Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
Формируемые УУД
|
I.
Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель
этапа:
включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
|
-
Добрый день, ребята! Посмотрим друг на друга, улыбнемся и произнесем: «Мне
приятно тебя видеть!». Подарите тем, кто вас окружает, частичку хорошего
настроения. Сегодня на уроке не будет оценок, привычных для вас. Вместо них –
смайлики разных цветов. Их получат самые активные, мыслящие в группах, на
которые вы сейчас разделитесь. Их будет четыре. И я думаю, что наш урок
пройдет в атмосфере сотрудничества, сотворчества и взаимопомощи.
|
Демонстрируют
свое настроение. Делятся на группы.
|
Внимание,
уважение к сверстникам (Л); планирование учебного сотрудничества с
учителем, сверстниками (К); мобилизация сил и энергии (Р).
|
II.
Актуализация знаний
Цель
этапа: повторение
изученного материала, необходимого для открытия «нового» знания, и выявление
затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
|
-
Ребята, дома вы прочитали в учебнике вступительную статью о жизни и
творчестве Л. Н. Андреева, а также познакомились с содержанием его
произведения под названием «Кусака». Дополните предложения, записанные на
доске:
- Л.Н.
Андреев – писатель, который…
- Он
любил…
- Л.Н.
Андреев помогал…
- Ему
принадлежат такие рассказы, как…
-
Во многих произведениях писателя отразились его воспоминания о детстве и
юности («Петька на даче», «Весной», «Гостинец»). Л.Н. Андреев выступает в
защиту слабых и обездоленных, униженных и несчастных. Он считал, что
равнодушие и жестокость по отношению к природе – это прямой путь к
бездуховности. Отношение к животным было у Андреева одним из критериев
нравственности людей. Он говорил: «Все живое имеет одну и ту же душу и страдает
одними и теми же страданиями».
Для того чтобы начать работу с произведением под названием «Кусака»,
предлагаю прослушать современную песню «Собака бывает кусачей…» в исполнении
Татьяны и Сергея Никитиных и подумать, какая проблема объединяет их и актуальна
ли она сейчас?
-
Что мы должны делать, чтобы проблема исчезла?
-
Кто является героем прочитанного вами произведения?
-
Есть ли у вас собака, за что вы ее любите? Смогли бы вы ее обмануть, предать?
-
Вспомните, кто из русских писателей до Л.Н. Андреева создал в русской
литературе прекрасные образы четвероногого друга.
-
Перед вами лист с высказываниями великих людей: писателей Джека Лондона, Альберта
Швейцера, А. сент Экзюпери, немецкого ученого Артура Шопенгауэра и автора
рассказа «Кусака» Л. Андреева. Эти люди отличались своей безграничной любовью
к животным. Выберите афоризм, который станет эпиграфом к уроку,
аргументируйте свой выбор.
-
Как вы думаете, о ком или о чем мы будем говорить и как может звучать тема
нашего урока?
-
Какие цели мы поставим перед собой, чтобы писатель и его произведение
запомнились надолго?
|
Дополняют
предложения.
Слушают.
Слушают
фонограмму песни. Отвечают на вопросы.
Вспоминают
«Муму» И. С. Тургенева, «Белый Бим» Троепольского, «Каштанку» А. П. Чехова,
«Лев и собачка» Л. Н. Толстого и др.
Работа
в группах (выбор афоризма для эпиграфа урока).
Формулируют
тему и цели урока.
|
Поиск
и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение
речевого высказывания в письменной форме, извлечение необходимой информации
из текста (П); побуждение к деятельности (Л); умение с достаточной полнотой
выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К)
Поиск
и выделение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения
признаков (П). Побуждение к деятельности (Л). Изложение и аргументация мнения
(К). Использование ИКТ (Р).
Извлечение
информации из различных источников (К). Активизация мышления при выборе
афоризма (П).
Побуждение
к деятельности, овладение навыками самоорганизации, целеполагание, рефлексия
(Р). Выдвижение гипотез и их обоснование (К). Самостоятельное выделение и
формулирование познавательной цели (П).
|
III.
Открытие «нового» знания
Цель
этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учебного
материала учащимися
|
Беседа
по вопросам:
-
Каков жанр «Кусаки»? По каким признакам его можно определить?
-
Какова тема рассказа?
-
Почему рассказ так называется?
-
Близка ли эта тема вам?
-
Итак, жизнь собаки проходит перед нами на протяжении года. Какая из частей
является экспозицией рассказа, какая завязкой, кульминацией, развязкой,
эпилогом? Можем ли мы сказать, что композиция рассказа – кольцевая? Почему?
-
На протяжении года Кусака столько испытала: горе и побои, голод, счастье,
любовь, сытость, гордость, потому что служит людям. Мы должны проследить, как
менялась жизнь собаки в зависимости от того, чувствовала ли она любовь людей.
А сейчас вы поработаете в группах, каждая над своей главой, проанализируете и
представите монологический ответ на поставленные в ваших листочках вопросы
(проговорить):
1.
Обсудите
и выберите название главы.
2.
Какое
время года показано в этой главе, как природа связана с содержанием главы
(зачитать)
3.
Найдите
ключевые слова, передающие внешний вид, чувства и состояния Кусаки (прил.,
сущ., глаголы, наречия).
Какую
роль в передаче настроения Кусаки играют описания природы?
4.
Проследите,
какие внешние и внутренние изменения происходят в Кусаке?
5.
Как
ведут себя люди по отношению к Кусаке?
-
А над 5-ой главой поработаем вместе.
В связи с тем, что Кусаку оставили, как она изменилась? Какая стала собака?
-
Как природа сочувствует Кусаке? Как пейзаж передал отчаяние и безысходность
собаки? Назовите ключевые слова.
-
Как озаглавили?
-
Почему собака выла?
-
В этой главе воплощена вся душевная боль собаки. Кто сильнее причинил ей
боль? Почему?
-
Почему Андреев выбирает именно слова «выла»?
-
Каково лексическое значение этого слова?
|
Работа
в группах.
Отвечают
на вопросы.
Запись
на доске:
Экспозиция (1 часть. Зима)
Завязка (2 часть. Весна)
Кульминация (3 часть. Лето)
Развязка (4 часть. Осень)
Эпилог (5 часть. Осень).
-
В конце 5-й части Кусака опять одинока, как и в начале рассказа. Поэтому
такая композиция называется кольцевой.
Работа
в группах.
Ответственные
в группах дают монологический ответ, составленный в ходе исследовательской
работы с текстом, аргументируя свою точку зрения.
Работа
с толковым словарем.
|
Выполнение
логических операций: анализ, синтез (П). Изложение своего мнения,
аргументация и подтверждение фактами (К).
Установление
причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений (П
(Лог.)). Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в группах
(К).
Побуждение
к деятельности (Л). Владение всеми видами речевой деятельности; извлечение
информации; переработка, систематизация информации и предъявление ее разными
способами; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в группах
(К). Контроль и оценка достигнутых результатов своей и чужой деятельности и
необходимая коррекция в процессе деятельности (Р). Выполнение логических
операций: анализ, синтез; выдвижение гипотез и их обоснование; осознанное и
произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П).
Извлечение
информации из различных источников (К).
|
IV.
Первичное закрепление
Цель
этапа: обогащение,
преобразование прежнего опыта, конструирование нового опыта; побуждение
эмоциональных переживаний. Постановка проблемных вопросов.
|
-
Собака поверила еще раз человеку, поэтому ее боль еще острее. Наверное, после
такого удара никогда не расцвести собачьей душе. Жалость и доброта Лели
обернулись равнодушием к судьбе собаки. Неужели одной доброты и жалости
недостаточно для милосердия? Так что же такое милосердие? Подумайте, какие бы
слова вы включили в это понятие?
Задание. Каждая группа составит свой кластер. Сегодня у кластера будет
форма – круг. От круга проведите стрелки – лучи. На каждом лучике напишите
слова, которые входят в понятие «милосердие».
-
На что похож кластер?
-
Значит, милосердие похоже на солнце. Прочитайте, какие у вас получились
слова?
-
Все слова получились теплые, светлые и добрые. Только когда мы будем
понимать, любить, сопереживать, заботиться, отвечать за ближнего, тогда на
земле не будет страдания, боли, отчаяния. Мы должны не просто говорить о
добре, а действовать. Милосердие есть сострадательная и действенная любовь,
выражающаяся в готовности помочь.
-
Скажите, а в жизни вам приходилось сталкиваться с бездомными животными, с
ситуациями, когда люди обижали животных?
-
Значит, проблема, о которой мы говорили в начале урока, существует, значит,
мир надо менять, но, к сожалению, мы настолько привыкли, что порой равнодушно
проходим мимо.
-
Только ли об отношении к животным рассказ «Кусака»? для этого вспомните два
эпизода: пьяница, пнувший Кусаку, идет домой и там долго и больно бьет жену;
кучка людей у трактира дразнит деревенского дурачка Илюшу. Зачем Андреев
вставляет в рассказ эти эпизоды, не имеющие прямого отношения к истории
Кусаки?
-
Вот теперь, когда мы заново открыли для себя рассказ Л.Н. Андреева, давайте
попытаемся понять, о чем хотел сказать нам автор в рассказе. Вывод запишем в
тетради.
У
Светланы Капыловой есть романс "Про кота", давайте его прослушаем и
сравним судьбы Кусаки и кота.
|
Работа
в группах (составление кластера).
Ученики
зачитывают слова: сочувствие, доброта, любовь, жалость, помощь, забота,
понимание, сопереживание, прощение, сострадание.
Ответы
учащихся.
Запись
вывода в тетради.
|
Выдвижение
гипотез и их обоснование; подведение под понятие (П). Выдвижение гипотез и их
обоснование; планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками
(К). Нравственно-эстетическая ориентация (Л). Использование ИКТ
(Р-метапредм.)
Планирование
деятельности в учебной и жизненной ситуации (Р). Изложение своего мнения,
аргументация и подтверждение фактами (К). Осознанное и произвольное
построение речевого высказывания в письменной форме (П).
Нравственно-эстетическая ориентация (Л).
|
V. Итог
урока (рефлексия деятельности)
Цель
этапа:
осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов
деятельности своей и всего класса.
|
- Понравился ли вам рассказ Андреева «Кусака»? Рефлексия
Прием
«Закончи предложение» (устное интервью)
- О
чём думаете сейчас? (По кругу пускаем мягкую игрушку- собачку, и каждый
высказывает своё мнение).
-- Я
понял…
-- Я
верю…
--Я
подумал…
--Я
узнал…
-
Как вы оцениваете работу своих товарищей и свою личную? Перед вами лежат 2
зеленых, 2 желтых и 1 красный смайлики. Вручите зеленый смайлик самому
лучшему участнику в группе. Теперь вручите желтый смайлик одному из
участников, работа которого на уроке заслуживает особого внимания. А из
оставшихся смайликов выберите тот, которым вы хотите оценить свою работу.
- В завершении нашей работы мне хочется прочитать
вам одну притчу: Жил в одном
китайском городе мудрец. Люди издалека приходили к нему за советом. Но в
городе был один человек, завидующей его славе. Пришёл он на луг, Поймал
бабочку, посадил её между ладоней и подумал: «Пойду я к мудрецу и спрошу у
него: «Какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?» Если скажет «живая»,
сомкну ладони, и бабочка умрёт. Скажет «мёртвая», я открою ладони, бабочка
улетит. Вот тогда все и поймут, кто из нас умнее.
Так всё и случилось. Завистник пришёл в
город и спросил у мудреца: «Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках
– живая или мёртвая?»
Тогда мудрец сказал: «Всё в твоих
руках».
- Что же в наших руках?
(Быть жестокими или быть добрыми, милосердными)
-
Благодаря рассказу Андреева «Кусака», мы осознали, что Все
живое имеет одну и ту же душу. Мое пожелание: пусть обиды, скука, злоба,
недоверие уйдут из вашего сердца, пусть в нем не будет места страху,
безразличию и безответственности, пусть каждый примет в свое сердце частичку
чужой боли – сопереживание полезно, и тогда будет гарантия того, что в любых
ситуациях вы останетесь добрыми людьми.
|
Определяют
степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, отмечают
наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают
оценочные суждения. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы
одноклассников, участников группы.
|
Достаточная
полнота выражения мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
(К). Оценивание степени и способов достижения цели в учебных и жизненных
ситуациях (Р). Осознание своих эмоций, адекватное выражение и понимание
эмоционального состояния других людей (Л).
|
V.
Домашнее задание
|
-
Напишите продолжение рассказа «Кусака» или письмо Лёле, а также по желанию
сделайте рисунок к произведению.
|
Ребята
сами определяют, что им интересно, что по силам (задание по выбору).
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.