Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Роль прилагательного в речи"

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Роль прилагательного в речи"

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Роль имени прилагательного в речи»

Цель деятельности учителя: расширить представление о роли, функциях имен прилагательных в речи; повторить, обобщить знания учащихся о синтаксической роли имён прилагательных , закрепить умение узнавать прилагательные среди других частей речи, формировать умение использовать прилагательные как средство художественной выразительности.

Тип урока: комбинированный

Планируемые образовательные результаты

Предметные : знать характеристику имени прилагательного по значению , морфологическим признакам и синтаксической роли; роль употребления прилагательных в речи; уметь рассказать об имени прилагательном в форме научного описания ;доказать принадлежность слова к имени прилагательному в форме рассуждения ; определять морфологические признаки прилагательного; употреблять прилагательные в речи

Метапредметные : применение приобретенных знаний , умений и навыков в повседневной жизни ; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам ; применение полученных знаний , умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне

Личностные : испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе, осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества

Методы и формы обучения : наблюдение над языком ; эвристический метод ; индивидуальная, групповая , фронтальная

Оборудование: интерактивная доска ( экран), мультимедийный проектор

Наглядно - демонстрационный материал : презентация по теме урока, выполненная учителем , карточка - зачет с теоретическими положениями урока и с заданиями для самостоятельной работы ( выдается каждому ученику )







Этапы урока




Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1.Мотивция к учебн. деятел ности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово учителя об удивительных свойствах русского языка, которые при овладении ими открывают перед человеком огромные возможности успешного общения (можно использовать высказывания К.Г.Паустовского о родном языке)

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Личностные : положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

Познавательные: понимают познавательную задачу Регулятивные:планируют необходимые действия, операции

Коммуникативные : обмениваются мнениями, учатся понимать позицию отличную от своей




Самопроверка словарной диктовки (просмотр слайда )












Эвристическая беседа по теме урока

1.Словарная диктовка с последующей самопроверкой

Ученики вставляют пропущенные буквы в словах текста, представленного на слайде, и выделяют орфограммы ; затем записи сверяют с ключом Учитель организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий










2. Фронтальный опрос - Как называется наука о языке , которую мы изучаем ? (Лингвистика ) - Какой раздел лингвистики изучаем сейчас ? ( Морфологию ) - Что изучает морфология ? ( Части речи ) - На какие группы делятся части речи ? (Самостоятельные, служебные, междометия и звукоподражательные слова ) - Какие части речи относятся к самостоятельным ? ( Существительные, прилагательные, глаголы, местоимения , числительные , наречия )

Просматривают слайд, воспринимают на слух информацию , осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы, осознают недостаточность своих знаний для полных ответов


Отвечают на вопросы, строят высказывания

Фронтальная

Познавательные: способны понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной,модельной форме, использовать знаково - символичные средства для решения различных учебных задач






Личностные : имеют мотивацию к учебной деятельности Познавательные : выполняют учебнл - познавательные действия в материализованной и умственной форме ; осуществляют для решения учебных задач операции анализа , синтеза, сравнения, классификации , устанавливают причинно - следственные связи Регулятивные : принимают и сохраняют учебную задачу Коммуникативные : слушают , задают вопросы ,отвечают на вопросы других формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения

Письмен. работа










Устные ответы





3.Выявление места и причины затруднения

























4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Эвристическая беседа , ответы на вопросы

























Участвуют в формулировке темы и целей урока , знакомятся с заданием, начинают работу по созданию кластера

- Какие орфограммы мы повторили при работе со словарной диктовкой ? - Ребята, а сейчас мы проведем игру «Узнай часть речи» 1. Лев Успенский называл эту часть речи хлебом языка, она самая употребительная в речи ( из 100 слов 40 ) , с ее помощью можно назвать все, что нас окружает: в предложении чаще всего является подлежащим или дополнением. Род у этой части речи является постоянным , неизменяемым морфологическим признаком ( Имя существительное ) 2.Известный русский лингвист А.М.Пешковский утверждал , что слова этой части речи оживляют все, к чему они приложены; с их помощью мы узнаем , что все в окружающем мире двигается, меняет свои краски, звучит, живет. В предложении чаще всего является сказуемым. Род у этой части речи можно определить только в ед. числе прошедшего времени ( Глагол ) 3. Слова этой части речи помогают нам уточнить то, что названо именем существительным, называют свойства, качества всего того , что нас окружает; помогают охарактеризовать предмет с разных сторон. Род у этой части речи - категория непостоянная, изменяемая и определяется во всех формах , кроме мн.числа. В предложении чаще всего является определением . (Придагательное )






- Ребята, именно этой речи будет и посвящен наш урок. Давайте назовем его тему и почему эта часть речи так называется ( выясняем значение корня - лаг- и его правописание ) Формулировка темы и целей урока с привлечением учащихся

- Вспомним сегодня все , что мы знаем о прилагательном , и откроем новые сведения об этой удивительной части речи .Сейчас мы с вами составим схему - кластер , используя те знания о прилагательном , которые вам уже известны, а затем , при выполнении предложенных заданий , дополним схему новой информацией. Работу вы будете выполнять в карточках -- зачетах , которые у каждого на столе












Слушают, выполняют задания

























Знвкомятся с заданием, слушают учителя, формулируют собственные мысли, начинают работу по созданию кластера

Фронтальная



























Индивидуальная, групповая


Личностные : имеют желание осознать свои трудности и стремятся к их преодолению, проявляют способность к самооценке своих действий, поступков Познавательные : устанавливают причинно - следственные свяэи , делают выводы Регулятивные : осознают недостаточность своих знаний Коммуникативные : задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации














Личностные : осознают свои возможности в учении ,

способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилием, трудолюбием Познавательные:извлекают необходимую информацию из объяснения учителя , высказываний одноклассников,систематизируют собственные знания Регулятивные :планируют (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия , оперции; работают по плану Коммуникативные :строят небольшие монологичесеие высказывания, осуществляют совместную деятельность

Устные ответы



















Устные ответы

5. Творческая практическая деятельностьпо реализации построенного проекта

























6.Первичное закрепление

Эвристическая беседа , выполнение заданий,

иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления























Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике



Учитель организует работу учащихся с карточкой- зачетом, в ходе беседы при помощи вопросов подготавливает детей к выполнению предложенных им заданий. Сначала формулируется лингвистическое правило, тезис, необходимые для выполнения практического задания, затем совместное выполнение практики
























Самостоятельная работа каждого с типичным заданием (письменно в карточке – зачете ; задания карточки- зачета прилагаются )















Работа с заданиями.Формулируют собственные мысли высказавают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы ( продолжают работу по созданию кластера )





















Работа с заданием, формулируют собственные мысли в письменной форме

Фронтальная , индивидуальная





























Индивидуальная


Личностные :желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся Познавательные : читают и слушают, извлекая нужную информацию А также самостоятельно находят ее в предложенном раздаточном материале и на слайдах презентации Регулятивные : контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. Осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи Коммуникативные : осуществляют совместную деятельность с учетом учебно - познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы






Личностные : нравственно- этическое оценивание усваиваемого содержания Познавательные:самостоятельно выделяют и формулируют цель.; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов презентации , карточки- зачета, рассказа учителя, по воспроизведению в памяти ) Регулятивные : самостоятельно планируют необходимые действия, операции, работают по плану Коммуникативные : формулируют собственные мысли в письменной форме,,строят небольшие монологичесеие высказывания, осуществляют совместную деятельность

Задают вопросы для уточнения информации. Письменная работа и устная работа

















Письменная работа в карточке -зачете

7.Самостоятельная творческая работа по созданию собственного текста














8.Включение в систему знаний и повторение

(можно,используя сдвоенные уроки, организовать зачитывание выполненных учащимися работ с последующем анализом , с привлечением детей к их оценке , проговорив все недостатки и достоинства созданных текстов)
























Самостоятельное выполнение творческой работы на основе полученных в ходе урока знаний













Обобщение полученных на уроке сведений , оценивание



Самостоятельное выполнение творческого задания по выбору с учетом уровня подготовки детей : 1) опишите сегодняшнюю погоду в научном и художественном стилях ; 2) напишите сочинение - рассуждение на лингвистическую тему « Роль прилагательных в речи»













Организует зачитывание, прослушивание работ учащихся и их оценивание



Вывод :


- Так для чего нужны имена прилагательные ? ( для образности, яркости нашей речи : с помощью прилагательных можно у существительных описать форму , цвет, вкус , величину и другие признаки )


- Поэтому прилагательное о себе говорит так :


У существительных подчас

Не жизнь а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука.

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить














Выполнение письменного творческого задания по выбору (создание собственного текста )












Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Выполняют задания , отвечают на вопросы





Индивидуальная


















Фронтальная












Познавательные : устанавливают взаимосвязь между объемом полученных на уроке знаний , умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных сложных умений








Личностные : понимают, в чем значение знаний для человека, Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни Регулятивные : оценивают свою работу и работу своих одноклассников; исправляют и объясняют ошибки Коммуникативные : формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Задают вопросы для уточнения информации. Письменная работа в индивидуальной карточке









Устные высказывания














































































































































































































































  • Другое
Скачать материал
Дата добавления 21.11.2020
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 31
Номер материала MA-093937

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Нет результатов.