Инфоурок Музыка Другие методич. материалыТехнологическая карта изучения темы: "Жанры инструментальной и вокальной музыки" 5 класс

Технологическая карта изучения темы: "Жанры инструментальной и вокальной музыки" 5 класс

Скачать материал

Технологическая карта изучения темы.

 Предмет

Музыка

Класс

5

Тип урока

Комбинированный  урок

Тема

Жанры  инструментальной  и вокальной  музыки

Цель

Познакомить учащихся  с  понятием  жанр  в  инструментальной и вокальной  музыке. Воспитание эстетических чувств, обогащение нравственного опыта, нравственных чувств.

 

Основные термины  и понятия

Жанр, инструментальная  музыка, вокальная  музыка.

 

Планируемый результат.

Предметные умения: Умение  различать жанры вокальной и инструментальной  музыки;   выражать своё  отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой.

Раскрыть образное содержание и определить средства музыкальной выразительности.

.

 

.

 

 

 

 

Личностные  УУД: Смыслообразование,

Ценностное отношение к музыкальным традициям

 

 

Регулятивные  УУД:

Регулятивные : целеполагание, планирование, самоконтроль, оценка

 

 

Познавательные  УУД: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать, самостоятельно составлять алгоритм действий

Контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем.

Извлечение необходимой информации

 

Коммуникативные   УУД: Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества,

Аргументация своего мнения и позиция в коммуникации

 

Книгопечатная продукция: учебник «Музыка 5 класс» Е.Д Критская ,Методические рекомендации Е.Д Критская «Система заданий 5-7 классы».

 

 

ТСО

(технические средства обучения):  компьютер, проектор, презентация, музыкальный центр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация пространства.

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Индивидуальная

Самостоятельная

Просмотр- анализ работ

 

ТСО:

компьютер, проектор, презентация, музыкальный центр.

 

                                                                           Технология изучения.

 

            

Этапы урока

Формируемые умения

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

1.Организационный

(этап мотивации).

Личностные УУД:

 

 

 

 

 

Метапредметные  УУД:

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль

 

 

Подготовка учащихся к работе на уроке:

выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований

1.Добрый день ребята!

 

Я прошу вас проверить как организованно ваше рабочее место.

 

Музыкальное приветствие

Выполняют требования учителя

2. Актуализация опорных знаний и умений.

Метапредметные  УУД:

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

-обсуждать задание

-выражать в творческой работе своё отношение

- находить ответы на  заданные вопросы

Активизация мыслительных операций(ана-лиз,обобщение,классификация) и  познавательных процессов(внимание, память).

 

Сегодня мы продолжим знакомство с жанрами вокальной и инструментальной музыки, где музыкальные средства могут и без слов сказать  очень многое. И я уверена, что каждый из вас, слушая музыку,

разделит те же настроения, мысли, чувства, которые испытывал композитор и возьмет от музыки то, что ему нужно и близко

Отвечают, высказывают свое мнение.

3.Постановка учебной проблемы.

Метапредметные УУД

регулятивные:

- отличать различные виды объектов выполняемого задания;

-осуществлять самоконтроль;

предметные:

- правильно владеть музыкальными  терминами;

- сравнивать образы;

-находить общее и разное;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

-умение грамотно ( точно , понятно и развёрнуто)выражать свои мысли   с помощью разговорной речи ,во время ответов.

Познавательные УУД       - действия по исследованию, поиску и отбору необходимой информации,

моделированию изучаемого материала;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Обеспечение мотивации для принятия цели учебно-позна-вательной деятельности творческого характера учащимися

 

 

Что такое  жанр?   Жанр (от фр. genre — род) — общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства и связи явлений мира искусства, совокупность формальных и содержательных особенностей произведения.

Какие    жанры  вокальной  музыки вы знаете?

 

 

А что стало бы с песней без стихотворного текста?

Верно ли  утверждение, что  музыкальные средства выражают мысли композитора

Правильно, мелодия – это мысль, выраженная звуком.

Композитор звуками словно говорит, рассказывает, выражает свои мысли. А средства  музыкальной  выразительности  помогают ему  создать образ  произведения.

 

 

Осталась бы  одна мелодия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Песня , романс,  ария, опера.

 

4.Формулирование  учебной проблемы, планирование действий.

Личностные УУД

Устанавливать связь между целью и мотивом(зачем?) учебной деятельности, обсуждать задание;

-создание творческого и реалистичного  объекта. Задания;

- уметь выражать в своей работе  отношение к создаваемому объекту.

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- сравнивать  предлагаемые образы, находить в них  общее и различное(  характер формы,  цветовое решение);

-под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке .

Создание  условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач

Давайте вспомним: СЛАЙД №1 .Верно ли утверждение

1. в основе произведения вокального жанра всегда заложен литературный текст.

А что стало бы с песней без стихотворного текста?

 

Верно ли 2.Музыкальные средства выражают мысли композитора

Правильно, мелодия – это мысль, выраженная звуком.

3. Вокализ – концертное произведение для пения с инструментальным сопровождением.

СЛАЙД №2 (тема, эпиграф)

 

Наигрываю мелодию «Вокализа» С.Рахманинова.

1.Узнали произведение?

рассказывает, выражает свои мысли.

Исполнение  мелодии  «Вокализа»  С.Рахманинова

Добиться  плавности исполнения  мелодии.  Правильного  дыхания.

А теперь вспомним  жанры  инструментальной  музыки.

Есть в  инструментальной  музыке  произведения, которые называются  «Песни  без  слов».

Факты из биографии Мендельсона.

Среди этих «Песен без слов» есть  «Песни венецианских гондольеров» Ф Мендельсона

Слайд №7

Кто такие гондольеры?

Эти песни написаны в жанре баркаролы – песни на воде. В переводе с итальянского баркарола можно перевести как качающаяся лодка.

Послушаем одну из «Песен венецианских гондольеров» Феликса Мендельсона.

1.Определите на каких инструментах исполнялась музыка?

2.Какие образы в ней нарисованы?

 Слушание.

Инструменты?

3.Какое звучание у солирующего деревянно-духового инструмента – кларнета?

Образы?Водная зыбь, или легкое волнение. Лодочник гребет веслом, мечтает о любви, поет.

5.К какому жанру  относится эта баркарола?

 

Думают, высказывают мнения, обсуждают.

 

 

 

 

 

 

Осталась бы одна мелодия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Балет, концерт. симфония, пьесы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бархатное,  мягкое  звучание

 

 

 

 

Жанр романса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Открытие нового знания

Метапредметные УУД:

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний( определение границ знания-незнания);

коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

- ориентироваться в учебнике и тетради;

-находить ответы на вопросы  с помощью своего жизненного опыта,  имеющихся в наличии иллюстраций и презентации;

- уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию;

-владеть опытом обобщения по теме урока;

регулятивные:

-уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя и определять её последовательность;

-анализировать свою творческую деятельность;

- определять критерии  сравнения изучаемого и усвоенного   в правильном восприятии материала( знаний) на уроке и проводить его.

Установление правильности  и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений

, их коррекция.

Цель урока: Расширение представлений учащихся о жанрах вокальной и инструментальной музыки.

План урока: Знакомство с  произведением С.В. Рахманинова   «Вокализ», Ф. Мендельсон    «Песня  без  слов». Творческая работа -самостоятельная работа Подведение итогов 

4 слайд  средства  музыкальной выразительности произведения .

 

 

 

,Дети  слушают  музыку смотрят  слайды, обсуждают.

6. Первичная проверка понимания

Метапредметные УУД:

регулятивные:

- определять и формулировать деятельность на уроке;

- под руководством учителя, планировать свою деятельность на уроке и определять последовательность своих действий;

-проводить анализ творческой деятельности ;

- определять критерии  сравнения изучаемого и усвоенного   в правильном восприятии материала( знаний) на уроке и проводить его.

Установление правильности  и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений

, их коррекция.

Стали бы эти  музыкальные  сочинения  более  понятными  слушателям, если бы были написаны на  поэтические  тексты?

 

7.Применение новых знаний.

Предметные:

- уметь определять черты русской национальной музыки,

-умение слушать музыку, анализировать и  давать собственную оценку.

Метапредметные УУД

регулятивные:

- анализировать правильность выполнения задания;

-осуществлять самоконтроль;

-   последовательность своих действий на уроке;

познавательные:

- проводить анализ своей творческой деятельности;

-проводить сравнение объясняя его критерии;

коммуникативные:

слушать и понимать речь других;

- умение развёрнуто и точно (понятно и доступно) выражать свои мысли во время ответов

Обеспечение усвоение новые знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации.

Умение  определять жанры  инструментальной  и вокальной  музыки.

 

8.Рефлексия учебной деятельности

Личностные УУД

- установление связи между целью  деятельности и её результатом;

- обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке;

- уметь критически оценивать творческие работы  ( свои и одноклассников), определять лучшие и  разделять их по уровню качества;

Метапредметные УУД

регулятивные :

- осуществлять самоконтроль;

-давать оценку деятельности на уроке( совместно с учителем и одноклассниками);

коммуникативные:

-уметь точно, развёрнуто и грамотно выражать свои мысли.

Анализ и оценка успешности достижения цели. Выявление качества и уровня овладения знаниями.

Как ты   понимаешь  смысл  выражения   : «Музыкальный  язык  не  требует  перевода,  он  понятен  всем.»

 

 

 

 

 

 

 

 

Подводит итог урока.

Задает дом. задание. Сравнить   мелодии  лирических  песен  с  мелодиями  «Песен  без  слов», найти  сходные  и различные  черты. 

Ответы и рассуждения детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети записывают в дневник

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Технологическая карта изучения темы: "Жанры инструментальной и вокальной музыки" 5 класс"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Консультант по трудоустройству

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Технологическая карта изучения темы:

"Жанры  инструментальной  и вокальной  музыки" 5 класс

Цель:

Познакомить учащихся с понятием жанр в инструментальной и вокальной музыке. Воспитание эстетических чувств, обогащение нравственного опыта, нравственных чувств.

Основные термины и понятия:

Жанр, инструментальная музыка, вокальная музыка.

Предметные умения: Умение различать жанры вокальной и инструментальной музыки; выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой.

 

Раскрыть образное содержание и определить средства музыкальной выразительности.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 159 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 455
    • DOCX 31.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Архипенко Анна Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Архипенко Анна Владимировна
    Архипенко Анна Владимировна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 5
    • Всего просмотров: 59252
    • Всего материалов: 36

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания вокала в ДМШ и ДШИ

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 62 человека из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 165 человек

Курс повышения квалификации

Музыкальный менеджмент: стратегии успеха и профессиональное развитие в бизнесе

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Музыковедение

Музыковед

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Анализ межпредметных связей: связь педагогики с научными дисциплинами

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Национальная система учительского роста: путь к эффективности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Личность в психологии

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 14 регионов