Технологическая
карта к уроку развития речи в 4 классе по теме:
«Описание,
повествование и рассуждение»
Тема
урока
|
Описание, повествование и рассуждение
|
Тип
урока
|
Урок
комплексного применения знаний и умений ( урок закрепления)
|
Цель
|
Формировать учебно - познавательный
интерес к текстам - описания, текстам- повествования, текстам - рассуждения
в ходе совместной деятельности в ходе парной,
групповой, коллективной и самостоятельной работы под руководством учителя..
Научить школьников правильно распознавать тексты- описания, тексты –
повествования, тексты – рассуждения.
|
Задачи
|
1.Совершенствовать умение
различать тексты- описания, тексты – повествования, тексты - рассуждения
2.
Развивать навыки взаимооценки и самооценки по критериям.
2.Способствовать
развитию умения подтверждать свои выводы и ответы цитатами из текста, логики.
3.Воспитывать
культуру поведения при фронтальной работе, парной работе, индивидуальной
работе, работе в группах.
|
Планируемый
результат
|
Предметные умения
|
Универсальные учебные действия (УУД)
|
Знать.
Отличия
текста
- описания, текста – повествования, текста – рассуждения.
Уметь.
1.Различать тексты- описания, тексты – повествования,
тексты - рассуждения;
2.
уметь находить в художественном тексте его составляющие: элементы
повествования, элементы описания и элементы рассуждения.
3.
Делать выводы и обобщения при изучении данной темы.
4.
Расширять словарный запас.
|
Личностные
У УД :
-
формировать познавательный интерес к новому учебному материалу и способам
решения новой частной задачи;
-
понимать причины успеха в учебной деятельности.
- формировать способность
к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные
У УД:
Познавательные
УУД
-
уметь сравнивать;
-
делать выводы о результате совместной работы класса и учителя, группы;
-
проводить логические операции, делать умозаключения, выводы;
Коммуникативные
УУД
-
формировать собственное мнение и позицию - договариваться и приходить к
общему решению в совместной деятельности;
-
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
помощь;
-
слушать и понимать речь других;
-
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с
одноклассниками, в том числе в ситуации столкновения интересов;
-
видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и
понимать необходимость присоединиться к одной точке зрения.
Регулятивные
УУД
-
освоение
умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
- планировать
собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать
средства ее осуществления;
-
формирование
умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя
ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
-
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.
Предметные
УУД
-
различать тексты- описания, тексты – повествования, тексты - рассуждения;
-
уметь цитировать ответы из художественного текста;
-
формировать умения различать и правильно характеризовать описание ,
повествование и рассуждение
-
находить в тексте описание, повествование и рассуждение.
|
Основные
понятия
|
Текст,
текст - описания, текст – повествования, текст – рассуждения, тезис.
|
Межпредметные
связи
|
развитие
речи – чтение- окружающий мир
|
Ресурсы:
-
основные
-дополнительные
|
М.Л.
Каленчук, Н.А.Чуракова, О.В. Малаховская, «Русский язык», часть 2, учебник
для 4 класса.
Мультимедийное
оборудование, интерактивная доска, лист самооценки обучающегося, карточки с
заданиями, карточки с текстами, презентация, магнитофон, музыкальная
композиция в исполнении Людмилы Зыкиной «Течет река Волга», композитор Марк Фрадкин, слова поэта Льва Ошанина..
|
Организация
пространства
|
Фронтальная
работа, работа в парах, групповая работа.
|
ХОД
УРОКА
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников
|
Обучающие
и развивающие задания каждого этапа
|
Формируемые
универсальные
учебные действия
|
1. Мотива-ция к учебной деятель-ности
|
Включение
в деловой ритм
Устное
сообщение учителя
|
Готовятся
к работе
|
-Здравствуйте!
Сегодня у нас на уроке много гостей и, как гостеприимные хозяева, окажем им
внимание.
–
Ребята, давайте улыбнёмся им, поздороваемся. Я рада видеть вас и думаю, что
сегодняшний урок принесёт не только приятное общение друг с другом, но и
новые открытия. Пусть вам помогут ваши сообразительность, смекалка и те
знания, которые вы уже приобрели.
– Все
готовы к уроку. Тогда урок начинается.
|
Учебно-познавательная,
коммуникативная.
ЛУУД:
Включение в учебную деятельность на личностно
значимом уровне.
Метапредметные:
Проверка готовности к уроку; РУУ:самоконтроль и
самооценка; организация рабочего места.
ПУУД:
Предметная готовность.
|
2. Актуали-зация знаний и выявление индиви-дуальных
затруднений
|
Выявляет
уровень знаний. Определяет типичные недостатки.
|
Выполняют
задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности,
мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки
|
Отгадайте
ребус
,,, ,
-
Текст.
-
Что такое текст? (Текст-
это два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу. )
-
Какие виды текстов вы знаете? (описание, рассуждение, повествование, научный,
художественный).
Работая
в парах определите с какими видами нам предстоит работать на сегодняшнем
уроке? Почему?
Вчера я был в цирке и видел тигров. Что
они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с
тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.
Это текст _______________________.
Почему? (повествование)
Вчера я был в цирке и видел
тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза
горят зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.
Это текст _______________________.
Почему? (описание)
Вчера я был в цирке и видел тигров.
Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может, потому что человек
их не боится? Или потому что дрессировщик заботится о них? А как вы думаете?
Это текст _______________________.
Почему? (рассуждение)
|
Личностные: самоопределение.
Коммуникативные:
планирование
учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Познавательные:
логические
– анализ объектов с целью выявления признаков.
Регулятивные:
контроль,
коррекция.
|
3.
Постановка учебной задачи
|
Анализирует
знания учащихся.
|
Формулируют
тему урока и цели. Разрабатывают критерии деятельности на уроке.
|
-Сформулируйте тему урока, опираясь на
это задание. (Тексты: описание, повествование и рассуждения).
- Откройте содержание и скажите, на
какой странице мы будем работать? (34)
- Эта тема новая для вас? (Нет)
- Для чего тогда мы сегодня будем ее
рассматривать? (Чтобы вспомнить виды текстов и научиться их различать)
- А могут, ли все эти три вида
встретится в одном тексте?
- Сформулируйте цель урока. (Учиться
находить, различать и цитировать описание, повествование и рассуждение)
-Чтобы приступить к дальнейшей работе мы
сформулируем критерии оценки вашей деятельности на уроке. (вывешиваю на
доске)
1. Умею подкрепить ответ на вопрос цитированием
соответствующих отрывков.
2. Формулировка выводов.
3. Даю
полный и правильный ответ.
4. Умение работать с толковым словарем.
5. Умение работать в группе, паре.
- В конце урока вы оцените себя по этим
критериям.
+ - у меня все получилось, все задания
выполнял без ошибок;
+- - были трудности, нужна была помощь;
- - мне нужно постараться!
|
Регулятивные:
целеполагание.
Коммуникативные:
постановка вопросов.
Познавательные:
общеучебные
– самостоятельное
выделение, формулирование цели;
|
4. Решение учебной задачи
|
Организуется
деятельность учащихся по решению учебной задачи
|
Работают
с толковым словарем, читают текст, отвечают на вопросы цитированием
соответствующих отрывков.
|
-
Обратите внимание на то, кто автор этого текста.
Миша
говорит, что мы уже читали и обсуждали один текст этого автора. Вы с ним
согласны? Докажите. (Василий Песков «Речка моего детства»)
-
Какой
словарь нам придет на помощь? (Толковый)
-
Какие слова нам необходимо до знакомства с текстом растолковать?
Обратить
внимание на ударение.
Плёс – (179) Широкий, со спокойным
течением участок реки, расположенный между двумя островами.
Откос – (177) 1. Покатый спуск. (Какое
значение подходит к нашему слову, посмотрев на иллюстрации в учебнике?).
Полог – (180) 2.(переносное) То, что
покрывает, окутывает что-нибудь.
Полотно –(180) Картина
(обычно на холсте).
Слобода –(183)
(устаревшее) Здесь: посёлок около города, пригород.
Первичное
восприятие текста. (Читают ученики) МУЗЫКА (Людмилы
Зыкиной «Течет река Волга», композитор Марк Фрадкин, слова поэта Льва Ошанина)..
-
Почему городок назвали Плес?
Ответы
на вопросы с цитированием соответствующих отрывков.
Каким
увидел волжский городок Плес художник Исаак Левитан?
«…взгляд
живописца привлек маленький городок, убегавший от воды круто в гору, в зелень
берез и елок. На берегу стояла бревенчатая церковка, кругом темнел
отражавшийся в Волге лес».
- Как рассказывает
о своих впечатлениях о Плесе автор текста – Василий Песков? Он рассматривает
городок, стоя на одном месте или видит его с разных сторон? Зачитайте цитаты.
Сначала
он смотрит на городок и природу, окружающую его, снизу:
«Овраги в Плесе громадные»; «Глиняные дорожки змейками убегают на кручи мимо
таинственных, непролазно-зеленых оврагов»; «В пахучем царстве зарослей тут
хочется заблудиться». А затем – постепенно поднимаясь на гору:
« Дорожки выводят тебя на вершину откоса под полог громадных старых берез.
Отсюда Волга как на ладони».
- Откуда
открывается самый впечатляющий вид на город?
Самый
эффективный вид на город открывается, если переправиться на лодке на левый
берег: «Через
реку, как бы со стороны, городок виден весь целиком. Видна внизу слева бывшая
рыбачья слобода, виден в ней домик, где жил Левитан. И в мелких подробностях
видны уступы кружевной зелени леса, уступы домов, садов, паутина желтых
дорожек, освещенные солнцем полянки и темные русла оврагов. Светел, зелен,
радостен городок! А у ног его – зеркало Волги».
- Поработайте
в паре.
1. Найдите в тексте, какие выразительные сравнения использует автор, чтобы
дать читателю представление о Плёсе. 2.Найдите какие ещё впечатления,
кроме зрительных, описывает автор? Что он почувствовал? Приведите цитаты.
(1.«
большой многопаубный пароход, приставший тут и не желающий уплывать- так ему
хорошо. Как мачты, белеют церквушки. Нижняя палуба самая оживленная…»;2.
«Глиняные дорожки змейками убегают на кручи…»; 3.«…паутина жёлтых дорожек…»;
4.«…чешуйчатой змейкой уползает дорожка, мощенная камнем…»; 5.«А у ног его –
зеркало Волги».
- (
запахи оврагов «… тут пахнет нагретыми лопухами, ежевикой, жасмином»; запахи
садов и огородов «В огородах возле домов пахнет укропом, нагретой ботвой
помидоров. Пахнет яблоками, колотыми дровами, вяленой рыбой, дымком».
Пуза Закройте глаза и представьте город
Плёс. (30 сек.)
- Какие строчки передают уютную и
спокойную атмосферу городка?
«Плотно друг к другу стоят дома. Почти что
двухэтажные, низ – каменный, верх – деревянный. Заборы. Наличники. Двери с
коваными запорами. В окнах –герань. У заборов – скамейки с обязательными
старушками. Девятнадцатый век!»
-Что
особенно в облике Плеса?
«Сто лет
почти минуло с той поры, когда по желтым дорожкам в гору ходил Левитан. За
сотню лет столько воды унесла в море Волга! Выросли, переменились города на
ее берегах. А Плёс остался Плесом. Возможно, овраги и кручи помешали его
застроить на современный лад»
- Почему
он не изменился? Почему же его так назвали? (Спокойная размеренная
жизнь, без автомобилей, без суеты, без многоэтажных домов, а все как в 19
веке.)
|
Регулятивные: саморегуляция,
контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: общеучебные
– выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и
произвольно строить речевое высказывание; самостоятельное создание способов
решение проблем творческого характера.
Коммуникативные: умение
с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение
монологической и диалогической формами речи.
|
5. Обобщение новых знаний
(групповая
работа с самопровер-кой в классе).
|
Устанавливает
осознанность восприятия.
Организуется
деятельность учащихся в группе
|
Выполняют
задания с объяснением.
Находят
в этом тексте описание, рассуждение и повествование
|
1
группа.
1. Выбрать
капитана.
2. Вспомнить
особенности повествования. (Памятка)
3. Найти и
доказать что этот отрывок повествование.
2
группа.
1. Выбрать
капитана.
2. Вспомнить
особенности описания. (Памятка)
3. Найти и
доказать что этот отрывок описание.
3
группа.
1. Выбрать
капитана.
2. Вспомнить
особенности рассуждения. (Памятка)
3. Найти и
доказать что этот отрывок рассуждение.
-
Какая часть текста в большей мере содержит повествование?
(стр.
34-35) « Летом 1888 года еще малоизвестный молодой пейзажист Исаак
Левитан плыл по волге из Нижнего Новгорода в поисках «Источника сильных
впечатлений» Художник был грустен, даже уныл…Полотна, привезенные с Волги,
сразу поставили Левитана в ряд великих художников.»
-
Зачитайте описание.
(стр.
36-38) (Весь остальной текст)
-
Где же автор рассуждает? Почему городок Плес сейчас выглядит почти также,
как и 100 лет назад?
(стр. 35)
«Сто лет почти минуло с той поры, когда по желтым дорожкам в гору ходил
Левитан. За сотню лет столько воды унесла в море Волга! Выросли, переменились
города на ее берегах. А Плёс остался Плесом. Возможно, овраги и кручи
помешали его застроить на современный лад»
|
Регулятивные: саморегуляция,
контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: общеучебные
– выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и
произвольно строить речевое высказывание; самостоятельное создание способов
решение проблем творческого характера.
Коммуникативные: умение
с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение
монологической и диалогической формами речи.
|
6. Домашнее задание
|
Организую
домашнее задание по выбору
|
Выбирают
тему для домашнего сочинения.
|
1. Почему
Иртыш называют «землероем»?
2. Какой
наш Иртыш?
3. Откуда и
куда держит путь Иртыш?
|
Личностные:
смыслообразование.
|
7. Рефлексия деятельности
|
Организует
рефлексию
|
Осуществляют
самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты,
степень их соответствия.
|
- Чему
научились на уроке?
-Какие
типы текста мы сегодня вспомнили?
-Какие
типы текста вам больше нравятся? Почему?
-Когда
вы будете применять описания?
-Когда
вам понадобятся рассуждения?
- Всё
ли понравилось на уроке?
- Кого
бы вы похвалили?
Проанализируйте
свою работу на уроке. У каждого из вас на парте лежит лист самооценки. Оцените
свою работу на уроке и покажите товарищу, а он вас оценит.
Я очень
довольна вашей работой. Хочу отметить следующих ребят…
– Урок
окончен.
Спасибо
всем.
|
Коммуникативные: умение с
достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: рефлексия.
Личностные:
смыслообразование.
|
Памятка
Текст- это два или несколько
предложений, связанных между собой по смыслу.
Текст-повествование. Автор рассказывает о
каких-либо событиях.
·
(что?
где? когда? с кем? произошло)
·
Начало
действия (герой истории, место, время, с чего всё началось)
·
Развитие
действия (сообщение о действующем лице, что необычного (интересного, смешного
или грустного случилось дальше;глаголы)
·
Далее
перечисляются действия, события.
·
К
тексту можно нарисовать несколько картинок.
·
Текст
заканчивается выводом.
Вопрос
«Что произошло?»
Ведущая
часть речи: глагол.
Текст-описание. Автор описывает что-либо
или кого-либо, чтобы читатель смог это представить. Часто используют приём
сравнения. Сравнение помогает лучше представить то, что описывает автор.
•
(какой?
какая? какое? какие?)
•
Какой
предмет будем описывать (представление предмета)
•
Далее
перечисляются признаки предмета описания (эпитеты, сравнения; имена
прилагательные).
•
К
тексту можно нарисовать только одну картинку.
•
Текст
заканчивается выводом.
Вопрос
«Какой (описываемый объект)?»
Ведущая
часть речи: прилагательное.
Текст-рассуждение. Это стремление человека
найти ответ на волнующий его вопрос. В рассуждении всегда виден ход мысли
человека
•
(как?
зачем? почему?)
•
Тезис.
Начало сочинения в котором говорим, что будем доказывать.
•
Доказательства.
Аргументы (доказательства: так как; потому что; чтобы; для того чтобы …)
•
Вывод.
Вопрос
«Почему?»
Слова,
помогающие оформить рассуждение: по-моему, я думаю, убеждён, мне кажется,
во-первых, во-вторых, например, значит, следовательно, поэтому, итак, таким
образом.
Рефлексия работы в группе:
1. Довольны ли вы результатами своей работы?
2. Что помогло вам справиться с работой?
3. Что нового вы узнали сегодня о своём
любимом уголке природы?
4. Чему научились, работая в группе?
5. Кого в группе вы хотели бы поблагодарить и
за что?
Лист
самооценки
|
Я
«+»,
«+-»,
«-»
|
Сосед
«+»,
«+-»,
«-»
|
Лист
самооценки
|
Я
«+»,
«+-»,
«-»
|
Сосед
«+»,
«+-»,
«-»
|
Лист
самооценки
|
Я
«+»,
«+-»,
«-»
|
Сосед
«+»,
«+-»,
«-»
|
Лист
самооценки
|
Я
«+»,
«+-»,
«-»
|
Сосед
«+»,
«+-»,
«-»
|
Лист
самооценки
|
Я
«+»,
«+-»,
«-»
|
Сосед
«+»,
«+-»,
«-»
|
Умею подкрепить ответ на вопрос цитированием
соответствующих отрывков.
|
|
|
Умею подкрепить ответ на вопрос цитированием
соответствующих отрывков.
|
|
|
Умею подкрепить ответ на вопрос цитированием
соответствующих отрывков.
|
|
|
Умею подкрепить ответ на вопрос цитированием
соответствующих отрывков.
|
|
|
Умею подкрепить ответ на вопрос цитированием
соответствующих отрывков.
|
|
|
Формулировка
выводов.
|
|
|
Формулировка
выводов.
|
|
|
Формулировка
выводов.
|
|
|
Формулировка
выводов.
|
|
|
Формулировка
выводов.
|
|
|
Даю
полный и правильный ответ.
|
|
|
Даю
полный и правильный ответ.
|
|
|
Даю
полный и правильный ответ.
|
|
|
Даю
полный и правильный ответ.
|
|
|
Даю
полный и правильный ответ.
|
|
|
Умение работать с толковым словарем.
|
|
|
Умение работать с толковым словарем.
|
|
|
Умение работать с толковым словарем.
|
|
|
Умение работать с толковым словарем.
|
|
|
Умение работать с толковым словарем.
|
|
|
Умение
работать в группе, паре.
|
|
|
Умение
работать в группе, паре.
|
|
|
Умение
работать в группе, паре.
|
|
|
Умение
работать в группе, паре.
|
|
|
Умение
работать в группе, паре.
|
|
|
Лист
самооценки
|
Я
«+»,
«+-»,
«-»
|
Сосед
«+»,
«+-»,
«-»
|
Лист
самооценки
|
Я
«+»,
«+-»,
«-»
|
Сосед
«+»,
«+-»,
«-»
|
Лист
самооценки
|
Я
«+»,
«+-»,
«-»
|
Сосед
«+»,
«+-»,
«-»
|
Лист
самооценки
|
Я
«+»,
«+-»,
«-»
|
Сосед
«+»,
«+-»,
«-»
|
Лист
самооценки
|
Я
«+»,
«+-»,
«-»
|
Сосед
«+»,
«+-»,
«-»
|
Умею
подкрепить ответ на вопрос цитированием соответствующих отрывков.
|
|
|
Умею
подкрепить ответ на вопрос цитированием соответствующих отрывков.
|
|
|
Умею
подкрепить ответ на вопрос цитированием соответствующих отрывков.
|
|
|
Умею
подкрепить ответ на вопрос цитированием соответствующих отрывков.
|
|
|
Умею
подкрепить ответ на вопрос цитированием соответствующих отрывков.
|
|
|
Формулировка
выводов.
|
|
|
Формулировка
выводов.
|
|
|
Формулировка
выводов.
|
|
|
Формулировка
выводов.
|
|
|
Формулировка
выводов.
|
|
|
Даю
полный и правильный ответ.
|
|
|
Даю
полный и правильный ответ.
|
|
|
Даю
полный и правильный ответ.
|
|
|
Даю
полный и правильный ответ.
|
|
|
Даю
полный и правильный ответ.
|
|
|
Умение
работать с толковым словарем.
|
|
|
Умение
работать с толковым словарем.
|
|
|
Умение
работать с толковым словарем.
|
|
|
Умение
работать с толковым словарем.
|
|
|
Умение
работать с толковым словарем.
|
|
|
Умение
работать в группе, паре.
|
|
|
Умение
работать в группе, паре.
|
|
|
Умение
работать в группе, паре.
|
|
|
Умение
работать в группе, паре.
|
|
|
Умение
работать в группе, паре.
|
|
|
1. Умею подкрепить ответ на вопрос цитированием
соответствующих отрывков.
|
2. Формулировка выводов.
|
3. Даю
полный и правильный ответ.
|
|
4. Умение работать с толковым словарем.
|
5. Умение работать в группе, паре.
|
«+» - У меня всё получилось, все задания
выполнял без ошибок.
«+-» - Были трудности, нужна была помощь.
«-» - Мне нужно постараться!
1.
Почему
Иртыш называют «землероем»?
2.
Какой
наш Иртыш?
3.
Откуда
и куда держит путь Иртыш?
Вчера я был в цирке и видел тигров. Что
они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с
тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.
Это текст _______________________. Почему?
Вчера я был в цирке и видел
тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят
зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.
Это текст _______________________. Почему?
Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему
такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может, потому что человек их не
боится? Или потому что дрессировщик заботится о них? А как вы думаете?
Это текст _______________________. Почему?
1
группа.
1.Выбрать
капитана.
2.Вспомнить
особенности повествования. (Памятка)
3.Найти
в тексте и доказать -повествование.
|
|
2
группа.
1.Выбрать
капитана.
2.Вспомнить
особенности описания. (Памятка)
3.Найти
в тексте и доказать -описание.
|
|
3
группа.
1.Выбрать
капитана.
2.Вспомнить
особенности рассуждения. (Памятка)
3.
Найти в тексте и доказать -рассуждение.
|
Помощь
Где же автор рассуждает? Почему городок Плёс сейчас
выглядит почти также, как и 100 лет назад?
Помощь
Какой Плёс? Какая в нём жизнь? Как выглядит?
Помощь
С чего всё началось? Что было далее? Что подарил Плёс
Исааку Левитану?
ПАМЯТКА
№1
КАК
РАБОТАТЬ В ГРУППЕ
1.
Обсудить полученное задание, определить
цель работы.
2.
Распределить задание между членами группы.
3.
Самостоятельно выполнить свое задание.
4.
Обсудить полученные результаты.
5.
Отчитайтесь о выполненном задании.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.