Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / География / Технологическая карта урока географии 8 класс

Технологическая карта урока географии 8 класс

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


Автор: Симакова Н.М., учитель географии, МОБУ «СОШ №9», г. Минусинск.

Предмет: География

Класс: 8 класс

Тема урока

«Разнообразие климата России».

Тип урока:

урок «открытия» новых знаний

Цели:


  1. Организовать процесс самостоятельного построения учащимися нового способа действия – описания типов климата России.

  2. Организовать закрепление и повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности тренировать навык работы с различными источниками географической информации (климатической картой, текстом учебника, таблицей).

Планируемые результаты:

Личностные:

- учащиеся научатся проводить самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности, адекватно воспринимать причины успеха (неуспеха) в учебной деятельности.

Предметные: учащиеся научатся характеризовать типы климатов России; проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

учащиеся продолжат учиться:

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель на уроке; работать по составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать своё предположение

Коммуникативные УУД:

- сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске информации; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в классе и следовать им;

Познавательные УУД:

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока; ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию, полученную на уроке.

Основные понятия:

Типы климатов: арктический, субарктический, умеренно континентальный, континентальный, резко континентальный, муссонный.

Ресурсы урока:


Учебник «География России» Природа. 8 класс, И.И.Баринова, 2014 год.  

- климатическая карта России;

- раздаточный материал;

- атласы;

- рабочие тетради.

Формы и методы работы на уроке:

Фронтальная, индивидуальная, работа в мини группах, словесный, наглядно-иллюстративный, практический, поисковый.

Педагогические технологии:

Личностно-ориентированное обучение; обучение в сотрудничестве.


Технологическая карта урока

Дидактическая структура урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

Цели:

-актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

-создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, проверяет готовность к уроку.


-Перекликаются ли эти слова с нашим уроком? Что для вас самое главное?

-В 8 классе мы начали изучать тему «Климат России». Что мы уже знаем, умеем делать?

-Сегодня мы продолжаем работать по теме «Климат России». И сегодня узнаем что-то новое.

- Каждое открытие опирается на имеющиеся знания.

Давайте вспомним, что уже вам известно, и что пригодится для открытия нового знания.

Великая цель образования -
это не знания, а действия”

Г. Спенсер

Учащиеся объясняют смысл высказывания, делают вывод о необходимости открытия нового знания самостоятельно.


Обоснование содержания понятия «Климат».


Личностные:

Самоопределение.


Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


Регулятивные:

Смыслообразование.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цели:

- актуализировать знания о климате и климатообразующих факторах, распределении тепла и влаги на территории России;

- тренировать навыки работы с картой;


- актуализировать мыслительные операции: анализ, аналогия;


- мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;


-организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;


-организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия.

Организовывает проверочную работу по актуализации ранее полученных знаний по теме «Климат».

1) Разминка (фронтальный вид работы). Отвечаем «Да», «Нет» (приложение 1)

Мотивирует к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию.

2) Соотнесите в таблице определение и верный ответ (индивидуальный вид работы) 3) Выполнить задание 2 в рабочей тетради (работа в парах)

( приложение 2,3)

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

- Вы многое знаете. Я предложу вам задание, которое поможет узнать, чего вы пока не знаете.

- Попробуйте дать характеристику типам климата России.

- У кого нет ответа?

- Что не смогли сделать? А в чем затруднение?

- А кто смог дать характеристику?

- Можете ли доказать правильность вашего ответа.

Организует анализ полученных ответов и фиксирует индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.


Выполняют ряд заданий, «строят» понятные для собеседника высказывания,

называют понятия и термины, на которые опирались
при выполнении задания, работают с климатической картой России.

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение и аргументируют его.














Учащиеся выполняют пробное действие (письменно, в парах).

-Не знаем типы климатов России.



-Я не могу обосновать правильность своего ответа.


Знать и уметь объяснять зависимость климатических условий территории от климатообразующих факторов; закономерности распределения температуры воздуха и атмосферных осадков по территории страны.



Познавательные:

Анализ, обобщение.

Использование знаково-символических средств.


Регулятивные:

Выполнение пробного учебного действия.

Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения.


Коммуникативные:

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Учёт разных мнений.

Использование критериев для обоснования своего суждения.


III. Выявление места и причины затруднения

Цели:

- выявить место затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Организует выявление места затруднения, фиксацию во внешней речи причины затруднения.

- Почему одни не смогли получить ответ, а другие не могут обосновать правильность ответа?


Под руководством учителя выявляют место затруднения, проговаривают причину затруднения.






Познавательные:

Постановка и формулирование проблемы.

Осознание и произвольное построение речевого высказывания.


Регулятивные:

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения


Коммуникативные:

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

IV. Построение проекта выхода из затруднения

Цель:

- уточнить и согласовать цель и тему урока;

-согласовать и зафиксировать цель проекта выхода из затруднения;

-построить план и определить средства достижения цели.

Организует

согласование и уточнение темы урока,

построение проекта выхода из затруднения.

Вопрос всему классу.

- Какую цель вы ставите сегодня для себя на уроке?



- Как бы вы сформулировали тему сегодняшнего урока? - Запись темы урока на доске и в тетрадях.

- Как будем действовать? Организуется работа в парах.

- Расставьте пункты плана в нужном порядке, чтобы была логическая цепочка.

(приложение 4)


Ставят для себя цель на уроке и формулируют тему урока.




-Узнать типы климатов России и дать им характеристику.


-Типы климатов России.




-Нам нужен план.

Составляют и проговаривают план действий (в парах).

Уметь работать с планом.

Личностные:

Смыслообразование.

Познавательные: Выбор наиболее эффективного способа решения задачи.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Регулятивные:

Планирование.

Саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные:

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Учёт разных мнений.

Разрешение конфликтов.

V.Реализация построенного проекта

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать план действий характеристики типов климата России в речи с помощью алгоритма;

- организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа).

Организует учебное взаимодействие учеников в парах; подводящий диалог к формулированию характеристики.

Задание. По климатической карте России (приложение 5).

- Ребята, с заданием мы справились, но нам предстоит дать характеристику типам климата России. Давайте вспомним план описания климата ( приложение 6).

Организует фиксацию нового способа действия, совместную работу учащихся по определению типов климата, подводит к выводу о разнообразии климата России и применении способа характеристики типов климата России.

Выполняют реализацию построенного проекта в соответствии с планом,

отвечают на вопросы учителя.




Определяют и называют типы климатов России, их характерные общие черты (t, количество и режим выпадения осадков, преобладающие типы погод по сезонам года); выделяют климатические области





Понимать и уметь объяснять главные особенности климата России, факторы, влияющие на формирование климата России.


Личностные:

Осознание ответственности за общее дело.

Познавательные:

Смыслообразование.

Структурирование знаний.

Анализ,обобщение, аналогия.

Установление причинно−следственных связей.

Построение логической цепи рассуждений, доказательство.


VI. Первичное закрепление во внешней речи

Цели:

- организовать усвоение детьми нового способа действий характеристики типов климата России с их проговариванием во внешней речи в парах.


Организует учебное взаимодействие учеников в парах, задавая вопросы, подводит к выводу о применении плана характеристики типов климата России.

Задание. При помощи климатической карты в атласе (стр. 36-39) и учебника (стр.70) Дать характеристику арктическому климату России по плану.

- Возникли ли у вас затруднения при работе в парах? Если возникли, смогли ли их самостоятельно разрешить? - Пришло время поработать самостоятельно, а потом осуществить самоконтроль своих умений.


- Кто не справился? В чём причина? Какие возникли затруднения? Что нужно сделать, чтобы выйти из затруднения?

Выполняют предложенные задания в соответствии с планом, отвечают на вопросы учителя, отрабатывают умения работать с картой


Ученики работают в парах, проговаривая друг другу ход выполнения задания, фиксируют запись в тетрадях.

(фронтальная проверка)

Понимать и уметь объяснять главные особенности климата России, типы климатов.

Знать и уметь показывать по карте климатические пояса и районы распространения различных типы климатов на территории страны.

Познавательные:

Анализ, сравнение, обобщение, аналогия.

Установление причинно−следственных связей.

Выполнение действий по алгоритму.

Коммуникативные:

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью .

Адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач.

Достижение договорённостей и согласование общего действия.

Управление поведением партнёра. Личностные:



Осознание

ответственности за общее дело.

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

VII. Практическая работа с самопроверкой по эталону

Цели:

-организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;

- организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки;

- организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки;

- организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.

Организует самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

Организует соотнесение результата работы с эталоном для самопроверки (прил. 7).

Организует вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки.

-Проверьте себя по эталону и зафиксируйте результат при помощи знаков «+» или «?»

- У кого есть ошибки? Поднимите руку. В чем ошибка?

- Кто желает озвучить свою ошибку, чтобы предостеречь от нее остальных.

Организует рефлексию деятельности по применению нового способа действия.

Самостоятельно выполняют типовые задания на новый способ действия;


соотносят результаты работы с эталоном для самопроверки.








Проводят рефлексию своей деятельности по применению нового способа действия.

Знать и уметь показывать по карте климатические пояса и районы распространения различных типы климатов на территории страны.

Познавательные:

Анализ, синтез, аналогия.

Выполнение действий по алгоритму.

Осознание и произвольное построение речевого высказывания.

Регулятивные:

Контроль.

Коррекция.

Оценка.

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные:

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Использование критериев для обоснования своего суждения.

VIII. Включение в систему знаний

Цели:

- организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Организует выявление типов заданий, где используется новый способ действия. Сравнение типов климата.

(приложение 8)

Организует повторение учебного содержания, необходимого

для обеспечения содержательной непрерывности

Устный географический диктант (прил. 9).




Самостоятельно выполняют задания;




соотносят результаты работы с решением на доске.

повторяют учебный материал по применению нового способа действия.

Составлять краткую географическую характеристику климатических поясов и типов климата с помощью различных источников информации.


Личностные:

Нравственно−этическое оценивание усваиваемого содержания.

Познавательные:


Анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Установление причинно−следственных связей.

Выполнение действий по алгоритму.

Построение логической цепи рассуждений.

Осознание и произвольное построение речевого высказывания.

Регулятивные:

Контроль, коррекция, оценка.

Коммуникативные:

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

IX. Рефлексия учебной деятельности

Цели:

- организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке;

- организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

- организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;

- организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности;

- организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Организует фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

Организует рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся.

- Какую цель сегодня на уроке вы ставили перед собой?

- Вы достигли поставленной цели?

- Вспомните слова, с которых начали урок.

- Поднимите руку те, кто считает, что сегодня совершил открытие САМ?


Организует оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.

-Как вы оцените свою работу на уроке?


Организует фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

Организует обсуждение и запись домашнего задания.

-Для чего вам необходимо выполнять домашнее задание?


Домашнее задание:

1). Обязательное для всех: §12,

2). Презентация «Климат Минусинской котловины» (по желанию).

Проводит рефлексию собственной деятельности на уроке, оценивает себя, фиксирует неразрешенные для себя затруднения, где и как их можно разрешить.














Напишите в тетради, либо устно по пятибалльной шкале.











- Чтобы закрепить знания о типах климата России.



Записывают домашнее задание.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для самостоятельного поиска географической информации о климатических условиях России и региона проживания.


Познавательные:

Рефлексия способов и условий действия.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Использование критериев для обоснования своего суждения.

Личностные:

Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Самооценка на основе критерия успешности.

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности.



Приложение:

1). Разминка (фронтальный вид работы).

1. Основное влияние на климат России оказывает Тихий океан? (Нет)

2. Оймякон – самое холодное место в России? (Да)

3. Самые высокие температуры воздуха наблюдаются летом на   Прикаспийской низменности? (Да)

4. Циклон – это область пониженного атмосферного давления? (Да)

5. В Сибири очень холодные зимы из-за циклональной погоды? (Нет)

6. Суховеи – это сильные продолжительные ветры, выдувающие верхний слой почвы? (Нет)

7. Трансформация – это изменение свойств воздушных масс? (Да)

8. Полоса столкновения двух воздушных масс – это инверсия? (Нет)

9. Величина суммарной радиации зависит от близости к океану? (Нет)

10. Самая тёплая зима в Сочи? (Да)


2). Соотнесите (индивидуальный вид работы):


1. Излучение солнцем тепла и света

А) Антициклон

2. Общее количество тепла и света, достигающее поверхности Земли

Б) Коэффициент увлажнения

3. Способность воздушных масс менять свои свойства

В) Атмосферные фронты

4. Вихри с низким давлением в центре

Г) Суммарная солнечная радиация

5. Вихри с высоким давлением в центре

Д) Испаряемость

6. Отношение годового количества осадков к испаряемости

Е) Циклон

7. Переходные зоны, разделяющие воздушные массы различные по своим свойствам

Ж) Трансформация

8. Максимально возможное испарение при данных метеорологических условиях с достаточно увлажненной подстилающей поверхности, то есть в условиях неограниченного запаса влаги

З) Солнечная радиация

Поменяйтесь тетрадями и проведите взаимопроверку по образцу:

1 – З; 2 – Г; 3 – Ж; 4 – Е; 5 – А; 6 – Б; 7 В; 8 – Д.

Поставьте отметки:

«5» - нет ошибок и исправлений;

«4» - 1 или 2 ошибка (2 исправления считать за одну ошибку);

«3» - 3 или 4 ошибки;

«2» - 5 и более ошибок.


3). Выполнить задание 2 в рабочей тетради (работа в парах).


Определите суммарную радиацию и коэффициент увлажнения

используя формулу О

К= -----

И


в районах расположения г.Архангельска и г.Красноярск, используя карты атласа. Сравнить полученные результаты и сделать вывод о причинах выявленных отличий. Рассчитайте коэффициент увлажнения

Вывод. Причинами отличия основных климатических показателей и увлажнённости территории в районах городов Архангельска и Красноярска является различное ГП (север европейской части России и Восточная Сибирь) + большая протяжённость страны с с. на ю. и з. на в.


4) ПЛАН:


1.При помощи климатической карты в атласе назвать типы климатов России.

2. Найти закономерность распределения типов климата России, сделать вывод.

3. Объяснить, почему в пределах умеренного пояса наблюдаются наибольшие

отличия в климатических условиях по мере движения с запада на восток.

4. Вспомнить и применить план характеристики климатических поясов.

5. Выполнить задание «Дать характеристику типам климата России».


5) Задание. По климатической карте России:


  1. Назвать типы климатов.

  2. Какие пояса основные?

  3. Какие переходные?

  4. В каком климатическом поясе располагается большая часть России?

  5. Что вы заметили в этом климатическом поясе? Объяснить причину выявленных отличий.

  6. Какие показатели характеризуют тип климата?


6) План характеристики климата.


1. Название типа климата (климатический пояс и область).

2. Географическое положение.

3. Воздушная масса.

4. Средние температуры января и июля, амплитуда температур.

5. Количество осадков и их распределение в течение года.

6. Господствующие ветра (по сезонам).


7) Характеристика типа климата России по плану.


Тип климата

ГП

ВМ

Температура (t) в 0 по С

Осадки

t янв.

t июнь

Амплитуда

Количество мм/г

Сезон выпадения










Эталон для проверки

Тип климата

ГП

ВМ

Температура (t) в 0 по С

Осадки

t I

t VI

Амплитуда

Количество мм/г

Сезон выпадения

Арктический

Острова Северного Ледовитого океана, узкая полоса побережья Сибири и Дальнего Востока

арктическая

- 24; - 30

+ 2; +5

35

200-300

Зима

и т.д.


8). Сравнение типов климата.

  1. Какой самый холодный климат?

  2. В каком самая холодная зима?

  3. В каком самое холодное лето?

  4. Какой тип климата имеет наибольшую амплитуду температуры?

  5. В каком климате зима холодная, сухая, а лето влажное?



Эталон для самопроверки

  1. Арктический

  2. Резко-континентальный

  3. Арктический

  4. Резко-континентальный

  5. Муссонный




9). Географический диктант (устный).


1. Зима очень морозная и продолжительная. Полярная ночь. Лето холодное, средняя температура около 00 С. Осадков не много, но увлажнение избыточное.

2. Преобладает западный перенос ветров и циклональная деятельность. Зима не очень холодная, лето теплое. От +12ºС, +14ºС на севере до +22ºС на юге. 3. Зимой устанавливается морозная ясная погода – антициклон. Особенно холодно в котловинах. Господствует континентальный воздух. Лето теплое +16ºС, +18ºС.

4. В этом поясе самая суровая зима, средняя температура около - 40ºС, лето прохладное.

5. Зима холодная и сухая. Снега на сопках почти нет. Летом приходит морской воздух и приносит дожди.


(арктический; умеренный пояс, умеренно-континентальный климат; резко-континентальный; субарктический; муссонный)






  • География
Описание:

Технологическая карта урока географии 8 класс .

Тема урока: "Разнообразие климата России"

Ресурсы урока:

Учебник «География России» Природа. 8 класс, И.И.Баринова, 2014 год.

- климатическая карта России;

- раздаточный материал;

- атласы;

- рабочие тетради.

Формы и методы работы на уроке:

Фронтальная, индивидуальная, работа в мини группах, словесный, наглядно-иллюстративный, практический, поисковый.

Автор Симакова Наталья Михайловна
Дата добавления 13.10.2017
Раздел География
Подраздел Другое
Просмотров 927
Номер материала MA-071841
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления с учетом ФГОС»