Комбинированный
урок
Комбинированный
урок — основная форма обучения в традиционной классно-урочной системе. За все
время своего существования комбинированный урок подвергался неоднократным
попыткам модернизации, однако до сих пор он остается одним из наиболее
распространенных в учебной практике благодаря своей универсальности, позволяющей
за относительно короткий срок решить сразу несколько задач. Этот тип урока
предполагает жесткую регламентацию времени и четкую структуру, нарушение
которых недопустимо. В комбинированном уроке три этапа: контрольный опрос по
предыдущей теме, изучение нового материала, закрепление материала. В среднем на
опрос отводится 10— 12 мин, на изучение нового - 20—25 мин, на закрепление -
5—7 мин и еще 2—5 мин — на домашнее задание. Разберем каждый из этапов комбинированного
урока. В комбинированном уроке есть еще традиционный организационный этап, в
котором две фазы: приветствие и выявление отсутствующих. Такое начало урока
выполняет важную функцию: создает определенный психологический настрой,
атмосферу будущего урока. Приветствие преподавателя — своеобразное приглашение
к сотрудничеству на уроке, заявка на тот психологический режим, в котором будет
протекать совместная деятельность преподавателя и учащихся. А выявление
отсутствующих — показатель готовности преподавателя к безусловно позитивному
отношению к ученикам.
Первый
этап — контрольный опрос по теме — направлен
на проверку домашнего задания. Опрос требует тщательной предварительной работы
преподавателя по отбору системы заданий. Педагоги предпочитают фронтальные или
индивидуальные формы опроса. И это оправдано существующим временным
регламентом данного этапа урока.
Фронтальный
опрос предполагает работу преподавателя одновременно со всей аудиторией. Он
проходит как беседа по вопросам. При отборе вопросов и постановке их перед
учащимися педагогу необходимо обратить внимание на следующие моменты:
- вопросов должно быть не более пяти, они должны прямо
относиться к проверяемой теме и раскрывать существенные признаки явлений,
причинно-следственные связи, доказательства рассматриваемых явлений;
-формулировка вопроса должна быть однозначной и понятной
отвечающему;
- недопустимо предлагать учащимся так называемые тестовые
вопросы с ответом «да/нет»;
- не следует увлекаться вопросами с точной формулировкой раздела,
параграфа, поскольку они заставляют работать механическую память обучаемых;
- вопросы должны носить репродуктивный и познавательный характер:
«Кто? Где? Когда? Что? Зачем? Почему? Какой? В чем смысл?»;
- все предполагаемые вопросы формулируются заблаговременно и
выписываются в плане или конспекте урока;
- вопросы задаются всем учащимся. Ответы даются или по кругу,
когда каждый следующий отвечает на поставленный педагогом вопрос, или по
желанию учащихся;
-нужно соблюдать динамику ответов: не затягивать паузы
между ответами учащихся, задавать наводящие вопросы, просить ответить на
заданный вопрос другого ученика или дополнить отвечающего;
-формы
работы с учащимися в системе вопросов могут быть разными. Например,
чтобы уйти от системы, когда один отвечает, 3-4 человека слушают, а
остальные занимаются своими делами, преподаватель использует опрос «тройкой».
На заданный преподавателем вопрос по очереди отвечают трое учащихся. Первый
отвечает, второй добавляет, третий комментирует, остальным предоставляется
право оценивания ответа «тройки».
В
качестве письменного фронтального опроса используются мини-контрольные,
выполнение дидактических тестов, программированные опросы, перфокарты,
разнообразные терминологические диктанты и т. д. Индивидуальный опрос направлен
на выявление знаний конкретного учащегося. Он тоже может быть письменным и
устным. Формы опроса разнообразные: карточки-задания, решение задач, тестов,
работа с высказываниями, с книгой, разнообразные интеллектуальные задания,
ответ у доски. Чтобы задействовать в контрольном опросе как можно большее
количество учащихся, учитель часто использует смешанную форму работы,
сочетающую в себе индивидуальный и фронтальный опросы. Например, одна группа
отвечает у доски, вторая оценивает ответ в качестве экспертов, третья
предлагает свой вариант ответа, четвертая задает дополнительные вопросы
отвечающим, а еще одна группа составляет аннотацию на ответы, которая строится
по следующей схеме:
-составьте план ответа товарища;
- установите взаимосвязь частных и общих закономерностей в
развитии темы (вопроса);
-определите практическую направленность ответа;
- отметьте использование в ответе новых, дополнительных знаний;
-выделите четкость и логическую последовательность изложения мысли
при ответе;
- дайте оценку ответу.
Существенным
моментом при проведении контрольного опроса является создание атмосферы
психологического комфорта, который достигается за счет:
- ситуации успеха;
- заблаговременного предъявления педагогического требования к
ответам учащихся;
-выражения преподавателем интереса к ответу ученика через технику
активного слушателя;
недопустимости вторжения педагога в ответ учащегося, за
исключением случаев, когда его ответ заведомо неверный;
- оценивания ответа. В качестве стимулирования активности
учащихся лучше применять самооценку и взаимооценку, но при условии выделения
четких критериев;
- объективности отметки при детальном разборе ответа учащегося:
«Твой ответ заслуживает отметки... поскольку...» Недопустимо выставление
отметки без комментариев педагога.
И главное — не затягивать контрольный опрос! Поэтому следует
избегать групповых форм работы, построенных на диалоге.
В
конце опроса преподаватель дает заключительные комментарии по качеству ответов
всех учащихся.
Второй этап — изучение
нового материала. Этот этап направлен на усвоение учащимися новых
знаний, поэтому перед педагогом стоит задача создания условий для восприятия,
осмысления, первичного обобщения и систематизации учащимися нового
материала. Достигается это благодаря четкому выстраиванию педагогом фаз
урока: создание позитивного настроя и мотивации; предъявление учащимся целей
урока, темы, плана; сообщение новой информации; осмысление и усвоение учащимися
нового материала путем выполнения разнообразных учебных заданий, как с помощью
педагога, так и самостоятельно; анализ и преодоление трудностей; оценка
педагога и самооценка учащихся. Сообщение новой информации, ее осмысление учащимися
являются центральными в данном этапе урока. Нужно обратить внимание на то, как
преподавателю следует, построить объяснение и как в рамках этого объяснения
организовать деятельность учащихся. Начнем с того, что объяснение — это: 1)
словесный метод обучения: пояснение, анализ, доказательство и истолкование
различных положений излагаемого материала; 2) совокупность приемов, помогающих
установить достоверность суждения о неясном, нераскрытом явлении или имеющих
целью дать более ясное представление о том или ином известном явлении. Во время
объяснения преподаватель заботится о том, чтобы учащиеся усвоили основную идею
изучаемого вопроса, метод и средство исследования изучаемого факта, приведшие
к данному обобщению, методики воспроизведения изученного материала, т. е. с
чего и как начать, из чего исходить, к чему переходить, чем и как
аргументировать, какие выводы делать. Объяснение проходит с использованием
трех способов: рассказа, то есть описания; собственно объяснения, т. е.
обоснования, рассуждения и логического доказательства учебной информации;
лекции, когда материал сложный и объемный.
Существенным
моментом объяснения является организация учебно-познавательной деятельности
учащихся на уроке.
Эффективность
объяснения зависит от выполнения педагогом ряда требований:
- выстраивание логической цепочки информации при соблюдении ряда
принципов: простоты, когда педагог продумывает соответствие знаковой
(наглядной) и вербальной системы записи материала; сохранения, когда
продумываются способы активизации познавательной деятельности учащихся на
уроке и оценки результата этой деятельности; соответствия, когда акцент в
объяснении смещается в сторону практического применения полученных сведений,
и соответствия новых знаний прежним;
нужно
продумать способы концентрации внимания учащихся. Этому способствует
оглашение цели, использование интересных фактов, разнообразных методов обучения
и т. д.;
-базой нового является предыдущий материал, знание которого
воспроизводится в контрольном опросе или путем выстраивания внутрипредметных и
межпредметных связей;
-нельзя забывать о последовательности изложения,
представленного планом темы;
-не отвлекаться на постороннее, чтобы сохранять логический
стержень объяснения;
- следует опираться на прошлый познавательный опыт учащихся;
- строить объяснение с учетом содержания материала учебника
(учебного пособия). Следует избегать крайностей.
Во-первых, слепого следования учебнику, т. е. его фетешизации,
когда новый материал полностью копируется из учебника. Во-вторых, нигилистического
отрицания учебника.
Опора на учебник — важная особенность комбинированного урока;
- чтобы заставить учащихся активно думать, объяснение должно
сочетаться с использованием разнообразных наглядных средств обучения,
которые могут, как предварять объяснение материала, так и предъявляться в
процессе или в конце объяснения;
- осознанности восприятия нового материала способствует
система вопросов к учителю со стороны учащихся;
- результативность объяснения находится в прямой
зависимости от владения педагогом педагогической техникой и технологией речевого
информативного воздействия, которые помогают ему сориентироваться в том, что,
как и кому говорить;
- заключительным звеном в объяснении является обобщение, которое
может давать как педагог, так и сами учащиеся. Обобщение переходит в следующий
этап комбинированного урока — закрепление материала.
Третий, основной этап комбинированного урока — закрепление материала. Его задача — получение педагогом
информации о степени усвоения материала урока. Этот этап строится на работе
непроизвольной памяти учащихся и апеллирует к активному мышлению обучаемых. В
первую очередь закреплению подлежит система опорных понятий, методика
предстоящего ответа при очередной проверке знаний.
Традиционно педагогом используются репродуктивно-воспроизводящие
методы и приемы.
Например, закрепление можно проводить методом воспроизведения:
после изложения отдельного вопроса плана или всего материала преподаватель
просит закрыть конспекты, вспомнить только что пройденный материал и максимально
быстро ответить на возможно большее количество вопросов.
Вариантом вышеописанного способа является прием «Запомни и
напиши». По окончании занятия педагог предлагает учащимся за 5 мин записать
все слова, которые относятся к теме.
Последний
этап комбинированного урока — домашнее
задание. Оно направлено на закрепление знаний, умений и навыков,
полученных на учебном занятии; расширение и углубление знания учебного
материала; формирование навыков самостоятельной работы; развитие самостоятельности
мышления путем выполнения заданий, выходящих за рамки программного материала.
Домашняя работа относится к разряду самостоятельной деятельности учащихся при
опосредованном руководстве со стороны преподавателя. Эффективность этого вида
деятельности учащихся зависит от:
- качества проведенного учебного занятия, которое в свою очередь
определяется качеством усвоения учащимися знаний. Чем активнее ученик на уроке,
тем успешнее он справляется с домашним заданием;
-интересной формы выполнения задания;
-разносторонности контроля и оценки домашней работы;
-способов руководства этим видом деятельности со стороны
педагога.
При
планировании домашнего задания преподавателю следует продумать следующие моменты:
-
домашнее задание — продолжение урока, поэтому учащимся нужно в понятной форме
объяснить связь домашнего задания с материалом урока;
-систему индивидуальных и дифференцированных учебных заданий;
- посильность заданий, предлагаемых для выполнения всем учащимся;
-
творческий характер отдельных заданий, направленных на стимулирование интереса
учеников к обучению, самореализации;
- временной регламент инструктажа по выполнению задания, который
должен быть 3—5 мин; инструктаж по выполнению задания дается или в начале
урока, после оглашения плана занятия, или в конце, после закрепления материала.
Если заданий несколько и они объемны по содержанию, то задание дается после
изучения каждого пункта плана;
- форму проверки домашнего задания. Как правило, проверке
отводится первая часть комбинированного урока во время контрольного опроса по
теме. Иногда проверку
можно провести в конце занятия;
- не перегружать учащихся домашним заданием;
- тщательно отобрать виды домашнего задания и продумать
целесообразность его выполнения к данному уроку.
При
предъявлении учащимся домашнего задания учитель:
- добивается полного внимания со стороны учащихся;
- дает подробный инструктаж по выполнению заданий;
- оглашает критерии оценок за выполнение разных видов заданий;
Домашняя работа реализуется через систему учебных заданий. В
идеальном варианте домашняя работа предполагает комплекс заданий
репродуктивного, самостоятельного и творческого характера.
Кроме
этого, задания для домашней работы условно разделяются на задания,
подготавливающие учащихся к восприятию нового материала, задания на применение
известной информации на практике и задания на воспроизведение и закрепление
изученного материала учебного занятия.
В
качестве традиционных заданий выступает работа с учебником (учебным пособием).
На
репродуктивном уровне даются задания по изучению конкретной темы без
относительной дифференциации заданий. На уровне самостоятельного поиска и
способности сочетать при выполнении задания заданный алгоритм и творческий
подход находятся работа с терминами и понятиями или составление плана, а также
выполнение разно образных упражнений. Творческий характер имеют задания на
выявление в тексте проблем для будущей дискуссии на семинаре или работа с
высказываниями.
Разновидностью
учебных заданий являются четыре типа вопросов-заданий к учебному тексту:
1) для
воспроизведения знаний с целью активизации деятельности учащихся во время
формирования определений, понятий и логических умений. Например,
«Дайте определение, выделите понятие, раскройте суть...» и вопросы на
репродукцию: «Кто? Где? Когда? В чем смысл? Каково содержание?»;
2) способствующие
обогащению известных понятий новыми признаками, углубление представления об
уже известном явлении. Например, «Охарактеризуйте... (например, общественное
явление) и выделите...», «Какие условия, средства, формы, способы
решения... вы знаете, можете привести пример, использовать?..», «Перечислите
и назови те главное, существенное, наиболее важное...»;
3) для
выявления причинно-следственных связей. Сюда относятся все вопросы на
альтернативу, которая формулируется по формуле «Если... то...», а также
можно давать задание на составление графической модели процесса, явления;
4) для
показа перспективы в развитии явления. Здесь формулировка осуществляется через
систему познавательных вопросов: «Зачем? Почему? В чем?»
Нередко
учащиеся домашнее задание не выполняют. Причин здесь несколько: от
неправильного отношения к учению, трудностей с усвоением учебного материала до
несформированных навыков учебной работы и отсутствия познавательных интересов.
Чтобы исправить ситуацию, учащимся нужно освоить навыки умственного труда. Для
этого им можно предложить такой алгоритм выполнения домашнего задания: выделить
в учебной информации ключевые слова и идеи — составить на их основе грубый
(примерный) план работы — методом мозговой атаки постараться найти подходы к
решению предложенного задания — зафиксировать появившиеся варианты —
посмотреть на полученную запись как бы со стороны и внести коррективы — составить
новый план с учетом замечаний — по отредактированному плану сделать окончательный
вариант работы.
Технологическая
карта урока физики
Изучение
нового материала в 9 классе.
«
Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую
энергию»
1.
|
ФИО
(полностью)
|
Загайнова
Светлана Степановна
|
2.
|
Место
работы
|
МКОУ СОШ №15 г.
Алапаевск Свердловская обл.
|
3.
|
Должность
|
учитель
|
4.
|
Предмет
|
Физика
|
5.
|
Класс
|
9
|
6.
|
Тема
и номер урока в теме
|
Раздел «Строение
атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер»
(10 уроков в
теме, № 6)
Тема «Ядерный
реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую
энергию»
|
7.
|
Базовый
учебник
|
·
"Физика" А.В. Перышкин
учебник для 9 класса общеобразовательных
учреждений
Издатель: Дрофа
Учебные
линии: УМК "Физика" А.В.
Перышкин и др.
·
Рекомендовано
Министерством образования и науки Российской Федерации
·
Федеральный
перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к
использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях,
на 2010-2011 учебный год
|
|
Цель урока:
|
Формирование
знаний об устройстве ядерного реактора и понимание процесса преобразования
внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию
|
8.
|
Задачи:
Образовательные:
актуализация имеющихся знаний; продолжить
формирование понятий: деление ядер урана, цепная ядерная реакция, условия её
протекания, критическая масса; ввести новые понятия: ядерный реактор,
основные элементы ядерного реактора, устройство ядерного реактора и принцип
его действия, управление ядерной реакцией, классификация ядерных реакторов и
их использование;
·
Развивающие: создание
условий для формирования умений наблюдать и делать выводы, а также развивать
интеллектуальные и творческие способности учащихся. Развивать умение
работать с разными источниками информации (учебник, интернет - справочники),
осуществлять отбор и оценку информации, развивать умения самостоятельного
обучения. Формирование психологической готовности к предъявлению знаний в
стандартизированных формах, в том числе в формах ГИА и ЕГЭ.
- Воспитательные:
продолжить воспитание отношения к физике как к эксперментальной науке;
воспитывать положительное отношение к знаниям.
Формируемые УУД :
Личностные УУД самоопределение, смыслообразование
Регулятивные УУД постановка учебных задач, контроль, коррекция
Познавательные УУД моделирование ,преобразование модели, выбор эффективных способов
решения задач, формулировка проблемы, сравнение, установление
причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные УУД – умение участвовать в коллективном
обсуждении вопроса, учебное сотрудничество с учителем, умение полно и четко
выражать мысли
|
9.
|
Тип урока – комбинированный
|
10.
|
Формы работы учащихся – фронтальная,
групповая, индивидуальная
|
11.
|
Необходимое техническое оборудование
Компьютерный класс (стационарный, мобильный) с
выходом в интернет, с медиакомплектом (медиапроектор, компьютер с
подключением к интернету).
|
Таблица
1.
СТРУКТУРА
И ХОД УРОКА
№
|
Этап
урока
|
Название
используемых ЭОР
(с
указанием порядкового номера из Таблицы 2)
|
Деятельность
учителя
(с
указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
|
Деятельность
ученика
|
Планируемые
Результаты
- УУД
|
1
|
2
|
3
|
5
|
6
|
7
|
|
Орг.
момент, этап мотивации и целеполагания
|
|
26
апреля 1986г произошел взрыв на Чернобыльской АЭС, событие, которое оставило
неизгладимые последствия даже спустя столько лет. В чем причина аварии? Что
произошло с реактором? Почему возможны такие катастрофы? Давайте посмотрим
элек. презентацию и тогда постараемся ответить на поставленные вопросы.
1.Демонстрация
электронной презентации «Авария на Чернобыльской АЭС».
Как
мы сформулируем цель урока?
2.
Формулирует совместно с учениками цель и задачи урока.
|
1.Смотрят
электронную презентацию «Авария на Чернобыльской АЭС»
2.
Участвуют в определении цели урока
3.
Записывают тему урока в тетрадь
|
Личностные
Познавательные,
регулятивные
|
2.
|
Повторение
изученного материала
|
№1
Деление
ядер урана
|
1.
Учитель помогает детям войти в ресурс, объясняет принцип работы
2.Учитель
выдает карточки-задания, помогает осуществить взаимопроверку используя интерактивную
доску
(приложение
№1).
|
Работают
с электронным учебным модулем практического типа (П-тип) « Деление ядер
урана» и отвечают на предложенные в карточке вопросы ( работа в парах за
компьютером)
|
Регулятивные
коммуникативные
|
|
3
|
Новый
материал
|
№
2
Ядерный реактор
(№105275)
№
3
Курчатов
И.В.
(№35696)
|
1.
Учитель организует обсуждение по материалу.
2.Учитель
помогает детям войти в ресурс, объясняет принцип работы.
|
1.
Работают с электронным учебным модулем практического типа (П-тип) «Ядерный
реактор». (работа в парах за компьютером).
2.Записывают
основные моменты в тетради.
3.
Участвуют в обсуждении данной темы.
4.Слушают
сообщение ученика о Курчатове И.В. и делают записи в тетради (ученику было
дано опережающее задание, подготовить материал о ученом).
|
Познавательные,
регулятивные
|
4
|
Контроль
знаний
|
|
Учитель
выдает карточки-задания, помогает осуществить взаимопроверку по спроецированным
на доску бланкам правильных ответов(приложение №2)
|
1.Отвечают
на предложенные в карточке вопросы. Взаимопроверка.
|
Регулятивные
|
5
|
Домашнее
задание
|
ЭОРы
предусматривают разный уровень усвоения учебного материала и разный содержательный
материал (базовый справочный материал – дополнительный материал).
№4
1.Ядерные
реакции (№126098) (для одаренных детей).
№
2
2. Ядерный реактор
(№105275)
3.§
68 и повт.
§
66 и 67.
4.
|
Учитель
помогает учащимся определить проблемные моменты в освоении темы и в соответствии
с этим определить объем и содержание домашнего задания.
|
Записывают
домашнее задание.
Определяются
с требуемыми ресурсами.
|
Личностные,
коммуникативные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица
2.
ПЕРЕЧЕНЬ
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА УРОКЕ ЭОР в 9 классе « Ядерный реактор. Преобразование
внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию»
(приложение №1).
2.
Проверка изученного материала.
- Механизм
деления ядер урана.
- Расскажите
о механизме протекания цепной ядерной реакции.
- Приведите
пример ядерной реакции деления ядра урана.
- Что
называется критической массой?
- Как
идет цепная реакция в уране, если его масса меньше критической, больше
критической?
- Какими
способами можно изменить ход цепной ядерной реакции?
- С
какой целью замедляют быстрые нейтроны?
8.
Какие вещества используют в качестве
замедлителей?
(приложение № 2).
Тест.
- Какие частицы участвуют в
делении ядер урана?
А. протоны;
Б. нейтроны;
В. электроны;
Г. ядра гелия.
- Какие вещества из
перечисленных ниже могут быть использованы в ядерных реакторах в качестве
замедлителей нейтронов?
А. графит;
Б. кадмий;
В. тяжёлая вода;
Г. бор.
- Для протекания цепной ядерной
реакции на АЭС нужно, чтобы коэффициент размножения нейтронов был:
А. равен 1;
Б. больше 1;
В. меньше 1.
- Регулирование скорости деления
ядер тяжелых атомов в ядерных реакторах осуществляется:
А. за счет поглощения нейтронов при опускании стержней с поглотителем;
Б. за счет увеличения теплоотвода при увеличении скорости теплоносителя;
В. за счет увеличения отпуска электроэнергии потребителям;
Г. за счет уменьшения массы ядерного топлива в активной зон при вынимании
стержней с топливом.
- Какие преобразования энергии
происходят в ядерном реакторе?
А. внутренняя энергия атомных ядер превращается в световую энергию;
Б. внутренняя энергия атомных ядер превращается в механическую энергию;
В. внутренняя энергия атомных ядер превращается в электрическую энергию;
Г. среди ответов нет правильного.
- В 1946 году в Советском Союзе
был построен первый ядерный реактор. Кто был руководителем этого проекта?
А. С. Королев;
Б. И. Курчатов;
В. Д. Сахаров;
Г. А. Прохоров.
- Какой путь вы считаете самым
приемлемым для повышения надежности АЭС и предотвращения заражения внешней
среды?
А. разработка реакторов, способных автоматически охладить активную зону
реактора независимо от воли оператора;
Б. повышение грамотности эксплуатации АЭС, уровня профессиональной подготовленности
операторов АЭС;
В. разработка высокоэффективных технологий демонтажа АЭС и переработки
радиоактивных отходов;
Г. расположение реакторов глубоко под землей;
Д. отказ от строительства и эксплуатации АЭС.
- Какие источники загрязнения
окружающей среды связаны с работой АЭС?
А. урановая промышленность;
Б. ядерные реакторы разных типов;
В. радиохимическая промышленность;
Г. места переработки и захоронения радиоактивных отходов;
Д. использование радионуклидов в народном хозяйстве;
Е. ядерные взрывы.
Ответы: 1 Б; 2
А, В;3 А;4 А; 5 В; 6 Б; 7 Б. В; 8 А, Б, В, Г, Е.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.