Этапы
урока
|
Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
Формы
организации взаимодействия
|
Формируемые
умения
(УУД)
|
Промежуточный
контроль
|
Мотивация к
учебной деятельности.
Актуализация
имеющихся знаний
|
Эмоциональная,
мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.
Воспроизведение
ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и
применение их в новых ситуациях.
|
Приветствие.
Прием «Корзина идей»
Учитель предлагает учащимся поместить в
корзину (корзина нарисована на доске) все, что они знают по теме «Причастие».
Советует сначала обсудить материал в паре, а потом «размещать» в корзине.
|
Вспоминают
изученный материал: что обозначает причастие, на какой вопрос отвечает, каким
членом предложения является и т.д.
Заполняют совместно
с учителем корзину.
|
Парная,
фронтальная
|
Умение анализировать,
сравнивать, обобщать, делать выводы, строить рассуждения (П)
Умение владеть
монологической и диалогической формами речи, устанавливать рабочие отношения,
эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации (К).
|
Признаки
причастия, выделение причастного оборота на письме, роль в предложении
|
Стадия вызова.
Постановка
учебной задачи
|
Обсуждение
затруднений, проговаривание цели урока в виде вопроса, постановка цели
учебной деятельности
|
На доске записаны сочетания слов:
1) Лес, охраняемый от пожара.
2) Люди, охраняющие лес от пожара.
- Ребята, найдите здесь причастия.
- Какой из них обозначает признак действия
самого предмета?
- Какое причастие обозначает признак
действия, испытывающего от другого предмета
- Итак, одни причастия действуют, а другие
страдают от действия других объектов .
- Скажите, пожалуйста, как можно назвать
такие причастия?
Значит, какая тема нашего урока?
- Какую цель вы поставите себе на урок?
|
Отвечают на вопросы учителя, определяют тему
урока, ставят цель учебной деятельности.
Цель урока: познакомиться с действительными
и страдательными причастиями, научиться различать действительные от
страдательных.
-Находить в текстах действительные и
страдательные причастия, уметь составлять с ними словосочетания
|
Фронтальная
|
Формирование
устойчивой мотивации к проблемно-поисковой деятельности, навыков интеграции
коллективного конструирования в ходе решения общей задачи (Л)
|
Обозначение
причастиями признаков разных предметов
|
Формирование
новых знаний.
Стадия
осмысления
|
Организация
работы по систематизации полученных знаний.
|
Предлагает
прослушать лекцию по новой теме на платформе «РЭШ»: https://resh.edu.ru/subject/lesson/2646/main/
|
Слушают урок
|
Фронтальная
|
Поиск и выделение
необходимой информации; умение работать со электронным ресурсом; умение
структурировать полученные знания (Р).
|
|
Физминутка
|
|
|
|
|
|
|
Первичное
закрепление материала
Стадия
осмысления
|
Применение
теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач.
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового
материала.
|
-
Используя материал видеолекции, а также материал в учебнике, давайте
составим кластер (таблицу), который поможет отличить действительные
причастия от страдательных.
действительные
|
страдательные
|
обозначают
признак предмета,
который
|
сам
«действует»
|
«страдает»
|
-ущ-
(-ющ-); -ащ- (-ящ-)
|
-ем-
(-ом-); -им-
|
-вш-;
-ш-
|
-енн-
(-ённ-);
-нн-;
-т-
|
|
Совместно с учителем составляют кластер
(таблицу), который записывают в тетради с опорными конспектами.
|
Фронтальная
|
Умение с точностью выражать свои мысли,
владение речью в соответствии с нормами русского языка (К).
Смысловое чтение (П).
Анализ материала; выбор оснований для составления
задания (П).
Действия постановки и решения проблем (П)
|
Умение различать
действительные и страдательные причастия
|
Проверка уровня
обученности
Самостоятельная работа с самопроверкой по
эталону
|
Проговаривание и закрепление нового знания; выявление
пробелов первичного осмысления изученного материала, проведение коррекции
|
Распределительный диктант
- Я читаю словосочетания с причастиями, вы
должны записать их в соответствующем столбике: в левом – с действительными
причастиями, в правом – со страдательными.
Выросший цветок, охраняемые богатства, очищенный
водоём, зеленеющая трава, нуждающиеся в защите животные, выжженные поля, выгоревшие
поля, уходящая красота, непроходимые леса, выделенное слово.
- Есть ли желающие поработать на оценку?
По окончании выполнения работы предлагает
учащимся проверить свои записи по эталону, а учащимся, изъявившим желание
получить отметку, выставить себе отметку в соответствии с критериями.
Критерии оценивания:
«5» - все словосочетания распределены верно
«4» - допущены 1-2 ошибки
«3» - допущены 3-4 ошибки
|
Записывают
словосочетания, распределяя их по столбцам.
Сверяют с
эталоном (на слайде).
Действительные причастия
|
Страдательные
причастия
|
выросший цветок, зеленеющая трава, нуждающиеся в
защите животные, выгоревшие поля, уходящая красота.
|
охраняемые богатства,
непроходимые леса,
выжженные поля,
выделенное слово,
очищенный водоём
|
|
Индивидуальная
|
Умение отличать
действительные и страдательные причастия (П)
Умение анализировать,
сравнивать, обобщать, делать выводы (П)
Умение
структурировать полученные знания (Р). Адекватно оценивают свои достижения,
осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления (Р).
|
Умение различать
действительные и страдательные причастия
|
Работа по развитию
речи
|
|
- Давайте устно выполним упражнение 102.
Почему у учащихся вызвала смех фраза «Любимый и уважаемый ваш ученик»?
|
Высказывают свое
мнение, исправляют ошибку.
|
Фронтальная
|
Формирование норм
культуры речи (К)
Выражение своих
мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт
разных мнений (К)
|
|
Домашнее задание, инструктаж по его
выполнению
|
|
- Перечитайте параграф 16, выполните
упр. 100; выучите таблицу суффиксов.
|
Фиксируют домашнее задание
|
|
|
|
Рефлексия
|
Подведение
итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание,
изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную
деятельность), достижение поставленной цели
|
-
Что нового вы узнали на уроке?
-
Какие трудности возникли?
-
Над чем нам нужно еще поработать на следующих уроках по этой теме?
-
Что больше всего понравилось и запомнилось на уроке?
-
Оцените свою работу (лист самооценки).
Спасибо
вам за активную работу на уроке.
Сдайте,
ребята, пожалуйста, листы самооценки. Ставит оценки за урок.
|
Отвечают
на вопросы, заполняют листы самооценки.
|
Фронтальная,
индивидуальная
|
Умение структурировать полученные знания
(Р).
Умение формулировать своё мнение и слушать
собеседника (К)
Осознание уровня собственных достижений,
качества знаний, ошибки и их причины, пути их решения (Р).
Рефлексия способов и условий действия;
контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.