Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалыУрок литературного чтения по теме "В.Гаршин. Лягушка - путешественница" (4 класс)

Урок литературного чтения по теме "В.Гаршин. Лягушка - путешественница" (4 класс)

Скачать материал

Технологическая карта урока

Учебный предмет:  литературное чтение

Класс: 4 «Б»

Учитель: Павлова Ольга Ильинична

УМК: «Начальная школа XXI века»

Тема урока: В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница»

Тип урока: урок построения системы знаний (общеметодологической направленности)

Цель урока:

1.                  Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

2.                  Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

 

Задачи урока:

1. Познавательные:

 - подвести учащихся к пониманию основной мысли произведения, посредством анализа содержания сказки.

-учиться находить информацию в тексте;

-фиксировать ее в виде плана;

-проводить анализ и синтез объектов;

-развитие художественно-творческих и познавательных способностей,  

- воспитание интереса к чтению.

 

2. Коммуникативные:

 -учиться четко, правильно высказывать свое мнение, доказывать его,

- выявлять точку зрения автора и выражать свою,

- сотрудничать в паре, группе для решения учебной задачи.

 

3. Регулятивные:

 -учиться выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

-использовать установленные правила в контроле способа решения;

-продолжить работу по формированию умения проводить анализ произведения, определять тему, жанр  

 

4. Личностные:

-учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам;

- формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.

-учиться определять свою позицию;

-мотивация к изучению предмета через межпредметную связь окружающего мира и литературного чтения;

-формирование нравственного сознания и эстетического вкуса; понимание духовной сущности произведения

5. Предметные:

-формирование полноценного восприятия художественного произведения – на уровне главной мысли (идеи);

-обучение самостоятельной работе над текстом произведения  (самостоятельно читать, выделять художественные детали, раскрывающие образы героев; определять главную мысль)

 

 

Оборудование:

 

Ход урока

(этапы урока)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Методические рекомендации

1.

Самоопределение к деятельности.

 

 

Обратите внимание на ваше рабочее место.

Работая в группах, помните, уважение друг к другу -  прежде всего. Без уважения друг к другу вы не достигнете положительного результата.

Слушают учителя. Контролируют  готовность рабочего места к уроку.

Регулятивные: формирование основ оптимистического восприятия мира;

нацеливание на успешную деятельность.

 Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания

Допустимы вариации, в зависимости от эмоционального состояния детей.

Дети должны настроить сами себя на положительную и продуктивную работу.

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

 

 

 

 

В каждой группе есть проектный лист. Ознакомьтесь с ним и скажите, какую работу мы будем сегодня на уроке выполнять.

 

 

 Знакомятся с проектным листом. Формулируют план работы на урок:

- анализ текста

- составление плана

- характеристика героя

-

 

 

 

 

Регулятивные: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные:

выдвижение гипотиз, их обсуждение логические – анализ объектов с целью выделения признаков

 

Для получения новых знаний необходимо вспомнить изученный материал и систематизировать его.

3.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

 

Возьмите пьедесталы и на самой верхней ступеньке  запишите тот вид работы, который у вас получается лучше  всего, а на самой нижней тот вид работы, который вызывает затруднение.

Постарайтесь поработать так, чтобы этот урок пошёл вам на пользу.

Описание: D:\сссссссссссссссссссссссссссссссссссссссссс\Desktop\для флэшки\0_9c0ef_7671f58b_L.png

Дети  выполняют инструкцию учителя

 

Познавательные:

способность анализировать собственные знания

Личностные: положительный настрой на сотрудничество.

Коммуникативные:

использование средств языка и речи для получения и передачи информации

Регулятивные:

Выделение и осознание учащимися того, что уже освоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

 

4.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

 

Вчера вы от меня получили письма. Прочитайте  мою просьбу:

Приложение 1. (письма)

1.      Прочитай текст.

2.      Выпиши  из текста буквы записанные другим шрифтом, не пропуская и не заменяя их.

 

 

 

Дети читают буквы, записанные другим шрифтом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные:

 развитие эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

проявлять желание узнать больше

Регулятивные:  

 развивать саморегуляцию – способность к мобилизации сил, к преодолению препятствий

Познавательные:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы,

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

5.

Постановка учебной задачи. (тема и цель урока)

 

Как называется текст?        

Пробовали  прочитать  записанные буквы? Прочитайте. Что у вас получилось?

Почему появилось это имя?

Действительно В.М. Гаршин – автор текста, с которым вы дома знакомились. Более того – это последнее произведение , написанное этим писателем.

Назовите   тему урока.

Ответы детей:

 - Лягушка – путешественница

 - Гаршин Всеволод Михайлович

 

  - автор произведения «Лягушка – путешественница»

 

 

 

Всеволод  Михайлович Гаршин  «Лягушка – путешественница»

Коммуникативные:

 умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем

Регулятивные:

 Выделение и осознание учащимися того, что уже освоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные:

 постановка и решение проблемы

Коммуникативные:

 умение точно и полно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникаций

Личностные:

проявлять желание узнать больше

Самостоятельная деятельность обучающихся, направленная  на  поиск информации.

 

6.

Локализация затруднений и первичный анализ текста.

Гаршин Всеволод Михайлович – русский писатель. Он болел неизлечимой болезнью и прожил всего 33 года. Писал он как для взрослых, так и для детей.  Произведениям, написанным Гаршиным,  давали  высокую оценку  многие  его современники. Среди них были и Л.Н. Толстой, и И.С. Тургенев, и А.П. Чехов.

Перед вами на столах лежат портреты русских  писателей.   Вы должны определить, на каком из них изображён В.М. Гаршин. Можете воспользоваться интернетом.    Если вы внимательно слушали меня, то и без интернета,  без проблем справитесь  с заданием.

 Если бы у вас была возможность встретиться с автором, какой вопрос , связанный с этим произведением вы бы ему задали?

Ответив на вопросы теста, мы увидим, насколько внимательно вы  читали сказку. Тест.

Приложение 2.

Проверка теста с выборочным чтением.

1. Кто является главным героем сказки?

2. Где жила лягушка? Найдите в тексте подтверждение этому.

3. Какая мечта была у лягушки?

4.Почему утки сели на болото? Прочитайте, как об этом говорится в тексте.

5. Почему утки не стали есть лягушку? Найдите в тексте причину, по которой утки не стали есть лягушку.

6. Почему лягушка попросила уток лететь пониже?                              Найдите в тексте предложение, которое  подтверждает ваш ответ.

7. Почему лягушка не добралась до юга?                                                   Давайте прочитаем по ролям отрывок, где описывается восхищение людей и хвастовство лягушки. Начните со слов «И лягушке ужасно захотелось…» до слов «И с этим криком…»

8. Кто виноват в том, что лягушка не попала в тёплые края?

После урока я соберу тесты и завтра мы проанализируем ошибки, если такие были.

Дети записывают вопрос на листочках и помещают его …..

Дети выбирают портрет автора произведения с опорой на рассказ учителя или средств интернета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей:

 - Лягушка – путешественница.

 

Дети находят ответ в произведении.

 

 - побывать на юге

Дети читают отрывок из произведения.

 

 

 

Лягушка была большой.

 

 

 

Чтобы услышать что о ней говорят другие. Проявляет хвастовство.

 

 

 

Дети читают отрывок по ролям.

 

 

 

 

 

 

 

Сама лягушка.

 

 

 

Регулятивные:

 умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществления предвосхищающего  контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками

Познавательные:

 умение устанавливать причинно – следственные связи.

Применять методы информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные:

 управление поведением партнёра(контроль, коррекция, оценка его действий)

 

Учитель расставляет акценты на затруднения для успешного разрешения трудностей.

7.

Построение проекта выхода из затруднений.

К какому жанру относится это произведение? Попробуйте доказать свою правоту.

 

Любая литературная сказка строится в определённой композиции.  

Я приглашаю по одному человеку  от группы к доске, чтобы выстроить эту последовательность на доске.

 

 

Для чего нам это надо?

 

 

 

Составьте план к сказке и запишите его на проектных листах. Помните, что важно правильно определить, какой момент в сказке является кульминацией.

 

Литературная сказка

 

 

 

 

 

Дети выставляют карточки

ЭКСПОЗИЦИЯ

 
 

 


 ЗАВЯЗКА

 
                                           

 

 


Это помогает нам правильно составить план.

 

 

Личностные: проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с художественной культурой.

Умение распределять роли

Коммуникативные:

 умение работать в статичных и мигрирующих группах

участие в продуктивном диалоге;

Регулятивные:

умение действовать по плану и планировать свою деятельность

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации.

При помощи наводящих вопросов и специально построенных заданий строится выход из затруднений

 

 

 

 

 

 

Одна группа составляет картинный план у доски,            а остальные – записывают  на проектных листах.

8.

Включение в систему знаний и повторение.

Сверка составленных планов.

 

Давайте посмотрим, какой представляет нам автор лягушку в разных эпизодах сказки. Подберите 3 прилагательных.

 

 

Какое чувство испытывает автор по отношению к лягушке, используя такие фразы:

- шлёпнулась с сучка;

- выражение морды было самое сияющее;

- полетела  вверх  тормашками;

- бултыхнулась в грязный пруд;

- уронить лягушачье достоинство

Каждая группа даёт характеристику  главному герою в разных эпизодах сказки. Записывает на карточках и размещает на доске.

Доказывают свой выбор.

 

Автор относится к лягушке с иронией, слегка улыбается над её  хвастовством , поведением.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Познавательные:

 построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные:

умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Личностные:

проявлять внимание и положительное отношение к процессу познания, желание узнать больше.

Отработка нового материала

9.

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации(проблемные задания)

 

Составьте  синквейн к образу лягушки  из сказки «Лягушка – путешественница»

Проверка

Прочитайте, что у вас получилось.

 

 

Давайте обратимся к тем вопросам, что вы задавали автору.

( учитель зачитывает вопрсы, придуманные детьми)

 

Постарайтесь придумать другое завершение сказки.

Дети в группах  составляют синквейн.

 

 

 

 

 

 

Дети предполагают, как автор мог бы на них ответить.

 

 

Дети в группах придумывают иное окончание сказки.

Регулятивные:

 умение действовать по плану

Познавательные:  самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера;

 построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные:

проявлять активность в деятельности.

Личностные: готовность к сотрудничеству и дружбе.

 

10.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Дома вы напишете в тетрадях по литературе ваше отношение к лягушке – путешественнице, используя форму «считаю _____, потому что______ . Используя слова во – первых, во – вторых.»

Дети слушают инструкцию учителя.

Регулятивные:

Познавательные Коммуникативные

Личностные

 

11.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

 

Возьмите ваши пьедесталы и обратите внимание на нижнюю ступеньку.  Если вам хоть чуть – чуть было легче справиться с той работой, что там вами указана, проведите стрелочку вверх, если вы  изменений не почувствовали, то поставьте точку.

 

А в завершении хочется сказать вам, что в древнеиндийском народном творчестве есть похожий сюжет. Только в роли лягушки выступает черепаха, а вместо уток – гуси.

Дети анализируют свою работу и на пьедесталах фиксируют её результат.

Личностные: оценивать собственную учебную деятельности;

формирование адекватной, позитивной осознанной самооценки и самопринятия; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях

Регулятивные:

 осуществлять итоговый контроль

Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

Коммуникативные:

проявлять активность в деятельности

На данном этапе полученные знания приводятся в систему

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок литературного чтения по теме "В.Гаршин. Лягушка - путешественница" (4 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Менеджер гостиничного комплекса

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Учебный предмет:  литературное чтение

Класс: 4 «Б»

Учитель: Павлова Ольга Ильинична

УМК: «Начальная школа XXI века»

Тема урока: В.М. Гаршин «Лягушка – путешественница»

Тип урока: урок построения системы знаний (общеметодологической направленности)

Цель урока:

1.                  Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

2.                  Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

 

Задачи урока:

1. Познавательные:

 - подвести учащихся к пониманию основной мысли произведения, посредством анализа содержания сказки.

-учиться находить информацию в тексте;

-фиксировать ее в виде плана;

-проводить анализ и синтез объектов;

-развитие художественно-творческих и познавательных способностей,  

- воспитание интереса к чтению.

 

2. Коммуникативные:

 -учиться четко, правильно высказывать свое мнение, доказывать его,

- выявлять точку зрения автора и выражать свою,

- сотрудничать в паре, группе для решения учебной задачи.

 

3. Регулятивные:

 -учиться выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

-использовать установленные правила в контроле способа решения;

-продолжить работу по формированию умения проводить анализ произведения, определять тему, жанр  

 

4. Личностные:

-учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам;

- формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.

-учиться определять свою позицию;

-мотивация к изучению предмета через межпредметную связь окружающего мира и литературного чтения;

-формирование нравственного сознания и эстетического вкуса; понимание духовной сущности произведения

5. Предметные:

-формирование полноценного восприятия художественного произведения – на уровне главной мысли (идеи);

 

-обучение самостоятельной работе над текстом произведения  (самостоятельно читать, выделять художественные детали, раскрывающие образы героев; определять главную мысль)

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 662 127 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 474
    • DOCX 101.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Павлова Ольга Ильинична. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Павлова Ольга Ильинична
    Павлова Ольга Ильинична
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 46
    • Всего просмотров: 12347
    • Всего материалов: 11

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Основы религиозных культур и светской этики: проблемы и перспективы преподавания в начальной школе

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 206 человек из 54 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 437 человек

Курс повышения квалификации

Новые методы и технологии преподавания в начальной школе по ФГОС

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 951 человек из 81 региона
  • Этот курс уже прошли 7 690 человек

Курс повышения квалификации

Продуктивность учебной деятельности младших школьников общеобразовательного учреждения в рамках реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 224 человека из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 6 059 человек

Мини-курс

Психологические механизмы и стратегии: сохранения психологического равновесия

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Психологическое консультирование семей: от неблагополучия к гармонии

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Эффективное управление запасами

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе