I. Мотивация (самоопределение)
к учебной деятельности
|
-Ребята, сегодня мы
отправимся в путешествие по удивительной, сказочной стране. «Имя
существительное». Приобретайте билеты на экскурсионный автобус, ответив на
вопрос. Для этого нужно назвать части речи слов в стихотворении, записанном
на доске:
Море. Солнце.
Песок. Ветерок.
Полет чаек.
Игра волн.
Купанье. Веселье.
Смех. Умиротворенье.
За правильный ответ
каждый получает смайлик.
-Молодцы! Верно! Наша
сказочная страна называется «Имя существительное».
|
Слушают учителя,
участвуют в диалоге с ним.
Отвечают на вопросы
вслух, дополняют друг друга. Пытаются исправить ошибки, обосновать свой выбор
ответа.
|
Л:мотивация, смыслообразование; П:моделирование, построение
логической цепи рассуждений; Р:коррекция, волевая саморегуляция; К: планирование учебного
сотрудничества с учителем
и сверстниками
|
|
II. Актуализация знаний. Объявление
темы и целей урока
|
Запишите тему нашего
урока: «Имя существительное ».
- Кто поможет мне
объяснить цель нашего урока? (Вспомнить все, что знаем об имени существительном).
- Все задания, которые вы
выполните, помогут вам сделать домашнюю работу: написать сочинение-миниатюру
на тему: «Имя существительное- удивительная часть речи» или выполнить задание
по карточке, показав знания по данной теме. У каждого есть выбор
|
Записывают тему урока в
тетрадях.Ученики пытаются вспомнить все, что знают об имени существимтельном
как части речи.
Формулируют тему урока.
Фиксируют возникшее
затруднение (забыли склонение имени существительного). Повторяют и проговаривают
по опорной схеме.
|
П: формулирование проблемы; Р:
целеполагание; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои
мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознание приоритетности многих общих проблем над частными,
умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать
выбор
|
|
III.Творческая практическая
деятельность
|
1 станция «Спрятанное
слово»
-Для чего необходимы
имена существительные?
Первое задание: узнайте
слово-существительное по его значению и объясните, к какой группе названий
предметов его можно отнести
1) Синий цвет, синеватая
окраска (есть у неба, у воды, может быть под глазами), объясните орфограммы.
2) Рыба, название которой
в славянском языке переводится как «пугать», «страх» (и зубы у нее страшные и
острые – есть даже на языке и небе)
3) Синоним слова
бескорыстие
4) Это слово имеет
значение«соединение заметок, группа записей»
5) в переводе с
индоевропейского слово означает «жизненная сила рода»
6) войсковое
подразделение ,состоящее первоначально из ста человек.
7) Синоним слов «работа,
занятие»
8) Часть суток от захода
до восхода солнца
- Какие словари помогли
мне подготовить данное задание?
Какое «спрятанное» слово
получилось?
- Какое оно имеет
отношение к существительному?
- Значит, можно сказать о
существительном словами Анатолия Шибаева:
Всему название дано:
И зверю, и предмету,
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных – нету!
Эти слова и будут
эпиграфом к нашему уроку
2 станция «Число»
-Поставьте
существительные ед.ч. во мн.ч.:
Книга, край, окно, поле,
друг, мастер, парта, ученик, лев.
-Поставьте
существительные мн.ч. в ед.ч.:
Мальчики, девочки,
деревья, облака, песни, леса, стулья.
Какие окончания имеют существительные
во мн.числе?
-С помощью каких
суффиксов образуются некоторые существительные мн.ч.
-Какой признак бывает
трудно определить у существительных во мн. числе?
3 станция «Число»
|
Групповая работа. Пытаются
формулировать ответ (Дают названия различным предметам)
Называют различные
варианты ответов, неправильные исправляют, работая со словарями. Объясняют
правописание безударных гласных в корне. Ответы записывают на доске, решают
кроссворд.
Называют словари.
определяют слово «сущность»
Пытаются ответить
(Сущность – это главное, объективное. Существительное называет все то, что
существует в мире, что окружает человека, что он видит, слышит, чувствует).
Работают в парах:
выполнив задание самостоятельно, обмениваются тетрадями и проверяют друг
друга.
Формулируют собственные
мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Делают выводы.
|
|
|
3 станция «Род»
Отгадайте загадки и
определите род:
-Не шумит в реке камыш,
Не шумит под полом …(мышь-ж.р.).
-В этот час такая тишь!
Только слышно:
«Спи…(малыш-м.р.)
-Кругла, а не мяч,
Желта, а не репа.
(луна-ж.р.)
4 станция «Склонение»
Работа по упражнению 96 в
учебнике. Рассмотрим таблицу.
Выпишите из стихотворения
А.Фета «Это утро, радость моя…" по 5 существительных.
1 склонение
|
2 склонение
|
3 склонение
|
|
|
|
5 станция «Падеж»
Работа по упражнению 99 в
учебнике. Рассмотрим таблицу.
Выполнение упр.100.
6 станция «Орфография»
Учитель читает загадки.
Отгадки (рожь, грач туч)
Прочитаем орфограмму №8
на странице 47.
Выполним упражнение 98
|
Коллективная устная
работа.
Делают
выводы, слушают ответы товарищей, дополняют.
2 ученика работают у доски
на оценку. Все учащиеся выполняют упражнение в тетради, контролируя работу у
доски.
Ученики отгадывают
загадки, записывают их на доске. Формулируют совместно с учителем вывод о
правописании ь после шипящих на конце слова.
Ребята по цепочке
выполняют упражнение на доске и в тетрадях, получая смайлик.
|
П: подведение под понятие,
выведение следствий, умение структурировать знания,освоение способа проверки:
Р: коррекция; К: умение правильно и осознанно строить
высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
|
|
IY. Закрепление.
Рефлексия
деятельности.
|
7 станция
«Морфологический разбор имени существительного»
Задание: произведите морфологический
разбор слов: речь, стол, парта
Подведение
итогов работы.
Организует фиксацию нового знания в памяти учащихся,
анализ учебной деятельности учащимися, оценивание
учащимися своей деятельности на уроке, фиксацию затруднений как направление
для работы на следующих уроках.
- У кого в гостях мы
сегодня побывали?
- Удалось ли нам доказать,
что существительное – удивительная часть речи?
- Что нового вы узнали
для себя на уроке?
- Довольны ли своей работой?
Самооценка знаний:
Зеленый - понял, могу ответить на
все вопросы
Желтый - испытываю затруднения
Красный - понимаю, но не могу самостоятельно
ответить
-Молодцы! Зеленый свет-путь к
знаниям открыт
|
Выделяют главное,
устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми
явлениями.
Фиксируют результаты своей деятельности в
соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей
|
ПП: подведение под понятие,
выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки
Р:контролируют учебные
действия, замечают допущенные ошибки
К.осуществляют совместную
деятельность умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация
своего мнения и позиции в коммуникации
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.