
|
10.Итог
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.