Этапы урока
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
Формирование УУД
|
1) Организационный
этап.
|
НА ЭКРАНЕ СЛАЙД
№ 1
Учитель
приветствует обучающихся и проверяет их готовность к уроку
|
Проверка
рабочего места
|
Регулятивные
- самостоятельно организовывать
свое рабочее место
- настроить
обучающихся на позитивную деятельность
|
2) Актуализация
знаний. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся
|
Учитель просит
ребят вспомнить материал прошлых уроков. В ходе ответов корректирует опорные
знания учащихся
НА ЭКРАНЕ СЛАЙД
№ 2
В: Ребята, куда мы с вами попали?
Как вы думаете?
У: На протяжении многих уроков мы
с вами говорили о неотъемлемых составляющих мира народной художественной
культуры – древнерусских городах. Русь состояла прежде всего из городов –
крепостей. Прекрасна наша земля, великолепны и
древнерусские города, как свидетели давно минувших времен. Города, сказочный
образ которых, по - прежнему, волнует воображение людей, любящих историю и
искусство своей страны.
В: Как они рождались? Из чего
состояли?
В: Почему данные поселения
называли городом?
НА ЭКРАНЕ СЛАЙД
№ 3
В: «Город», «Городить» и «Ограда»
- что общего у этих слов?
НА ЭКРАНЕ СЛАЙД
№ 4
В: Вспомните,
о каком укрепленном месте идет речь на слайде? Вы его узнали? Обоснуйте свой
ответ.
В: В
каком году и кем была построена эта крепость? Для чего?
В: Какие
архитектурные постройки располагались на территории крепости? Что являлось
центром города?
В: Могли
бы жители данной крепости обойтись без этих построек? Убедите нас в
правильности вашего ответа.
В: А наш
современный город Заречный можно сравнить с древнерусским? В чём сходство и
различие? Почему именно так построен наш город, а не иначе?
|
Отвечают на
вопросы
О: В древний город
О: Само слово «город» означает
«укрепленное место» и произошло от слова «городить», то есть огораживать
крепостной стеной.
О: Корень, эти слова однокоренные
О: Это город - крепость Пенза
О: Ю.Е. Котранским в 1663 году
при царе Алексее Михайловиче. Основана как форпост на юго-восточной окраине
государства, которая была легкой и незащищенной добычей для степных
кочевников
О: На территории
крепости располагалась Приказная изба, двор воеводы и складские помещения для
провианта и боеприпасов. Двор Соборной церкви
О: У главной
проездной башни в центре помещения для караула, колодничья изба, тюрьма и
помещение для архива. Центром крепости являлась Спасская Соборная церковь.
О: Да, наш город по конструкции очень
похож на крепость. Имеет тоже крепостную стену, есть сторожевые башни.
О: Военные охраняют проездные
ворота в город, есть 3 контрольно – пропускных пункта, не каждый желающий
человек может попасть на территорию города, для этого нужен специальный
документ – пропуск.
О: Непрерывно военные охраняют
вход в город и его границы. На территории города есть храм, жилые дома людей,
общественные здания, много растительности, есть лес и животные, пруды.
|
Личностные
- формирование чувства гордости
за культуру и искусство Родины
Регулятивные
- научить
строить речевые высказывания в устной форме
- формирование рефлексивных
умений определять границу между знанием и незнанием
Коммуникативные
- научить формулировать
собственное мнение и позицию
|
3) Мотивация
учебной деятельности учащихся
|
Учитель
задает вопросы на знание построения композиции
На доске
расположена основа для коллективной творческой работы: лист ватмана с
изображением архитектурного пейзажа. Композиция составлена из творческих
работ учащихся по темам II четверти
В: Как
вы думаете, о чем рассказывает данная композиция? Докажите, что изображен
именно средневековый город - крепость
В: Есть
ли у вас замечания по построению данной композиции?
В: Можно
ли утверждать, что она закончена?
В: Как
бы вы решили данную проблему?
У:
Правильно, ведь композиция это организующий компонент художественной формы,
придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг
другу и всему замыслу художника.
У:
Согласна с вами, что для равновесия в композицию можно добавить изображение
людей.
У: Кто
составлял основное население в древнерусских городах? Мы узнаем, поработав в
группах.
Учитель
предлагает работу в группах. Объясняет задание, обговаривает этапы работы
У: Выберите
капитана команды. Прочитайте текст, напишите пропущенное слово. Подберите
картинку, которая подходит под описание. Капитаны команд проводят анализ
групповой работы у доски, после чего вы оцениваете правильность выполнения
задания каждой из команд, вносите свои замечания и предложения в ответы
капитанов
В: А почему не взяли остальные
картинки?
В: Кто же это? Какова их роль этих
людей в жизни города? Отличались ли они внешне от мирного населения, чем?
Учитель
предлагает ученикам поработать в группе. После словарной работы, на доске
появляются новые слова и картинки «Князь», «дружина»
У: Объясните происхождение слова
«дружина» и «князь». Затрудняетесь, тогда можно воспользоваться источником
информации и найти определение трудных и новых нам слов в толковом словаре
НА ЭКРАНЕ СЛАЙД
№ 5
|
Выдвигают
свои версии, отвечают на вопросы. Анализируют, придумывают название
композиции, ищут пути решения проблемы.
О: О
Древнерусском городе – крепости.
О: Город
построен на холме, рядом есть ров с водой, город защищён вокруг крепостной
стеной со сторожевыми башнями, внутри города есть жилые постройки людей, в
центре крепости находится храм, красивые расписные терема, амбары.
О:
Вокруг очень красивая природа
О: Да.
Композиция кажется незавершенной.
О: Нет
людей и передний план выглядит пустым – это нарушение в построение композиции
О:
Композиция неуравновешенна, не закончена. Можно добавить элементы на передний
план: людей, животных, растения
Ученики работают
в группах. Читают текс. Находят пропущенное слово в тексте, вписывают слово.
Осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков. Проводят
самоанализ своей работе
О: Они не подходят под описание,
данное в тексте
О: Дружина и князь
О: Да, военные носили доспехи, у
них было оружие
Осуществляют
поиск информации с использованием литературного материала. Находят
определение слова в словаре. Анализируют свою работу
О: Слово «дружина» является
общеславянским. Оно образовано от слова «друг», первоначальное значение которого
— спутник, товарищ на войне. Следовательно, дружина — это боевые спутники,
товарищи.
КНЯЗЬ, м. (кон, конь, нормандское
konung, как от Vicking витязь, от Pfenning пенязь) - начальник, властелин;
владетель области, княжества; почетное званье некоторых дворянских родов, от
владетельных князей, или жалованных почетно.
|
Познавательные,
коммуникативные, предметные УУД
-
закрепление
навыка композиционного мышления,
- проводить
сравнение по заданным критериям
- освоение
способов решения проблем творческого и поискового характера
- овладение
навыком анализа объектов с выделением существенных признаков при работе с
текстом
- умение
работать в группе
- находить
ответы на вопрос с помощью своего жизненного опыта
-
самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера
- осуществлять
анализ учебного материала
- овладение
навыком работы с источником информации
|
4)
Формулирование проблемы
|
Учитель обращает внимание на проблемный вопрос урока и
предлагает детям ответить на него
В: Для чего князю нужна была дружина? Мог ли он без
неё обойтись?
У: Правильно,
ведь дружина является таким же необходимым элементом в древнерусском
обществе, как и князь. Князь нуждался в военной силе, как для обеспечения
внутреннего порядка, так и для обороны от внешних врагов.
НА ЭКРАНЕ СЛАЙД
№ 6
В: Чем
воины дружины занимались в мирное время?
У: Кроме этого воины дружины
исполняют различные поручения князя, сопровождают его в качестве свиты и
телохранителей. Князь содержит дружину на доходы, которые он получает с
волости; кроме того, дружина получает часть военной добычи.
В: Что делает дружина когда враг
поступает к стенам города?
В: Ребята, численность нашей
пензенской дружины, которая строила город – крепость в 1663 году, составляла
всего 100 человек.
В: Вспомните историю, когда
многотысячные армии Золотой Орды нападали на Русь.
|
Строят речевые
высказывания в устной форме. Вспоминают пройденный материал темы четверти,
отвечают на вопросы
О: Дружинники были реальной
военной силой, всегда готовой к бою, а также советниками князя.
О: Отрабатывали мастерство
военного дела
О: Обучали молодых как правильно
владеть оружием, ездить на коне
О: Все, как один встают на защиту
княжества
|
Регулятивные
УУД
- строить
речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей
- воспитание
способности высказывать свою точку зрения
|
5) Поиск решения
проблем. Постановка цели и задач урока.
|
НА ЭКРАНЕ СЛАЙД
№ 7
Учитель перед
учениками ставит проблемный вопрос. В ходе беседы подводит детей к
определению ими цели и задачи урока
В: Смогла бы малочисленная
дружина отразить такой натиск врага?
В: Что делать? Сдаваться? Или
искать другой выход из сложной ситуации? Какой?
Учитель
проверяет домашнее задание
НА ЭКРАНЕ СЛАЙД
№ 8
В: Кем на время войны становился
ремесленник? Купец? Вспомните вопросы домашнего задания (найти поисковый и
иллюстративный материал, ответить на вопрос, кто такой ратник)
У: Правильно, их называли
ратниками или ополченцами.
В: Объедините одним словом или словосочетанием
эти изображения? (на доске картинки с изображением ремесленника, купца, князя
и дружины)
Учитель
вывешивает на доску словосочетание - ВОИНЫ ‑ ЗАЩИТНИКИ
В: Попробуйте сформулировать тему
нашего урока? Что нового можем узнать на уроке?
НА ЭКРАНЕ СЛАЙД
№ 9
В: Какую цель мы сегодня перед
собой поставим?
В: Что предстоит нам сделать?
В: Можем ли мы сразу нарисовать
воинов – защитников. Почему?
В: Что нам для этого нужно?
|
Решают
проблемный вопрос. Строят речевые высказывания в устной форме.
О: Если силы равные, то да. Если
врага по численности больше, то нужна помощь
О: Нет, необходимо звать на
помощь всех горожан, ведь каждый, кто мог держать оружие в руках, вставал
рядом с воинами княжеской дружины
Дети используют
свой поисковый материал
О: Ратниками
О: В отличие от воинов княжеской
дружины ратники из числа сельского населения и горожан собирали в количестве,
определявшимся князем, только по мере надобности
О: Воины – защитники
Ученики
формулируют тему урока, ставят цель и определяют задачи для выполнения
творческой работы.
Планируют своё
действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
О: Нарисуем воинов – защитников
древнерусского города, приклеим их на фон композиции. Завершим работу по теме
«Древнерусский город и его жители»
О: Нет, для этого нам надо сначала
узнать, как выглядели воины, с каким оружием сражались в бою с врагом. Как
защищали себя от ранений.
|
Регулятивные
УУД
-
развитие умения высказывать своё мнение;
-
овладевать умением прогнозировать свою будущую работу;
-
научить определять и формулировать тему и цель деятельности на уроке
-
определять последовательность своих действий на уроке
- оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей
|
6) Первичное
закрепление знаний. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации
|
Показ
презентации
НА ЭКРАНЕ СЛАЙД
№ 10 - 12
В: Можем
ли мы в современном мире узнать об истории Древней Руси, ее городах и
жителях, воинах – защитниках, их героизме и подвигах? В каких видах
искусства? Приведите примеры.
НА ЭКРАНЕ СЛАЙД
№ 13
В: Вспомните
название картины? Кто автор?
В: Сколько по
времени работал В.Васнецов над полотном «Богатыри». Почему так долго?
НА ЭКРАНЕ СЛАЙД
№ 14
У: А это
произведение «Святой благоверный великий московский князь Дмитрий Донской» молодого
пензенского художника. Какие заслуги перед Отечеством имел князь, вспомните
уроки истории?
В: Вы знакомы с
творчеством нашего земляка, может кто – то знает как его зовут, видел его
работы?
У: Нет, тогда
самостоятельно найдите информацию о нём в тексте.
Учитель
предлагает прочитать текст и узнать о творчестве пензенского художника
Виктора Маторина.
У: Что
интересного узнали о художнике?
В: Почему
живописец писал картины на темы истории. Докажи словами из текста,
подчеркните их.
У: Выберите
слова из текста, которые можно взять в качестве девиза нашему уроку?
НА ЭКРАНЕ СЛАЙД
№ 15
У: Правильно,
без памяти об истории прошлого, нет настоящего и будущего.
В: Воин защищал
свою землю от врагов, а сам он хотел остаться живым. Что у него для этого
было?
Учитель
предлагает поработать в паре. Объясняет задание.
У:
Вам надо вспомнить предметы снаряжения и функциональное назначение доспехов
воина, свойства предмета защиты воина: материал для его изготовления и цвет.
Впишите нужные слова.
ФИЗМИНУТКА «Воин и
тряпичная кукла»
|
Ученики отвечают
на вопросы
О: В изобразительном искусстве, на
картинах художников.
О: В историческом и краеведческих
музеях. О: На праздниках «День героев Отечества», «День защитника Отечества» выступают
участники военно-патриотических секций
О: В школе на уроках литературы и
истории.
О: В киноискусстве, режиссёры
снимают художественные и документальные фильмы, создают мультипликационные
фильмы о богатырях и героях Отечества.
О: В музыке композиторы сочиняют
произведения на эту тему
Дети отвечают на
вопрос, опираясь на знание истории России.
Обучающиеся
самостоятельно работают с текстом.
«Виктор Матрин родился
и вырос в Пензе. Окончил художественное училище имени Константина Савицкого,
которое находится в числе лучших реалистических школ. Маторин продолжил свое
образование в Москве, учился у Ильи Глазунова. Основным в своем
творчестве считает жанр исторической картины. Именно в нем художнику удалось сформировать
свой неповторимый стиль и наиболее ярко выразить творческую индивидуальность.
Обращение к историческим темам позволяет живописцу особенно ярко ощущать
современность, так как без памяти о минувшем, не
может быть ни настоящего, ни будущего»
О: Доспехи и оружие, щит
Работают в паре,
заполняют таблицу, используя ключевые слова. Проводят сравнение по заданным
критериям. Осуществляют взаимный контроль и
оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
Выполняют
физкультминутку
|
Коммуникативные,
познавательные, регулятивные УУД
-
осуществлять отбор необходимой информации, выделять главное;
-
работать в паре
-
осуществлять анализ учебного материала
-
строить речевые высказывания в соответствии с поставленной задачей
-
слушать и понимать речь других
-
развивать умения находить ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта;
- осуществлять самоконтроль
- рационально строить
самостоятельную творческую деятельность
- познакомить с творчеством
Пензенского художника Виктора Маторина
Личностные УУД
- создать условия для
формирования чувства любви и гордости к русскому народу, русской Земле
|
7) Контроль и
самооценка
|
Учитель предлагает ученикам оценить свою деятельность.
НА ЭКРАНЕ СЛАЙДЫ
№ 16 – 22
В: Как вы думаете, для чего мы
составляли данную таблицу?
Учитель
объясняет задание для самостоятельной индивидуальной работы
У: Расскажи этапы своей работы.
Вспомним средства выразительности в графике. Какие цвета подбираем при
изображении доспехов, одежды воина, плаща, оружия, щита. Заполненные вами
таблицы помогут вам не допустить ошибок в работе
НА ЭКРАНЕ СЛАЙД
№ 23
Учитель подводит
итог творческой работы учеников. Алгоритм оценивания своей работы обучающиеся
видят на экране и в таблице, которая лежит перед ними на парте
В: Что у кого не
получилось? Почему?
В: Какие материалы ты использовал?
В: Ты придумал образ самостоятельно или
воспользовался образцом?
В: Какие средства выразительности в графике
ты использовал?
В: Что бы ты хотел изменить в своей
работе?
В: Как бы ты оценил свою работу?
|
Ученики дают
оценку деятельности на промежуточном этапе. Выполняют пошаговый контроль по
результату. Оценивают правильность выполнения действия на уровне
ретроспективной оценки.
О: Чтобы правильно нарисовать
воина в доспехах, показать снаряжение и оружие, грамотно подобрать цветовую
гамму.
Выполняют творческое задание:
изображают древнерусского воина княжеской дружины графическими
материалами.
Ученики
используют технологию оценивания по алгоритму, приведенному в таблице.
Показывают сигнальные карточки, ставят отметку своей работе.
|
Регулятивные
УУД контроля (самоконтроля), коммуникативные УУД
- определять критерии оценивания
выполнения творческой работы
- анализировать свою
творческую деятельность
- осуществлять итоговый и
пошаговый контроль по результатам
Предметные
УУД
- развитие навыка
композиционного мышления; изображение древнерусского воина княжеской дружины
графическими материалами; показать правильно пропорции фигуры человека,
одежду и вооружение воина
|
8) Рефлексия
(подведение итогов занятия)
|
Учитель подводит итог работы. Показывает видеоклип
«Русь»
В:
Как вы понимаете смысл слов, сказанные героем видеоклипа Александром Невским?
У:
Молодцы, у вас получилась очень хорошая композиция. Это творческий проект,
где отражена работа каждого из вас.
Дайте
название своей композиции.
В:
Вспомните проблемный вопрос, который мы определили в начале урока?
В:
Достигли ли мы поставленной цели урока? Можно ли теперь назвать нашу
композицию завершённой. Обоснуйте ответ.
В:
Какие трудности возникли в ходе работы? На каком этапе? Кто тебе помог в
возникшей проблеме?
У:
Придумайте применение нашей творческой работе.
|
Отвечают на
вопросы, обсуждают итог выполнения композиции, находят недочёты в работе,
оценивают себя
О: Может ли малочисленная дружина
устоять перед многотысячной армией врага. О: Нет, ей нужна помощь. И каждый
житель города готов встать на защиту своей земли, своей Родины.
О: Да, композиция завершена. Есть
часть города, природа и на переднем плане древнерусские воины - защитники
крепости, они показаны в доспехах и с оружием в руках.
О: С поставленными задачами мы
справились и цель урока достигли.
О: У нас получилось большое
панно. Значит, мы выполнили коллективный творческий проект, где видна работа
каждого из нас.
Говорят о
проблемах, возникших в ходе урока, как справлялись с ними в ходе урока, кто
помогал в трудных ситуациях
О: Эту работу можно повесить для
украшения в классе, подарить малышам в наш подшефный детский сад № 7,
подарить в Дом ветеранов ко Дню Героев Отечества, подарить папам на праздник
День защитника Отечества, можно принять участие с этой работой в творческом
конкурсе.
|
Регулятивные,
коммуникативные УУД
-
оценивать правильность выполнения действий на уровне
адекватной ретроспективной оценки
- учитывать разные
мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
- формулировать
собственное мнение и позицию
- вносить
необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и
учёта характера сделанных ошибок
|
9) Информация о
домашнем задании, инструктаж по его выполнению
|
Учитель даёт информацию о домашнем задании.
Обговаривает этапы работы
У:
Вспомните, о каких жителях древнерусского города мы сегодня говорили на уроке?
У:
Только ли ремесленники, купцы, князья и дружина жили в городе - крепости?
В:
Хотите узнать ещё и о других людях?
У:
В качестве домашнего задания я раздам вам текс. Прочитайте его. Подчеркните
слово, называющее жителя древнерусского города, которое не упоминалось на
нашем уроке. Подготовьте устный рассказ о любом из них, используя
иллюстративный или текстовый материал.
В:
Есть ли вопросы по домашнему заданию? Что не понятно?
У:
Проверим, какие слова вы подчеркнули?
В:
Где вы можете найти информацию для выполнения работы?
|
Ученики
обсуждают работу по подготовке домашнего задания, задают вопросы по
выполнению работы дома
О: Ремесленники, купцы, дружина,
князь.
О: Да, хотим
О: Я подчеркнул слова подёнщики,
промысловики, бояре, духовенство.
О: В библиотеке, Интернете,
спросить у родных и близких, найти определения в толковых словарях
|
Познавательные,
регулятивные, УУД
- осуществлять
расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета
при подготовке домашнего задания
- научить основам
смыслового чтения текста, выделению существенных признаков предмета
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.