Новогодняя скидка — 70% на все курсы только до 31 декабря!
Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Технологическая карта урока русского языка на тему: "Именительный и винительные падежи имён существительных" (4 класс)

Технологическая карта урока русского языка на тему: "Именительный и винительные падежи имён существительных" (4 класс)

Урок55 Тема: Именительный и винительные падежи.

Познавательные: ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков; регулятивные: использовать при выполнении задания справочники и словари; определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку; принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; коммуникативные: отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; критично относиться

к своему мнению; уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися другого мнения

Личностные
результаты

Осознавать язык как основное средство человеческого общения, понимать важность общения как значимой составляющей жизни общества; понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке

Организационная структура урока

Формируемые способы
деятельности

учащегося

I.Эмоциональный настрой

Звенит весёлый колокольчик.

Забавы все свои оставь.

Гостей нам нужно поприветствовать,

И у столов красиво встать.

- Если вы готовы работать, откройте ладошки новым знаниям, улыбнитесь друг другу и всем окружающим и произнесем волшебную фразу «Я хочу много знать».

Число. Классная работа.



II. Актуализация знаний, необходимых.



Минутка чистописания.











Работа над словами с непроверяемым написанием

Сегодня на минутке чистописания мы напишем три буквы. Первая буква является суффиксом в слове «отметка». Какая это буква? (Буква «к».)

Вторая буква – окончание в существительном «отметка», употребленном в именительном падеже. Какая это буква? (Буква «а».) – Третья буква – окончание в существительном «отметка», употребленном в винительном падеже. Какая это буква? (Буква «у».)

Напишите данный ряд букв в указанном порядке:

Запишите формы имени существительного «отметка» в порядке склонения.

Прочитайте ребусы. Назовите данные предметы одним словом.












Ка Ку Ак Ау Ук Уа

кау куа уак ука аку аук

Отметка, у отметки, по отметке, про отметку, отметкой, об отметке.





МЕБЕЛЬ – предметы для сидения, лежания, размещения вещей и других потребностей быта. Слово «мебель» образовано от латинского МОБИЛЕ – «движимое (имущество)». МЕБЕЛЬ – МОБИЛЕ = «движимое (имущество)».

Однокоренные слова: мебельный, меблировать, мебельщик, меблировка.

Выделять существенную информацию
из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять

актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

- О какой части речи мы говорили на прошлых уроках русского языка? (Имя существительное)

- Что вы знаете об имени существительном?

Подробнее остановимся на склонении.

- Что называется склонением имён существительных?

- Сколько падежей в русском языке?

Назовите их.

- Мы продолжим изучение падежей.

А чтобы определить о каких падежах пойдёт речь выполним задание в парах.

- Какая тема урока?

- Какую цель поставим перед собой?




Два ученика читают стихи.

Поворот судьбы удивительный:

Изучаем мы падеж именительный,

И винительный падеж надо знать,

От именительного отличать.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают об имени существительном.





Изменение по падежам.

Шесть.




Работа в парах по карточкам. (см. приложение 1)


Именительный и винительный падежи.

Научиться распознавать имена существительные в именительном и винительном падежах.


(см. приложение 2)



Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу

IV. Объяснение нового материала.

Наблюдение над языковым

материалом.







Работа

по учебнику

(упражне-

ние 185)

- Послушайте сказку.

- Можете ли вы объяснить, почему их не могли различить?

- Научим придворных различать близнецов?

Прочитайте предложения на доске и запишите в тетрадь.

Взошло яркое солнце.

Туча закрыла солнце.

-Что общего в этих предложениях?

- На какой вопрос отвечает солнце в первом предложении? Во втором?

- Как нам определить падеж, слова солнце, в этих предложениях. С чего мы начнём?

Прочитайте. Вспомните по таблице признаки, по которым можно определить именительный и винительный падежи имени существительного.

В каком склонении и у каких имен существительных окончания в данных падежах одинаковые, а у каких – разные?

(см. приложение 3)









Слово солнце.


Что?


Разберём предложения по членам.


В именительном падеже имя существительное употребляется без предлогов и является подлежащим. В винительном падеже имя существительное употребляется с предлогами и является второстепенным членом.

У существительных 2-го и 3-го склонения в именительном и винительном падежах окончания одинаковые

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию. Строить монологические высказывания

V. Первичное закрепление знаний.

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 186).











Физминутка для глаз

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.

Прочитайте отрывок из стихотворения И. Никитина. Какими членами предложения являются выделенные имена существительные? Определите их падеж. Объясните свой ответ.

Выберите любое четверостишие и запишите его.


Упражнение 186.

В полдень дождь (И. п.) перестал,

И, что белый пушок,

На осеннюю грязь (В. п.)

Начал падать снежок (И. п.)

Ночь (И. п.) прошла. Рассвело.

Нет нигде облачка.

Воздух (И. п.) лёгок и чист,

И замерзла река (И. п.).

Ночь – сущ., что?, н. ф. – ночь, неодуш., нариц., 3 скл., И. п., ж. р., ед. ч., подлежащее.


Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Планировать свое действие в соответствии
с поставленной задачей

и условиями ее реализации. Осуществлять контроль

по результату




VI. Закрепление и обобщение приобретенных знаний и умений. Работа

по учебнику

(упражне-

ние 189).

Прочитайте. Спишите, ставя имена существительные из скобок в винительном падеже.

Укажите падеж имен существительных, выделите окончания, подчеркните предлоги.

Составьте предложение с любым сочетанием слов, подчеркните главные члены предложения.

Записывают, раскрывают скобки.

hello_html_4e5e995a.png

hello_html_m6e2b73e2.png

Составляют предложение с любым сочетанием слов, подчеркивают главные члены предложения.

Дедушка воткнул лопату в землю.

Понимать
на слух ответы учащихся. Слушать собеседника. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Формулировать свое мнение и позицию.




Работа в тет

ради (зада-

ние 136)

Организует работу в рабочей тетради.

Прочитайте. Составьте из данных слов два предложения: в первом выделенное имя существительное употребите в именительном падеже, а во втором – в винительном падеже. Запишите предложения

Выполняют задание в рабочей тетради.

Записывают предложения.

На огромный тополь (В. п.) опустилась стайка воробьев. На берегу озера стоял тополь (И. п.).

VII. Итог урока. Рефлексия





Оценка достижений.

А теперь подведём итог, а ответы можно начать со слов:

- Было интересно….

- Теперь я могу…….

- Я научился ….

- У меня получилось….

«Яблоня успеха»

У каждого из вас три яблока: красное, жёлтое, зелёное. Подумайте, всё ли вам удалось на уроке, все ли задания вы смогли выполнить, всё ли понятно по данной теме. Выберите яблоко и прикрепите его на «яблоню успеха»


Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.

Показывают с помощью карточек, считают ли они, что достигли цели, то есть научились распознавать именительный и винительный падежи

Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

Выполнить задание 137 в рабочей тетради, с.106 упражнение 187 в учебнике

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы







Приложение 1

Карточка

Прочитайте. О каких падежах идёт речь?

Есть: девочка, брат, олень, пенал, окно, море, ружьё, тень

Вижу: девочку, землю, брата, оленя, пенала, окно, море, ружьё, тень

Карточка

Прочитайте. О каких падежах идёт речь?

Есть: девочка, брат, олень, пенал, окно, море, ружьё, тень

Вижу: девочку, землю, брата, оленя, пенала, окно, море, ружьё, тень

Карточка

Прочитайте. О каких падежах идёт речь?

Есть: девочка, брат, олень, пенал, окно, море, ружьё, тень

Вижу: девочку, землю, брата, оленя, пенала, окно, море, ружьё, тень

Карточка

Прочитайте. О каких падежах идёт речь?

Есть: девочка, брат, олень, пенал, окно, море, ружьё, тень

Вижу: девочку, землю, брата, оленя, пенала, окно, море, ружьё, тень

Карточка

Прочитайте. О каких падежах идёт речь?

Есть: девочка, брат, олень, пенал, окно, море, ружьё, тень

Вижу: девочку, землю, брата, оленя, пенала, окно, море, ружьё, тень

Карточка

Прочитайте. О каких падежах идёт речь?

Есть: девочка, брат, олень, пенал, окно, море, ружьё, тень

Вижу: девочку, землю, брата, оленя, пенала, окно, море, ружьё, тень


Карточка

Прочитайте. О каких падежах идёт речь?

Есть: девочка, брат, олень, пенал, окно, море, ружьё, тень

Вижу: девочку, землю, брата, оленя, пенала, окно, море, ружьё, тень

Карточка

Прочитайте. О каких падежах идёт речь?

Есть: девочка, брат, олень, пенал, окно, море, ружьё, тень

Вижу: девочку, землю, брата, оленя, пенала, окно, море, ружьё, тень


Карточка

Прочитайте. О каких падежах идёт речь?

Есть: девочка, брат, олень, пенал, окно, море, ружьё, тень

Вижу: девочку, землю, брата, оленя, пенала, окно, море, ружьё, тень

Карточка

Прочитайте. О каких падежах идёт речь?

Есть: девочка, брат, олень, пенал, окно, море, ружьё, тень

Вижу: девочку, землю, брата, оленя, пенала, окно, море, ружьё, тень





Приложение 2

Я – именительный падеж,

И нет на мне чужих одежд,

Меня легко все узнают

И в подлежащее зовут.

Предлогов с детства не люблю,

С собою рядом не терплю.

Мои вопросы кто? И что? –

Ни с кем не спутает никто.


А я - винительный падеж,

И я во всём виню невежд.

Зато отличников люблю,

Для них «пятёрки» я ловлю.

Кого позвать, во что играть,

Готов ребятам подсказать.

Не прочь с предлогами дружить,

Но и без них готов прожить.

Приложение 3

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были Царь с Царицей. И было у них шесть сыновей. Жили они дружно, весело, то и дело был слышен смех, шутки. Больше всех веселились И.п., В.п. Они очень любили разыгрывать придворных, потому что никто их не мог различить.










Было интересно…

Теперь я могу…

Я научился …

У меня получилось…

  • Другое
Автор Матвеева Оксана Александровна
Дата добавления 17.01.2018
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 380
Номер материала MA-073742
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО»
Курс повышения квалификации «Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы»
Курс повышения квалификации
«Мотивационное сопровождение учебного процесса младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении»