Тема
Тип урока
|
Волокна
растительного происхождения
Урок
общеметодологической направленности
|
Цель
|
формирование умений систематизировать знания по
материаловедению, деятельностных способностей по самостоятельной организации
учебного труда.
|
Задачи:
|
Образовательная
–
сформировать понятия о волокнах натурального растительного происхождения;
изучить свойства волокон из льна и хлопка; способствовать закреплению представлений о волокнах и тканях
растительного происхождения; получении пряжи.
Развивающая
–
способствовать
развитию умений учащихся обобщать полученные знания, делать необходимые
выводы по свойствам хлопка и льна, работать самостоятельно и в группе.
Воспитательная – формировать культуру поведения при
фронтальной и индивидуальной работе, уважение к мастерам прошлого и
настоящего.
|
УУД
|
Личностные
УУД, регулятивные УУД, коммуникативные УУД, познавательные УУД.
|
Планируемые результаты
|
Предметные:
Знания: о видах и свойствах текстильных
волокон, способы получения натуральных волокон растительного происхождения; свойствах
хлопчатобумажных и льняных тканей.
Умения:
различать волокна растительного происхождения; распознавать натуральные ткани
растительного происхождения.
Личностные:
Формирование
мотивации и самомотивации изучения темы, смыслообразование, развитие
готовности к самостоятельным действиям, проявление технико-технологического
мышления.
Метапредметные:
Познавательные: сопоставление,
рассуждение, классификация, умение объяснять процессы, поиск информации,
умение делать выводы.
Регулятивные:
целеполагание,
анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция,
оценка и самооценка.
Коммуникативные:
диалог, монолог, организация учебного сотрудничества.
|
Основные понятия
|
Волокно,
текстильные волокна, хлопчатник, хлопчатобумажные ткани, лен, льняные ткани
|
Межпредметные связи
|
История,
ИКТ, биология, русский язык.
|
Ресурсы:
|
Учебник,
рабочая тетрадь, интернет – ресурсы, презентации, информационные карты,
образцы волокон, мультимедийная установка, коллекции материалов «Лен», «Хлопок»,
карточки - задания, лото.
|
Форма урока
|
Ф -
фронтальная, И - индивидуальная, Г – групповая
|
Технология
|
Личностно
- ориентированная, технология сотрудничества, здоровьесберегающая
|
Дидактическая структура урока
|
Деятельность учеников
|
Деятельность учителя
|
Задания для учащихся, выполнение
которых приведет к достижению запланированных результатов
|
Планируемые результаты
|
предметные
|
УУД
|
Организационный момент - 2 мин.
задача: включить в
учебную деятельность.
|
Визуально контролирует свою готовность к
уроку. Приветствуют учителя.
|
Приветствует учеников, проверка явки на урок. Организация внимания,
проверяет готовность к уроку.
|
Приготовиться к уроку.
|
Знать:
правила поведения в кабинете
Уметь:
контролировать свою готовность к уроку
|
Личностные:
самоорганизация.
Регулятивные: способность
регулировать свои действия, прогнозировать, систематизировать деятельность на
данном этапе уроке.
|
Проверка домашнего задания – 10 мин.
задача: закрепить
полученные знания о производстве ткани.
|
Самостоятельно вспоминают основные
понятия прошлого урока и отгадывают лото, ответы вывешивают доске. Анализируют.
|
Задает вопросы и контролирует
правильность ответов
|
Отгадать лото:
Ткачество
– процесс получения ткани
Основа –
нити, идущие вдоль ткани
Пряжа- нити,
полученные вытягиванием и скручиванием волокна.
полтнянное-
ткацкое переплетение
Лицевая
-одна из сторон ткани.
Кромка
-узкая полоса по краю ткани.
Уток –поперечные
нити ткани
Контрольное
слово «ткачиха» -профессия ткацкого производства
|
Знать: процесс получения ткани, нити-
основа и уток, лицевая и изнаночная ткань
Уметь: применять полученные знания при
выполнении задания.
|
Познавательная: ориентирование
в своей системе знаний.
Регулятивные: осуществлении
взаимоконтроля, оценки и коррекции своих
результатов, прослушивание ответов.
Личностные: умение понимать смысл поставленной задачи, работать
самостоятельно.
|
Актуализация
знаний – 10
мин.
задача: вызвать
интерес к изучаемому материалу, сформулировать тему урока и отметить, что необходимо выяснить в ходе изучения темы.
|
Вдвоем за партой расшифровывают анаграммы. Отгадывают загадки и
предполагают рассуждают, дискутируют, приводят доказательные примеры,
записывают тему урока в тетрадь
|
Загадывает загадки. Проверяет результаты,
корректирует, подводит к формулировки темы и целей.
1. Для изготовления, каких изделий используют ткань?
2. Из чего шьют одежду?
3. Из каких волокон может быть изготовлена ткань?
И где берут сырьё для производства ткани для одежды?
4. Какие ткани можно назвать хлопчатобумажные и льняные?
5. Что вы можете рассказать о них?
Даёт под запись тему урока в тетрадь.
|
Загадки:
Голубой глазок, золотой стебелек,
Скромный на вид, на весь мир знаменит, Кормит, одевает и дом украшает.
В высоком дворце маленькие ларцы.
Кто их открывает, белое золото добывает.
Расшифруйте анаграммы.
Ктнаь
Оволнк Рпжяа Ктчасевто Лхпоачиткн Лхпоко Ёлн вйствасо
|
Знать: виды растений, получение ткани
Уметь: применять полученные знания при
выполнении задания
|
Познавательная
формирование познавательной цели, формулирование
проблемы.
Коммуникативные:
умение работать вдвоем,
Регулятивные:
Целепологание.
Планирование.
Прогнозирование.
|
Физкультминутка
-5
мин
задача: снять напряжение, усталость, восстановить силы
|
Выполняют несложные физические упражнения
|
Показывает и делает с детьми упражнения
|
1. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - правую
руку вперед, левую вверх, 2 - переменить положения рук. Повторить 3-4 раза,
затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед.
Темп средний.
2. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать
кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно
опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
4. Быстро поморгать, закрыть глаза и
посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
5. Посмотреть на указательный палец
вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6.
Повторить 4-5 раз.
|
Знать: упражнения
Уметь: применять полученные знания в
жизни
|
Личностные: установка на
здоровый образ жизни
|
Изучение
нового материала - 35мин.
задача:
сформировать
понятия о волокнах натурального растительного происхождения;
познакомить
с получением
волокон из хлопка и льна, изучить их свойства.
|
1. Представляют информацию, найденную в Интернете.
2. Предлагают, высказывают своё мнение, сравнивают, записывают
определения.
3. Смотрят, рассуждают.
4. Выполняют самостоятельную работу, находя информацию в
учебнике
|
1. Предлагает учащимся попробовать дать определение понятиям:
«волокно», «текстильное волокно», направляет на правильность определений и
записать в тетрадью.
2. Организует показ презентаций с последующим обсуждением.
3. Организует самостоятельную работу по составлению схемы
получения волокон из хлопка, свойств волокон изо льна и хлопка
|
Составление классификации текстильных
волокон
Сообщения «Историческая справка» (лен,
хлопок), К. Д. Ушинский «Как рубашка в поле выросла»
Составление
схем получения волокон из льна и хлопка
Свойства
волокон записать в тетрадь
Положительные
и отрицательные качества х/б и льняных тканей.
Самостоятельная работа: «Определение
вида ткани»
|
Знать: понятия волокно, текстильные волокна, натуральные
растительные волокна, этапы получения волокон, свойства волокон растительного
происхождения
Уметь: искать информацию в Интернете,
учебнике, отличать волокна растительного происхождения
|
Личностные: умение понимать смысл
поставленной задачи, работать самостоятельно
Метапредметные: умение находить,
анализировать, выбирать главное, делать правильные выводы
Коммуникативные:
умение слушать друг друга
|
Физкультминутка
-5
мин
задача: снять напряжение, усталость, восстановить силы
|
Выполняют несложные физические упражнения
|
Показывает и делает с детьми упражнения
|
Упражнения
|
Знать: упражнения
Уметь: применять полученные знания в
жизни
|
Личностные: установка на
здоровый образ жизни
|
Закрепление
нового материала - 10мин
задача:
выявить
и закрепить знания по теме
«
Натуральные волокна растительного происхождения»
|
Рассуждают, отвечают на поставленные вопросы.
Решают головоломки. Запоминают опорные
понятия.
|
Наблюдает, руководит,
оказывает содействие, контролирует правильность,
готовит учащихся к осознанному освоению содержания следующей темы данного
раздела
|
Что называют волокном?
Что называют пряжей?
Какова цель прядения?
Что называют тканью?
На какие два вида делятся текстильные
волокна?
Что называют гигроскопичностью?
Как чередуются нити в переплетении?
Положительные и отрицательные стороны
льняных и х/б тканей.
|
Знать: опорные понятия
Уметь: применять полученные знания
|
Личностные:умение понимать смысл
поставленной задачи, концентрироватьс
Регулятивные: Осуществляют
взаимоконтроль, оценку и коррекцию своих
результатов.
Коммуникативные: умение
слушать друг друга
|
Рефлексия, подведение итогов уроков -10
мин
задача:
соотнести цель урока и его результатов на занятии.
|
Дают самооценку результатам своей работы на уроках
|
Организует рефлексию, подведение итогов работы на уроках,
подводит учащихся к выводам и обобщениям.
|
Вопросы для подведения итогов:
1. Было интересно….
2. Я поняла, что…..
3. Я научилась…
4. Теперь я могу….
5. Меня удивило….
6. Мне захотелось….
|
Уметь: рассуждать, высказывать свою
точку зрения
|
Коммуникативные: обмен мнениями по изученному материалу,
впечатлениями.
Регулятивные: Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено
и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные: Нравственно-этического
оценивание.
|
Домашнее задание – 5 мин
|
Записывают домашнее задание
|
Дает домашнее задание, готовит учащихся к осознанному освоению
содержания следующей темы данного раздела
|
1. §1, стр.5, записи в тетради
2. Выполнить задание, используя дополнительно сведения из
энциклопедии:
Что получают из:
·
семян льна______
·
стеблей льна______
·
отходов льна_______
·
семян хлопка_______
·
веток и отходов хлопка_______
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.