Инфоурок Литература КонспектыТехнологическая карта урока по русскому языку на тему "Исконно русские и заимствованные слова"

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Исконно русские и заимствованные слова"

Скачать материал

Технологическая карта урока  русского языка в  6 классе

Тема: « Исконно русские и заимствованные слова»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели:

образовательная: дать понятие заимствованных слов, обогащение словарного запаса , развитие речи учащихся, работа по культуре     речи, учиться находить в тексте иноязычные слова, пользоваться словарем, 

           воспитательная : воспитывать культуру поведения при фронтальной  и индивидуальной работе ;

          формировать УУД:

- личностные: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

-регулятивные: оценивать результаты деятельности ( своей- чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности ( этапа) в сотрудничестве с учителем

-коммуникативные: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли

-познавательные: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.

Планируемые результаты

-предметные: знать признаки заимствованных  слов,  уметь находить заимствованные  слова в тексте, уметь пользоваться толковым словарем и словарем иностранных слов;

-личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; мотивация учебной деятельности, положительное отношение к уроку; понимание необходимости учения ; развивать навыки учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

-метапредметные: уметь оценивать результаты деятельности своей- чужой, анализировать собственную работу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем;

- коммуникативные :уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.

Основные понятия : заимствованные слова

Межпредметные связи: русский язык, литература

Ресурсы:

-основные  Русский язык .6 класс. Ладыженская Т.А. и др.

-дополнительные : Школьный  словарь иностранных слов  ( авторы В.В.Одинцов, В.В.Иванов, Г.П.Смолицкая.)

Организация пространства. Фронтальная работа, индивидуальная работа

Этап урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся

Планируемые результаты

1.      Организационный момент ( 1-2 мин)

Цель: организация направленного внимания  на начало урока , проверка рабочих мест, создание положительного настроя учащихся на урок

Готовятся к восприятию информации

Создание атмосферы сотрудничества

 

 

Личностные УУД ( положительное отношение  к уроку, понимание необходимости учения , сотрудничество с учителем и учениками)

2.      Актуализация знаний ( 4-5 мин)

Цель: повторить правописание слов с непроверяемыми гласными и согласными в корне

Записывают число, выполняют

орфографическую диктовку

Диктует слова, просит объяснить правописание слов

Организует опрос учащихся

Орфографическая диктовка: футбол, хоккей, баскетбол, вокзал, теннис, спортсмен.

Какой языковой материал перед вами?

Испытывали ли вы затруднения при написании данных слов?

 Почему?

Подчиняются л и эти слова каким-либо правилам? Почему?

Вспомните, из какого языка пришли к нам эти слова?

Прочитайте эпиграф к уроку : « Все народы меняются словами»

В.Г.Белинский

Как вы понимаете слова Белинского?.

Предположите, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

 

Познавательные УУД ( умение систематизировать материал, полученный на других уроках)

Коммуникативные УУД( уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли)

 

3.      Постановка учебной задачи ( 4-5 мин)

Цель: подвести детей к самостоятельной постановке образовательной цели.

 

 

 

 

4.      Открытие нового знания

( 7-8 мин.)

Формулируют тему , цели урока, записывают тему в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

Чтение  п. 25 ( стр. 67-68 ), отвечают на вопросы учителя

 

Помогает учащимся сформулировать тему  и цели

 

 

 

 

 

 

Организует самостоятельную работу

 

 

 

 

 

 

Сообщает учащимся, что в русском языке , по подсчетам ученых, приблизительно 10% иностранных слов . Знакомит с учащихся с другими заимствованными словами : акула, пельмени, кнут ( из скандинавских языков); офицер, фронт , штаб ( из немецкого); верфь, гавань, лоцман ( из голландского) соло, дуэт, сопрано ( из итальянского) костюм, кашпо, шинель ( из французского)

Заимствованные слова имеют свои признаки. Так, если слово начинается  с а,ф, ц, э или имеет приставку дез- или оканчивается на –ция , то это слово заимствованное. Сочетания шт, хт, кс(пс),мп(вп) также говорят нам о  том, что слово пришло из другого языка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Какие слова называются заимствованными?

Какими путями приходят в язык заимствованные слова?

Из какого словаря можно узнать о происхождении слов?

Из каких языков заимствованы слова сундук, колчан, башмак, барабан?

Кукла, кровать, свекла, скамья?

 

 

Коммуникативные УУД( определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли)

Познавательные

УУД (систематизировать материал, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию)

Коммуникативные УУД( определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли)

 

5.      Физкультминутка ( 2 мин )

 

 

Выполняют упражнения

Организует физкультминутку

Вышла мышка как-то раз ( ходьба на месте )

Поглядеть, который час( повороты вправо, влево)

Раз, два, три,четыре( хлопки над головой )

Мышки дернули за гири( руки вверх и приседаем)

Вдруг раздался странный звон ( хлопок перед собой )

Убежали мышки вон( ходьба на месте)

 

 

 

6 Первичное закрепление ( 4-5 мин)

Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи

Выполняют  у доски упр 122

 

 Дает задание учащимся

 

 

Организует проверку

 

Выпишите из толкового словаря 3-4 заимствованных слова и составьте с ними сложные  предложения

 

 

Предметные УУД ( знать признаки заимствованных  слов,  уметь находить заимствованные  слова в тексте, уметь пользоваться толковым словарем и словарем иностранных слов)

 

6.      Самостоятельная работа ( 4-5 мин)

Цель: закрепление полученных знаний

Самостоятельно выполняют упр .123

Организует работу

 

Метапредметные (уметь оценивать результаты деятельности своей- чужой, анализировать собственную работу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем)

 

7.      Включение новых знаний в систему знаний

( 7-8 мин )

Цель: помочь учащимся воспользоваться новыми знаниями

Устно отвечают на вопросы  и составляют предложения  со словами из упр. 125

 

Участвуют в диалоге

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают высказывание

В.Г.Белинского: « Нет сомнения, что охота пестрить русскую речь иностранными словами без нужды,  без достаточного основания ,противна здравому смыслу и здравому вкусу»

Приходят к выводу разумном использовании иноязычных слов в речи .

Задает учащимся вопросы, приглашает к диалогу

 

 

 

Читает отрывки из текстов

А как же мы используем иноязычные слова?

 Послушайте , что пишет в книге « Слово о словах» Л.Успенский:

«Утром, за завтраком, вы можете, сами того не подозревая , говорить на множестве самых различных языков. Вы попросили себе кофе – и произнесли слова арабского корня. Потребовали кофе с сахаром – и перешли на «древнеиндийский язык» , ибо слово сахар- индийского происхождения. Если вас больше устраивает не кофе, а чай. Вы начинаете говорить по- китайски: ча- так испокон веков называется в Северном Китае и чайное деревце, и  напиток, полученный из него.

« Хочу какао или шоколада!» Но в таком случае вы – потомок атцеков из далекой Мексики…»

Какие слова прочно вошли в русский язык?

Воспринимаем ли мы их как чуждые, иноязычные? Почему?

Что вы можете сказать о героях сатирического стихотворения А. Пьянова « О великий и могучий»?

Коллоквиум штормило.

Схватились дискутанты.

Один сказал:

-Маркетинг!

Другой отрезал:

-брифинг!

А третий рявкнул:

-Клиринг!-

И грохнул кулаком.

Так в нашем регионе

 Достигнут был консенсус

 Посредством плюрализма,

Хотя и эксклюзивно,

Но что весьма престижно-

Без спонсоров притом!

Что вам показалось сложным?

Как вы считаете , уместно ли в таком количестве употреблять иноязычные слова?

Можно ли совсем отказаться от использования иноязычных слов? Почему?

Коммуникативные УУД( определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли)

Предметные: знать признаки заимствованных  слов,  уметь находить заимствованные  слова в тексте

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные  УУД :слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли.

 

8.

Рефлексия деятельности

 Цель: формирование личной ответственности за результаты деятельности

Отвечают на вопросы

Задает вопросы:

Над какой темой сегодня работали?

Что вызвало интерес?

Что показалось трудным?

Где могут пригодиться полученные сегодня знания?

 

 

 

Личностные  УУД  уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; мотивация учебной деятельности, положительное отношение к уроку; понимание необходимости учения ; развивать навыки учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

 

Домашнее задание

Записывают задание

Задает задание

П.25, упр.124, 127.

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Исконно русские и заимствованные слова""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Директор по управлению персоналом

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Технологическая карта урока русского языка в 6 классеТема: « Исконно русские и заимствованные слова»Тип урока: урок открытия новых знаний Цели:образовательная: дать понятие заимствованных слов, обогащение словарного запаса , развитие речи учащихся, работа по культуре речи, учиться находить в тексте иноязычные слова, пользоваться словарем, воспитательная : воспитывать культуру поведения при фронтальной и индивидуальной работе ; формировать УУД:- личностные: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности, мотивация учебной деятельности-регулятивные: оценивать результаты деятельности ( своей- чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности ( этапа) в сотрудничестве с учителем-коммуникативные: определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли-познавательные: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.Планируемые результаты-предметные: знать признаки заимствованных слов, уметь находить заимствованные слова в тексте, уметь пользоваться толковым словарем и словарем иностранных слов;-личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; мотивация учебной деятельности, положительное отношение к уроку; понимание необходимости учения ; развивать навыки учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;-метапредметные: уметь оценивать результаты деятельности своей- чужой, анализировать собственную работу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем;- коммуникативные :уметь определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли. Основные понятия : заимствованные слова Межпредметные связи: русский язык, литератураРесурсы:-основные Русский язык .6 класс. Ладыженская Т.А. и др.-дополнительные : Школьный словарь иностранных слов ( авторы В.В.Одинцов, В.В.Иванов, Г.П.Смолицкая.)Организация пространства. Фронтальная работа, индивидуальная работа

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 106 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2020 610
    • DOCX 25.3 кбайт
    • 25 скачиваний
    • Рейтинг: 5 из 5
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Челнокова Оксана Станиславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 108168
    • Всего материалов: 228

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 1 199 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель русского языка как иностранного

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 542 человека из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 637 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 87 человек

Мини-курс

Развитие предметно-практических действий, игровых навыков и математических представлений у детей раннего возраста

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологические вызовы современного подростка: риски и профилактика

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 125 человек из 49 регионов
  • Этот курс уже прошли 32 человека

Мини-курс

Общая химия

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе