Инфоурок Другое Другие методич. материалыТехнологическая карта урока Глаголы-исключения

Технологическая карта урока Глаголы-исключения

Скачать материал

Предмет: Русский язык

Автор: Хильченко Светлана Николаевна

Класс: 4 класс

Технологическая карта изучения темы «Глаголы-исключения»

 

Тема

Глаголы-исключения

Тип урока

Освоение новых знаний.

Вид урока

Урок по проблемно – диалоговой технологии.

Цель

Познакомить с глаголами-исключениями.

Задачи

 

Образовательные: Формировать представление  о глаголах – исключениях.

Формировать умение находить глаголы-исключения в тексте и определять их спряжение.

Совершенствовать умение определять спряжение глаголов и правильно писать  их личные окончания.

Способствовать развитию орфографической зоркости, внимания, речи, памяти, наблюдательности;

Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе. Прививать интерес к русскому языку

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД:  умение определять и формулировать цель на уроке ; оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного ; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

Уметь находить  в тексте глаголы-исключения. Уметь определять спряжение глаголов и знать правописание их личных окончаний .

Личностные:
Уметь проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характер а сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Уметьоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других;   (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Глаголы-исключения,  I спряжение,  II спряжение, личные окончания глаголов, неопределённая форма глаголов.

Межпредметные связи

Литературное чтение

Ресурсы:

- основные

 

- дополнительные

 

- Учебник «Русский язык» автор Т.Г. Рамзаева

 

- презентация

- тетрадь

- раздаточный материал

 

Организация пространства

Фронтальная работа, групповая работа, индивидуальная работа

 

 

 

 

 

 

 

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

УУД

I. Организационный момент(Мотивация к учебной деятельности )

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт  условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Актуализация знаний.

 

Цель:

-актуализировать знания по теме глагол

 

 

Упр. 458,стр.90

Делят слова на две группы. Прочитайте

Обобщают  знания по теме глагол.

Определяют спряжение глаголов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-все глаголы в неопределенной форме

-в первом столбике перед суффиксом –ть гласная Е, во втором столбике перед суффиксом  -ть гласная  А

Организует деятельность обучающихся.

-На какие 2 группы  можно разделить слова?

Прочитайте глаголы 1спряжения, а потом 2 спряжения.  Обоснуйте свой ответ.                  

 

 

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

-Запишите в тетрадь чистописание ЯФМАМИ,

иас, саи, аис,сиа,иса,аси

  правильно выполняя соединения букв.

 

-Что вы знаете про глагол? (обозначает действие, бывают совершенного и несовершенного вида, 1 и 2 спряжения, изменяются по лицам и по числам, а в прошедшем времени по родам)

 -Как определить спряжение глагола? (Поставить глагол в неопределённую форму: если глагол на –ить, то это 2 спр., все остальные глаголы -1спр.  или поставить глагол в 3 лицо мн. число : если окончание –ат, -ят --2 спр.;  если –ут, -ют-- 1 спр.)

На доске записаны глаголы в два столбика:

смотреть          слышать

видеть              дышать

обидеть           держать

ненавидеть      гнать

зависеть

терпеть

вертеть

Запишите в тетрадь глаголы  выделите окончания, не спешите определять спряжение.  --Что особенного у данных глаголов?

 

-Почему данные глаголы записаны в два столбика?

Не спешите отнести их к первому спряжению

 

Познавательные УУД: классифицировать объекты (объединять в группы по

существенному признаку); приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых

положений;

Коммуникативные УУД:умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других;

 

 

 

III. Проблемное объяснение нового знания.

Цель: Создать проблемную ситуацию, которая спровоцирует обучающихся на  решение проблемы .

 

 

Анализируют полученную от учителя информацию, делают выводы и формулируют правило.

Организует проблемную ситуацию и помогает обучающимся сформулировать правило.

Объясните свой выбор.

Лепит – лепить, лепят(они) -2 спр.

Терпит – терпеть, терпят(они)  ?

Едет – ехать, едут(они) – 1 спр.

Дышит – дышать, дышат  - ? спр.

Гладит –гладить, гладят – 2 спр.

 

У нас возникла проблема, которую мы с вами постараемся решить.

Давайте вспомним сказку  про страну  Глаголов. Рассказывают учащиеся

     Давным-давно, когда нас с тобой ещё не было на свете, в царстве Грамматика жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.

      Было у царя два сына: 1 спряжение и 2 спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им:

- Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам я три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать.

-И после этих слов отпустил царь своих сыновей.

      Думали они три дня и три ночи и решили: 2 спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределённой форме заканчиваются на –ить, а 1 спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства.

Вступление учителя.

Но у этой сказки есть продолжение

    Некоторые семьи  оказались в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, дышать, слышать;  смотреть, видеть, , ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть и брить, стелить. Пришли они к царю с просьбой:

- Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.

- По твоему указу оказались мы в разных царствах с  нашими  старыми родителям. Разреши нам остаться с ними.

      Не мог устоять царь перед просьбой и издал Указ.

Я, царь Глагол , повелеваю:

жителей своего царства –

глаголы гнать, держать, дышать, слышать; смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть  оставить проживать во 2 спряжении,

а глаголы брить, стелить  -  в 1 спряжении.

Так и появились глаголы – исключения.

Мы создали с вами схему – помощницу.

Как вы думаете, почему она так называется?

 - Сколько глаголов – исключений на –ать? Назовите их.

-Сколько на –еть? Назовите их.

Сколько на –ить? Назовите их.

-Давайте теперь попробуем определить спряжение глаголов  ДЫШИТ и ТЕРПИТ. Обоснуйте свой ответ.

Прочитайте их еще раз и запомните.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного ; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.

Коммуникативные УУД:умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других;

Личностные УУД: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные

точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения ее результата

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Цель: отдых

Проводит обучающаяся. На доске презентация физминутки.

Выполняют движения под музыку.

Распечатывает схему-помощницу и раздаёт каждому обучающемуся.

 

IV.Первичное закрепление.

Цель: Закрепить полученные знания, применяя их в практических заданиях.

Определяют спряжение глаголов-исключений.

Спрягают глаголы исключения.

Вставляют пропущенные буквы в текст (личные окончания глаголов-исключений)

Находят лишнее слово.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Их здесь нет, даны глаголы- исключения, относящиеся ко 2 спр.

 

-Рисовать, отвечать, плясать, пожелтеть, подтаять, зазеленеть.

Слышать, ответить, дежурить, дышать, увидеть, посмотреть, гнать, держать.

Организует деятельность обучающихся. Контролирует правильность выполнения заданий.

 

-Для закрепления нового материала, мы выполним несколько заданий.

1  Задание. Проспрягайте глаголы – исключения.

1 ряд                                2 ряд                       3 ряд

Видеть                          слышать                  брить

(Проверка на доске)

- Поднимите руки те, кто справился с заданием без ошибок.

Чтение вывода на стр. 99

2 Задание. (устно) на доске

Прочитайте слова. Исключите лишнее слово в каждой группе. Объясните свой выбор.

Писать,  дышать, бежать, читать

Гореть,   смотреть,  петь,  лететь

Ходить,   чистить,   стелить,  купить

3 Задание. Упр. 480 стр.99

- Определите спряжение глаголов.

-Прочитайте глаголы 1 спр.

 

-Упражнение 483 стр. 101.

-Прочитайте глаголы 1 спр.

 

 

-Прочитайте глаголы 2 спр.

 

 

 

4 Задание. Диктант с подготовкой.

Упражнение 482.

-Прочитайте слова с непроверяемой безударной гласной в корне.

-Разберите по членам предложения: Дятел уселся на сухое дерево.

-Разберите как часть речи слово – клювом.

Письмо под диктовку.

 

 

Позновательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для

решения учебной задачи;

применять схему для получения информации;

Регулятивные УУД: ;оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД:умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре.

V. Итог урока.

Цель: Обобщить полученные знания и сделать выводы.

Анализируют полученную информацию, делают выводы.

 

-В неопределенной форме  на –еть, - ать относятся ко 2 спряжению.

 

 

Организует деятельность обучающихся

-С какой проблемой мы с вами сегодня столкнулись?

-Что мы сделали, что бы эта тема не вызывала у нас трудности?

- Что «исключительного» в глаголах-исключения

Рифмованное стихотворение.

Гнать, держать,

Смотреть и видеть,

Дышать, слышать,

Ненавидеть,

И зависеть, и вертеть,

И обидеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья,

Их на –Е спрягать нельзя!

Регулятивные УУД: осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано»)

 

 

 

VI. Домашнее задание.

 

 

Выучить стихотворение. Стр.100 упр.481

 

 

 

Оценка работы обучающихся на уроке.

 

Оценивает работу обучающихся

 

VIII.  Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Делают самооценку своей деятельности.

Организует рефлексию

-Предлагаю вам написать СМС сообщение о нашем уроке и оценить  свою работу на уроке:

 

СМС

На уроке русского языка мы изучали глаголы-исключения.

 

    Мне понравился урок,

я справился со всеми заданиями.

 

        Мне понравился урок,

 но не все задания я сделал самостоятельно.

 

            Мне было трудно на уроке, я не смог справиться с заданиями.

Личностные УУД: способность к самооценке

Регулятивные УУД: анализировать эмоциональные состояния, полученные от

успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Технологическая карта урока Глаголы-исключения"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Музыкальный журналист

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 665 171 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 14.02.2020 152
    • DOCX 34.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Облокулова Замира Джуракуловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 123784
    • Всего материалов: 210

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Руководство электронной службой архивов, библиотек и информационно-библиотечных центров

Начальник отдела (заведующий отделом) архива

600 ч.

9840 руб. 5600 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 25 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности библиотекаря в профессиональном образовании

Библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 283 человека из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 850 человек

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

Педагог-библиотекарь

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 490 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 2 329 человек

Мини-курс

Особенности психологической коррекции детей с различными нарушениями психического развития

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 385 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 291 человек

Мини-курс

Физическая культура и спорт: методика, педагогика, технологи

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 13 регионов
  • Этот курс уже прошли 16 человек

Мини-курс

Мозг и психотерапия: влияние, методы и направления

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 64 человека из 29 регионов
  • Этот курс уже прошли 28 человек