Технология
проведения
|
Деятельность
учеников
|
Деятельность
учителя
|
|
|
I. Мотивация к
учебной деятельности (2 мин)
Цели:
- актуализировать
требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание
условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в
учебную деятельность;
- установить
тематические рамки;
- уточнить тип
урока и наметить шаги учебной деятельности.
|
На прошлом уроке
начали изучать главу «Вода и её свойства» и изучили свойства воды в жидком
состоянии.
1. Вода
прозрачная бесцветная жидкость, не имеет запаха и вкуса.
2. Состоит из
отдельных мельчайших частиц.
3. Может
находиться в газообразном, жидком и твёрдом состояниях.
4. Жизнь на земле
не возможна без воды. Она входит в состав любого организма.
5. Для многих
вода жилой дом.
6. Мы должны
беречь и охранять природу.
Нет, хочется
узнать что-то новое.
Открывать новые
знания.
1. Выясняю, что
я не знаю.
2. Ищу способ.
3. Нахожу ответ.
|
-Здравствуйте, ребята! Садитесь. (Включается видеофрагмент о воде)
(во время видеофрагмента)
-Вода – красота всей природы. Вода жива, жива и волнуется ветром, она
движется и даёт жизнь и движение всему окружающему.
- Почему урок мы начинаем с этого видеофрагмента?
- Что мы узнали?
слайд 1
71% земной поверхности занято водой
65% массы тела человека составляет вода
500 литров в сутки необходимо одному человеку
Береги природу!
|
- Достаточно ли информации мы узнали о воде?
- Что будем делать для этого?
- Какие шаги делаем при открытии новых знаний?
слайд 3
1. Выясняю, что я не знаю.
2. Ищу способ.
3. Нахожу ответ.
|
|
|
II. Актуализация
и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (10 мин)
Цели:
-организовать
выполнение учащимися пробного учебного действия;
- организовать
фиксирования учащимися индивидуального затруднения.
|
- Осязания.
1 вар. – да,
можно определить!
2 вар. - нет,
нельзя!
|
- С помощью каких органов чувств можно определить тёплая вода или
холодная.
- Можно ли с уверенностью сказать, что не ошибаешься и точно
определить, что вода тёплая?
|
|
III. Выявление
места и причины затруднения
(2 мин)
Цели:
- выявить место
(шаг, операция) затруднения;
- зафиксировать
во внешней речи причину затруднения.
|
- Появилось две
версии.
- Провести опыт.
- Нет, нельзя. С
помощью ощущений точно определить температуру воды не удаётся.
1. Не знаем, как
определить точную температуру воды, с помощью чего?
2. Как это
происходит?
3. Как устроен
термометр?
4. Как появился?
-Температуру воды
можно определить с помощью термометра.
- Термометр.
Прибор, который
применяется для измерения температуры воды.
-Нет.
|
1.
- В каком месте возникло затруднение?
2. Выполнение пробного действия.
- 2 ученика выходят к столу для опытов. По моей команде указательный
палец руки каждый из вас опускает в сказанной мной стакан.
1 ст. холодная вода, 2ст. тёплая, 3 ст. прохладная.
1 уч.- 1 ст., 2 уч.- 2 ст.,1 и 2 уч. вместе в 3 стакан.
3. Фиксация индивидуального затруднения.
- Что чувствуете? Вода тёплая или холодная?
- Можно ли точно определить температуру воды с помощью ощущений?
Почему возникло затруднение?
слайд 4
1. Не знаем, как определить точную температуру
воды, с помощью чего?
2. Как это происходит?
3. Как устроен термометр?
4. Как появился?
|
- Учебник стр. 63 последний абзац, читает ученик вслух для всех.
слайд 5
- На какой вопрос нашли ответ?
- Можете ли сформулировать тему сегодняшнего урока.
- А почему в начале урока начали разговор о воде?
- На все вопросы ответили?
|
|
IV. Построение
проекта выхода из затруднения
(3 мин)
Цели:
- организовать постановку цели урока;
- организовать составление совместного плана действий;
- определить
средства.
|
Сами искать
способ.
Узнать, как
устроен термометр.
Почему он может показывать
температуру воды.
Кто изобрёл
прибор. Как с ним обращаться.
1. Сами попробуем
узнать устройство термометра, как он работает.
2. Сопоставить
свои предположения с учебником, спросить у учителя.
3. Устраним
затруднения.
4. Применим новые
знания.
- Свой опыт,
учебники, учитель.
|
- Что же будем
делать?
- Какую цель
ставим?
- Наметим план
действий.
- Что нам поможет
реализовать свой план?
|
|
V. Реализация
построенного проекта
(10 мин)
Цели:
- реализовать
построенный проект в соответствии с планом;
- зафиксировать
новое знание в речи и знаках;
- организовать
устранение и фиксирование преодоления затруднения;
- уточнить тему
урока.
VI. Первичное
закрепление с проговариванием во внешней речи
(8 мин)
Цель:
- организовать усвоение учениками нового способа действий с
проговариванием во внешней речи.
|
- Знание какого свойства жидкости навело человека на мысль о
возможности создания термометра?
- В трубочке.
- Нет.
- Учебник.
1. Термометр состоит из стеклянной трубочки и пластины с
делениями. которая называется шкалой.
Изобрёл термометр шведский учёный Андерс Цельсий, 300 лет назад, в
1742 году.
( делают модель термометра)
2. – если поместить термометр в тающий лёд, то столбик с жидкостью
остановится на отметке 0 градусов.
- в кипящей воде жидкость расширяется и поднимается вверх и
остановится на делении 100 градусов
- 1 деление – 1 градус.
- тепло от 0 и вверх, холодно от 0 вниз.
- температура измеряется в градусах, записывается ...
+24, +4, +5.
- У медицинского
термометра в стеклянной трубочке ртуть.
- очень опасна,
сильный яд,
слайд 8
- если градусник разбился надо:
1.
Сообщить взрослым
2.
Собрать стёкла,
согнать кисточкой шарики ртути на лист бумаги, собрать в стеклянную банку с
плотной крышкой и отнести в аптеку.
|
- Температура
тела человека 36,6; 37 отмечено красным – начинается повышение температуры.
|
1. Работа с
учебником.
- стр. 64
рассмотрите рисунки.
- Прочитай
задание под рисунком.
2. Подводящий
диалог.
- Где это
происходит?
- Как называется
эта часть термометра?
- Кто это
заметил?
стр. 65
- Как устроена
шкала термометра?
- На все ли
вопросы вы ответили полностью?
- Куда можно
обратиться за помощью?
3. Сопоставление
с учебником. ( по выбору)
- Ваша задача
узнать больше нового, поэтому выберите для изучения вопрос, который меньше
всего понятен, известен.
слайд 6
1.
Знание
какого свойства жидкости навело человека на мысль о возможности создания
термометра? ( стр. 64)
2.
Как
устроена шкала термометра? (стр. 65)
3.
Устройства
и правила работы с медицинским термометром. (стр.67)
|
4. Фиксация новых
знаний в речи и первичное закрепление.
- Расскажи, что
ты, узнал изучив учебник, о чём не говорили ещё на уроке?
- Вопрос 1 (слайд
7) схема термометра. Можем сделать модель термометра? ( конверты с
элементами)
- Вопрос 2 (
термометр с делениями)
- учебник стр. 67
- 1 абзац
- Какую
температуру нужно показать на модели термометра?
Вопрос 3
|
|
VII.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (7 мин)
Цели:
- организовать
выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
- организовать
самопроверку по эталону, самооценку;
- организовать
выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
|
- температура
горячей воды 100 градусов, тёплой 50 – сумма 150. Сравним с температурой
тающего льда 0 градусов.
|
- Учебник стр.
66. ( значок поставим опыт)
- Прочитайте
задание
- Весь ряд
подходит к столам для опытов. Командир есть в каждой команде, назначает детей
выполняющих опыт, остальные наблюдают и записывают результаты.
слайд 9
- После
выполнения опыта садимся на свои места. читаем задание до конца и выполняем
его.
- Расскажи о
своих наблюдениях, какой вывод сделал?
|
|
VIII.
Включение в систему знаний и повторение. (7 мин)
- организовать включение новое знание в систему знаний;
- организовать повторение учебного содержания,
необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
|
Да, ....
|
- Пригодятся ли
знания, полученные на уроке в жизни?
- Каждый из вас
может проверить, как вы работали на уроке с помощью теста.
Слайд 10
- Проверьте
правильность, сверив ответы.
слайд 11
- Какие вопросы
для вас оказались сложными?
|
|
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(3 мин)
Цели:
- зафиксировать
новое содержание урока;
- организовать
рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
|
- Нашли ответы на
все вопросы, делали опыты, подтверждая практическим путём применение
термометра.
- Нужно
поработать над некоторыми вопросами.
- Ещё раз
прочитать, повторить, найти интересные факты, фотографии.
|
-Вернёмся к
вопросам, которые вы задавали себе в начале урока?
слайд12
1. Не знаем, как определить точную температуру
воды, с помощью чего?
2. Как это происходит?
3. Как устроен термометр?
4. Как появился?
|
- Что можете сказать?
- У нас на
столах модель термометра, дайте оценку по шкале своей работе, начнём с 0 и
покажем только тёплую погоду на нашем уроке.
- Почему не все
оценили себя на самый высший балл?
- Что же нужно
будет сделать дома?
- Спасибо за
урок, очень порадовали, с нетерпением жду
интересных фактов
и фотографий по теме « Термометр и его устройство.
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.