2. Актуализация
опорных знаний и умений.
|
Метапредметные
УУД:
регулятивные:
-осуществлять
самоконтроль;
-
овладевать умением прогнозировать;
-
сравнивать предлагаемые образы, находить в них общее и различное (характер
формы, цветовое решение);
коммуникативные:
-обсуждать
задание
-выражать
в творческой работе своё отношение
-
находить ответы на заданные вопросы
|
Активизация
мыслительных операций(ана-лиз,обобщение,классификация) и
познавательных процессов(внимание, память).
|
Небольшая
разминка-распевание используя народные интонации.
На интерактивной доске портрет композитора А.К.Лядова
(1855-1914), ученик Н.А.Римского-Корсакова, создал несколько симфонических
миниатюр(небольших пьес), на сюжеты русской фольклорной сказочной фантастики.
Среди них иллюстрация к русской народной сказке "Баба-Яга",
сказочная иллюстрация к картине "Волшебное озеро", народное
сказание "Кикимора". Что связывает портрет русского композитора и
представленный изобразительный ряд?
|
Отвечают,
высказывают свое мнение.
Композитор
А.К.Лядов написал музыкальное произведение по мотивам русских сказок.
|
3.Постановка
учебной проблемы.
|
Метапредметные
УУД
регулятивные:
-
отличать различные виды объектов выполняемого задания;
-осуществлять
самоконтроль;
предметные:
-
правильно владеть музыкальными терминами;
-
сравнивать образы;
-находить
общее и разное;
коммуникативные:
-
слушать и понимать речь других;
-умение
грамотно ( точно , понятно и развёрнуто)выражать свои мысли с помощью
разговорной речи ,во время ответов.
Познавательные
УУД - действия по исследованию, поиску и отбору
необходимой информации,
моделированию
изучаемого материала;
- самостоятельное
создание способов решения проблем творческого характера.
|
Обеспечение
мотивации для принятия цели учебно-позна-вательной деятельности творческого
характера учащимися
|
Учит давать
музыкальную характеристику дейтвующим лицам посредством тембральной окраски,
распознавать особенности интонаций русского фольклора.
Творчество Лядова невелико по
объему, но трех оркестровых миниатюр по мотивам русских сказок и «Восьми
русских народных песен» для оркестра оказалось достаточно, чтобы прославить
его имя.
1 слайд
Показ слайда –Анатолий Константинович Лядов. Портрет
работы И. Репина...
Откройте учебник на странице 18 и
самостоятельно познакомтесь с творчеством композитора.
Что вы узнали нового о
композиторе?
Родился в Петербурге. Отец
Лядова, дирижёр Мариинского театра, стал его первым учителем музыки. В 23
года Лядов закончил Петербургскую консерваторию - ученик Н. А.
Римского-Корсакова (композиция). Тогда же Лядов начал преподавать в
Петербургской консерватории.
|
Дети дают
ответы на основе текста учебника.
|
4.Формулирование
учебной проблемы, планирование действий.
|
Личностные
УУД
Устанавливать
связь между целью и мотивом(зачем?) учебной деятельности, обсуждать задание;
Задания;
- уметь
выражать в своей работе отношение к создаваемому объекту.
регулятивные:
-
определять и формулировать цель деятельности на уроке;
-под
руководством учителя планировать свою деятельность на уроке .
|
Создание
условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач
|
Итак,
какова же тема нашего урока?
СЛУШАНИЕ
Послушайте произведение А.К.Лядова «Кикимора». Какие
чувства вызвало у вас произведение композитора? Какие картины природы вы
представляете, можно ли музыкой нарисовать картину ?
|
Формулируют
тему, ставят цель.
Думают,
высказывают мнения, обсуждают.
|
5.Открытие
нового знания
|
Метапредметные
УУД:
познавательные:
- ориентироваться
в своей системе знаний
коммуникативные:
-слушать
и понимать речь других;
- ориентироваться
в учебнике;
-находить
ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта, имеющихся в наличии
иллюстраций и презентации;
- уметь
точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию;
-владеть
опытом обобщения по теме урока;
регулятивные:
-уметь
планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя и определять
её последовательность;
-
определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном
восприятии материала( знаний) на уроке и проводить его.
|
Установление
правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов
и неверных представлений
, их
коррекция.
|
2 слайд Цель урока: знакомство с жизнью и
творчеством великого русского композитора Анатолия
Константиновича Лядова.
3 слайд План урока Знакомство с произведением
«Кикимора».
Творческая
работа –сравнительная характеристика. Подведение итогов
4 слайд Знакомство с особенностями программной
инструментальной музыки на основе средств художественной выразительности произведения.
Показ слайдов с изображением «Кикиморы»
Кикимора-это злой дух, нечистая сила в женском
обличье, чаще всего в народных преданиях встречается кикимора болотная -
злое, коварное, привередливое существо, созданное воображением русского
человека.
Именно это сказаний русского народа, записанное
фольклористом-собирателем Сахаровым, стало литературной основойнародного
сказания для оркестра, симфонической миниатюры "Кикиморы" А. К.
Лядова. Именно его текстом композитор открывает партитуру произведения.
- что такое партитура для оркестра? – ответы детей!
Показ слайда - партитура.
Первое исполнение пьесы «Кикимора» состоялось 12 декабря
1909 года, зал Дворянского собрания в Петербурге (ныне Большой зал
филармонии), оркестром Императорской Русской оперы дирижировал А.Зилоти.
Просмотр и исполнения «Кикиморы» симфоническим оркестром.
Обсуждение с детьми прослушанной музыки.
Анализ произведения.
Это программное произведение. Что это значит?
Программной музыкой называется такая инструментальная
музыка, в основе которой лежит «программа», то есть какой-то совершенно
конкретный сюжет или образ.
В основе «Кикиморы» у нас лежит народное сказание. И здесь
видно, как литературная основа, соединяясь с музыкой воедино, рисуют нам
удивительный, сказочный образ.
Медленный, неторопливо разворачивающийся первый раздел
музыки рисует не только место действия - волшебное царство Кудесника,
"хрустальную колыбельку" - звонко и бесстрастно звучит челеста,
Показ слайда с изображением челесты
Челеста (по-итальянски небесная, прозрачная) похожа на очень
маленькое пианино. Это тоже клавишный инструмент, но вместо струн в нем
металлические пластинки, по которым и ударяют молоточки. Диапазон челесты
четыре октавы, начиная от «До» первой.
в которой качают Кикимору, но и облик самой Кикиморы -
звучит нежная колыбельная, и вдруг раздаются беспокойные выкрики флейт и
гобоев. Затем вновь тема колыбельной - её мягко поёт английский рожок-
деревянный духовой инструмент типа гобоя и вновь её прерывает резкий выкрик
деревянных духовых.
Показ слайдов флейты и гобоя.
Быстрый второй раздел начинается с темы Кикиморы. Её
суетливый бег не прекращается до конца пьесы - скачущий ритм, колючие
акценты, резкие, угловатые мелодические фразы. Всё это создаёт образ
маленького злобного существа, пронырливого и едкого.
Необычно окончание этой оркестровой пьесы -
противопоставление звучания крайних регистров, когда еле слышному пиццикато
контрабасов отвечает сухой, визгливый форшлаг флейты-пикколо. Может это
неожиданно исчезает из виду наш сказочный герой- Кикимора?
Показ слайдов с изображением флейты-пикколы.
|
Делают
зарисовки, слушают, смотрят, обсуждают.
|
6.
Первичная проверка понимания
|
Метапредметные
УУД:
регулятивные:
-
определять и формулировать деятельность на уроке;
- под руководством
учителя, планировать свою деятельность на уроке и определять
последовательность своих действий;
-проводить
анализ творческой деятельности ;
-
определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном
восприятии материала( знаний) на уроке и проводить его.
|
Установление
правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов
и неверных представлений, их коррекция.
|
Уточняем,
правильность понимания задания, выявляем наличие вопросов по ходу ведения
работы.
Вопрос к ребятам: Какую музыку вы бы сочинили о героях
сказа, какие тембры оркестра использовали?
Слушание "Кикиморы А.К.Лядова, в сопровождении слайдов сказочных
персонажей.
Вопросы: Какой из образов запомнился ярче, совпали ли
ваши представления с музыкальным изображением композитора? Как завершает он
свою миниатюру и что хочет сказать?
|
|
7.Применение
новых знаний.
|
Предметные:
- уметь
определять черты русской национальной музыки,
-умение
слушать музыку, анализировать и давать собственную оценку.
Метапредметные
УУД
регулятивные:
-
анализировать правильность выполнения задания;
-осуществлять
самоконтроль;
-
определять и формулировать цель деятельность на уроке;
-
определять последовательность своих действий на уроке;
познавательные:
-проводить
сравнение объясняя его критерии;
коммуникативные:
слушать
и понимать речь других;
- умение
развёрнуто и точно (понятно и доступно) выражать свои мысли во время ответов
|
Обеспечение
усвоение новые знаний и способов действий на уровне применения в изменённой
ситуации.
|
Используя
опорные вопросы составьте тест по теме урока или кроссворд.
ВОПРОСЫ:
1. С творчеством, какого композитора мы сегодня с вами
познакомились?
2. Какое произведение мы слушали?
3. Кто такая Кикимора?
4. Что такое программная музыка?
5. Что лежит в основе «Кикиморы» А.Лядова?
6.Совпали ли ваши представления образа кикиморы с музыкальным
изображением композитора?
7. Как завершает он свою миниатюру и что хочет сказать?
|
Дети
отвечают на вопросы, а затем, соблюдая определённый план своих действий, выполняют
практическую работу, рассказывают друг другу о приобретённых на уроке
знаниях.
|
8.Рефлексия
учебной деятельности
|
Личностные
УУД
-
установление связи между целью деятельности и её результатом;
-
проводить анализ своей творческой деятельности;
-
обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности
на уроке;
- уметь
критически оценивать творческие работы ( свои и одноклассников), определять
лучшие и разделять их по уровню качества;
Метапредметные
УУД
регулятивные
:
-анализировать
свою творческую деятельность;
-
осуществлять самоконтроль;
коммуникативные:
-уметь
точно, развёрнуто и грамотно выражать свои мысли.
|
Анализ и
оценка успешности достижения цели. Выявление качества и уровня овладения
знаниями.
|
Как ты
считаешь правильно ли ты выполнил эту работу? Почему?
Подводит итог урока.
В заключении хочу сказать, что музыка
Анатолия Лядова – это паузы, переходящие в шорохи, и шорохи, растворенные в
паузах: намек на волшебное «завтра», которое так и не случилось. А продолжить
путешествие в сказочный мир звуков и красок вы сжете дома, выполняя домашнее
задание.
Задает дом. задание.
Учебник стр.19, 4 вопрос.
|
Ответы и
рассуждения детей.
Дети записывают в дневник
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.