Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / технологическая карта урока по обучению грамоте в 1 классе по теме "Звуки речи: гласные и согласные"

технологическая карта урока по обучению грамоте в 1 классе по теме "Звуки речи: гласные и согласные"



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

"Дивовская средняя общеобразовательная школа"

Мглинского района Брянской области











Технологическая карта

урока обучения грамоте в 1 классе

по теме" Звуки речи: гласные и согласные"

УМК "Школа России"







Подготовила

учитель начальных классов

МБОУ "Дивовская СОШ"

Савченко Елена Ивановна



2019год








Технологическая карта урока обучения грамоте



Цель

  • Создать условия для формирования у учащихся представления о гласных и согласных звуках, слиянии согласного звука с гласным;

  • Способствовать развитию умения делить слова на слоги, правильно ставить ударение

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

  • Знают основные различия гласных и согласных звуков;

  • умеют различать в устной речи гласные и согласные звуки;

  • осуществляют звуковой анализ слова;

  • составляют небольшие рассказы повествовательного характера по сюжетным картинкам, по материалам собственных наблюдений

Личностные результаты

  • Оценивают ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

  • Проявляют интерес к трудовой деятельности, природе родного края.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные:

  • анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности;

  • контролируют свои действия и действия партнера при решении познавательной задачи.

Познавательные:

  • познают окружающий мир по сюжетным картинкам и собственным наблюдениям;

  • выделяют частное в гласных и согласных звуках.

Коммуникативные:

  • описывают сюжетную картинку, используя выразительные средства языка


Основное содержание темы, понятия и термины

Гласные и согласные звуки, звуковой состав слова

Образовательные ресурсы

Картинка с изображением аиста






Вид и форма

контроля

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения


I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок






Фронтальная.

Словесный.

Чтение стихотворения учителем

Приветствие учащихся.

Я рада нашей новой встрече,

Мне с вами интересно, друзья!

Интересные ваши ответы

С удовольствием слушаю я.

Мы сегодня будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!



Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Настраиваются на работу.

УУД:

-самооценка готовности к уроку (Л.);

-положительное отношение к урокам обучения грамоте (Л.);

-стремление к положительным результатам труда. (Л.)

- соблюдать правила общения, отвечать на вопросы, формулировать мысли, высказывать суждения, слушать чужие, проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам. (К.)


Фронтальный.

Наблюдение учителя

II. Актуализация опорных знаний.

Цель:повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, возникновение проблемной ситуации

1. Составление рассказа по сюжетному рисунку (учебник, 
с. 14–15)

Парная.

Словесный.

Беседа и рассказ по рисунку

Из чего состоит наша речь?

Рассмотрите рисунок. Задайте вопросы друг другу по рисунку.

Придумайте рассказ «Лето 
в деревне»






Задают в паре друг другу вопросы по рисунку. Составляют рассказ по картинке

- интерес к работе по Азбуке (Л.);

-умение ориентироваться на странице Азбуки; (П.);

-умение видеть и признавать свои ошибки (Л.);

-совместно договариваться о правилах работы в парах и следовать им (К.);

- соблюдать правила общения, высказывать суждения, слушать чужие, проявлять доброжелательное отношение к

одноклассникам. (К.)

Парный. Вопросы и ответы учеников к рисунку, рассказ

2. Составление предложений по схемам (учебник, с. 14–15)

Индивидуальная.

Практический.

Дидактическое упражнение

Дополните предложение. Человек ухаживает за…

Дополняют предложение

УУД:

-умение представлять информацию в виде схемы (П.);

-совместно делать умозаключения, обобщения (П.);

- различать способ действия и результат, оценивать последний, находить ошибки, устанавливать их причины (Р.);


Индивидуальный.

Составление предложения

III. Постановка учебной задачи.

Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели

Фронтальная.

Словесный.

Вводная беседа, пояснение учителя

Из чего состоит наша речь?

Из чего состоят предложения?

Из чего состоят слова?

Сегодня мы узнаем, какие бывают звуки


Из предложений.

Из слов.

Из звуков

-Принимают учебную задачу (Р.)

-соблюдать правила общения, формулировать мысли, высказывать суждения (К.)

Фронтальный.

Устные ответы

IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.

Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения

Фронтальная.

Наглядный, практический, словесный.

Беседа, составление схемы


На доске рисунок с изображением аиста.





Давайте произнесем слово аист хором.

Запишем схему этого слова:

hello_html_m7a56562f.png

Сколько слогов в этом слове?

Произнесите первый слог





Произносят хором слова аист.

Записывают схему.





Два.

Протяжно произносят первый слог.

Предметные:

- правильно называть буквы, соотносить их со звуками;

-умение характеризовать звуки по всем освоенным признакам; делить слова на слоги;

-создавать высказывания;


Фронтальный.

Звуко-буквенный анализ слова аист

  1. Звуко-буквенный анализ слова аист


Фронтальная.

Наглядный, практический, словесный.

Беседа, составление схемы


Сколько звуков вы слышите?

Произнесите второй слог.

Сколько в нем звуков?

Произнесем этот слог протяжно, замедленно.

Какой первый звук?

Какой второй?

Какой третий?

Сколько же всего звуков 
в слове?

Сколько в первом слоге?

Сколько во втором?

Каждый звук обозначаем клеточкой. Клеточки располагаются одна за другой слева направо. Длинной поперечной чертой отделяем один слог от другого.

Какой слог ударный?

Один звук.



ист.

Три

иииссст.



[иии].

[ссс].

[т].

Четыре.



Один.

Три.









Первый

УУД:

- узнавать и понимать учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия; понимать и принимать инструкции и советы учителя; использовать речь для регуляции своих действий (Р.);

-осуществлять наблюдение, анализ, синтез, сравнение; моделировать, совместно делать умозаключения, обобщения (П.);

- понимать информацию, представленную в изобразительной и схематичной форме, переводить её в словесную (П.);

- интерес к работе (Л.);

- соблюдать правила общения, отвечать на вопросы, формулировать мысли, высказывать суждения, слушать чужие, проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам. (К.)


2. Представление 
о гласных и согласных звуках

Фронтальная.

Словесный.

Беседа

Произнесите слово аист.

Как вы думаете, чем отличается первый звук слова от последнего?

При произнесении звука [a] выдыхаемый воздух во рту не встречает никаких преград, при произнесении же звука [т] преграда есть – язык и зубы плотно сомкнуты. Те звуки, которые произносятся без преград, поются, – называются гласными.

Те звуки, которые произносятся с затруднением, как бы через преграду, называются согласными

Произносят слово аист.

Высказывают свои предположения

Предметные:

- правильно называть буквы, соотносить их со звуками;

-умение характеризовать звуки по всем освоенным признакам;

- создавать высказывания;



УУД:

- узнавать и понимать учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия; понимать и принимать инструкции и советы учителя; использовать речь для регуляции своих действий, (Р.);

-осуществлять наблюдение, анализ, синтез, сравнение; моделировать, совместно делать умозаключения, обобщения (П.);

- ориентироваться на странице букваря; (П.);

- понимать информацию, представленную в изобразительной и схематичной форме, переводить её в словесную (П.);

- соблюдать правила общения, отвечать на вопросы, формулировать мысли, высказывать суждения, слушать чужие, проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам. (К.)

Фронтальный.

Устные ответы, произнесение гласных и согласных звуков

  1. Работа со звуковой схемой


Фронтальная.

Словесный, практический.

Рассказ учителя, работа со схемой

Для того чтобы различать гласные звуки на схемах, обозначим их красным цветом.

На наборном полотне выставляются два красных квадратика – обозначение гласных звуков [a] и [и] – и добавляются к ним два белых квадратика – обозначение согласных звуков [с] и [т]


Слушают объяснение учителя, работают со звуковой схемой

Предметные:

- правильно называть буквы, соотносить их со звуками;

-умение характеризовать звуки по всем освоенным признакам;

- различать звуки и буквы.



УУД:

-умение представлять информацию в виде схемы (П.);

- совместно делать умозаключения, обобщения (П.);

- различать способ действия и результат, оценивать последний, находить ошибки, устанавливать их

причины (Р.);

- интерес к работе по букварю (Л.);

- умение видеть и признавать свои ошибки (Л.);

- совместно договариваться о правилах работы в парах и следовать им (К.);

- соблюдать правила общения, высказывать суждения, слушать чужие, проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам. (К.)

Фронтальный.

Различение графических обозначений гласных 
и согласных звуков

Физкультминутка


Коллективная, индивидуальная. Практический

Мы разминку начинаем,

Руки шире раздвигаем,

А потом их тянем вверх.

Отдохнёт спина у всех.

Начинаем приседанья- Раз,два, три, четыре, пять.

А теперь три раза нужно,

Как лягушки, поскакать.

Мы разминку завершаем, Руки шире раздвигаем,

А потом их тянем вверх.

Отдохнёт спина у всех.

Выполняют движения согласно тексту и показу учителя

- ценностное отношение к здоровому образу жизни (Л.)


Коллективный. Правильное выполнение упражнений

  1. Введение понятия о слиянии согласного звука с гласным (учебник, с. 15)


Коллективная.

Словесный, практический. Дидактическое упражнение

Какое дерево склонилось над прудом?

Произнесите первый звук.

Что можете о нем сказать?

Посчитайте, сколько слогов

в слове ива?

Произнесите второй слог.

Сколько звуков вы слышите в этом слоге?

Какой гласный?

В слоге ва два звука тесно между собой связаны, они слились вместе и поэтому произносятся за один раз, без всяких, даже мельчайших, остановок, неразрывно друг от друга. Обозначать такое слияние согласного с гласным мы будем не двумя клеточками, а так:

hello_html_mb828258.png

При таком изображении видно, что в слоге ва два звука, слог начинается согласным звуком, а заканчивается гласным, они слиты друг с другом. Вот почему согласный вместе с гласным будем называть слиянием.

Аналогичная работа проводится со словом осы

Ива.



[и].

Он гласный.



Два.

ва.



Два.

Звук [a].

Слушают объяснение учителя

Предметные:

- применять нормы графики при чтении (владеть правилами чтения);

- читать правильно и плавно по слогам.

УУД:

- желание научиться читать и готовность выполнять для этого учебные действия (Л.);

- интерес к работе по Азбуке (Л.);

- удерживать цель деятельности до получения её результата (Р.)

Коллективный.

Слияние согласного звука с гласным. Слого-звуковой разбор слов ива, осы

V. Закрепление знаний и способов действий.

Формирование целостной системы

ведущих знаний по теме.

1. Анализ слов куры, гуси

Фронтальная.

Словесный, практический. Беседа, дидактическое упражнение (учебник, 
с. 15)

Учитель показывает картинку с изображением кур. 

Кто это?

Сколько слогов в слове куры?

Произнесем каждый слог протяжно. Сколько гласных

звуков услышали? Назовите их.

Произнесите первый слог.

Что можете о нем сказать?





Произнесите второй слог.

Что можете сказать о нем?





Составим схему данного слова:

hello_html_m6c6f0848.png

Поставьте ударение.

Произнесите слово целиком с ударением на первом слоге.

Аналогичная работа проводится со словом гуси



Почему у слов куры и гуси одинаковые схемы?





Куры.

Два.

Произносят слоги протяжно.

Два.

ку.

Два звука, которые образовали слияние согласного с гласным.

ры.

Два звука, которые образовали слияние согласного с гласным.











Ударение падает 
на первый слог.

Выполняют задание учителя, отвечают 
на вопросы













Оба слова состоят из двух слогов-слияний, ударение падает на первый слог

Предметные:

- правильно называть буквы, соотносить их со звуками;

-умение характеризовать звуки по всем освоенным признакам;

- различать звуки и буквы.



УУД:

-умение представлять информацию в виде схемы (П.);

- совместно делать умозаключения, обобщения (П.);

- различать способ действия и результат, оценивать последний, находить ошибки, устанавливать их

причины (Р.);

- умение видеть и признавать свои ошибки (Л.);

- соблюдать правила общения, высказывать суждения, слушать чужие, проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам. (К.)


Коллективный.

Анализ слов куры, гуси; устные ответы

2. Слого-зуковой разбор слова голуби


Индивидуальная.

Практический. Дидактическое упражнение

Сравните схему слова голуби со схемами предыдущих слов. Укажите их сходство и различие

Сходство: все слоги-слияния; ударение падает на первый слог. Различие: в словах куры и гуси два слога, а в слове голуби – три слога

Предметные:

- применять нормы графики при чтении (владеть правилами чтения);

- читать правильно и плавно по слогам.

УУД:

- узнавать и понимать учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия; понимать и принимать инструкции и советы учителя; использовать речь для регуляции своих действий, (Р.);

- удерживать цель деятельности до получения её результата (Р.)

-осуществлять наблюдение, анализ, синтез, сравнение; моделировать, совместно делать умозаключения, обобщения (П.);

- понимать информацию, представленную в изобразительной и схематичной форме, переводить её в словесную (П.);

- соблюдать правила общения, отвечать на вопросы, формулировать мысли, высказывать суждения, слушать чужие, проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам. (К.)

-желание научиться читать и готовность выполнять для этого учебные действия (Л.);


Индивидуальный.

Сравнение схем слов

VI. Рефлексивно-оценочный.

Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества

Фронтальная.

Словесный.

Беседа


Что нового узнали на уроке?

Что особенно понравилось? Почему?

Что вызвало затруднение? Почему?

_ Оцените свою работу на уроке с помощью смайлика.

Спасибо за урок


Отвечают на вопросы учителя, оценивают результаты своей работы с помощью смайлика.

УУД:

-определять успешность выполнения заданий в диалоге с учителем, сравнивая результат с целью (Р.);

- стремление к положительным результатам труда, развитие способности адекватно судить о причинах своего успеха или

неуспеха в учении (Л.);

- соблюдать правила общения, высказывать суждения, слушать чужие, проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам. (К.)

Фронтальный.

Устные ответы



Литература.

1.Азбука.1класс В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина. - 2-е изд.-М.: Просвещение, 2011г

2.О.Е.Жиренко, Л.А.Обухова. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо: 1 класс - М.: ВАКО, 2012г

3.Ковалько В.И. Школа физкультминуток.1-4классы : практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников.- М.: ВАКО, 2007г



11

  • Другое
Скачать материал
Дата добавления 10.02.2019
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 146
Номер материала MA-084315

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы