Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Технологическая карта урока по русскому языку "Действительные и страдательные причастия" (7 класс)

Технологическая карта урока по русскому языку "Действительные и страдательные причастия" (7 класс)

Урок русского языка в 7 классе «Действительные и страдательные причастия»


Учитель: Сергеева Галина Анатольевна, учитель русского языка и литературы


Предметные: знакомство с действительными и страдательными причастиями, развитие умения отличать действительные и страдательные причастия, находить виды причастий в текстах.

Метапредметные: умение учащихся самостоятельно определять цели своего обучения, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками, умение работать как индивидуально, так и в группе; уметь формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; осознанно использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей для выражения своих мыслей.

Личностные: формирование чувства коллективного и личного ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию

Методы и формы обучения

«Корзина идей»; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование

Мультимедийный проектор, ноутбук, экран; «Русский язык» 7 кл., авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А.Тростенцова.- М. «Просвещение» 2018 г.; раздаточный материал.

Наглядно-демонстрационный материал

Урок №13 на платформе «РЭШ»: https://resh.edu.ru/subject/lesson/2646/main/ (либо видеоурок «Действительные и страдательные причастия» с сайта «Инфоурок»)


Организационная структура урока


Обучающие и развивающие компоненты,

задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения

(УУД)

Промежуточный контроль

Мотивация к учебной деятельности.

Актуализация имеющихся знаний

Эмоциональная, мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.

Приветствие.

Прием «Корзина идей»

Учитель предлагает учащимся поместить в корзину (корзина нарисована на доске) все, что они знают по теме «Причастие». Советует сначала обсудить материал в паре, а потом «размещать» в корзине.

Вспоминают изученный материал: что обозначает причастие, на какой вопрос отвечает, каким членом предложения является и т.д.

Заполняют совместно с учителем корзину.

Парная, фронтальная

Умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить рассуждения (П)

Умение владеть монологической и диалогической формами речи, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации (К).

Признаки причастия, выделение причастного оборота на письме, роль в предложении

Стадия вызова.

Постановка учебной задачи

Обсуждение затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса, постановка цели учебной деятельности

На доске записаны сочетания слов:

1) Лес, охраняемый от пожара.

2) Люди, охраняющие лес от пожара.

- Ребята, найдите здесь причастия.

- Какой из них обозначает признак действия самого предмета?

- Какое причастие обозначает признак действия, испытывающего от другого предмета

- Итак, одни причастия действуют, а другие страдают от действия других объектов .

- Скажите, пожалуйста, как можно назвать такие причастия?

Значит, какая тема нашего урока?


- Какую цель вы поставите себе на урок?

Отвечают на вопросы учителя, определяют тему урока, ставят цель учебной деятельности.


Цель урока: познакомиться с действительными и страдательными причастиями, научиться различать действительные от страдательных.

-Находить в текстах действительные и страдательные причастия, уметь составлять с ними словосочетания

Фронтальная

Формирование устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности, навыков интеграции коллективного конструирования в ходе решения общей задачи (Л)

Обозначение причастиями признаков разных предметов

Формирование новых знаний.

Стадия осмысления


Организация работы по систематизации полученных знаний.

Предлагает прослушать лекцию по новой теме на платформе «РЭШ»: https://resh.edu.ru/subject/lesson/2646/main/

Слушают урок

Фронтальная

Поиск и выделение необходимой информации; умение работать со электронным ресурсом; умение структурировать полученные знания (Р).


Физминутка







Первичное закрепление материала

Стадия осмысления


Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала.

- Используя материал видеолекции, а также материал в учебнике, давайте составим кластер (таблицу), который поможет отличить действительные причастия от страдательных.

который

сам «действует»

«страдает»

-ущ- (-ющ-); -ащ- (-ящ-)

-ем- (-ом-); -им-

-вш-; -ш-

-енн- (-ённ-);

-нн-; -т-


Совместно с учителем составляют кластер (таблицу), который записывают в тетради с опорными конспектами.

Фронтальная

Умение с точностью выражать свои мысли, владение речью в соответствии с нормами русского языка (К).

Смысловое чтение (П).

Анализ материала; выбор оснований для составления задания (П).

Действия постановки и решения проблем (П)

Умение различать действительные и страдательные причастия

Проверка уровня обученности


Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, проведение коррекции

Распределительный диктант

- Я читаю словосочетания с причастиями, вы должны записать их в соответствующем столбике: в левом – с действительными причастиями, в правом – со страдательными.

Выросший цветок, охраняемые богатства, очищенный водоём, зеленеющая трава, нуждающиеся в защите животные, выжженные поля, выгоревшие поля, уходящая красота, непроходимые леса, выделенное слово.

- Есть ли желающие поработать на оценку?

По окончании выполнения работы предлагает учащимся проверить свои записи по эталону, а учащимся, изъявившим желание получить отметку, выставить себе отметку в соответствии с критериями.

Критерии оценивания:

«5» - все словосочетания распределены верно

«4» - допущены 1-2 ошибки

«3» - допущены 3-4 ошибки

Записывают словосочетания, распределяя их по столбцам.

Сверяют с эталоном (на слайде).

Страдательные

причастия

выросший цветок, зеленеющая трава, нуждающиеся в защите животные, выгоревшие поля, уходящая красота.

охраняемые богатства,

непроходимые леса,

выжженные поля,

выделенное слово,

очищенный водоём


Индивидуальная

Умение отличать действительные и страдательные причастия (П)

Умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы (П)

Умение структурировать полученные знания (Р). Адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления (Р).

Умение различать действительные и страдательные причастия

Работа по развитию речи


- Давайте устно выполним упражнение 102. Почему у учащихся вызвала смех фраза «Любимый и уважаемый ваш ученик»?

Высказывают свое мнение, исправляют ошибку.

Фронтальная

Формирование норм культуры речи (К)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)


Домашнее задание, инструктаж по его выполнению


- Перечитайте параграф 16, выполните упр. 100; выучите таблицу суффиксов.


Фиксируют домашнее задание




Рефлексия

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность), достижение поставленной цели

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какие трудности возникли?

- Над чем нам нужно еще поработать на следующих уроках по этой теме?

- Что больше всего понравилось и запомнилось на уроке?

- Оцените свою работу (лист самооценки).

Спасибо вам за активную работу на уроке.

Сдайте, ребята, пожалуйста, листы самооценки. Ставит оценки за урок.

Отвечают на вопросы, заполняют листы самооценки.

Фронтальная, индивидуальная

Умение структурировать полученные знания (Р).

Умение формулировать своё мнение и слушать собеседника (К)

Осознание уровня собственных достижений, качества знаний, ошибки и их причины, пути их решения (Р).

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)













Лист самоконтроля

На каждом этапе оцени свою работу, выбрав в нужной строке знак «+».

Этап

Учебная деятельность

Выполнил безошибочно

Выполнил с ошибками

Испытывал большие затруднения

Начало урока

«Корзина идей»

 

 

 

1 шаг

Подведение к теме урока - сравнение двух предложений

 

 

 

2 шаг

Формирование новых знаний – лекция на РЭШ

 

 

 

3 шаг

Первичное закрепление темы - составление кластера

 

 

 

4 шаг

Контроль усвоения материала – распределительный диктант

 

 

 

5 шаг

Работа по развитию речи

 

 

 

 


  • Другое
Скачать материал
Автор Сергеева Галина Анатольевна
Дата добавления 20.11.2020
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 57
Номер материала MA-093931
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы