Учебный предмет
|
русский язык
|
Учебник
|
Учебник. Русский язык. С.В,
Ломакович, Л.И. Тимченко. Москва. «Вита-Пресс». 2012
|
Ресурсы:
|
ПК учителя,
мультимедийное оборудование, интерактивная доска, орфографический словарь
школьника Т.В. Шклярова. Москва. «ВАКО». 2011г, карточки с заданиями для
групповой, парной, индивидуальной работы, конверты с ключевыми словами для
составления алгоритма, смайлики настроения, листы А-3
|
Программа
|
программа для
начальной общеобразовательной школы, система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.2010
|
Класс
|
3 класс
|
Тип урока
|
урок фиксации и
систематизации изученного материала
|
Технология построения урока
|
проблемно-диалогическая
|
Тема урока
|
Проверка
орфограмм слабых позиций (ОСП) во всех значимых частях слова ( первый
урок по данной теме согласно планированию)
|
Цель урока
|
создание условий
для обобщения знаний по теме;
для формирования
УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных); для формирования
интереса к предмету
|
Основные термины, понятия
|
часть речи, приставка,
суффикс, корень, окончание слова, формы слова, однокоренные слова
|
Планируемые
результаты
|
Предметные
-обобщить знания по проверки ОСП в значимых
частях слова,
-наблюдать
за способам проверки ОСП,
-уметь
классифицировать способы проверки ОСП в зависимости от ее нахождения в слове
-
применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе.
|
Метапредметные
Личностные
УУД:
-формировать
внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;
- устанавливать
связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
-оценивать
усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
-
определять общие для всех правила поведения;
-
определять правила работы в парах, в группах;
-
устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные
УУД:
-
определять и формулировать цель деятельности на уроке;
-
формулировать учебные задачи;
- учить
планировать свою деятельность на уроке;
- высказывать
свое предположение на основе учебного материала;
- отличать
верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять
самоконтроль;
-совместно с
учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.
Познавательные
УУД:
- находить
ответы на вопросы в словаре, в интернете;
-
развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
-
строить речевое высказывание в устной форме;
-
выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;
-
устанавливать причинно-следственные связи;
-
делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;
-
моделировать информацию;
- уметь
определять уровень усвоения учебного материала.
Коммуникативные УУД:
- слушать и
понимать речь других;
- формировать
умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- учитывать
разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- уметь с
достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;
- владеть диалогической формой речи в
соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
|
Организация
пространства
|
Формы работы
|
Средства обучения
|
Методы обучения
По характеру
учебно-познавательной деятельности:
проблемно
– поисковые.
По способу
организации и осуществления познавательной деятельности:
словесные, наглядные,
практические.
По степени
педагогического управления со стороны учителя: методы
опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с
помощью источников информации.
|
Технологии
исследовательская,
технология ТРИЗ, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве, развивающая,
информационно-коммуникативные
Организация
учебного пространства: работа с
классом, в малых группах, в парах, индивидуальная.
|
Технология
изучения
|
Этапы
урока
|
Формируемые
умения
|
Слайды
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
обучающихся
|
Самоопределение к деятельности
(2 мин)
|
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
-осуществлять
самоконтроль;
-
овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли;
-
владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного языка.
|
Слайд 1
|
Добрый день,
ребята! Сегодня у нас урок русского языка.
- Прочитайте
выражение, записанное на доске.
- Объясните его
смысл.
|
- Объяснения
детей.
|
Актуализация знаний и фиксация затруднений в
деятельности ( 3мин)
|
Предметные:
-
знать названия частей речи
-
знать названия значимых частей слова , способы проверки ОСП;
Метапредметные (УУД)
познавательные:
-
ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
-
находить ответы на вопросы, используя информацию
регулятивные:
-
осуществлять самоконтроль;
-
овладевать умением прогнозировать;
-
высказывать свое предположение на основе учебного материала;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь учителя;
-
уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные: -оценивать
усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
-
определять общие для всех правила поведения.
|
-
Можем ли мы записать данное высказывание в тетрадь?
–
Что мешает это сделать?
-
Что необходимо сделать?
-Как
будем действовать?
-
В каких значимых частях слова встретились орфограммы? Все орфограммы проверили
с помощью правила?
-
В каких еще значимых частях слова можем встретить ОСП? Только ли в
правописании окончаний глаголов нас подстерегают трудности?
|
-
Нет.
-Пропущены
орфограммы в слове.
-
Проверить орфограммы.
-Определим
часть слова, в которой пропущена орфограмма, применим изученные способы проверки
( работают по цепочке)
-
ОСП встретились в корне слова, в окончаниях глагола, а так же правописание
частицы не с глаголом. При проверки ОСП в корне слова «Ошибается»
воспользовались орфографическим словарем.
-Нет.
ОСП встречаются во всех значимых частях слова, трудности могут нас
подстерегать и правописании окончаний имен существительных и прилагательных.
|
Постановка учебной задачи (2-3 мин)
|
Предметные:
- уметь формулировать тему урока;
-знать
способы проверки ОСП в значимых частях слова;
-
Метапредметные (УУД)
познавательные:
-ориентироваться в своей системе знаний
(определять границы знания/незнания);
регулятивные:
-
высказывать свое предположение;
коммуникативные:
- точно и полно выражать свои мысли.
Личностные
УУД:
- устанавливать
связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).
Метапредметные(УУД)
регулятивные:
-определять и
формулировать цель деятельности на уроке;
- под
руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;
-
определять последовательность
действий на
уроке.
|
Слайд 2
Слайд 3
|
-
Из всего, что мы сейчас сказали, сформулируйте тему нашего урока.
-
Какие задачи стоят перед нами?
-
Запишите выражение в тетрадь. Это и будет девиз нашего урока. Подчеркните
орфограммы слабых позиций в словах.
|
-
Проверка ОСП в значимых частях слова
-
Вспомнить способы проверки орфограмм слабых позиций в слове; применять знания
на практике.
|
Построение проекта действий (10 мин)
|
Коммуникативные
УУД:
-
слушать и понимать речь других;
-
формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной
деятельности;
-
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
Познавательные:
развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
-
строить речевое высказывание в устной форме;
-
выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;
-
устанавливать причинно-следственные связи;
- делать
обобщение; искать и выделять необходимую информацию;
-
моделировать информацию;
Регулятивные: - высказывать
свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на
уроке.
|
Слайд 4
Слайд 5
|
-
Предлагаю вам составить алгоритм проверки ОСП в значимых частях слова.
-
Кто слышал слово « алгоритм»?
-
Что оно означает?
-
Где мы можем узнать значение слова?
-
Посмотрим значение слова в интернете.
-
Запишем слово в тетрадь, подчеркнем ОСП в слове алгоритм.
-
Предлагаю вам составить алгоритм проверки ОСП в значимых частях слова. Работаем
в группах. (Перед работой вспомним правила сотрудничества.)
Дети
делятся на 6 групп, каждая группа получает лист с заданием, конверт с
вариантами ответов для составления алгоритма
(
набор опорных выражений у всех групп одинаковый, дети выбирают только те
варианты ответов, которые подходят для проверки ОСП предложенное их группе)
-
Оцените свою работу в группах.
-
Проверим по образцу.
-
С чего начинаем работу над ОСП независимо от части слова?
|
-
Ответы детей.
-
В толковом словаре, в интернете.
Затем
дети формируют группы, выбирают лидера.
Дети
работают
1 группа - проверка ОСП в приставке,
2 группа - проверка ОСП в суффиксе,
3 группа -проверка ОСП в корне слова,
4 группа - проверка ОСП в окончаниях имен
существительных,
5 группа – проверка ОСП в окончаниях имен прилагательных,
6 группа – проверка ОСП в окончаниях глаголов.
На доске выстраивается алгоритм проверки ОСП в
значимых частях слова
Дети дают оценку работе в своей группе и группам
товарищей.
- С постановки ударения, чтобы определить в какой
части слова находится ОСП.
|
Физминутка (1 мин)
|
|
Слайд
6-15
|
-Мы
немного устали. Проведем физминутку
|
|
Первичное закрепление ( 10 мин)
|
Личностные УУД:
-
определять общие для всех правила поведения;
-
определять правила работы в парах;
-
оценивать
усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).
Метапредметные
(УУД)
регулятивные:
-
работать по предложенному алгоритму;
-
выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;
-
отличать верно выполненное задание от неверного;
-
осуществлять самоконтроль;
познавательные:
-
ориентироваться в предложенном материале;
-
ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
-
уметь находить и выделять необходимую информацию;
-
уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли ;
-
владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и
синтаксическими нормами родного языка.
|
Слайд 16-17
|
Работа
в парах над предложенным материалом ( пары слов с пропущенными орфограммами в
разных частях слова).
-Ребята,
как вы думаете, какое задание вам будет предложено?
-
Проверим выполнение задания.
|
-
Дети высказывают свое предположение.
Пары выполняют по очереди правильно задание на доске,
комментируя свои действия
Дети дают оценку работе в своей паре и парам
товарищей.
|
Физминутка (1 мин)
|
|
Слайд 18
|
-Мы
немного устали. Проведем физминутку для глаз
|
|
Самостоятельная работа ( 6 мин)
|
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
-
отличать верно выполненное задание от неверного;
-
осуществлять самоконтроль;
познавательные:
-
осуществлять анализ учебного материала;
|
Слайд 19
|
-
Пришло время проверить свои знания и выполнить самостоятельную работу.
Перед
вами карточки с разными заданиями, выберете себе то задание, которое сможете
выполнить
|
Дети выбирают понравившуюся им карточку и выполняют
работу.
Карточки сдают учителю, анализ работы на следующем
уроке.
|
Рефлексия ( 4 мин)
|
Личностные УУД:
-
устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
-
осуществлять самоконтроль;
-
давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;
-
выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;
коммуникативные:
- уметь с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли.
|
Слайд 20
Слайд 21
|
-
Над какой темой работали?
-
Где будем использовать полученные знания?
-Продолжите
фразу…
-
Оцените свою работу на уроке, используя смайлики.
Выставляются оценки. Комментируется дом. задание.
|
Ответы
детей
На
доске прикреплены три листа формата А-3 с сигнальным флажком по цвету и
«настроению» смайлика . Каждый ребенок выбирает из своего набора смайлов
смайл-оценку своей работе на уроке.
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.