Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Технологическая карта урока Тема одиночества в лирике Лермонтова

Технологическая карта урока Тема одиночества в лирике Лермонтова

Технологическая карта урока


1.Обучающая: учить анализу лирических произведений(на примере стихотворений «Парус», «И скучно и грустно», «Родина»).

2. Воспитательная: помочь ученикам раскрыть богатство, глубину поэтического мастерства поэта.

3. Развивающая: развивать читательские интересы школьников, формировать эстетический вкус.

Основные термины

и понятия

Антитеза, лирическое я, элегия.

Образовательные

ресурсы

Аудиофрагменты.


Предметные результаты

  • умение анализировать художественное произведение, характеризовать героев;

  • владение литературоведческой терминологией;

  • понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие литературных произведений;





Личностные результаты


  • уважительное отношение к русской литературе;

  • воспитание чувства любви к родине.

Метапредметные результаты


  • умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции;

  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность;

  • умение выделять главную мысль.












ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Основные виды деятельности учителя.

Методы и приемы обучения

ФОУД

Осуществляемые виды

деятельности учащихся


Формируемые способы

деятельности

Этап 1.









Этап 2.










































































Этап 3.


































































































































































Этап 4.










Этап 5.



Организация урока – (2 минуты)


1.Постановка учебных задач.

  • продолжить знакомство с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова;

  • проследить характерные особенности лирики Лермонтова;

  • анализ стихотворений.


Подготовка к восприятию нового материала (актуализация опорных знаний).

1.Проверка домашнего задания.

(Краткий рассказ о поэте подготовленным учеником)

М.Ю. Лермонтов родился 3 октября 1814 г. в Москве. Детство провел в имении Тарханы, расположенном в Пензенской губернии и принадлежавшем бабушке поэта по матери Елизавете Алексеевне Арсеньевой. Она была умна, образованна, властолюбива, внука своего любила без памяти, и Лермонтов отвечал ей большой искренней любовью.

Отец — Юрий Петрович Лермонтов — носил чин капитана. Он происходил из старинного шотландского рода.

Мать — Марья Михайловна — происходила из старинного и богатого рода Столыпиных.

Елизавета Алексеевна была недовольна выбором дочери, к тому же между родителями Лермонтова стали возникать ссоры. В 1817 г. мать Лермонтова умерла, Юрий Петрович уехал в свое тульское имение, а Михаил Юрьевич остался с бабушкой. Елизавета Алексеевна сделала все, чтобы разлучить отца и сына. Она дала Юрию Петровичу деньги и взяла с него обещание не требовать сына к себе. При нарушении условий бабушка грозилась лишить внука наследства.

Лермонтов рос болезненным ребенком, и Елизавета Алексеевна возила его на кавказские воды, которые совершенно исцелили мальчика.

Бабушка сумела дать внуку прекрасное домашнее образование, он свободно овладел французским и немецким языками и подготовился для поступления в Московский университетский благородный пансион, куда и был зачислен 1 сентября 1828 г. в четвертый класс.

Лермонтов учился прилежно. Выйдя из пансиона в 1830 г., он сразу же поступает в Московский университет.

В 1832 г. из-за участия в «маловской истории» (бунт студентов против бездарного преподавателя Малова) и трений с профессорами Лермонтов был вынужден покинуть университет и переехать в Петербург, где поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. По окончании Школы в 1834 г. М.Ю. Лермонтов был произведен в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка. Зимой 1837 г., откликаясь на смерть А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта», мгновенно облетевшее весь Петербург.

Приписанные к нему вскоре 16 строк (начиная со слов «А вы, надменные потомки...») вызвали неудовольствие царского двора, арест и ссылку поэта на Кавказ, под пули горцев.

Весной 1838 г. благодаря хлопотам бабушки Лермонтова возвратили в гвардию, в тот же лейб-гвардии Гусарский полк, откуда он отбывал в ссылку.

В Петербурге Лермонтов сразу был принят в светском обществе, познакомился с В.А. Жуковским, П.А. Вяземским, П.А. Плетневым, В.Ф. Одоевским — писателями пушкинского круга.

Светская жизнь, насыщенная балами, праздниками и раутами, продолжалась вплоть до 1840 г. На балу у графини Лаваль сын французского посла Эрнест де Барант приревновал М.Ю. Лермонтова к красавице княгине М.А. Щербатовой. И Лермонтов, и Э. де Барант увлекались ею, а красавица, по свидетельству современников, отдала «слишком явное предпочтение» Лермонтову.

Состоялась дуэль, окончившаяся полным примирением, однако дело получило огласку. Э. де Барант уехал на родину. Поэта снова отправляли на Кавказ, в действующую армию.

Сражаясь в Чечне, Лермонтов проявил себя как мужественный офицер, за что и был награжден золотой саблей с надписью «За храбрость».

Зимой 1840 г., вняв беспрестанным просьбам и ходатайствам бабушки Лермонтова, император разрешил ему взять отпуск на два месяца и отбыть в Петербург. В апреле 1841 г. после неудачных попыток выйти в отставку М.Ю. Лермонтов был вынужден вернуться на Кавказ.

13 июля 1841 г. в Пятигорске в доме Верзилиных на обычном балу Лермонтов и его знакомый Л.С. Пушкин были в веселом расположении духа, они острили смешно, но не зло. Тут они увидели Н.С. Мартынова, одноклассника Лермонтова по Школе гвардейских подпрапорщиков, в горском наряде: в бурке и с большим кинжалом. Лермонтов громко пошутил по этому поводу. Мартынов подошел к нему и сдержанно сказал: «Сколько раз я просил вас оставить свои шутки при дамах». Завязался спор, закончившийся вызовом на дуэль. Лермонтов принял вызов.

Доказательством тому, что Лермонтов считал ссору незначительной, а примирение необходимым и возможным, служит тот факт, что он, стрелявший первым, произвел выстрел в воздух. Мартынов же решил убить Лермонтова.

Дуэль состоялась 15 июля 1841 г. Поэт был убит. Его бабушка обратилась к Николаю I с просьбой перевезти тело внука из Пятигорска в Тарханы. Прах поэта был погребен в фамильном склепе Арсеньевых в Тарханах, где он и покоится до сих пор.

- Что нового вы узнали? Что показалось особенно интересным?

- Выразительное чтение приготовленных дома стихотворений.

- Какие темы и мотивы являются в прозвучавших про 

изведениях ключевыми? Приведите примеры цитаты.

(Тема одиночества, мотив скитаний, бесприютности.

Интерес поэта к отечественной истории.)

Какой композиционный прием является в стихах

Лермонтова основным?(Антитеза)

- Знакомство учащихся со статьёй А.Ахматовой «Всё было подвластно ему».

- Какие признаки гениальности Лермонтова поэта подчёркивает Ахматова?


Изучение нового материала.

-Творчество М.Ю. Лермонтова условно принято делить на два периода:

1. до 1837 г. — ранний период;

2. 1837—1841 гг. — зрелый период.

Лирический герой раннего Лермонтова — поэт, сын рока с бременем трагических воспоминаний, с «печатью страстей» на челе, вечный странник, «свободы друг», «природы сын», но притом и разочарованный демон, для которого характерно уединенное самопознание.

Лирический герой раннего Лермонтова — романтик. В нем живет «желание блаженства», образ небесно-земного, совершенного мира, населенного «чистейшими, лучшими существами», и стремление погрузиться в этот мир. Лирический герой более позднего Лермонтова сохранил за собой — в форме многозначительных намеков и иносказаний — личную предысторию, тот груз прошлого, который дает право судить о болезнях века изнутри, из собственного катастрофического опыта. Его «дух мощный и гордый» (Белинский) звучит уже за чертой пережитого, вне перипетий собственной судьбы.

- Сегодняшний урок мы посвятим двум центральным мотивам лирики Лермонтова- одиночеству и родине.

- Дж. Г. Байрон в дневнике записал: «В одиночестве человек часто чувствует себя менее одиноким». Эти слова очень подходят Лермонтову.

1. «Парус»

1. Какие два мира рисует поэт в стихотворении?

(Мир природы, морской стихии и внутренний мир чело 

века, полный противоречий и страстей, душевное состояние лирического «я».)

2. Каково поэтическое пространство каждой строфы?

Какими способами передается смятенное состояние души?

(Строфы построены по одной модели: первые два стиха

рисуют картину природы, а вторые — изображают внутреннее состояние «наблюдателя», следящего за парусом.В первой строфе парус и «наблюдатель» далеко друг от друга. Один — на берегу, а другой — «в тумане моря». Но есть ключевое слово, которое их сближает — «одинокий». Картина внешнего мира спокойная, но не совсем ясная, и одинокий парус привлекает внимание лирического «я» именно своим одиночеством, потому что одинок и он сам. Состояние смятенности души передается вопросительными интонациями третьего и четвертого стихов. В тревожной человеческой душе возникает предположение, что там, «в тумане моря», «в стране далекой», может быть, есть спасение от одиночества, от тех душевных потрясений, которые суждены «в краю родном».

Во второй строфе пространственная картина меняется. Окружающий мир как бы приближается к глазам зрителя. Ощутить игру волн, свист ветра и скрип мачты возможно, только находясь под парусом, в самом суденышке. То есть «наблюдатель» как бы переместился «с берега» в открытое море и сам управляет ветрилом. Зачем это ему? Может быть, спасение от одиночества — именно в борьбе со стихией? Но он не бежит от счастья, которого не было в его смятенной душе, и, к сожалению автора, не ищет счастья в океане. Ключевым словом становится здесь «увы», выражающее чувство разочарования, показывающее, что нигде в мире нельзя найти счастья смятенному человеку, так как

счастье — это состояние души, а не состояние мира, и

нельзя убежать от самого себя. В третьей строфе картина окружающего мира на редкость гармоничная, светлая и яркая. В ней и «струя, светлей лазури», и «луч солнца золотой». Но эта картина соотносится с состоянием лирического «я» по контрасту. Вокруг все прекрасно и равнодушно, мир природы лишен страстей, наполняющих душу человека. Поэтому страстная душа лирического «я» «просит бури», чтобы, сразившись с

ней, наконец обрести покой.)

3. Можно ли считать образ паруса символом лирического «я»?

(Кульминация чувства — в последней строфе стихотворения, где рядом с образами паруса и «наблюдателя» появляется и третий — близкий лирическому «я» образ автора,который побывал под парусом в открытом море и понял, что в бурях нет покоя, нет выхода в «перемене мест». И бури он просит по этой же причине: раз в мире нет места, где смиряется тревога души, то стоит ли жить, или нужно доказать самому себе свою ценность, сразившись с бурей. Смысловой доминантой становятся здесь слова «как будто», появляющиеся в последнем стихе и показывающие

иллюзорность поисков счастья в попытке убежать от самого себя.)

«И скучно и грустно»

1. Какие главные чувства человеческой души названы в

стихотворении?

(Желания, любовь, страсти.)

Что роднит стихотворение Лермонтова с элегией?

2. Чем сильнее недоволен поэт: обществом или собой?

Докажите, что в стихотворении явно выражено ироническое отношение к действительности.

(Поэт в равной мере недоволен и собой, и миром. Желать, то есть стремиться к идеалу, — «что пользы», любить

«на время» — «не стоит труда», в себе — «все... ничтожно»,

жизнь — «пустая и глупая шутка».)

3. Найдите в стихотворении черты романтизма. Почему

романтическое стремление к гармонии мира лирическое

«я» все время опровергает?

(Черты романтизма проявляются в постоянном стремлении к идеалу, в конструировании мира, построенного на лучших чувствах, но надежды лирического «я» иллюзорны, идеал находится в вечном противоречии с действительностью, под влиянием которой умирают лучшие чувства в душе.)

Вывод: Размышления о жизни и своем месте в мире, анализ

собственных чувств заканчиваются плачевным выводом о

пустоте и бесприютности и своей, и общей жизни, которая

никчемна, не имеет смысла. Короткая жизнь Лермонтова была полем битвы сильных

чувств в его духовной жизни. Стремление преодолеть раз 

лад, дисгармонию человека и общества обусловили мотивы

вольности в его лирике. Но невозможность мира понять мятущгося поэта породила трагическое одиночество его лирического «я». Поэтому в поздней лирике Лермонтов видит

причину одиночества как в мире, лишенном понимания, так

и в пустоте собственной души.

- Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Родина».

- Анализ стихотворения «Родина». Беседа по вопросам:

1. Какая из предложенных далее формулировок точнее отражает тему стихотворения:

о родине,

о любви к родине,

о странности любви поэта к родине?

Обоснуйте свой ответ.

2. Почему М.Ю. Лермонтов называет свою любовь к отчизне «странной»? (Поэт говорит о неизъяснимой холодности к тому, что составляет общепризнанно высокий предмет патриотического воодушевления («слава, купленная кровью», великодержавный «покой», «темной старины заветные преданья»). Традиционному, а потому «казенному» патриотизму Лермонтов противопоставляет «непобедимую рассудком» привязанность к иному лику родины — простым картинам родной природы, русской деревни. «Здесь Лермонтов срывает с самого себя маску светского человека, гусара, которую ему приходилось носить, и предстает другим человеком, которым его знали только самые близкие друзья. Светская жизнь и все с нею связанное — мишура, подлинная Россия, подлинная жизнь — в глубине, в народе» .)

3. Как вы думаете, не противоречит ли М.Ю. Лермонтов в своем отрицании себе — автору «Бородина» и «Песни про... купца Калашникова»? Обоснуйте свой ответ.

4. Перечислите, какие картины, меняясь, как в калейдоскопе, составляют образ любимой поэтом Руси.

5. Объясните психологическую мотивировку эпитетов: «степей холодное молчанье», «огни печальных деревень». (В этих эпитетах отразилась не только скромная неброскость русской природы и небогатая прелесть российских деревень, но и психологический настрой самого поэта — его холодность, его печаль.)

6. Проследите, как в описании картин русской сельской жизни и природы взгляд поэта скользит сверху вниз. Какие картины помогают увидеть это вертикальное движение? (Сначала взгляд охватывает картины, видные лишь с огромной высоты: степи, колыхание лесов, разливы рек. По мере приближения к земле видны огни печальных деревень». И только в непосредственной близости можно разглядеть «с резными ставнями окно».)

- В современном лермонтоведении не раз высказывалось предположение, что в данном стихотворении по-новому преломился образ лирического героя М.Ю. Лермонтова: от демонического взгляда сверху (от одиночества и презрения) он нисходит к человеческому взгляду на мир с его земными радостями и печалями. Недаром одиноких сосну, чинару, пальму сменила здесь «чета белеющих берез».Стихотворение «Родина» — это попытка осознания не общего (как в стихотворении «Бородино» или »Песне про... купца Калашникова»), а личного, индивидуального чувства сыновней любви к родной земле, любви, от которой сладкой болью сжимается сердце. Однако Россия по отношению к поэту не раз вела себя не как мать, а как мачеха. Отправляясь в последнюю ссылку на Кавказ, возможно предчувствуя скорую гибель, Лермонтов пишет горькие строчки.

Обобщающий этап. Рефлексия.

  1. Как вы понимаете высказывание Д. Мережковского: «Пушкин - дневное, Лермонтов - ночное светило русской поэзии. В жизни Пушкин - весь на людях, но в творчестве - один; Лермонтов - обратное: в жизни - один, в творчестве идет к людям: пусть не доходит, но идет, пусть ненавидит, но не бесстрастен».

  2. Чем для вас стало знакомство со стихотворениями «Парус», «И скучно и грустно», «Родина»?


Задание на дом.

  1. Индивидуальные сообщения об адресатах любовной лирики Лермонтова – Екатерине Сушковой, Наталье Ивановой, Варваре Лопухиной.

  2. Подготовить выразительное чтение любого стихотворения Лермонтова о любви.



Ф











И


Ф





































































Ф

































































































































































И











И




Слушают и осмысливают сказанное учителем.








Участвуют в мини-дискуссии, ведут диалог, отвечают на вопросы, читают статью.




































































Анализируют и читают выразительно стихотворения, делают выводы






























































































































































Думают над высказыванием;

Говорят о собственных впечатлениях.







Распределяют между собой задания;

Записывают домашнее задание.





Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность.








Умение выдвигать и подбирать аргументы и вести диалог.







































































Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность;

умение анализировать лирические произведения.





























































































































































Понимание авторской позиции;

Формулирование собственного отношения к стихотворениям.









Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность.



  • Другое
Скачать материал
Автор Позднякова Валентина Олеговна
Дата добавления 16.01.2018
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 210
Номер материала MA-073717
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Внедрение системы компьютерной математики в процесс обучения математике в старших классах в рамках реализации ФГОС»
Курс повышения квалификации
«Педагогическое проектирование как средство оптимизации труда учителя математики в условиях ФГОС второго поколения»
Курс повышения квалификации
«Изучение вероятностно-стохастической линии в школьном курсе математики в условиях перехода к новым образовательным стандартам»