ЭТАП УРОКА
|
ЦЕЛЬ
|
Деятельность педагога
|
Деятельность учащихся
|
РЕЗУЛЬТАТ
|
1.Организаци -
онный момент
|
Организация направленного внимания на начало урока.
|
Проверка готовности
|
Самоконтроль готовности.
|
Р: Ученики готовы к предстоящей
деятельности, включены в деловой ритм.
|
2. Мотивация,
актуализация знаний
|
Повторить понятия «устное
народное творчество», жанры фольклора.
|
Учитель предлагает группам
разделить лепестки на 2 группы и сложить из них 2 цветка.
Пословицы, загадки скороговорки, песни, считалки, былины,
сказки, заклички
Рассказ,
стихотворение, сказка.
- Прочитайте названия
лепестков, подумайте по какому принципу их можно разделить на 2 группы и
сложите 2 цветка.
Проверка выполнения задания.
-Проверьте правильность
выполнения задания. Встаньте ребята той группы, которая не допустила ошибок.
-Объясните, почему вы так
разделили лепестки?
Учитель переворачивает
серединки цветка, на них:
Ф и А.
- Остальные - исправьте
ошибки.
|
Учащиеся составляют 2 цветка
(классифицируют произведения авторские и фольклорные).
Учащиеся сверяют с эталоном.
Оценивают свою работу.
Отвечает 1 ученик из группы
Различение фольклорных и
авторских художественных произведений.
|
ПР: Умение отличать произведения фольклорной литературы от авторской
К: Умение взаимодействовать в группах
Р: Оценивать свою работу
Л: Высказывать свою точку зрения и уважать
мнение собеседника
|
3.Формулирование темы урока. открытие
нового знания
|
Сформировать представления
детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся
|
Сегодня на уроке мы будем
работать с этим красивым, полным лепестками цветком.
-Кто может назвать тему
урока?
-Чем мы будем заниматься
на уроке?
- Прочитайте вслух
названия жанров устного народного творчества.
-Почему лепестков с
надписью «сказки» было два?
- Посмотрите ещё раз внимательно
на цветок на доске? Какую особенность вы заметили? Почему 3 лепестка имеют
другой оттенок?
Учитель отодвигает
ярко-желтые листочки.
Попробуйте подобрать
подходящее слово:
Небольшие по размеру (по
объему) фольклорные произведения как могут называться…
На слайде: ?
ФОЛЬКЛОРНЫЕ
ЖАНРЫ
После ответа детей
появляется слово МАЛЫЕ
|
Высказывают свои предположения.
1 ученик читает выразительно вслух
Узнавание, различение малых фольклорных форм
|
К: Слушать и понимать речь других
Л: Высказывать свою точку зрения и уважать
мнение собеседника
К: Оформлять свои мысли в устной и
письменной форме
|
4.Первичное закрепление
нового учебного материала.
|
Учить школьников определять жанр
фольклорного произведения по их характерным особенностям
|
-Сейчас вам нужно будет, работая
в группе, выложить лепестки в определенной последовательности. Я буду
называть характерные особенности малого фольклорного жанра, а вам нужно
узнать, о чем идет речь.
*произведение фольклора, которое имеет
поучительный смысл, оно учит, осуждает, одобряет (пословица)
*в
этом произведении не назван предмет, но даются его признаки и особенности, по
которым можно дать ответ (загадка)
*словесная
забава, слова путаются, когда их произносят быстро (скороговорка)
*веселые
произведения, которыми забавляли детей (потешки)
*
небольшой стихотворный текст в шутливой форме, задача которого выбрать одного
участника из множества (считалка)
Самопроверка, оценка.
Встаньте ребята той
группы, которая не допустила ошибок.
- Какой лепесток остался
неиспользованным? (заклички)
- Что значить «кликать»,
«закликать»?
-Как думаете, для чего
народ использовал заклички?
Прочитаем об этом в учебнике
на стр.118
Наши предки считали, если
громко звать, выкликивать, просить о чем-то у природы, то просьба
обязательно сбудется.
Послушайте…
Перепелки-перепелочки!
Прилетите
к нам,
Принесите
нам
Весну
теплую, лето плодородное.
Весну
с солнышком,
Лето
с зернышком!
- Какое настроение
вызывает эта закличка?
- К кому обращается народ?
-о чем просит?
|
Работая в группе дети
обсуждают находят общее решение, выкладывают листочки на парте.
1 ученик- у доски
Узнавание, различение, определение основного
смысла малых фольклорных форм
Учащиеся сверяют с эталоном. Оценивают свою
работу
Высказывают свои предположения.
Ученик читает закличку
|
К: Слушать и понимать речь учителя, умение
взаимодействовать в группах
П: Различать жанры фольклора
Л: Высказывать свою точку зрения и уважать
мнение собеседника
Р: Оценивать свою работу
|
5 Физминутка
|
Сменить вид деятельности
|
Предложить выполнить
упражнения для снятия усталости.
Встанем в круг, идя по
часовой стрелке, будем выкликивать закличку.
|
Выделение особенностей
стихотворного произведения (ритм, рифма)
|
|
6. Самостоятельное использование
сформированных умений и навыков.
|
Сформировать умение отличать
закличку от других жанров устного народного творчества.
|
Прочитайте самостоятельно
закличку в учебнике.
- Найдите слово-обращение
к жаворонку.
- О чем просят в этой
закличке? Подтвердите словами из текста.
-Какую форму имеет это
произведение? (стихотв-ую)
Найдите рифмы.
- С какой интонацией люди
обращаются к жаворонку? (ласково, просительно, с надеждой)
Прочитайте вслух, передавая
интонацию.
Учитель предлагает
самостоятельно в тетради выполнить задания № 1 и 2 на стр. 69
Взаимопроверка.
-Сверьте ответы, убедите
товарища в своей правоте, если ответы не совпадают.
|
Осваивают умение читать молча
Учащиеся читают закличку.
Находят выразительно-изобразительные средства, присущие этому жанру.
Дети выполняют задание сам-но, при
необходимости обращаются за помощью.
|
П: Ориентироваться в учебнике (на развороте, в условных
обозначениях);
Находить ответы на вопросы в тексте.
Л: Эмоционально «проживать» текст, выражать свои
эмоции;
ПР: Ученик научится отличать закличку от других фольклорных жанров,
опираясь на ее особенности, выразительно-изобразительные средства.
К:Формировать навык выразительного чтения.
|
7. Творческое использование
сформированных умений и навыков.
|
Обеспечить усвоение новых
знаний на уровне применения в нестандартных ситуациях.
|
Предложить учащимся составить
закличку. Учитель выдает на каждую парту деформированный текст
(разрезанные строчки).
Дождик,
дождик,
Кап,
кап, кап,
Замочи
дорожки.
Всё
равно гулять пойдём…
Мама,
дай галошки!
Проверка выполнения задания –
чтение хором.
|
Учащиеся восстанавливают из
строк текст.
Читают выразительно по
образцу
|
Л: Высказывать свою
точку зрения и уважать мнение собеседника;
К: Оформлять свои мысли в устной и
письменной форме,
Умение взаимодействовать в парах.
|
8.Контроль и оценка
результатов деятельности
|
Учить
школьников самоорганизации при выполнении учебного задания.
|
Учитель предлагает выполнить
литературный диктант.
- Определите жанр
произведения.
1. При солнышке – тепло, при
матери – добро. (пословица)
2.Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, Любит морковку (загадка)
3. Черепаха хвост поджала
И за
зайцем побежала
Оказалась
впереди,
Кто
не верит- выходи! (считалка)
4.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа бела была тупа (скороговорка)
5. Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе я гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка.
Дам и хлеба каравай –
Сколько хочешь поливай! (закличка)
6.
Сорока-ворона
Кашу
варила,
Деток
кормила:
Этому
дала,
Этому
дала,
Этому
дала,
А
этому не дала. (потешка)
Взаимопроверка. Учитель называет ответы.
|
Учащиеся на листах бумаги
пишут ответы.
Различать на слух
произведения разных жанров
Воспринимать на слух
произведения малых жанров
Учащиеся проверяют и
оценивают товарища.
|
|
9. Рефлексия деятельности
|
Сформировать личную
ответственность за результаты своего труда
|
Предложить ответить на вопросы:
-Понравился ли вам сегодняшний урок?
_Что больше всего запомнилось?
С какими новыми понятиями познакомились?
-Что такое закличка?
Предложить оценить свою работу самостоятельно.
Встаньте. Кто доволен своей работой на уроке – поднимите 2 руки
вверх, было трудно, но справился –руки вперед, мне нужна помощь – на коленки.
|
|
Р: Оценивать свою работу
Л: Высказывать свою точку зрения и уважать
мнение собеседника
К: Оформлять свои мысли в устной форме,
|
10. Домашнее задание
|
|
Всем: выразительно
прочитать в учебнике стр. 118;
По желанию- найти
заклички в дополнительных источниках, выучить или прочитать выразительно.
|
|
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.