1.
Организационный момент.
- Снежинки
пляшут над землей,
И лепятся в комочек.
Мы их тихонько соберем
В серебряный клубочек.
- Поиграем в снежки. Как мы должны
работать на уроке, чтоб он получился успешным?
Учитель кидает ребенку снежок
- (на доске) Успешным
будет наш урок –
Держите крепче мой снежок.
Учитель раздает с подноса снежки с изображением
предметов.
2. Самоопределение к деятельности.
- У вас на партах лежит текст. Вставьте
пропущенные слова.
3. Целеполагание.
- Определите,
какой будет тема урока?
Учитель
открывает на доске тему урока:
«Имя
прилагательное»
- Что мы должны сегодня вспомнить об
имени прилагательном?
- Поможет нам
вспомнить материал таблица.
Группа снежинок
будет экспертами. При неправильном ответ хлопаете в ладоши, при правильном
ответе показываете сигнал.
4.
Актуализация знаний.
Дадим определение
имени прилагательного.
- Что
обозначает имя прилагательное?
-Как изменяется?
- Каким членом предложения является?
-Почему эта
часть речи называется прилагательным?
5. Работа по теме урока.
На доске дана
схема.
- У каждого на
парте лежит задание из 5 предложений.
1) Принакрылась
пушистым снегом земля.
2) По синему
небу низко плыли облака.
3) Ночью был
сильный снегопад.
4) Ребята гуляли
по зимнему лесу.
5) На стволе
дерева они увидели пёстрого дятла.
- Договоритесь
друг с другом, кто из какого предложения выпишет по одному словосочетанию по
схеме.
- Определите
в каком роде, числе, падеже стоят прилагательные.
Учитель ставит
на столы таблички с указанием групп.(1,2,3,4)
- Объединитесь
в группы в соответствии с номером своего предложения.
- Проверьте
работу внутри группы.
- Самостоятельно
поставьте эти словосочетания в родительном и предложном падежах.
На доске
появляются окончания.
Р.п.
П.п.
-
ого - ом
-
его - ем
- Как на
практике мы определяем окончания существительных?
- Почему у
прилагательных два вида окончаний?
6.
Физминутка.
На интерактивной
доске объявление.
- Прочитайте это объявление.
- Дайте оценку
этому объявлению.
- Можно ли по
этому объявлению найти пропавшую собаку? Почему?
- Как решить
эту проблему?
Поможем владельцу собаки решить эту
проблему?
- Сделайте вывод
о роли прилагательного в речи.
На интерактивной
доске записан текст:
-
Прочитайте текст. Какую роль выполняют прилагательные в этом тексте?
-Разделите
прилагательные на две группы. В первом столбике – прилагательные в прямом
значении, во втором столбике – в переносном.
- Как называется
выразительное, образное прилагательное, которые используется в переносном
значении?
Таблица
вывешивается на доску с определением – образное, художественное определение.
- Вставьте в
группе в наш текст эпитеты.
Прочитайте ваши
тексты.
- Почему без
прилагательных нельзя обойтись в языке?
- Как выразил
Куприн эту мысль с помощью прилагательных?
7.
Рефлексия.
Оцените свою
работу на уроке. Повесьте снежок на лист с отметкой.
- Как вы
думаете, получился ли наш урок успешным? Почему?
- Похлопаем друг другу.
|
Дети встают в
круг.
Ребёнок называет
критерии успешности урока.
Дети делятся по
группам в соответствии с картинкой.
Работа в группах.
Дети зачитывают
текст.
Ёлка.
Густую
пушистую пышную ёлку
С
раскидистой юбкой и маленькой чёлкой
Ребята
позвали на праздничный вечер
И
Новому году устроили встречу.
Снежинка.
В
вихре лёгком кружится пушинка –
Нежная,
весёлая, белая снежинка.
Холодная
и снежная эта зима,
Но
рада сугробам вся детвора.
Снеговик.
Весёлый,
белый снеговик
К
окошку школьному приник.
Зелёную
большую ель
Качает
белая метель.
Варежки.
Старая,
добрая бабушка
Связала
внуку варежки.
А
невнимательный Егорка
Их
потерял на скользкой горке.
Имя
прилагательное.
Вспомним
правило, как изменяются прилагательные.
Таблицы даются по группам.
1.
Часть речи: ____________
Отвечает
на вопрос: какой?
Обозначает:
______________
2. Изменяется
·
по
падежам, то есть ___________
·
по
___________
/
\
____ мн.ч
/ | \
__
__ __
3.
В предложении является чаще всего ________ членом.
|
1.
Часть речи: прилагательное
Отвечает
на вопрос:
Обозначает:
______________
2.
Изменяется
·
по
________, то есть склоняется
·
по
числам
/ \
____ мн.ч
/ | \
__
__ __
3. В
предложении является чаще всего ________ членом.
|
Ученик из группы
елочек отвечает.
Ученик из группы
снеговика отвечает.
Ученик из
группы варежка отвечает.
Относится к
существительному, стоит в том же роде, числе, падеже.
Дети работают
индивидуально.
Работа по
группам.
Дети
объединяются по группам в соответствии с номером своего предложения.
Дети работают
самостоятельно, затем проводится проверка.
По вопросу
У
прилагательных два вида окончаний - основа твердая и мягкая.
Дети выполняют
движения, проговаривая стихотворение.
Белым снегом все покрыто (руки в стороны
и взмахи)
И деревья, и дома (руки в стороны)
Свищет ветер легкокрылый (ножницы)
Здравствуй, зимушка – зима! (руки в
стороны)
Вновь для птиц кормушки ставят, (руки в
стороны с поворотами)
Насыпают в них корма. (Руки вверху,
движения кистями)
Здравствуй, зимушка – зима! (руки в
стороны)
Ученик читает:
«Пропала
собака по кличке Дружок».
Работа в группе.
Дети составляют
объявления в группах.
Помогает описать
предмет, указать признаки.
Утреннее
солнце осветило зимний сонный лес. Пушистый снег укрыл заячий след. Мохнатый
ветер гуляет в чистом поле. Он заметает стёжки – дорожки.
Описание,
выразительный текст
Ребёнок подходит
к доске и перетягивает прилагательное + существительное в соответствующий
столбик.
Прямое значение переносное
значение
утреннее
солнце сонный лес
заячий
след пушистый снег
мохнатый
ветер
чистом
поле
- Это эпитеты.
Дети работают по
группам.
Подул
колючий ветер. Надвигалась мрачная туча. Поднялась злая метель.
Казалось, что злые силы взяли землю в плен. Но вот появилось волшебное
солнышко и успокоило напуганную природу.
Каждый ученик
из группы читает текст.
Ученик
отвечает.
На доске:
«Русский язык в
умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен,
ловок и вместителен».
А. И. Куприн.
Дети
находят прилагательные в тексте.
На доске висят
3листа, дети оценивают свою работу. Затем дети встают в круг и, взявшись за
руки, делятся своими впечатлениями.
|
Регулятивные:
волевая саморегуляция, мобилизация сил и энергии и мотивация к учению
Личностные:
развитие доброжелательности и готовности к сотрудничеству.
Коммуникативные:
умение договариваться, находить общее решение
Общеучебные:
поиск и выделение необходимой информации.
Общеучебные: самостоятельное
выделение и формулирование познавательной цели;постановка и формулирование
проблемы.
Регулятивные:
планирование своей деятельности.
Логические:
самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.
Общеучебные:
контроль и оценка результатов своей деятельности;
Осознанное и
произвольное построение речевого высказывания.
Познавательно -
логические: установление причинно – следственных связей.
Коммуникативные:
умение договариваться.
Познавательные:
осознанное построение высказывания.
Логические: в
соответствии и схемой отборка материал.
Познавательные:
структурирование знаний.
Постановка и
решение проблемы: ответ на проблемный вопрос.
Логические:
подведение под понятие.
Познавательно –
логические: классификация.
Познавательные
Логические:
самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов.
Регулятивные:
оценивание своей работы.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.