Инфоурок Другое Другие методич. материалыТехнологическая карта урока литературы с элементами интеграции в 7 классе

Технологическая карта урока литературы с элементами интеграции в 7 классе

Скачать материал

 

МБОУ «Прокошевская ош имени героя Советского Союза Ф. А. Шкирёва»

 

 

 

 

Технологическая карта открытого урока по литературе в 7 классе

 по рассказу Л. Андреева «Кусака»

«Все живое имеет одну и ту же душу»

                                      

 (По рассказу Л.Н. Андреева «Кусака»)

 

разработчик: учитель русского языка и литературы Варенцова Л. М.

                                                                                                                                                    

                                                                                                                                                                                         

 

 

 

д.Прокошево

2018 г.

Тема урока: «Все живое имеет одну и ту же душу».

                                                      Л. Андреев

                                                     (По рассказу Л.Н. Андреева «Кусака»)

Цели урока: познакомить учащихся с рассказом Л.Н. Андреева «Кусака», обсудить нравственные проблемы, поднятые на ее страницах; развивать навыки творческой работы в группах в ходе анализа художественного произведения; формировать у учащихся умения облекать яркие эмоциональные впечатления в словесное рисование, выражающее их внутреннее состояние; помочь учащимся почувствовать сострадание и милосердие ко всему живому; воспитание доброты, способности сопереживать, потребности защищать и оберегать «братьев наших меньших», содействовать нравственному воспитанию учащихся.

Планируемые результаты:

·         познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

·         личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

·         регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

·         коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, портрет Л. Н. Андреева, иллюстрации к произведению, выставка книг, фонограмма песни «Собака бывает кусачей…» в исполнении Татьяны и Сергея Никитиных.

Учебник: Коровина В. Я.  Литература. 7 класс: учебник в 2-х частях. – М.: Просвещение, 2017.

Ресурсы сети Интернет:

  1. Литературные имена (http://www.library.ru)
  2. Социальная сеть работников образования (http://www.nsportal.ru)

Афоризмы (на листочках):

1.        Кость, брошенная собаке, не есть милосердие.

Милосердие – это кость, поделенная с собакой,

когда ты голоден не меньше ее.

                                                         Джек Лондон.

 

2.        Сострадание к животным так тесно связано с добротою

 характера, что можно с уверенностью утверждать, что не

 может быть добрым тот, кто жесток с животными.

                                                               Артур Шопенгауэр.

 

3.        …Чтобы понять, есть ли у животных душа, надо самому иметь душу.

                                                               Альберт Швейцер.

 

4.        Быть человеком – это чувствовать свою ответственность.

                                                                               Джек Лондон.

 

5.        Мы в ответе за тех, кого приручи

                                                            Антуан де Сент  Экзюпери

 

       6.Мы дышим полной грудью лишь тогда, когда связаны с нашими братьями меньшими.

                                                                                             Антуан де Сент Экзюпери.

 

      7.Все живое имеет одну и ту же душу…

                                                                                        Л. Андреев

 

 

 

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

- Добрый день, ребята! Посмотрим друг на друга, улыбнемся и произнесем: «Мне приятно тебя видеть!». Подарите тем, кто вас окружает, частичку хорошего настроения. Сегодня на уроке не будет оценок, привычных для вас. Вместо них – смайлики разных цветов. Их получат самые активные, мыслящие в группах, на которые вы сейчас разделитесь. Их будет четыре. И я думаю, что наш урок пройдет в атмосфере сотрудничества, сотворчества и взаимопомощи.

Демонстрируют свое настроение. Делятся на группы.

 

 

 

 

 

 

Внимание, уважение к сверстникам (Л); планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками (К); мобилизация сил и энергии (Р).

 

 

 

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового» знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

- Ребята, дома вы прочитали в учебнике вступительную статью о жизни и творчестве    Л. Н. Андреева, а также познакомились с содержанием его произведения под названием «Кусака». Дополните предложения, записанные на доске:

  • Л.Н. Андреев – писатель, который…
  • Он любил…
  • Л.Н. Андреев помогал…
  • Ему принадлежат такие рассказы, как…

- Во многих произведениях писателя отразились его воспоминания о детстве и юности («Петька на даче», «Весной», «Гостинец»). Л.Н. Андреев выступает в защиту слабых и обездоленных, униженных и несчастных. Он считал, что равнодушие и жестокость по отношению к природе – это прямой путь к бездуховности. Отношение к животным было у Андреева одним из критериев нравственности людей. Он говорил: «Все живое имеет одну и ту же душу и страдает одними и теми же страданиями».

     Для того чтобы начать работу с произведением под названием «Кусака», предлагаю прослушать современную песню «Собака бывает кусачей…» в исполнении Татьяны и Сергея Никитиных  и подумать, какая проблема объединяет их и актуальна ли она сейчас?

- Что мы должны делать, чтобы проблема исчезла?

- Кто является героем прочитанного вами произведения?

- Есть ли у вас собака, за что вы ее любите? Смогли бы вы ее обмануть, предать?

- Вспомните, кто из русских писателей до Л.Н. Андреева создал в русской литературе прекрасные образы четвероногого друга.

 

- Перед вами лист с высказываниями великих людей: писателей Джека Лондона, Альберта Швейцера, А. сент Экзюпери, немецкого ученого Артура Шопенгауэра и автора рассказа «Кусака» Л. Андреева. Эти люди отличались своей безграничной любовью к животным. Выберите афоризм, который станет эпиграфом к уроку, аргументируйте свой выбор.

- Как вы думаете, о ком или о чем мы будем говорить и как может звучать тема нашего урока?

-  Какие цели мы поставим перед собой, чтобы писатель и его произведение запомнились надолго?

 

 

 

 

 

 

Дополняют предложения.

 

 

 

Слушают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают фонограмму песни. Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вспоминают «Муму» И. С. Тургенева, «Белый Бим» Троепольского, «Каштанку» А. П. Чехова, «Лев и собачка» Л. Н. Толстого и др.

 

Работа в группах (выбор афоризма для эпиграфа урока).

 

 

 

 

 

Формулируют тему и цели урока.

 

 

Поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме, извлечение необходимой информации из текста (П); побуждение к деятельности (Л); умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К)

 

 

Поиск и выделение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков (П). Побуждение к деятельности (Л). Изложение и аргументация мнения (К). Использование ИКТ (Р).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Извлечение информации из различных источников (К). Активизация мышления при выборе афоризма (П).

 

 

 

 

Побуждение к деятельности, овладение навыками самоорганизации, целеполагание, рефлексия (Р). Выдвижение гипотез и их обоснование (К). Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П).

III. Открытие «нового» знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учебного материала учащимися

Беседа по вопросам:

- Каков жанр «Кусаки»? По каким признакам его можно определить?

- Какова тема рассказа?

- Почему рассказ так называется?

- Близка ли эта тема вам?

- Итак, жизнь собаки проходит перед нами на протяжении года. Какая из частей является экспозицией рассказа, какая завязкой, кульминацией, развязкой, эпилогом? Можем ли мы сказать, что композиция рассказа – кольцевая? Почему?

 

 

 

- На протяжении года Кусака столько испытала: горе и побои, голод, счастье, любовь, сытость, гордость, потому что служит людям. Мы должны проследить, как менялась жизнь собаки в зависимости от того, чувствовала ли она любовь людей.

   А сейчас вы поработаете в группах, каждая над своей главой, проанализируете и представите монологический ответ на поставленные в ваших листочках вопросы (проговорить):

1.      Обсудите и выберите название главы.

2.      Какое время года показано в этой главе, как природа связана с содержанием главы (зачитать)

3.      Найдите ключевые слова, передающие внешний вид, чувства и состояния Кусаки (прил., сущ., глаголы, наречия).

Какую роль в передаче настроения Кусаки играют описания природы?

4.      Проследите, какие внешние и внутренние изменения происходят в Кусаке?

5.      Как ведут себя люди по отношению к Кусаке?

- А над 5-ой главой поработаем вместе.

   В связи с тем, что Кусаку оставили, как она изменилась? Какая стала собака?

 

- Как природа сочувствует Кусаке? Как пейзаж передал отчаяние и безысходность собаки? Назовите ключевые слова.

- Как озаглавили?

- Почему собака выла?

- В этой главе воплощена вся душевная боль собаки. Кто сильнее причинил ей боль? Почему?

- Почему Андреев выбирает именно слова «выла»?

- Каково лексическое значение этого слова?

Работа в группах.

Отвечают на вопросы.

 

 

 

Запись на доске:

   Экспозиция (1 часть. Зима)

   Завязка (2 часть. Весна)

   Кульминация (3 часть. Лето)

   Развязка (4 часть. Осень)

   Эпилог (5 часть. Осень).

- В конце 5-й части Кусака опять одинока, как и в начале рассказа. Поэтому такая композиция называется кольцевой.

 

 

 

 

 

 

Работа в группах.

Ответственные в группах  дают монологический ответ, составленный в ходе исследовательской работы с текстом, аргументируя свою точку зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с толковым словарем.

Выполнение логических операций: анализ, синтез (П). Изложение своего мнения, аргументация и подтверждение фактами (К).

 

 

 

 

Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений (П (Лог.)). Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в группах (К).

 

 

 

 

Побуждение к деятельности (Л). Владение всеми видами речевой деятельности; извлечение информации; переработка, систематизация информации и предъявление ее разными способами; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации в группах (К). Контроль и оценка достигнутых результатов своей и чужой деятельности и необходимая коррекция в процессе деятельности (Р). Выполнение логических операций: анализ, синтез; выдвижение гипотез и их обоснование; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме (П).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Извлечение информации из различных источников (К).

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: обогащение, преобразование прежнего опыта, конструирование нового опыта; побуждение эмоциональных переживаний. Постановка проблемных вопросов.

- Собака поверила еще раз человеку, поэтому ее боль еще острее. Наверное, после такого удара никогда не расцвести собачьей душе. Жалость и доброта Лели обернулись равнодушием к судьбе собаки. Неужели одной доброты и жалости недостаточно для милосердия? Так что же такое милосердие? Подумайте, какие бы слова вы включили в это понятие?

   Задание. Каждая группа составит свой кластер. Сегодня у кластера будет форма – круг. От круга проведите стрелки – лучи. На каждом лучике напишите слова, которые входят в понятие «милосердие».

- На что похож кластер?

- Значит, милосердие похоже на солнце. Прочитайте, какие у вас получились слова?

 

 

- Все слова получились теплые, светлые и добрые. Только когда мы будем понимать, любить, сопереживать, заботиться, отвечать за ближнего, тогда на земле не будет страдания, боли, отчаяния. Мы должны не просто говорить о добре, а действовать. Милосердие есть сострадательная и действенная любовь, выражающаяся в готовности помочь.

- Скажите, а в жизни вам приходилось сталкиваться с бездомными животными, с ситуациями, когда люди обижали животных?

- Значит, проблема, о которой мы говорили в начале урока, существует, значит, мир надо менять, но, к сожалению, мы настолько привыкли, что порой равнодушно проходим мимо.

- Только ли об отношении к животным рассказ «Кусака»? для этого вспомните два эпизода: пьяница, пнувший Кусаку, идет домой и там долго и больно бьет жену; кучка людей у трактира дразнит деревенского дурачка Илюшу. Зачем Андреев вставляет в рассказ эти эпизоды, не имеющие прямого отношения к истории Кусаки?

- Вот теперь, когда мы заново открыли для себя рассказ Л.Н. Андреева, давайте попытаемся понять, о чем хотел сказать нам автор в рассказе. Вывод запишем в тетради.

У Светланы Капыловой есть романс "Про кота", давайте его прослушаем и сравним судьбы Кусаки и кота.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах (составление кластера).

 

 

 

 

Ученики зачитывают слова: сочувствие, доброта, любовь, жалость, помощь, забота, понимание, сопереживание, прощение, сострадание.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись вывода в тетради.

Выдвижение гипотез и их обоснование; подведение под понятие (П). Выдвижение гипотез и их обоснование; планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками (К). Нравственно-эстетическая ориентация (Л). Использование ИКТ (Р-метапредм.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планирование деятельности в учебной и жизненной ситуации (Р). Изложение своего мнения, аргументация и подтверждение фактами (К). Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме (П). Нравственно-эстетическая ориентация (Л).

V. Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

- Понравился ли вам рассказ Андреева «Кусака»? Рефлексия

Прием «Закончи предложение» (устное интервью)

- О чём думаете сейчас? (По кругу пускаем мягкую игрушку- собачку, и каждый высказывает своё мнение).

-- Я понял…

-- Я верю…

--Я подумал…

--Я узнал…

 

- Как вы оцениваете работу своих товарищей и свою личную? Перед вами лежат 2 зеленых, 2 желтых и 1 красный смайлики. Вручите зеленый смайлик самому лучшему участнику в группе. Теперь вручите желтый смайлик одному из участников, работа которого на уроке заслуживает особого внимания. А из оставшихся смайликов выберите тот, которым вы хотите оценить свою работу.

-  В завершении нашей работы мне хочется прочитать вам одну притчу: Жил в одном китайском городе мудрец. Люди издалека приходили к нему за советом. Но в городе был один человек, завидующей его славе. Пришёл он на луг, Поймал бабочку, посадил её между ладоней и подумал: «Пойду я к мудрецу и спрошу у него: «Какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?» Если скажет «живая», сомкну ладони, и бабочка умрёт. Скажет «мёртвая», я открою ладони, бабочка улетит. Вот тогда все и поймут, кто из нас умнее.

Так всё и случилось. Завистник пришёл в город и спросил у мудреца: «Скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая?»

Тогда мудрец сказал: «Всё в твоих руках».

- Что же в наших руках?

(Быть жестокими или быть добрыми, милосердными)

- Благодаря рассказу Андреева «Кусака», мы осознали, что Все живое имеет одну и ту же душу. Мое пожелание: пусть обиды, скука, злоба, недоверие уйдут из вашего сердца, пусть в нем не будет места страху, безразличию и безответственности, пусть каждый примет в свое сердце частичку чужой боли – сопереживание полезно, и тогда будет гарантия того, что в любых ситуациях вы останетесь добрыми людьми.

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы.

Достаточная полнота выражения мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (К). Оценивание степени и способов достижения цели в учебных и жизненных ситуациях (Р). Осознание своих эмоций, адекватное выражение и понимание эмоционального состояния других людей (Л).

V. Домашнее задание

- Напишите продолжение рассказа «Кусака» или письмо Лёле, а также по желанию сделайте рисунок к произведению.

Ребята сами определяют, что им интересно, что по силам (задание по выбору).

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Технологическая карта урока литературы с элементами интеграции в 7 классе"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Редактор

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 982 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 16.02.2020 126
    • DOCX 80.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Зиберт Елена Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Зиберт Елена Алексеевна
    Зиберт Елена Алексеевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 75940
    • Всего материалов: 222

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 284 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 849 человек

Курс повышения квалификации

Специалист в области охраны труда

72/180 ч.

от 1750 руб. от 1050 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 153 человека

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Мини-курс

Психология семейных отношений: понимание, следствия и решения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 47 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 18 человек

Мини-курс

Психология развития личности: от мотивации к самопониманию

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 84 человека из 27 регионов
  • Этот курс уже прошли 35 человек

Мини-курс

Разработка и проведение онлайн-обучения

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 21 региона