Дидактическая
структура урока
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
Планируемые
результаты
|
Предметные
|
УУД
|
1. Мотивация к учебной деятельности
Цели:
-актуализировать требования к ученику со стороны учебной
деятельности;
-создать условия для возникновения у учеников внутренней
потребности включения в учебную деятельность;
- организовать деятельность учащихся по установке тематических
рамок.
|
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней
потребности включения в учебную деятельность, проверяет готовность к уроку.
-Перекликаются
ли эти слова с нашим уроком? Что для вас самое главное?
-В 8
классе мы начали изучать тему «Климат России». Что мы уже знаем, умеем
делать?
-Сегодня
мы продолжаем работать по теме «Климат России». И сегодня узнаем что-то
новое.
-
Каждое открытие опирается на имеющиеся знания.
Давайте
вспомним, что уже вам известно, и что пригодится для открытия нового знания.
|
“Великая
цель образования -
это не знания, а действия”
Г.
Спенсер
Учащиеся объясняют смысл высказывания, делают вывод о
необходимости открытия нового знания самостоятельно.
|
Обоснование
содержания понятия «Климат».
|
Личностные:
Самоопределение.
Коммуникативные:
Планирование
учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Регулятивные:
Смыслообразование.
|
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
Цели:
- актуализировать знания о климате и климатообразующих
факторах, распределении тепла и влаги на территории России;
- тренировать навыки работы с картой;
- актуализировать мыслительные операции: анализ, аналогия;
- мотивировать к пробному действию и его самостоятельному
выполнению и обоснованию;
-организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
-организовать анализ полученных ответов и зафиксировать
индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия.
|
Организовывает проверочную работу по актуализации ранее
полученных знаний по теме «Климат».
1)
Разминка (фронтальный вид работы). Отвечаем «Да», «Нет» (приложение 1)
Мотивирует к пробному действию и его самостоятельному
выполнению и обоснованию.
2) Соотнесите
в таблице определение и верный ответ (индивидуальный вид работы) 3) Выполнить
задание 2 в рабочей тетради (работа в парах)
( приложение
2,3)
Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.
- Вы
многое знаете. Я предложу вам задание, которое поможет узнать, чего вы пока
не знаете.
-
Попробуйте дать характеристику типам климата России.
- У кого
нет ответа?
- Что не
смогли сделать? А в чем затруднение?
- А кто
смог дать характеристику?
- Можете
ли доказать правильность вашего ответа.
Организует анализ полученных ответов и фиксирует
индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия.
|
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Выполняют ряд заданий, «строят» понятные для собеседника высказывания,
называют понятия и термины, на которые опирались
при выполнении задания, работают с климатической картой России.
Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют
собственное мнение и аргументируют его.
Учащиеся
выполняют пробное действие (письменно, в парах).
-Не
знаем типы климатов России.
-Я не
могу обосновать правильность своего ответа.
|
Знать и
уметь объяснять зависимость климатических условий территории от
климатообразующих факторов; закономерности распределения температуры воздуха
и атмосферных осадков по территории страны.
|
Познавательные:
Анализ,
обобщение.
Использование
знаково-символических средств.
Регулятивные:
Выполнение
пробного учебного действия.
Фиксирование
индивидуального затруднения в пробном действии.
Волевая
саморегуляция в ситуации затруднения.
Коммуникативные:
Выражение
своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Учёт
разных мнений.
Использование
критериев для обоснования своего суждения.
|
III.
Выявление места и причины затруднения
Цели:
-
выявить место затруднения;
-
зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
|
Организует
выявление места затруднения, фиксацию во внешней речи причины затруднения.
- Почему
одни не смогли получить ответ, а другие не могут обосновать правильность
ответа?
|
Под
руководством учителя выявляют место затруднения, проговаривают причину
затруднения.
|
|
Познавательные:
Постановка
и формулирование проблемы.
Осознание
и произвольное построение речевого высказывания.
Регулятивные:
Волевая саморегуляция
в ситуации затруднения
Коммуникативные:
Выражение
своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Аргументация своего мнения и
позиции в коммуникации.
|
IV. Построение
проекта выхода из затруднения
Цель:
-
уточнить и согласовать цель и тему урока;
-согласовать
и зафиксировать цель проекта выхода из затруднения;
-построить
план и определить средства достижения цели.
|
Организует
согласование
и уточнение темы урока,
построение
проекта выхода из затруднения.
Вопрос
всему классу.
- Какую
цель вы ставите сегодня для себя на уроке?
- Как бы
вы сформулировали тему сегодняшнего урока? - Запись темы урока на доске и в
тетрадях.
- Как
будем действовать? Организуется работа в парах.
-
Расставьте пункты плана в нужном порядке, чтобы была логическая цепочка.
(приложение
4)
|
Ставят
для себя цель на уроке и формулируют тему урока.
-Узнать
типы климатов России и дать им характеристику.
-Типы
климатов России.
-Нам
нужен план.
Составляют
и проговаривают план действий (в парах).
|
Уметь
работать с планом.
|
Личностные:
Смыслообразование.
Познавательные: Выбор
наиболее эффективного способа решения задачи.
Самостоятельное
выделение и формулирование познавательной цели.
Регулятивные:
Планирование.
Саморегуляция
в ситуации затруднения.
Коммуникативные:
Аргументация
своего мнения и позиции в коммуникации.
Учёт
разных мнений.
Разрешение
конфликтов.
|
V.Реализация
построенного проекта
Цели:
-
реализовать построенный проект в соответствии с планом;
-
зафиксировать план действий характеристики типов климата России в речи с
помощью алгоритма;
-
организовать уточнение общего характера нового знания (возможность применения
нового способа действий для решения всех заданий данного типа).
|
Организует
учебное взаимодействие учеников в парах; подводящий диалог к формулированию
характеристики.
Задание.
По климатической карте России (приложение 5).
- Ребята,
с заданием мы справились, но нам предстоит дать характеристику типам климата
России. Давайте вспомним план описания климата ( приложение 6).
Организует
фиксацию нового способа действия, совместную работу учащихся по определению
типов климата, подводит к выводу о разнообразии климата России и применении
способа характеристики типов климата России.
|
Выполняют
реализацию построенного проекта в соответствии с планом,
отвечают
на вопросы учителя.
Определяют
и называют типы климатов России, их характерные общие черты (t,
количество и режим выпадения осадков, преобладающие типы погод по сезонам
года); выделяют климатические области
|
Понимать и уметь объяснять главные особенности климата России,
факторы, влияющие на формирование климата России.
|
Личностные:
Осознание
ответственности за общее дело.
Познавательные:
Смыслообразование.
Структурирование
знаний.
Анализ,обобщение,
аналогия.
Установление
причинно−следственных связей.
Построение
логической цепи рассуждений, доказательство.
|
VI.
Первичное закрепление во внешней речи
Цели:
-
организовать усвоение детьми нового способа действий характеристики типов
климата России с их проговариванием во внешней речи в парах.
|
Организует
учебное взаимодействие учеников в парах, задавая вопросы, подводит к выводу
о применении плана характеристики типов климата России.
Задание. При помощи климатической карты в атласе (стр.
36-39) и учебника (стр.70) Дать характеристику арктическому климату России по
плану.
-
Возникли ли у вас затруднения при работе в парах? Если возникли, смогли ли
их самостоятельно разрешить? - Пришло время поработать самостоятельно, а
потом осуществить самоконтроль своих умений.
- Кто не
справился? В чём причина? Какие возникли затруднения? Что нужно сделать,
чтобы выйти из затруднения?
|
Выполняют
предложенные задания в соответствии с планом, отвечают на вопросы учителя,
отрабатывают умения работать с картой
Ученики
работают в парах, проговаривая друг другу ход выполнения задания, фиксируют
запись в тетрадях.
(фронтальная
проверка)
|
Понимать и уметь объяснять главные особенности климата России,
типы климатов.
Знать и уметь показывать по карте климатические пояса и районы
распространения различных типы климатов на территории страны.
|
Познавательные:
Анализ,
сравнение, обобщение, аналогия.
Установление
причинно−следственных связей.
Выполнение
действий по алгоритму.
Коммуникативные:
Выражение
своих мыслей с достаточной полнотой и точностью .
Адекватное
использование речевых средств для решения коммуникационных задач.
Достижение
договорённостей и согласование общего действия.
Управление
поведением партнёра. Личностные:
Осознание
ответственности
за общее дело.
Следование
в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
|
VII.
Практическая работа с самопроверкой по эталону
Цели:
-организовать
самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ
действия;
-
организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки;
-
организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки;
-
организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия.
|
Организует
самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ
действия.
Организует
соотнесение результата работы с эталоном для самопроверки (прил. 7).
Организует
вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки.
-Проверьте
себя по эталону и зафиксируйте результат при помощи знаков «+» или «?»
- У
кого есть ошибки? Поднимите руку. В чем ошибка?
- Кто
желает озвучить свою ошибку, чтобы предостеречь от нее остальных.
Организует
рефлексию деятельности по применению нового способа действия.
|
Самостоятельно
выполняют типовые задания на новый способ действия;
соотносят
результаты работы с эталоном для самопроверки.
Проводят
рефлексию своей деятельности по применению нового способа действия.
|
Знать и уметь показывать по карте климатические пояса и районы распространения
различных типы климатов на территории страны.
|
Познавательные:
Анализ,
синтез, аналогия.
Выполнение
действий по алгоритму.
Осознание
и произвольное построение речевого высказывания.
Регулятивные:
Контроль.
Коррекция.
Оценка.
Волевая
саморегуляция в ситуации затруднения
Коммуникативные:
Выражение
своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Использование
критериев для обоснования своего суждения.
|
VIII. Включение
в систему знаний
Цели:
-
организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения
содержательной непрерывности.
|
Организует
выявление типов заданий, где используется новый способ действия. Сравнение
типов климата.
(приложение
8)
Организует
повторение учебного содержания, необходимого
для
обеспечения содержательной непрерывности
Устный
географический диктант (прил. 9).
|
Самостоятельно
выполняют задания;
соотносят
результаты работы с решением на доске.
повторяют
учебный материал по применению нового способа действия.
|
Составлять краткую географическую
характеристику климатических поясов и типов климата с помощью различных
источников информации.
|
Личностные:
Нравственно−этическое
оценивание усваиваемого содержания.
Познавательные:
Анализ,
синтез, сравнение, обобщение.
Установление
причинно−следственных связей.
Выполнение
действий по алгоритму.
Построение
логической цепи рассуждений.
Осознание
и произвольное построение речевого высказывания.
Регулятивные:
Контроль,
коррекция, оценка.
Коммуникативные:
Выражение
своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
|
IX.
Рефлексия учебной деятельности
Цели:
-
организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке;
-
организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения
выполнения требований, известных учащимся;
-
организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке;
-
организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений
будущей учебной деятельности;
-
организовать обсуждение и запись домашнего задания.
|
Организует
фиксацию нового содержания, изученного на уроке.
Организует
рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения
требований, известных учащимся.
- Какую
цель сегодня на уроке вы ставили перед собой?
- Вы
достигли поставленной цели?
- Вспомните
слова, с которых начали урок.
- Поднимите
руку те, кто считает, что сегодня совершил открытие САМ?
Организует
оценивание учащимися собственной деятельности на уроке.
-Как вы
оцените свою работу на уроке?
Организует
фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной
деятельности.
Организует
обсуждение и запись домашнего задания.
-Для
чего вам необходимо выполнять домашнее задание?
Домашнее
задание:
1).
Обязательное для всех: §12,
2).
Презентация «Климат Минусинской котловины» (по желанию).
|
Проводит
рефлексию собственной деятельности на уроке, оценивает себя, фиксирует
неразрешенные для себя затруднения, где и как их можно разрешить.
Напишите
в тетради, либо устно по пятибалльной шкале.
- Чтобы
закрепить знания о типах климата России.
Записывают
домашнее задание.
|
Использовать приобретённые знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни: для самостоятельного поиска географической
информации о климатических условиях России и региона проживания.
|
Познавательные:
Рефлексия
способов и условий действия.
Контроль
и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные:
Выражение
своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Формулирование
и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.
Использование
критериев для обоснования своего суждения.
Личностные:
Следование
в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Самооценка на основе
критерия успешности.
Адекватное
понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.