Этапы урока
|
Формы, методы, методические приёмы
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Вид и форма
контроля
|
Осуществляемые
действия
|
Формируемые
умения
|
|
I. Организация начала урока.
Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный
настрой на урок
|
Фронтальная.
Словесный.
Чтение стихотворения учителем
|
Приветствие учащихся.
Я рада нашей новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы
С удовольствием слушаю я.
Мы
сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
– Проверим готовность к уроку
|
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют
наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.
Настраиваются на работу.
|
УУД:
-самооценка готовности к уроку (Л.);
-положительное отношение к урокам обучения грамоте (Л.);
-стремление к положительным результатам труда. (Л.)
- соблюдать правила общения, отвечать на вопросы,
формулировать мысли, высказывать суждения, слушать чужие, проявлять
доброжелательное отношение к одноклассникам. (К.)
|
Фронтальный.
Наблюдение учителя
|
II. Актуализация опорных знаний.
Цель:повторение изученного материала,
необходимого для открытия нового знания, возникновение проблемной ситуации
1. Составление рассказа по сюжетному рисунку (учебник,
с. 14–15)
|
Парная.
Словесный.
Беседа и рассказ по рисунку
|
– Из чего состоит наша речь?
– Рассмотрите рисунок. Задайте вопросы друг другу по рисунку.
– Придумайте рассказ «Лето
в деревне»
|
Задают в паре друг другу вопросы по рисунку. Составляют
рассказ по картинке
|
- интерес к работе по Азбуке (Л.);
-умение ориентироваться на странице Азбуки; (П.);
-умение видеть и признавать свои ошибки (Л.);
-совместно договариваться о правилах работы в парах и
следовать им (К.);
- соблюдать правила общения, высказывать суждения, слушать
чужие, проявлять доброжелательное отношение к
одноклассникам. (К.)
|
Парный. Вопросы и ответы учеников к рисунку, рассказ
|
2. Составление предложений по схемам (учебник, с. 14–15)
|
Индивидуальная.
Практический.
Дидактическое упражнение
|
Дополните предложение. Человек ухаживает за…
|
Дополняют предложение
|
УУД:
-умение представлять информацию в виде схемы (П.);
-совместно делать умозаключения, обобщения (П.);
- различать способ действия и результат, оценивать последний,
находить ошибки, устанавливать их причины (Р.);
|
Индивидуальный.
Составление предложения
|
III. Постановка учебной задачи.
Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели
|
Фронтальная.
Словесный.
Вводная беседа, пояснение учителя
|
– Из чего состоит наша речь?
– Из чего состоят предложения?
– Из чего состоят слова?
– Сегодня мы узнаем, какие бывают звуки
|
– Из предложений.
– Из слов.
– Из звуков
|
-Принимают учебную задачу (Р.)
-соблюдать правила общения, формулировать мысли, высказывать
суждения (К.)
|
Фронтальный.
Устные ответы
|
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания
знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения
|
Фронтальная.
Наглядный, практический, словесный.
Беседа, составление схемы
|
На доске рисунок с изображением аиста.
– Давайте произнесем слово аист хором.
– Запишем схему этого слова:
– Сколько слогов в этом слове?
– Произнесите первый слог
|
Произносят хором слова аист.
Записывают схему.
– Два.
Протяжно произносят первый слог.
|
Предметные:
- правильно называть буквы, соотносить их со звуками;
-умение характеризовать звуки по всем освоенным признакам;
делить слова на слоги;
-создавать высказывания;
|
Фронтальный.
Звуко-буквенный анализ слова аист
|
- Звуко-буквенный
анализ слова аист
|
Фронтальная.
Наглядный, практический, словесный.
Беседа, составление схемы
|
– Сколько звуков вы слышите?
– Произнесите второй слог.
– Сколько в нем звуков?
– Произнесем этот слог протяжно, замедленно.
– Какой первый звук?
– Какой второй?
– Какой третий?
– Сколько же всего звуков
в слове?
– Сколько в первом слоге?
– Сколько во втором?
Каждый звук обозначаем клеточкой. Клеточки располагаются одна
за другой слева направо. Длинной поперечной чертой отделяем один слог от
другого.
– Какой слог ударный?
|
– Один звук.
– ист.
– Три
– иииссст.
– [иии].
– [ссс].
– [т].
– Четыре.
– Один.
– Три.
Первый
|
УУД:
- узнавать и понимать учебную задачу, учитывать выделенные
учителем ориентиры действия; понимать и принимать инструкции и советы
учителя; использовать речь для регуляции своих действий (Р.);
-осуществлять наблюдение, анализ, синтез, сравнение;
моделировать, совместно делать умозаключения, обобщения (П.);
- понимать информацию, представленную в изобразительной и
схематичной форме, переводить её в словесную (П.);
- интерес к работе (Л.);
- соблюдать правила общения, отвечать на вопросы,
формулировать мысли, высказывать суждения, слушать чужие, проявлять
доброжелательное отношение к одноклассникам. (К.)
|
|
2. Представление
о гласных и согласных звуках
|
Фронтальная.
Словесный.
Беседа
|
– Произнесите слово аист.
– Как вы думаете, чем отличается первый звук слова от
последнего?
– При произнесении звука [a] выдыхаемый воздух во рту не
встречает никаких преград, при произнесении же звука [т] преграда есть – язык
и зубы плотно сомкнуты. Те звуки, которые произносятся без преград, поются, –
называются гласными.
Те звуки, которые произносятся с затруднением, как бы через
преграду, называются согласными
|
Произносят слово аист.
Высказывают свои предположения
|
Предметные:
- правильно называть буквы, соотносить их со звуками;
-умение характеризовать звуки по всем освоенным признакам;
- создавать высказывания;
УУД:
- узнавать и понимать учебную задачу, учитывать выделенные
учителем ориентиры действия; понимать и принимать инструкции и советы
учителя; использовать речь для регуляции своих действий, (Р.);
-осуществлять наблюдение, анализ, синтез, сравнение;
моделировать, совместно делать умозаключения, обобщения (П.);
- ориентироваться на странице букваря; (П.);
- понимать информацию, представленную в изобразительной и
схематичной форме, переводить её в словесную (П.);
- соблюдать правила общения, отвечать на вопросы,
формулировать мысли, высказывать суждения, слушать чужие, проявлять
доброжелательное отношение к одноклассникам. (К.)
|
Фронтальный.
Устные ответы, произнесение гласных и согласных звуков
|
- Работа
со звуковой схемой
|
Фронтальная.
Словесный, практический.
Рассказ учителя, работа со схемой
|
Для того чтобы различать гласные звуки на схемах, обозначим их
красным цветом.
На наборном полотне выставляются два красных квадратика –
обозначение гласных звуков [a] и [и] – и добавляются к ним два белых
квадратика – обозначение согласных звуков [с] и [т]
|
Слушают объяснение учителя, работают со звуковой схемой
|
Предметные:
- правильно называть буквы, соотносить их со звуками;
-умение характеризовать звуки по всем освоенным признакам;
- различать звуки и буквы.
УУД:
-умение представлять информацию в виде схемы (П.);
- совместно делать умозаключения, обобщения (П.);
- различать способ действия и результат, оценивать последний,
находить ошибки, устанавливать их
причины (Р.);
- интерес к работе по букварю (Л.);
- умение видеть и признавать свои ошибки (Л.);
- совместно договариваться о правилах работы в парах и
следовать им (К.);
- соблюдать правила общения, высказывать суждения, слушать
чужие, проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам. (К.)
|
Фронтальный.
Различение графических обозначений гласных
и согласных звуков
|
Физкультминутка
|
Коллективная, индивидуальная. Практический
|
Мы разминку начинаем,
Руки шире раздвигаем,
А потом их тянем вверх.
Отдохнёт спина у всех.
Начинаем приседанья- Раз,два, три, четыре, пять.
А теперь три раза нужно,
Как лягушки, поскакать.
Мы разминку завершаем, Руки шире раздвигаем,
А потом их тянем вверх.
Отдохнёт спина у всех.
|
Выполняют движения согласно тексту и показу учителя
|
- ценностное отношение к здоровому образу жизни (Л.)
|
Коллективный. Правильное выполнение упражнений
|
- Введение
понятия о слиянии согласного звука с гласным (учебник, с. 15)
|
Коллективная.
Словесный, практический. Дидактическое упражнение
|
– Какое дерево склонилось над прудом?
– Произнесите первый звук.
– Что можете о нем сказать?
– Посчитайте, сколько слогов
в слове ива?
– Произнесите второй слог.
– Сколько звуков вы слышите в этом слоге?
– Какой гласный?
–В слоге ва два звука тесно между собой
связаны, они слились вместе и поэтому произносятся за один раз, без всяких,
даже мельчайших, остановок, неразрывно друг от друга. Обозначать такое
слияние согласного с гласным мы будем не двумя клеточками, а так:
При таком изображении видно, что в слоге ва два
звука, слог начинается согласным звуком, а заканчивается гласным, они слиты
друг с другом. Вот почему согласный вместе с гласным будем называть слиянием.
Аналогичная работа проводится со словом осы
|
– Ива.
– [и].
– Он гласный.
– Два.
– ва.
– Два.
– Звук [a].
Слушают объяснение учителя
|
Предметные:
- применять нормы графики при чтении (владеть правилами
чтения);
- читать правильно и плавно по слогам.
УУД:
- желание научиться читать и готовность выполнять для этого
учебные действия (Л.);
- интерес к работе по Азбуке (Л.);
- удерживать цель деятельности до получения её результата (Р.)
|
Коллективный.
Слияние согласного звука с гласным. Слого-звуковой разбор
слов ива, осы
|
V. Закрепление знаний и способов действий.
Формирование целостной системы
ведущих знаний по теме.
1. Анализ слов куры, гуси
|
Фронтальная.
Словесный, практический. Беседа, дидактическое упражнение
(учебник,
с. 15)
|
Учитель показывает картинку с изображением кур.
– Кто это?
– Сколько слогов в слове куры?
– Произнесем каждый слог протяжно. Сколько гласных
звуков услышали? Назовите их.
– Произнесите первый слог.
– Что можете о нем сказать?
– Произнесите второй слог.
– Что можете сказать о нем?
– Составим схему данного слова:
– Поставьте ударение.
– Произнесите слово целиком с ударением на первом слоге.
Аналогичная работа проводится со словом гуси
– Почему у слов куры и гуси одинаковые
схемы?
|
– Куры.
– Два.
Произносят слоги протяжно.
– Два.
– ку.
– Два звука, которые образовали слияние согласного с гласным.
– ры.
– Два звука, которые образовали слияние согласного с гласным.
– Ударение падает
на первый слог.
Выполняют задание учителя, отвечают
на вопросы
– Оба слова состоят из двух слогов-слияний, ударение падает на
первый слог
|
Предметные:
- правильно называть буквы, соотносить их со звуками;
-умение характеризовать звуки по всем освоенным признакам;
- различать звуки и буквы.
УУД:
-умение представлять информацию в виде схемы (П.);
- совместно делать умозаключения, обобщения (П.);
- различать способ действия и результат, оценивать последний, находить
ошибки, устанавливать их
причины (Р.);
- умение видеть и признавать свои ошибки (Л.);
- соблюдать правила общения, высказывать суждения, слушать
чужие, проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам. (К.)
|
Коллективный.
Анализ слов куры, гуси; устные ответы
|
2. Слого-зуковой разбор слова голуби
|
Индивидуальная.
Практический. Дидактическое упражнение
|
– Сравните схему слова голуби со схемами
предыдущих слов. Укажите их сходство и различие
|
– Сходство: все слоги-слияния; ударение падает на первый слог.
Различие: в словах куры и гуси два слога, а
в слове голуби – три слога
|
Предметные:
- применять нормы графики при чтении (владеть правилами
чтения);
- читать правильно и плавно по слогам.
УУД:
- узнавать и понимать учебную задачу, учитывать выделенные
учителем ориентиры действия; понимать и принимать инструкции и советы
учителя; использовать речь для регуляции своих действий, (Р.);
- удерживать цель деятельности до получения её результата (Р.)
-осуществлять наблюдение, анализ, синтез, сравнение;
моделировать, совместно делать умозаключения, обобщения (П.);
- понимать информацию, представленную в изобразительной и
схематичной форме, переводить её в словесную (П.);
- соблюдать правила общения, отвечать на вопросы,
формулировать мысли, высказывать суждения, слушать чужие, проявлять
доброжелательное отношение к одноклассникам. (К.)
-желание научиться читать и готовность выполнять для этого
учебные действия (Л.);
|
Индивидуальный.
Сравнение схем слов
|
VI. Рефлексивно-оценочный.
Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества
|
Фронтальная.
Словесный.
Беседа
|
– Что нового узнали на уроке?
– Что особенно понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
_ Оцените свою работу на уроке с помощью смайлика.
Спасибо за урок
|
Отвечают на вопросы учителя, оценивают результаты своей работы
с помощью смайлика.
|
УУД:
-определять успешность выполнения заданий в диалоге с
учителем, сравнивая результат с целью (Р.);
- стремление к положительным результатам труда, развитие
способности адекватно судить о причинах своего успеха или
неуспеха в учении (Л.);
- соблюдать правила общения, высказывать суждения, слушать
чужие, проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам. (К.)
|
Фронтальный.
Устные ответы
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.