Тема
раздела; урока
|
Кол-во
часов. Раздел потеем ное кол-во часов
|
Индивидуализация
образовательного процесса («всестороннее развитие личности ученика»)
|
Межпредмет-ные
связи и организация пространства (ИКТ; дополнительные ресурсы
|
Формы
контроля (текущий, итоговый)
|
Характеристика
деятельности обучающихся
|
Формирование
УУД
|
|
Позновательные
УУД
|
Коммуникативные
УУД
|
Регулятивные
УУД
|
Личностные
УУД
|
|
Основные
понятия темы
|
Дополнитель-ные
понятия
|
|
Вселенная,
время, календарь
|
15
часов
|
|
|
Литературное чтение
Разделы «Любите книгу», «Мир народной сказки».
Русский язык
Темы «Собеседники», «Главный помощник в общении — родной язык».
Математика
Тема «Единицы измерения времени».
Технология
Тема «Народные
промыслы».
Электронное
приложение к учебнику Плешакова «Окружающий мир».
Уроки
Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 2 класс (DVD)
Кирилл и Мефодий
«Детская энциклопедия»
Всероссийская
олимпиада по окружающему миру "kotofeyy"
|
Стартовая
контрольная работа
|
|
— объяснять понятие «Российская Федерация»;
— различать самобытную культуру народов России и обосновывать
своё мнение;
— соотносить размеры планет Солнечной системы и обосновывать
своё суждение;
— определять стороны горизонта, используя подсказки природы;
— объяснять смену времён года и явлений,
происходящих в неживой и живой природе;
— определять взаимосвязь движения Земли
вокруг Солнца, движения Луны вокруг Земли и объяснять происходящие на Земле
изменения;
— использовать условные обозначения для
оформления погодных явлений;
— определять назначение календаря и обосновывать своё мнение;
—
отличать красные дни календаря от экологических дней и обосновывать своё
мнение.
|
— формулировать корректное
высказывание;
— выполнять учебные действия
в рамках учебного диалога;
— учитывать разные мнения в
рамках учебного диалога;
— адекватно использовать речевые средства для представления
результата.
|
—
выполнять учебное задание по алгоритму;
—
вносить необходимую корректировку в текст;
— выполнять
учебное действие в соответствии с планом;
—
оценивать правильность выполнения учебного задания.
— выполнять самопроверку и взаимопроверку учебного
задания;
— планировать
свою деятельность в рамках недели.
— строить понятные для партнёра высказывания;
— учитывать разные мнения в рамках учебного диалога;
— адекватно
взаимодействовать при выполнении учебного задания и приходить к общему
решению.
|
-
Проявлять интерес к родной стране, позитивное отношение к процессу
составления рассказа о своей стране;
-
осознавать свою самобытность.
Проявлять интерес к изучению планеты, на
которой живём, и желание узнать истину.
- Осознавать потребность выстраивать
своё учебное и внеучебное время в рамках одной недели.
- Понимать значение экологического
календаря и проявлять позитивное отношение к работе с ним.
- Проявлять творческое отношение к составлению рассказа о
движении Земли вокруг Солнца.
|
|
1.
Мы союз народов России
|
1
час
|
Россия на глобусе и
карте. Первое представление о Российской Федерации. Народы Российской Федерации, их обычаи, характерные особенности быта.
Традиционные религии народов
России: православие, ислам, иудаизм, буддизм.
Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре,
истории — этическая норма. Государственный
язык России как средство культурного взаимодействия её народов
|
изученные
страны мира на глобусе, карте полушарий, политической карте мира
|
Называть,
находить и показывать на карте Россию, субъект РФ, в котором находится город (село) и школа. Называть некоторые
его природные и историко-культурные
достопримечательности. Соотносить святыни России и своего края с
традиционными религиями. Определять самое важное и интересное в культуре своего народа, в культуре
народов, к которым принадлежат одноклассники. Моделировать ситуацию
общения игровых кукол на разных языках. Высказывать
на основе своего опыта мотивированное
суждение о роли русского языка в РФ
|
|
2.
Мы – жители Вселенной
|
1
час
|
Вселенная.
Небесные, или космические, тела. Звёзды и планеты. Наша
планета Земля. Солнце — самая близкая к Земле звезда. Луна — спутник Земли
|
форма и движение
Земли, изображение её на карте
|
Определять по рисунку
и моделям форму Солнца, Земли, Луны. Анализировать схему в
учебнике и рассказывать по ней о движении Земли и Луны
в космическом пространстве. Определять по схеме в
учебнике число планет Солнечной системы, их названия и порядок расположения,
сравнивать размеры планет.
Перечислять
небесные тела в
порядке увеличения их размеров, осуществлять самопроверку. Узнавать небесные тела по описанию
|
|
3-4.
Наш космический корабль - Земля
|
2
часа
|
Стороны горизонта.
Компас. Глобус — модель Земли. Океаны и материки на Земле. Изображение
нашей страны на глобусе
|
небесные тела,
Солнечная система
|
По своим
представлениям рисовать Землю — наш космический корабль.
Находить на фотографиях в учебнике и на местности линию горизонта. Анализировать схему в
учебнике и устанавливать способ
определения сторон горизонта по Солнцу.
Определять по схеме способ обозначения сторон горизонта, применять
его, заполняя схемы в рабочей тетради.
|
|
5.
Время
|
1
час
|
Настоящее, прошлое, будущее. Единицы
измерения времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Часы
-прибор для измерения времени. Старинные и современные часы. Разнообразие
современных часов
|
важнейшие
события в истории Отечества на «ленте времени»
|
По рисункам учебника определять настоящее,
прошлое и будущее, выделять приметы времени. Предлагать
рисунки-символы, обозначающие настоящее, прошлое и будущее, обосновывать
своё решение.
По фотографиям в учебнике определять временные
характеристики изображённых событий.
Располагать еденицы измерения времени в порядке их увеличения
(уменьшения).
Практическая работа в группе:
изучать
устройство часов, определять время по часам, моделировать время
на часах. Сравнивать достоинства и недостатки различных видов старинных
часов.
|
|
6.
Экскурсия в музей
|
1
час
|
Музей, экскурсовод, предметы домашнего
обихода
|
Другие
музеи родного города.
|
Слушать рассказ экскурсовода о
становлении и развитии родного села. Рассматривать, как менялись
предметы домашнего обихода, как развивалось производство.
|
|
7.
Сутки и неделя
|
1
час
|
Сутки
и неделя как единицы измерения времени. Причины смены дня и ночи: научное и мифопоэтическое
объяснения.
Дни недели и их последовательность.
|
Проектное
задание: составить
фоторассказ о своей жизни за неделю.
|
По схеме в учебнике
объяснять причину смены дня и ночи. Моделировать смену дня
и ночи с помощью схемы-аппликации. Придумывать сказочное объяснение смены дня и ночи, иллюстрировать его рисунком. Находить в творчестве народов своего
края мифы, сказки, загадки о смене дня и ночи. Определять количество
дней в неделе. Называть дни недели, выстраивать их
последовательность.
Работать со взрослыми: написать рассказ об интересном событии в семье,
происходившем в воскресенье.
|
|
8.
Месяц и год
|
1
час
|
Месяц и год как единицы измерения
времени. Изменение облика Луны, его
научное и мифопоэтическое объяснения. Последовательность месяцев в году.
Старинный способ определения количества дней в каждом месяце
|
важнейшие события в истории Отечества на
«ленте времени»
|
Прослеживать
по схеме изменение облика Луны в течение месяца и объяснять
причины этого явления; моделировать смену лунных фаз в виде
схемы-аппликации. Устанавливать связь между
названием естественного спутника Земли и единицей измерения времени —
месяц. Придумывать
сказочное
объяснение изменению облика Луны, иллюстрировать
его рисунком. Отгадывать народные загадки, в том числе народов своего края, о Луне и соотносить
образы загадок с разными лунными фазами. Работая в паре, выстраивать правильную последовательность месяцев года, осваивать старинный
способ определения количества дней в каждом месяце, осуществлять взаимопроверку.
Работать со взрослыми: наблюдать изменение
облика Луны, фиксировать результаты наблюдений в виде рисунков
|
|
9.
Времеа года
|
1
час
|
Четыре времени
года (сезона), их последовательная смена. Научное и
мифопоэтическое объяснения причин смены времён года. Явления природы.
Сезонные явления
|
мини-спектакли о жизни
природы в разные времена года
|
Перечислять времена
года в правильной последовательности, называть (опираясь на годовой
круг) месяцы каждого сезона, предлагать для каждого времени года рисунки.
По схеме устанавливать
связь сезонных изменений в природе с движением Земли вокруг Солнца и
наклоном земной оси. Объяснять причины смены времён года, моделировать их в виде схемы-аппликации.
Придумывать сказочное
объяснение смены времён года, иллюстрировать его рисунком.
Приводить примеры явлений в неживой и живой
природе, в том числе сезонных. С помощью рисунков рассказывать о сезонных явлениях.
|
|
10-11.
Погода
|
2
часа
|
Составляющие
погоды: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Явления погоды.
Наблюдения за погодой. Прогнозы погоды и их значение в жизни людей. Научные и
народные способы
прогнозирования погоды.
Термометр — прибор
для измерения температуры.
|
познавательная
задача перед проведением наблюдения и опыта, необходимое оборудование и
измерительные приборы
|
|
Конструировать определение
понятия «погода», сравнивать предложенное определение с эталоном в учебнике. Рассказывать по иллюстрациям учебника и собственным наблюдениям о явлениях погоды.
Объяснять назначение
метеорологических приборов, осуществлять самопроверку.
Узнавать явления
погоды по фотографиям в рабочей тетради. Учиться рисовать условные
знаки погодных явлений.
Практическая работа: изучить устройство термометра, сравнить различные виды термометров, освоить
способы записи показаний термометра, измерить температуру воздуха, воды, своего тела, зафиксировать результаты измерений в
таблице.
|
|
|
|
|
|
12.Календарь
– хранитель времени, страж памяти
|
1
час
|
Календарь как
явление культуры. Наблюдение за небесными телами — основа
измерения времени и создания календаря. Современные и
старинные названия месяцев и дней недели.
|
важнейшие
события в истории Отечества на «ленте времени»
|
Сравнивать календари
разных типов. Обсуждать правила пользования ими. Сравнивать
даты начала нового года в православном, мусульманском,
буддийском, иудейском календарях
|
|
13.
Красные дни календаря
|
1
час
|
Современный российский гражданский календарь, его праздники как
способ дружеского объединения всех граждан
России вне зависимости от местожительства, особенностей этнической культуры
и вероисповедания. Новый год, День
защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День Государственного флага России, День знаний,
Международный день учителя, День народного единства, День Конституции
|
прошлое,
настоящее и будущее Родины и родного края
|
Определять различие
между государственными праздниками России и международными праздниками. Характеризовать содержание
общегражданских государственных праздников современного российского календаря.
|
|
14.
Народный календарь
|
1
час
|
Народный календарь — сокровищница опыта
общения народа с природой и сотрудничества с ней. Разнообразие календарей. Их
связь с особенностями образа жизни, хозяйства, религии разных народов мира.
Устройство старинных и современных
календарей. Условность даты начала года в разных календарях.
|
прошлом, настоящем и будущем Родины
и родного края
|
Соотносить народные
приметы на погоду с ощущениями разных органов чувств и с наблюдениями за
живой и неживой природой. Проверять народный
прогноз на погоду по ближайшему дню-погодоуказателю. Сравнивать результат
с прогнозом метеорологов. Наблюдать за поведением животных,
изменениями в мире растений в помещении и на улице, в неживой природе. Отражать наблюдения в календаре долгосрочных прогнозов погоды. Сопоставлять
реальные наблюдения и данные народных примет своего края.
|
|
15.
Экологический календарь
|
1
час
|
Что такое
экология. Экологический календарь — проявление культуры высокоразвитого общества,
осознавшего уникальность природы Земли.
Даты экологического календаря
|
прошлое,
настоящее и будущее Родины и родного края
|
Высказывать предположения
о том, что такое экология. Находить в тексте учебника
определение экологии как науки.
Рассказывать по рисунку
учебника о природе — нашем зелёном доме. Выражать своё
отношение к природе в собственном рисунке.
Работая в паре, вписывать
в таблицу даты экологических дней (по материалам учебника), предлагать
рисунки-символы
к каждой дате.
Работать со взрослыми: организовывать праздники, посвящённые
экологическим дням (в течение года). Проектное
задание: подготовить фоторассказ
об одном из экологических дней,
отмеченных в школе
|
|
Осень
|
19
часов
|
|
|
Литературное чтение
Разделы «Любите книгу», «Мир народной сказки».
Русский язык
Темы «Собеседники»,
«Главный помощник в общении — родной язык».
Технология
Тема «Народные промыслы».
Электронное
приложение к учебнику Плешакова «Окружающий мир».
Уроки
Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 2 класс (DVD)
«Хочу все знать». Большая русская
библиографическая энциклопедия.
|
|
— определять зависимость осенних
изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к
Солнцу и обосновывать своё мнение;
— устанавливать причину природных
осенних явлений: листопад,
пожелтение
травы — и обосновывать своё мнение;
— замечать
невидимые связи в осеннем лесу и обосновывать своё мнение;
—
устанавливать причины, благодаря которым птицы покидают родные края;
—
видеть особенности в праздничных обрядах народов России в пору осеннего
равноденствия и обосновывать своё мнение;
— использовать приобретённые знания при составлении программы
праздника.
|
— формулировать собственное мнение;
— строить понятные для партнёра высказывания;
— использовать речь для регуляции своего действия;
— адекватно взаимодействовать в группе и приходить к
общему решению;
—
формулировать речевое высказывание.
|
— выполнять учебное действие в соответствии с
планом;
— распределять обязанности для выполнения учебного
задания в группе;
— выполнять взаимопроверку учебного задания;
— выполнять самопроверку учебного задания;
—
контролировать своё поведение во время игры со сверстниками, соблюдая
определённые правила игры.
|
- проявлять интерес к
изучению темы,
Бережное отношение к
природе,
Желание создать программу
праздника для малышей детского сада;
— желание выполнять правила здорового образа жизни;
— навыки
благожелательного общения друг с другом во время игры.
|
|
16.Осенняя
прогулка
|
1
час
|
|
|
Сравнивать состояние
лиственных и хвойных растений осенью. Узнавать изученные хвойные
растения. Используя атлас-определитель, определять деревья
и кустарники по
плодам.
Воспринимать и
описывать красоту звуков и красок осени.
|
|
17.
Осенние месяцы
|
1
час
|
Народные названия осенних месяцев. Осень
в произведениях культуры. Старинные
осенние праздники народов России.
Обряды и обычаи поры осеннего равноденствия в культуре разных народов России, в том числе народов своего края. Старинные рукотворные игрушки, приуроченные к
праздникам осеннего времени.
|
причины разных
климатических
условий на Земле
|
Составлять на основе
народной загадки схему круглого года с чередованием сезонов. Сопоставлять
старинные (в том числе в языках народов своего края) и современные
названия
осенних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными
особенностями осенних месяцев и со значительными событиями в жизни людей. Характеризовать погодные явления осенних месяцев по картинам художников с помощью выразительных
средств русского (и родного) языка. Сочинять устный рассказ по картине. Называть исходный материал и
приёмы изготовления рукотворной игрушки. Сравнивать и различать общее и особенное в осенних праздниках разных
народов России. Соотносить особенности
праздничных обычаев и обрядов с
сезонными особенностями природы и хозяйственной жизни разных народов России
|
|
18.
осень в неживой природе
|
1
час
|
Осенние явления в неживой
природе. День осеннего равноденствия. Особенности ранней и поздней осени.
|
причины
разных климатических
условий на Земле
|
По своим наблюдениям
рассказывать о погоде летом и осенью.
Устанавливать причинно-следственные
связи между положением Солнца и осенними изменениями в природе. Работая в
паре, извлекать из текста учебника информацию об осенних явлениях
в неживой природе и составлять в рабочей тетради список таких явлений. Сравнивать иллюстрации учебника, определять по характерным признакам периоды осени.
Работать со
взрослыми: наблюдать за погодой осенью, фиксировать
результаты наблюдений в таблицах, сравнивать их,
делать выводы об изменении погоды в течение осени.
|
|
19.
Народные праздники в пору осеннего равноденствия
|
1
час
|
Народные праздники
как выражение благодарности природе за всё, что она даёт людям. Праздник земледельцев. Праздники охотников и оленеводов. Связь народных
праздников с сезонными изменениями
в природе.
|
Приспособляемость
растений и животных к разным природным условиям
|
Соотносить текст и
иллюстрации учебника, выявлять и называть характерные атрибуты осенних
народных праздников.
Работая в паре, обсуждать сходство
и различия изучаемых праздников. Рассказывать об особенностях
праздников земледельцев, охотников и
оленеводов. Изготавливать куклу-зернушку по инструкции в рабочей тетради.
Устанавливать связь
народных праздников с осенними изменениями в природе. Осознавать значение
осенних народных
праздников как выражение благодарности природе за всё, что она даёт людям.
|
|
20.
Звездное небо осенью
|
1
час
|
Красота и
таинственность звёздного неба. Созвездия в представлениях
древних и современных учёных. Созвездия Большая Медведица и Лебедь, их
изображения на старинных и современных
звёздных картах. Легендарная история Большой Медведицы
|
Небесные тела,
Солнечная система
|
На основе
наблюдений рассказывать о впечатлениях от созерцания звёздного неба.
Сравнивать древние и
современные представления о созвездиях.
Анализировать схемы созвездий Большая Медведица и Лебедь, соотносить схемы созвездий и
старинные рисунки. Достраивать схемы созвездий в рабочей тетради, опираясь на
иллюстрации учебника.
Работая в паре, придумывать
сказочное объяснение появлению на небе Большой Медведицы, иллюстрировать
его рисунком.
Работать со
взрослыми: наблюдать звёздное небо, используя
атлас-определитель, фиксировать результаты наблюдений в виде записей в рабочей
тетради. Использовать дополнительную литературу, Интернет для
написания рассказа об одном из созвездий
|
|
21.
Экскурсия на луг
|
1
час
|
Осенние экскурсии для наблюдения
за изменениями в природе своего края; подготовка и проведение осенних праздников по
традициям народов своего края.
|
Растения луга Свердловской области
|
|
|
22.
Трава у нашего дома
|
1
час
|
Травянистые
растения осенью. Наиболее распространённые травы: полынь, крапива, птичья
гречишка, подорожник и др.; их особенности, значение для человека
|
Растения луга Свердловской области
|
Рассказывать по своим
наблюдениям о состоянии травянистых растений осенью.
Устно описывать внешний вид
наиболее распространённых травянистых
растений . Отгадывать народную загадку о растениях, осуществлять самопроверку.
Узнавать изученные растения на рисунках и в
природе. Работать со взрослыми:
определять с помощью атласа-определителя травянистые растения ближайшего
природного окружения, фиксировать
результаты работы в виде записей, рисунков, фотографий.
Использовать сведения из
книги «Зелёные страницы» и (или) других источников для написания
собственного рассказа о растении.
|
|
23.
Старинная женская работа
|
1
час
|
Работа со льном в жизни
народов России. Последовательность трудовых операций. Обычаи взаимной помощи в осенних работах — культурная норма
трудовой жизни разных народов. Заочная
экскурсия в Музей льна и бересты в городе Кострома
|
характер
взаимоотношений людей в различных социальных группах
|
Исследовать и сравнивать на ощупь лоскутки
ткани из разных
природных материалов — шерсти, хлопка, льна, называть эти ткани. Определять
особенности льняной ткани, по рисункам реконструировать последовательность
трудовых
операций в старинной работе со льном, соотносить эти операции с
образами загадки. Сравнивать и отмечать общее и различное в сезонной
женской работе со льном у разных народов, планировать последовательность
и согласовывать
распределение операций по изготовлению игрушки между мальчиками и
девочками. Обобщать итоги
совместной работы
|
|
24.
Деревья и кустарник осенью
|
1
час
|
Осенние явления в жизни деревьев и кустарников
(изменение окраски листьев, листопад). Красота осенней природы.
|
Деревья и кустарники Свердловской
области
|
Сравнивать осеннюю
окраску листьев деревьев и кустарников (по иллюстрациям в учебнике и
натуральным образцам). Работая в паре, узнавать изученные деревья и кустарники по листьям. Раскрашивать листья в
соответствии с их осенней окраской.
Выражать своё отношение
к неблаговидным поступкам людей в природе, формулировать соответствующие правила
экологической этики.
Работать со взрослыми: определять деревья и кустарники в природе, наблюдать листопад и устанавливать сроки его окончания у разных деревьев, фиксировать
результаты в виде записей в
рабочей тетради
|
|
25.
Чудесные цветники осенью
|
1
час
|
Растения цветников, клумб, цветущие осенью. Поверья
и легенды о цветах. Неповторимая красота осенних цветников.
|
сказочные истории из жизни осеннего
цветника, сценки на эту тему.
|
Знакомиться с растениями
цветника по материалам учебника и натуральным образцам.
Оценивать эмоционально-эстетические впечатления от
восприятия растений цветника, выделять
наиболее понравившиеся растения, объяснять причины своих
предпочтений.
Определять растения
школьного цветника (2—3 представителя). Узнавать изученные растения на фотографиях,
рисунках и в природе.
Различать реальные
свойства растений и отражение их в культуре разных народов. Работать со
взрослыми: Использовать дополнительную литературу, Интернет для написания
собственного рассказа об одном из растений цветника.
|
|
26.
Грибы
|
1
час
|
Грибы — особая
группа живых существ. Разнообразие грибов. Строение гриба. Роль грибов в
жизни леса. Грибы съедобные и несъедобные.
|
Грибы уральских лесов
|
Сравнивать грибы по
внешнему виду, с помощью схемы в учебнике узнавать и рассказывать о
строении гриба, самостоятельно
рисовать схему строения гриба, осуществлять самопроверку. Устанавливать
связи грибов с растениями и животными. Различать схожие внешне
съедобные и несъедобные грибы по характерным признакам. Приводить примеры съедобных и несъедобных грибов с помощью атласа-определителя. Обосновывать необходимость бережного отношения к грибам, формулировать соответствующие правила
экологической этики
|
|
27.
Шестиногие и восьминогие
|
1
час
|
Насекомые и пауки,
осенние изменения в их жизни. Разнообразие насекомых. Отличие пауков от
насекомых. Превращения насекомых. Необходимость бережного отношения к
насекомым и паукам
|
Насекомые и пауки Свердловской области
|
По своим наблюдениям
отвечать на вопросы о насекомых и пауках. По рисунку учебника
рассказывать о разнообразии насекомых. Устно описывать
паука-крестовика и его сеть. Узнавать изученных насекомых
на рисунках, раскрашивать рисунки, передавая
характерные особенности окраски насекомых.
Прослеживать по
рисункам-схемам превращения различных насекомых, осуществлять самопроверку,
моделировать превращение насекомых в виде схем-аппликаций. С помощью
атласа-определителя приводить примеры насекомых различных
групп. Обосновывать необходимость бережного отношения к
паукам, формулировать соответствующие правила
экологической этики.
|
|
28.
Птичьи секреты
|
1
час
|
Перелётные и
зимующие птицы. Осенние явления в жизни птиц. Странички
народного календаря, связанные с птицами
|
Птицы Урала
|
|
|
По своим
наблюдениям отвечать на вопросы о птицах. Выяснять по рисунку
учебника, какие птицы относятся к перелётным, а какие — к зимующим. Узнавать
на рисунке изученных птиц, классифицировать их по известным признакам
(перелётные и зимующие). Приводить примеры перелётных и
зимующих птиц. Выделять в тексте учебника проблемные
вопросы, высказывать предположения,
отвечая на них, осуществлять самопроверку. Отгадывать народные загадки о птицах. Работать со взрослыми: наблюдать за птицами своей местности, определять их с помощью атласа-определителя, результаты работы фиксировать в виде
рассказов, рисунков, фотографий
|
|
|
|
|
|
29.
Как разные животные готовятся к зиме
|
1
час
|
Осенние изменения в жизни зверей и
других животных (лягушек, жаб, ящериц, змей). Разнообразие приспособлений животных к сезонным изменениям в природе
|
приспособляемость
растений и животных к разным природным условиям
|
Устанавливать связь между
сезонными изменениями в природе и жизнью животных. Выявлять приспособительное значение спячки, линьки,
запасания корма и других явлений в жизни
животных.
По рисунку
учебника сравнивать летнюю и осеннюю окраску меха белки и
зайца, объяснять значение наблюдаемых изменений, раскрашивать рисунки
в рабочей тетради с целью воспроизведения особенностей сезонной
окраски зверьков.
Узнавать изучаемых
животных по описаниям. Обсуждать рассказ «Про дикого ежа и домашние неприятности» из книги
«Великан на поляне», формулировать соответствующие правила
экологической этики
|
|
30.
Невидимые нити в осеннем лесу
|
1
час
|
Невидимые нити —
связи в окружающем мире. Примеры связей между растениями и животными в
осеннем лесу. Значение этих связей в жизни природы
|
растительный и
животный мир природных зон
|
Извлекать из текста и иллюстраций
учебника информацию о связях в природе.
Анализировать рисунок и схемы в
учебнике, соотносить их между собой, сравнивать разные виды схем. Делать
выводы:
о значении схем как способа изображения связей в окружающем мире, о
возможности построения разных вариантов
схем для отображения одних и тех же связей.
Рассказывать по представленным связям о невидимых нитях.
Моделировать связи в осеннем лесу с помощью схем аппликаций и
графических схем.
Обсуждать рассказ «Большой старый дуб» из книги «Великан на поляне», формулировать
соответствующие правила экологической этики.
|
|
31.
Осенний труд
|
1
час
|
Многообразие
осенних работ в городах и сёлах в старину и настоящее время.
Посильная помощь детей взрослым в некоторых видах осенних работ своего края
|
труд и быт людей
в природных зонах
|
Сравнивать осенние работы в
городах и сёлах в старину и сейчас. Соотносить их с особенностями в мире
осенней живой
и неживой природы, выявлять общее и различное. Конструировать алгоритм
изготовления осенней куклы; контролировать и корректировать своё поведение в ходе совместной работы.
|
|
32-33.
Будь здоров
|
2
часа
|
Правила здорового образа жизни в
осенний период. Особенности здорового образа жизни в культуре народов своего края.
|
Здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;
|
Формулировать правила здорового
образа жизни осенью.
Объяснять правила народных игр. Контролировать
своё поведение
по отношению к сверстникам в соответствии с правилами игры.
|
|
34.
Охрана природы осенью
|
1
час
|
Правила поведения в
природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей,
грибов. Осенние посадки деревьев и кустарников. Изготовление кормушек и
подкормка
птиц. По страницам Красной книги России
|
морально-этические нормы
поведения в природе
|
По материалам
учебника знакомиться с правилами охраны природы осенью.
Работая в паре, анализировать рисунки
учебника (условные знаки), с их помощью рассказывать
о правилах охраны природы.
Обсуждать, в каких
делах мы можем проявить свою любовь к природе.
Извлекать из текста
учебника информацию о некоторых представителях Красной книги России, о
причинах сокращения их численности; на основе полученной информации предлагать
меры охраны изучаемых объектов.
Использовать дополнительную
литературу, Интернет для написания
собственного рассказа об одном из представителей Красной книги России. Работать
со взрослыми: по инструкциям рабочей тетради посадить дерево или кустарник, изготовить кормушку и подкармливать птиц. Проектное задание: составить фоторассказ об
осенней прогулке.
|
|
Зима
|
16
часов
|
|
|
Литературное чтение
Разделы «Любите книгу», «Мир народной сказки».
Русский язык
Темы «Собеседники», «Главный помощник в общении — родной язык».
Физическая культура
Тема «Подвижные игры на свежем воздухе».
Технология
Тема «Народные промыслы».
Уроки
Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 2 класс (DVD)
Кирилл и Мефодий
«Детская энциклопедия»
(DVD) Тематические
презентации.
Электронное
приложение к учебнику Плешакова «Окружающий мир».
«Хочу все знать». Большая русская
библиографическая энциклопедия.
|
|
|
—
определять зависимость зимних изменений в неживой природе от положения земной
поверхности по отношению к Солнцу;
—
определять день зимнего солнцестояния и обосновывать своё мнение;
—
определять различие гражданского и православного календарей и обосновывать
своё мнение;
—
определять невидимые связи между животными и растениями в зимнем лесу и
обосновывать своё мнение;
— использовать приобретённые знания при создании макета газеты «Зимушка
--зима»;
|
— формулировать собственное
высказывание, используя термины;
— пользоваться речью для регуляции
своего действия;
—
строить понятные для партнёра высказывания.
|
— выполнять учебные действия в
соответствии с целью;
— выполнять взаимопроверку учебного
задания;
— выполнять самопроверку учебного
задания;
—
контролировать во время игры своё поведение по отношению к сверстникам,
соблюдать правила игры.
|
- проявлять интерес к
изучению темы, бережное отношение к природе, интерес к закаливанию организма
в зимний период, инициативу и позитивное отношение к одноклассникам во время
игры;
—
эмоционально - ценностное отношение к семейным праздникам Новый год и
Рождество.
|
|
35.
Зимние месяцы
|
1
час
|
Народные названия зимних
месяцев (в том числе в языках народов
своего края). Зима в произведениях культуры. Зимние приметы и присловья. Народные приметы зимой и прогнозирование
погоды на лето.
|
причины разных
климатических
условий на Земле
|
Сопоставлять старинные и
современные названия зимних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями зимних
месяцев и с событиями в жизни людей. Характеризовать погодные явления зимних месяцев по картинам
художников с помощью выразительных средств русского (и родного) языка, сочинять
устный рассказ по картине, сочинять и записывать произведение любого жанра (на выбор) о
зиме. Подбирать
в творчестве народов своего края народные приметы и прогнозировать
изменение погоды, наблюдать и отмечать характер погоды 19 декабря для прогноза урожая на будущее лето.
|
|
36.
Зима – время науки и сказок
|
1
час
|
Сказки народов России и мира —
школа мудрости и добра.
|
причины разных
климатических
условий на Земле
|
Сравнивать сказки разных
народов, объяснять их смысл, формулировать их нравственное значение для
современной
жизни.
|
|
37.
Зима в неживой природе
|
1
час
|
Зимние явления в неживой природе. День зимнего
солнцестояния. День зимнего солнцеворота. Красота зимней природы. Виды зимнего отдыха детей, их связь с
зимними изменениями в неживой природе.
|
причины разных
климатических
условий на Земле
|
По своим наблюдениям
рассказывать о зимних изменениях в природе. Устанавливать причинно-следственные связи между
положением
Солнца и зимними изменениями в природе.
Работая в паре, извлекать
из текста учебника информацию об зимних явлениях в неживой природе и составлять
в рабочей тетради список этих явлений.
Выражать своё отношение к
красоте зимней природы.
Рассказывать по иллюстрациям
учебника о зимних видах отдыха детей, устанавливать связь между ними
и зимними изменениями в неживой природе.
Отгадывать народные загадки о зиме,
осуществлять самопроверку.
Со взрослыми: наблюдать за погодой зимой, фиксировать
наблюдение результатов в таблицах, сравнивать их, делать выводы
об изменениях погоды в течение зимы.
|
|
38.
Звездное небо зимой
|
1
час
|
Изменение расположения ковша Большой
Медведицы по сравнению с осенью. Созвездие
Малая Медведица. Полярная звезда.
Созвездие Орион и его легендарная история. Сириус — самая яркая звезда на небе
|
Небесные тела,
Солнечная система
|
Сравнивать схемы
расположения ковша Большой Медведицы осенью и зимой, выявлять
различия. Сравнивать схемы созвездий Большой Медведицы и Малой
Медведицы. Осваивать способ нахождения на небе Полярной звезды, определять
по Полярной звезде стороны горизонта.
Придумывать сказку о созвездии Малая Медведица и Полярной звезде.
Работая в паре, анализировать
схему созвездия Орион, соотносить её со старинным рисунком. Осваивать
способ нахождения на небе звезды Сириус. Достраивать схему созвездия
Орион в рабочей тетради.
Работать со
взрослыми: наблюдать звёздное небо по заданиям рабочей
тетради, применять освоенные на уроке способы поиска звёзд и
созвездий, пользоваться атласом-определителем, фиксировать результаты
наблюдений в виде записей в рабочей тетради
|
|
39.
Зимняя прогулка
|
1
час
|
Красота зимней природы. Зимние экскурсии для наблюдения за жизнью природы своего
края; подготовка и проведение зимних праздников по традициям народов своего
края.
|
растительный и
животный мир природных зон
|
Распознавать деревья и
кустарники по плодам, шишкам, силуэтам и другим признакам. Определять растения,
зимующие под снегом.
|
|
40.
Зима в мире растений
|
1
час
|
Зимние изменения в
жизни деревьев, кустарников, травянистых растений. Особенности распознавания
растений зимой
|
растительный и
животный мир природных зон
|
По своим
наблюдениям отвечать на вопросы о зимних изменениях в
жизни растений.
Извлекать из текста
учебника информацию о признаках, по которым можно узнать растения зимой. Устанавливать связи
изученных растений с животными. Работать со взрослыми: определять растения ближайшего природного окружения в зимнем наряде, выделять
и рисовать в тетради признаки, по которым определены растения
|
|
41-42. Зимние
праздники
|
2
часа
|
Зимние праздники в
России и других странах — Рождество, Новый год; связанные с ними традиции (украшения хвойных
деревьев и др.).
Старинные и современные обряды и обычаи
зимнего календарного цикла, в том числе
народов своего края
|
прошлое,
настоящее и будущее Родины и родного края
|
Отмечать на схеме
годового круга день зимнего солнцестояния и солнцеворота.
Различать общее и
особенное в зимних праздниках, описывать картину Б.
Кустодиева «Ёлочный торг». Планировать изготовление и
преподнесение новогодних подарков в семье и друзьям
|
|
43.
Растения в домашней аптечке
|
1
час
|
Лекарственные растения. Их использование
для лечения людей в прошлом и в настоящее время. Правила сбора и хранения лекарственных растений. Целебные
свойства различных растений и их
частей
|
растительный и
животный мир природных зон
|
На основе
собственного жизненного опыта отвечать на вопросы о лекарственных растениях.
По рисунку
учебника узнавать названия наиболее распространённых лекарственных
растений, находить среди них дерево, кустарник, травянистые растения. Практическая работа в группах: рассматривать предложенные лекарственные растения и
изготовленное из них сырьё, заполнять таблицу.
Работая в парах, распознавать растения
по изготовленному из них лекарственному
сырью, осуществлять самопроверку, извлекать из текста учебника
информацию о целебных свойствах
изучаемых растений и их частей. Обсуждать
рассказ о лекарственных
растениях в книге «Великан на
поляне», формулировать соответствующие правила экологической
этики.
Организовывать дидактическую игру «В больнице Доктора
Айболита» с использованием лекарственных растений.
Работать со взрослыми: знакомиться с лекарственными растениями
домашней аптечки, записывать их названия в рабочую тетрадь.
|
|
44.
Зимняя жизнь птиц и зверей
|
1
час
|
Разнообразие
зимующих птиц, их приспособленность к трудным зимним условиям. Особенности жизни зверей
зимой. Помощь зимующим животным со стороны человека
|
растительный и
животный мир природных зон
|
Работая в паре, извлекать
из текста учебника информацию о приспособленности птиц к условиям зимы. Находить
изучаемых птиц на рисунках учебника. Работая в группах, узнавать зимующих
птиц по клювам. Устанавливать связь между строением клюва и особенностями
питания птицы.
Обсуждать причины
перемещения многих птиц в зимнее время к человеческому жилью и возможности
помощи им со
стороны человека.
Используя текст
учебника, готовить сообщения об особенностях зимней жизни зверей. Узнавать
зверей по описаниям. Работать со взрослыми: наблюдать за птицами города (села), определять их с помощью
атласа-определителя, продолжать
подкармливать птиц, по
результатам наблюдений написать рассказ, проиллюстрировать его
рисунком (фотографией)
|
|
45.
Невидимые нити в зимнем лесу
|
1
час
|
Примеры связей
между растениями и животными в зимнем лесу. Значение этих связей в жизни
природы
|
растительный и
животный мир природных зон
|
Извлекать из текста и
иллюстраций учебника информацию о связях в природе.
Придумывать и
разыгрывать сценки из жизни зимнего леса, отражающие природные взаимосвязи
Работая в паре, анализировать рисунок
и схему в учебнике, соотносить их
между собой, прослеживать по схеме связи между елью и лесными
животными. Моделировать связи в зимнем лесу с помощью различных видов
схем, в том числе работая в группе. Рассказывать по схемам (моделям)
об изученных невидимых нитях.
|
|
46.
В феврале зима с весной встречается
впервой
|
1
час
|
Зимние праздники народов своего
края. Новый год по восточному
календарю. Проводы зимы. Первая встреча весны
|
труд и быт людей
в природных зонах
|
Характеризовать зимние
праздники и традиции проводов зимы
в культуре народов своего края, инсценировать обход дворов на
Масленицу по традициям своего края.
|
|
47.
Зимний труд
|
1
час
|
Виды зимнего труда в старину.
Современные домашние зимние работы. Зимний труд в городе и селе
|
труд и быт людей в природных зонах
|
Инсценировать зимнюю
мужскую и женскую работу в старину, соотносить с видами работ в настоящее время в городе (селе). Рассказывать о том, как надо
заботиться о домашних растениях и
животных зимой в родном доме
|
|
48-49. Будь
здоров
|
2
часа
|
Правила здорового
образа жизни в зимний период. Особенности здорового образа жизни в
культуре народов своего края.
|
Здоровье своего организма, его
внутренних органов и органов чувств;
|
Формулировать правила
здорового образа жизни зимой.
|
|
50.
Охрана природы зимой
|
1
час
|
Культура поведения
в природе зимой. Эмоционально-эстетическое восприятие красоты зимней природы. По страницам Красной книги России
|
морально-этические нормы
поведения в природе
|
По материалам
учебника знакомиться с правилами охраны природы зимой.
Работая в паре, анализировать рисунки
учебника (условные знаки), с их помощью рассказывать
о правилах охраны природы.
Извлекать из текста учебника
информацию о некоторых представителях Красной книги России, о причинах сокращения их численности; на основе полученной
информации предлагать меры охраны изучаемых объектов.
Использовать
дополнительную литературу, Интернет для написания собственного
рассказа об одном из представителей Красной книги России. Подкармливать
птиц и наблюдать за ними у кормушки, фиксировать свою деятельность и
результаты наблюдений в рабочей тетради. Проектные задания
(выполняются с участием взрослых): организовать в классе выставку предметов зимней одежды народов своего края; составить фоторассказ о
зимней прогулке.
|
|
Весна и лето
|
20
часов
|
|
|
Литературное чтение
Разделы «Любите книгу», «Мир народной сказки».
Русский язык
Темы «Собеседники», «Главный помощник в общении — родной язык».
Технология
Тема «Народные промыслы».
Электронное
приложение к учебнику Плешакова «Окружающий мир».
Уроки
Кирилла и Мефодия.Окружающий мир. 2 класс (DVD)
«Хочу все знать». Большая русская
библиографическая энциклопедия.
Тематические
презентации
Литературное чтение, ИЗО, музыка
(произведения культуры, чтение текстов, иллюстрации)
Русский язык (мини-сочинения)
Технология (изготовление игрушки)
Конкурс-игра по
окружающему миру «Светлячок» (центр «Снейл»)
|
|
|
—
определять зависимость весенних изменений в неживой природе от положения
земной поверхности по отношению к Солнцу и обосновывать своё мнение;
—
определять и обосновывать причины, по которым раннецветущие растения
зацветают первыми;
—
определять невидимые связи животных и растений в весеннем лесу и обосновывать
своё мнение;
— различать общее и особенное в обрядах и праздниках народов
России в пору весеннего равноденствия и обосновывать своё мнение;
— использовать приобретённые знания при составлении рассказа о
первых весенних цветах.
|
— формулировать
понятные высказывания, используя термины в рамках учебного диалога.
— использовать
речь для регуляции своего действия;
— формулировать
собственное мнение;
—
адекватно взаимодействовать в паре и приходить к общему решению.
|
— выполнять задание
в соответствии с целью;
— распределять
обязанности для выполнения учебного задания в группе;
— выполнять
самопроверку и взаимопроверку учебного задания;
—
контролировать свои действия во время выполнения учебного задания (игры) по
отношению к сверстникам, соблюдая правила.
|
- проявлять интерес к изучению темы,
бережное отношение к природе, желание выполнять правила здорового образа
жизни в весенне-летний период, доброжелательное отношение к сверстникам во
время игры;
- осознание собственных достижений при
изучении темы.
|
|
51. Весенние месяцы
|
1
час
|
Старинные и современные
названия весенних месяцев (в том числе в языках народов своего края). Образ весны в культуре народов России. Весенний новый
год в пору весеннего равноденствия. Весенние праздники по старинным
календарям народов своего края
|
причины разных
климатических
условий на Земле
|
Сравнивать старинные и
современные названия весенних месяцев, соотносить их внутренний смысл с
природными особенностями
весенних месяцев и с событиями в жизни людей. Характеризовать погодные явления весенних
месяцев по картинам художников
с помощью выразительных средств русского
(и родного) языка, сочинять устный рассказ по картине. Находить общее и различное в праздниках весеннего
равноденствия разных народов
России; на схеме круглого года обозначать
пору весеннего равноденствия
|
|
52. Весна в неживой природе
|
1
час
|
Весенние явления в неживой природе. День весеннего
равноденствия. Старинные детские игры весной,
их связь с весенними изменениями в
неживой природе
|
причины разных
климатических
условий на Земле
|
По своим наблюдениям
рассказывать о весенних изменениях
в природе. Устанавливать
причинно-следственные связи между положением Солнца и весенними
изменениями в природе. Работая в паре, извлекать из текста учебника
информацию. По своим наблюдениям
рассказывать о весенних изменениях в природе. Устанавливать причинно-следственные связи между положением Солнца
и весенними изменениями в природе. Работая в паре, извлекать из текста
учебника информацию.
|
|
53. Весна – утро года
|
1
час
|
Народные традиции
встречи весны. Образ птицы — любимое украшение весенних праздников у многих
народов. Весенний новый год в культуре народов России и мира
|
причины разных
климатических
условий на Земле
|
Знакомиться по
материалам учебника с народными традициями встречи весны, инсценировать характерные
праздничные ритуалы в виде мини-спектаклей. Рассматривать фотографии
в рубрике «Заглянем в семейный альбом», устно описывать представленные
на них события.
Работая в группах, изготавливать
(по схеме-инструкции в рабочей тетради) игрушку в виде весенней птички из
ткани,
украшать такими игрушками деревце во дворе школы.
Работать со
взрослыми: участвовать в весеннем празднике по старинному
календарю народов своего края, поместить в рабочей тетради
фотографии или рисунок праздника
|
|
54. Звездное небо весной
|
1
час
|
Изменение
расположения созвездий Большая Медведица и Малая Медведица по
сравнению с зимой. Созвездия Кассиопея и Лев, их изображение на старинных и современных звёздных картах
|
Небесные тела,
Солнечная система
|
Сравнивать схемы
расположения ковшей Большой Медведицы и Малой Медведицы в разные сезоны, выявлять различия.
Осваивать способ
нахождения на небе созвездия Кассиопея, соотносить схему
созвездия Кассиопея со старинным рисунком.
Работая в паре, знакомиться
с созвездием Льва, соотносить схему созвездия Льва со старинным
рисунком. Достраивать схемы созвездий Кассиопея и Лев в
рабочей тетради.
|
|
55. Весенняя прогулка
|
1
час
|
Весеннее пробуждение деревьев и
кустарников.
|
Деревья и кустарники Свердловской
области
|
Характеризовать признаки
весеннего пробуждения деревьев и кустарников.
Обсуждать необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям, формулировать соответствующие
нормы экологической этики.
|
|
56. Весеннее пробуждение
растений
|
1
час
|
Какие
растения называют раннецветущими. Разнообразие раннецветущих
травянистых растений; условия, необходимые для их цветения. Бережное
отношение к раннецветущим растениям
|
Раннецветущие растения Карпинска
|
По своим
наблюдениям рассказывать о весенних изменениях в жизни
растений.
Знакомиться по
материалам учебника с разнообразием раннецветущих растений, выявлять условия,
необходимые для их
цветения. Узнавать раннецветущие растения на фотографиях, рисунках
и в природе. Работать со
взрослыми: наблюдать за
весенним цветением растений по картинному
плану, представленному в рабочей тетради, фиксировать сроки
цветения. Оценивать впечатления от восприятия
раннецветущих растений, выражать свои предпочтения в рисунке или
фотографии. Использовать источники информации для написания собственного
рассказа о любом раннецветущем
растении.
|
|
57. Чудесные цветники весной
|
1
час
|
Растения цветников,
клумб, цветущие весной. Мифы и легенды о цветах. Неповторимая красота весенних цветников
|
сказочные истории из жизни весеннего цветника, сценки на эту
тему.
|
Знакомиться с растениями цветника
по материалам учебника и натуральным образом.
Оценивать эмоционально-эстетические
впечатления от восприятия
растений цветника, выделять наиболее понравившиеся растения, объяснять причины своих предпочтений. Определять растения школьного цветника (2—3 представителя). Узнавать изученные растения на фотографиях, рисунках и
в природе. Использовать дополнительную литературу, Интернет для написания собственного
рассказа об одном из растений цветника.
|
|
58. Весна в мире насекомых
|
1
час
|
Весенние изменения в
жизни насекомых. Взаимосвязи в мире насекомых. Роль насекомых в жизни
человека. Необходимость
бережного отношения к насекомым.
|
климатические
условия
|
Знакомиться по
материалам учебника с весенними изменениями в жизни насекомых.
Узнавать изученных
насекомых на рисунках и в природе. Оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия красивых насекомых. Обнаруживать взаимосвязи в
мире насекомых, по схемам в учебнике рассказывать о них, достраивать схемы в рабочей тетради. Обсуждать отношение людей к насекомым, обосновывать необходимость бережного отношения к ним.
Работая в парах, предлагать возможные варианты своего поведения при встречах с насекомыми, сопоставлять
их с советами из книги «Великан
на поляне», формулировать соответствующие
правила экологической этики. Работать
со взрослыми: наблюдать весеннее
появление насекомых, фиксировать
результаты наблюдений в рабочей тетради, определять насекомых в природе с помощью атласа-определителя.
|
|
59. Весна в мире птиц и
зверей
|
1
час
|
Весенние изменения
в жизни птиц и зверей, их зависимость от других сезонных явлений в природе.
Необходимость особенно бережного отношения к птицам и зверям в весеннее время
|
растительный и
животный мир природных зон
|
По своим
наблюдениям рассказывать о весенних изменениях в мире птиц и
зверей.
Знакомиться по учебнику с жизнью птиц и зверей
весной. С помощью текста учебника определять последовательность возвращения перелётных птиц из тёплых
краев, фиксировать её в рабочей тетради.
Узнавать птиц на
рисунке, осуществлять самопроверку с помощью атласа-определителя.
Обсуждать отношение
людей к птицам, формулировать соответствующие правила экологической этики. Играть в
старинную игру, связанную с птицами, по правилам, описанным в учебнике.
Работая в паре, придумывать диалоги
зверей-родителей и их детёнышей, разыгрывать
сценки.
Работать со взрослыми:
наблюдать за птицами города(села),
слушать весенние песни птиц, по результатам наблюдений написать рассказ, проиллюстрировать его рисунком
или фотографией.
|
|
60. Невидимые нити в весеннем
лесу
|
1
час
|
Примеры связей
между растениями и животными в весеннем лесу. Значение этих связей в жизни
природы.
|
растительный и
животный мир природных зон
|
Извлекать из текста и
иллюстраций учебника информацию о связях в природе.
Анализировать рисунки и
схемы в учебнике, соотносить их между собой, сравнивать разные
виды схем, в том числе работая в паре. Моделировать связи
в весеннем лесу с помощью различных видов схем.
Рассказывать по
схемам (моделям) о невидимых нитях в весеннем лесу.
Использовать дополнительную
литературу для написания собственного рассказа о кукушке.
|
|
61. Весенний труд
|
1
час
|
Работы людей весной
в старину и в настоящее время (весенняя вспашка и сев яровых, посадка
культурных растений в саду и огороде, уход за домашними
животными, ткачество и
беление холстов и т. д.)
|
труд и быт людей
в природных зонах
|
Инсценировать мужскую и
женскую старинную весеннюю работу. Соотносить с видами работы в
настоящее время в городе (селе).
Наблюдать за
состоянием природы, соотносить свои наблюдения с народными приметами.
|
|
|
62. Старинные весенние
праздники
|
1
час
|
«Праздников
праздник» — Пасха. Проводы весны. Образ берёзы в культуре
разных народов
|
труд и быт людей в природных зонах
|
|
|
Характеризовать весенние
праздники в культуре народов России, в том числе своего края; сравнивать традиции
отношения к берёзе в культуре разных народов России; определять нравственный
смысл легенд и песен о берёзе в культуре народов Севера.
|
|
|
|
|
63-64. Будь здоров
|
2
часа
|
Правила здорового
образа жизни в весенний период. Особенности здорового образа жизни в
культуре народов своего
края.
|
Здоровье своего организма, его
внутренних органов и органов чувств;
|
Формулировать правила
здорового образа жизни весной.
|
|
65. Охрана природы весной
|
1
час
|
Правила охраны
природы весной. Устройство искусственных гнездовий для птиц. По страницам
Красной книги России.
|
морально-этические нормы поведения в
природе
|
По материалам
учебника знакомиться с правилами охраны природы весной.
Работая в паре, анализировать
рисунки учебника (условные
знаки), с их помощью рассказывать о правилах охраны природы.
Извлекать из текста
учебника информацию о некоторых представителях Красной книги России, о
причинах сокращения
их численности; на основе полученной информации предлагать меры охраны
изучаемых объектов. Использовать
дополнительную литературу,
Интернет для написания собственного рассказа об одном из представителей Красной книги России.
|
|
66. Лето красное
|
1
час
|
Народные названия
летних месяцев. Летние приметы и присловья. День летнего
солнцестояния. День летнего солнцеворота. Щедрость лета в произведениях
поэтов и художников.
|
Работать
со взрослыми: по инструкции в рабочей тетради изготавливать домик
для птиц и размещать его в подходящем месте.
Проектное
задание: составить фоторассказ
о весенней прогулке.
|
Сравнивать старинные и
современные названия весенних и летних месяцев (в том числе в языках
народов своего края). Соотносить внутренний смысл старинных
названий месяцев (в том числе в языках народов своего края) с природными
особенностями весенних и летних месяцев и событиями в жизни людей. Характеризовать погодные явления весенних и летних месяцев по
картинам художников с помощью выразительных средств русского (и родного) языка, сочинять устный рассказ по картине. Отмечать в настенном
календаре и на схеме годового круга дни летнего солнцестояния и летнего
солнцеворота, характеризовать летние
праздники и работу в старину. Работать со взрослыми: наблюдать за погодой летом, фиксировать результаты наблюдений в таблицах,
сравнивать их, делать выводы об
изменении погоды в течение лета. Сравнивать
результаты наблюдений в разные сезоны года, делать выводы об изменениях
погоды в течение года.
|
|
67-68. Летние праздники и труд
|
2
часа
|
Труд людей летом.
Народные летние праздники. Летний новый год в календаре северных народов
России. Традиции летних
праздников в культуре народов своего края.
|
прошлое, настоящее и будущее Родины и
родного края
|
Работа с обучающимися и родителями над
листом достижений в контексте планирования дальнейших шагов в 3 классе по
изучению курса исходя из анализа контрольных работ.
|
|
Соотносить летние праздники с видами работы в настоящее время в
городе (селе). Сопоставлять между собой традиции празднования летнего
Нового года с особенностями новогоднего праздника осенью, зимой, весной
в культуре народов России.
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.