Этапы
урока
|
Формируемые
умения
|
Цели
этапа
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
обучающегося
|
1.Организационный
(этап
мотивации).
|
Личностные УУД:
Метапредметные
УУД:
регулятивные:
-осуществлять
самоконтроль
|
Подготовка
учащихся к работе на уроке:
выработка
на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных
требований
|
1.Добрый
день ребята!
Я прошу вас
проверить как организованно ваше рабочее место.
Музыкальное
приветствие
|
Выполняют требования
учителя
|
2.
Актуализация опорных знаний и умений.
|
Метапредметные
УУД:
регулятивные:
-осуществлять
самоконтроль;
-
овладевать умением прогнозировать;
коммуникативные:
-обсуждать
задание
-выражать
в творческой работе своё отношение
-
находить ответы на заданные вопросы
|
Активизация
мыслительных операций(ана-лиз,обобщение,классификация) и
познавательных процессов(внимание, память).
|
Сегодня мы продолжим знакомство с жанрами вокальной и
инструментальной музыки, где музыкальные средства могут и без слов
сказать очень многое. И я уверена, что каждый из вас, слушая музыку,
разделит те же настроения, мысли, чувства, которые испытывал композитор
и возьмет от музыки то, что ему нужно и близко
|
Отвечают,
высказывают свое мнение.
|
3.Постановка
учебной проблемы.
|
Метапредметные
УУД
регулятивные:
-
отличать различные виды объектов выполняемого задания;
-осуществлять
самоконтроль;
предметные:
-
правильно владеть музыкальными терминами;
-
сравнивать образы;
-находить
общее и разное;
коммуникативные:
-
слушать и понимать речь других;
-умение
грамотно ( точно , понятно и развёрнуто)выражать свои мысли с помощью
разговорной речи ,во время ответов.
Познавательные
УУД - действия по исследованию, поиску и отбору
необходимой информации,
моделированию
изучаемого материала;
-
самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.
|
Обеспечение
мотивации для принятия цели учебно-позна-вательной деятельности творческого
характера учащимися
|
Что такое жанр? Жанр (от фр. genre — род) — общее понятие, отражающее наиболее существенные
свойства и связи явлений мира искусства, совокупность формальных и содержательных
особенностей произведения.
Какие жанры вокальной музыки вы
знаете?
А что стало бы с песней без
стихотворного текста?
Верно ли утверждение, что музыкальные
средства выражают мысли композитора
Правильно, мелодия – это мысль, выраженная
звуком.
Композитор звуками словно говорит,
рассказывает, выражает свои мысли. А средства музыкальной выразительности
помогают ему создать образ произведения.
|
Осталась
бы одна мелодия.
Песня , романс, ария, опера.
|
4.Формулирование
учебной проблемы, планирование действий.
|
Личностные
УУД
Устанавливать
связь между целью и мотивом(зачем?) учебной деятельности, обсуждать задание;
-создание
творческого и реалистичного объекта. Задания;
- уметь
выражать в своей работе отношение к создаваемому объекту.
регулятивные:
-
определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- сравнивать
предлагаемые образы, находить в них общее и различное( характер формы, цветовое
решение);
-под
руководством учителя планировать свою деятельность на уроке .
|
Создание
условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач
|
Давайте вспомним: СЛАЙД №1 .Верно ли
утверждение
1. в основе произведения вокального жанра
всегда заложен литературный текст.
А что стало бы с песней без
стихотворного текста?
Верно ли 2.Музыкальные средства выражают
мысли композитора
Правильно, мелодия – это мысль, выраженная
звуком.
3. Вокализ – концертное произведение для
пения с инструментальным сопровождением.
СЛАЙД №2 (тема,
эпиграф)
Наигрываю мелодию «Вокализа»
С.Рахманинова.
1.Узнали
произведение?
рассказывает, выражает свои мысли.
Исполнение мелодии «Вокализа»
С.Рахманинова
Добиться плавности исполнения мелодии.
Правильного дыхания.
А теперь вспомним жанры инструментальной
музыки.
Есть в инструментальной музыке
произведения, которые называются «Песни без слов».
Факты из биографии Мендельсона.
Среди этих «Песен без слов» есть «Песни
венецианских гондольеров» Ф Мендельсона
Слайд №7
Кто такие гондольеры?
Эти песни написаны в жанре баркаролы –
песни на воде. В переводе с итальянского баркарола можно перевести как
качающаяся лодка.
Послушаем одну
из «Песен венецианских гондольеров» Феликса Мендельсона.
1.Определите на каких инструментах исполнялась музыка?
2.Какие образы в ней нарисованы?
Слушание.
Инструменты?
3.Какое звучание у солирующего деревянно-духового инструмента – кларнета?
Образы?Водная
зыбь, или легкое волнение. Лодочник гребет веслом, мечтает о любви, поет.
5.К какому жанру
относится эта баркарола?
|
Думают,
высказывают мнения, обсуждают.
Осталась бы одна мелодия.
Балет, концерт. симфония, пьесы.
Бархатное, мягкое звучание
Жанр романса.
|
5.Открытие
нового знания
|
Метапредметные
УУД:
познавательные:
- ориентироваться
в своей системе знаний( определение границ знания-незнания);
коммуникативные:
-слушать
и понимать речь других;
-
ориентироваться в учебнике и тетради;
-находить
ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта, имеющихся в наличии
иллюстраций и презентации;
- уметь
точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию;
-владеть
опытом обобщения по теме урока;
регулятивные:
-уметь
планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя и определять
её последовательность;
-анализировать
свою творческую деятельность;
-
определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном
восприятии материала( знаний) на уроке и проводить его.
|
Установление
правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов
и неверных представлений
, их
коррекция.
|
Цель урока: Расширение представлений
учащихся о жанрах вокальной и инструментальной музыки.
План урока: Знакомство с произведением С.В. Рахманинова «Вокализ»,
Ф. Мендельсон «Песня без слов». Творческая работа -самостоятельная
работа Подведение итогов
4 слайд средства музыкальной выразительности произведения .
|
,Дети
слушают музыку смотрят слайды, обсуждают.
|
6.
Первичная проверка понимания
|
Метапредметные
УУД:
регулятивные:
-
определять и формулировать деятельность на уроке;
- под
руководством учителя, планировать свою деятельность на уроке и определять
последовательность своих действий;
-проводить
анализ творческой деятельности ;
-
определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном
восприятии материала( знаний) на уроке и проводить его.
|
Установление
правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов
и неверных представлений
, их
коррекция.
|
Стали бы
эти музыкальные сочинения более понятными слушателям, если бы были
написаны на поэтические тексты?
|
|
7.Применение
новых знаний.
|
Предметные:
- уметь
определять черты русской национальной музыки,
-умение
слушать музыку, анализировать и давать собственную оценку.
Метапредметные
УУД
регулятивные:
-
анализировать правильность выполнения задания;
-осуществлять
самоконтроль;
-
последовательность своих действий на уроке;
познавательные:
-
проводить анализ своей творческой деятельности;
-проводить
сравнение объясняя его критерии;
коммуникативные:
слушать
и понимать речь других;
- умение
развёрнуто и точно (понятно и доступно) выражать свои мысли во время ответов
|
Обеспечение
усвоение новые знаний и способов действий на уровне применения в изменённой
ситуации.
|
Умение
определять жанры инструментальной и вокальной музыки.
|
|
8.Рефлексия
учебной деятельности
|
Личностные
УУД
-
установление связи между целью деятельности и её результатом;
-
обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности
на уроке;
- уметь
критически оценивать творческие работы ( свои и одноклассников), определять
лучшие и разделять их по уровню качества;
Метапредметные
УУД
регулятивные
:
-
осуществлять самоконтроль;
-давать
оценку деятельности на уроке( совместно с учителем и одноклассниками);
коммуникативные:
-уметь
точно, развёрнуто и грамотно выражать свои мысли.
|
Анализ и
оценка успешности достижения цели. Выявление качества и уровня овладения
знаниями.
|
Как ты
понимаешь смысл выражения : «Музыкальный язык не требует перевода,
он понятен всем.»
Подводит итог урока.
Задает дом. задание. Сравнить мелодии
лирических песен с мелодиями «Песен без слов», найти сходные и
различные черты.
|
Ответы и
рассуждения детей.
Дети записывают в дневник
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.