1.Мотивационный
|
Эмоциональная,
психологическая и мотивационная подготовка учащихся
к усвоению изучаемого материала
|
Здравствуйте, ребята,
посмотрите какой сегодня прекрасный день, давайте улыбнемся сейчас друг другу
и пожелаем плодотворной работы на этом уроке. Слайд1.
Послушайте меня
внимательно. Чтение стихотворения. Слайд 2.
Был у поэта
письменный стол.
Ящиков было в
нем чуть ли не сто.
В ящиках тех
помещались коробки;
В одной
запятые, в другой были
скобки,
В третьей –
тире, в остальных – многоточия,
Черточки,
точки, кавычки и прочее.
Письменный
стол содержал он опрятно,
Стихи сочинял
он весьма аккуратно.
Пригоршней
знаки берет из коробки,
Иное словечко
поставит он в скобки,
Так же
частенько и этак и так
Использует он
восклицательный знак.
Если вдруг
встретится образ сомнительный,
Сразу же
ставится знак вопросительный.
В напрасных
усильях, чтоб лоб не тереть,
Поэт вместо
мыслей ставит тире,
Порою
кавычки, порой двоеточие.
И не жалел
для концов многоточия.
– О каких знаках
препинания рассказывается в стихотворении польской поэтессы Ванды Хотомской?
– Сегодня мы
познакомимся с удивительным знаком препинания – тире. Оно применяется в
грамматике многих языков.
В русской
письменности тире появилось благодаря писателю и историку Н. М. Карамзину.
Знак первоначально назывался «чертой», название «тире» появляется с начала
1820-х годов. Слайд 3
|
Слушают учителя,
участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте,
демонстрируют готовность к уроку
|
Личностные: положительно
относятся к учению, познавательной деятельности, стремятся приобретать новые
знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные: осознают
учебно-познавательную задачу.
Регулятивные: планируют
необходимые действия.
Коммуникативные: работают в
парах (об-мениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера,
в том числе и
отличную от своей)
|
2.Актуализация
знаний
3.Целеполагание
|
Первичная рефлексия:
повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
|
– Но прежде повторим
изученное. Найдите главные члены предложения. Расскажите о подлежащем и
сказуемом.
Вариант
1.
За поворотом
дороги показалось море.
Оно сверкало
лучами солнца.
Залив был
великолепен.
Вариант
2.
Ландыш свеж и
душист.
Его аромат
наполняет комнату.
Весна –
прекрасная пора
|
Отвечают на вопросы.
Строят понятные для партнера высказывания
|
Познавательные: выполняют
учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.
Регулятивные: принимают и
сохраняют учебную задачу, планируют
(в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно)
необходимые действия, операции.
|
Постановка цели
учебной деятельности на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено,
и того, чтонеизвестно.
|
— Прочитайте предложения. Скажите, какие из них можно объединить
по нескольким признакам одновременно? Слайд 4.
За поворотом виднелось море.
Книга-мост в мир знаний.
Книга-друг человека.
(Можно объединить второе и третье предложения. Это пословицы. В них
говорится о пользе книг.)
— Найдите в предложениях подлежащее.
- Найдите в предложениях сказуемое. Обратите
внимание на знак, который стоит между подлежащим и сказуемым в выделенных
вами предложениях, и сформулируйте тему и цель нашего урока. Слайды 5 и 6.
|
Смотрят презентацию,
осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы . Формулируют
тему и цели урока.
|
Познавательные: выполняют
учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;
осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения,
классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения,
выводы
|
4. « Открытие» новых
знаний.
|
Первичное
проектирование индивидуального маршрута приращения нового.
|
— Давайте еще раз обратимся к выделенным вами предложениям .Скажите,
словами какой части речи выражены подлежащее и сказуемое в первом предложении?
— В каком падеже стоят эти имена существительные?
(-Эти имена существительные стоят в именительном падеже.)
— Расскажите, чем выражены подлежащее и сказуемое во втором предложении.
(-Во втором предложении подлежащее книга и сказуемое друг
выражены именами существительными в именительном падеже.)
— Сделайте вывод, в каком случае между подлежащим и сказуемым
ставится тире.
(Тире ставится, если
подлежащее и сказуемое выражены именем существительным.)
– Обратите внимание
на предложения.
Лес – наше
богатство.
Лес – защита
земли от засух и суховеев.
Объясните смысл этих
предложений и постановку тире.
– Составим, опираясь
на материал презентации, карточку-схему по теме урока.
Обучающиеся должны
усвоить, что тире ставится между подлежащим и сказуемым в следующих основных
случаях:
а) на месте
пропущенной связки (в составном именном сказуемом), причем в этом случае
обычно оба главных члена выделены интонационно и выражены существительным или
числительным в именительном падеже;
б)
при выражении и сказуемого и подлежащего (или только сказуемого, или только
подлежащего) неопределенной формой глагола
|
Формулируют
собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В
сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы
|
Личностные: осознают свои трудности
и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих
действий, поступков.
Познавательные: устанавливают причинно-
следственные связи, делают выводы.
Регулятивные: осознают недостаточность
своих знаний.
Коммуникативные: задают вопросы с целью
получения необходимой для решения проблемы информации
|
Физкультминутка
|
Утомились?
Отдохнём!
Физминутку
проведём.
Выполняется физкультминутка
с мультимедийным персонажем (под музыку)
|
Выполняют простые
физические упражнения
|
Личностные: осознают
необходимость заботы о здоровье
|
5. Первичное
закрепление
|
Включение нового в
систему усвоенного, закрепление нового при выполнении практических заданий.
|
Выборочно-распределительный
диктант.
– Выберите из текста
слайда соответствующие предложения к каждому случаю постановки тире или
отсутствия тире и запишите их в своих карточках-схемах.
Наша задача – хорошо
учиться.
Точность и краткость
– первые достоинства прозы. (А.С.Пушкин.)
Ум без книги как
птица без крыльев. (Посл.)
Говорить не думая –
стрелять не целясь. (К.Г.Паустовский.)
Он порча, он чума, он
язва здешних мест. (И.А.Крылов.)
Читать – значит
вырабатывать вкус, постигая прекрасное. (К.С.Станиславский.)
Жизнь прекрасна и
удивительна! (В.В.Маяковский.)
Сердце не камень.
(Посл.)
Слово не воробей:
вылетит – не поймаешь. (Посл.) – исключение из правила
|
Формулируют
собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В
сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы
|
Личностные: осознают свои трудности
и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих
действий, поступков.
Познавательные: устанавливают причинно-
следственные связи, делают выводы.
Регулятивные: осознают недостаточность
своих знаний.
Коммуникативные: задают вопросы с целью
получения необходимой для решения проблемы информации
|
|
|
– Прочитайте
текст. Вставьте пропущенные знаки препинания и объясните их постановку.
1-я группа.
Май весна цветов. Так
называл этот месяц писатель Михаил Пришвин.
Март весна света
апрель весна воды. Но вот пришел май и началось буйное цветение растений.
2-я группа.
На просторных полянах
пустырях по обочинам дорог золотом по малахитовой зелени рассыпались
одуванчики.
Май красивый
по-праздничному радостный месяц года
|
Знакомят с
результатами работы группы. Слушают и обсуждают ответы товарищей. Задают вопросы для
уточнения последовательности работы
|
Регулятивные: контролируют
учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и
успешно используют его в решении учебной задачи.
Коммуникативные: осуществляют
совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных
учебно-познавательных задач
|
6.Диагностика
|
Обобщение
полученных
на уроке сведений,
оценивание результатов работы, самопроверка умений применять новое
|
Каждой группе
предложено по 4 предложения. Необходимо расставить в них знаки препинания и
объяснить их постановку.
1-я группа
Все
неудачники лгуны.
Старость не
радость.
Человек вот
правда жизни.
Люди как
реки.
2-я группа
Татьяна не
дитя.
Великое дело
новость.
Пятью пять
двадцать пять.
Погода
несносная дорога скверная
|
Анализируют знаки
препинания. Записывают предложения, отвечают на вопросы
|
Познавательные: выполняют
учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;
осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения,
классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения,
выводы
|
|
|
– Прослушайте запись
и определите грамматическую основу предложения. Попробуйте обосновать
постановку тире, определить роль пауз:
– Время –
хлеб, – считает тракторист.
– Километры,
– вторит машинист.
– Время –
сталь,– отрубит сталевар.
– Жар в
котле, – дополнит кочегар.
– Если песня
оставляет след,
Время –
строки, – говорит поэт.
Учитель обобщает:
паузами отграничиваются друг от друга реплики диалога, слова автора,
выделяются сказуемые, выраженные существительными
|
Слушают запись.
Отвечают на вопросы
|
Познавательные: приобретают
умения использовать знания и умения в практической деятельности.
Коммуникативные: формулируют
собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
|
7. Рефлексия
|
Осознание учащимися
своей учебной деятельности, самооценка результатов.
|
– Что нового узнали
на уроке?
– Какие трудности у
вас появлялись в процессе работы?
– Как вы их
преодолевали?
– Понравилось ли вам
на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
– Дайте оценку нашей работе:
выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок
понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом
|
Определяют свое
эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений
|
Личностные: стремятся к
приобретению новых знаний и умений.
Регулятивные: оценивают
свою работу.
Коммуникативные: строят
монологические высказывания
|
8. Домашнее задание.
|
|
Для всех: стр.79 (учебник) и
карточка-схема (правило)
Дифференцированная работа:
А: подобрать 5-6 пословиц или
предложений из научного текста, в которых стоит тире между подлежащим и
сказуемым.
Б: написать мини-сочинение на тему «Наш
кабинет», в котором предложения будут содержать изученную пунктограмму.
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.